духовно-нравственное воспитание средствами национальной культуры
проект (2 класс) по теме
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
1. Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения
индивидуального целевого проекта.
2. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач
достижения поставленных целей.
3. Конкретно ожидаемые результаты и механизм оценки результатов.
4. Система работы.
5. Рабочий план реализации проекта.
6. Материально-техническое обеспечение программы.
7.Список используемых ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy.docx | 41.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования (СИПКРО)
Итоговая работа
на тему: Духовно-нравственное воспитание средствами
национальной культуры
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
ВБ: 20.01.2014 – 07.02.2014
Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования
Автор проекта:
Судикова Елена Семёновна
школы №3 г.Нефтегорска
г.Самара, 2014г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
1. Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения
индивидуального целевого проекта.
2. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач
достижения поставленных целей.
3. Конкретно ожидаемые результаты и механизм оценки результатов.
4. Система работы.
5. Рабочий план реализации проекта.
6. Материально-техническое обеспечение программы.
7.Список используемых ресурсов.
Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому, самый занимательный, чем тот, который возник, вырос, развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор!"
В.И. Виноградов.
Актуальность проблемы
Среди многочисленных вопросов, связанных с музыкальным воспитанием, можно выделить один из важнейших как в воспитательном отношении, так и с точки зрения чисто учебной - вопрос о приобщении к народной музыке детей младшего школьного возраста.
Трудно переоценить ту пользу, которую может принести школа, если она будет проводить планомерную работу по воспитанию музыкально-эстетического вкуса, в которой народная музыка займет заслуженное место.
Н.Я. Брюсова, внесшая немало ценного в теорию и практику музыкального воспитания, в качестве исходного момента в музыкальных занятиях с детьми рекомендовала обращаться именно к народной песне. "Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка народу, от его народной песни".
Аналогичное мнение находим мы у Б.В. Асафьева в сборнике "Музыка в школе". Имея в виду один из принципов дидактики - доступность, он предлагает для начального обучения народную песню: "Каждый должен петь совершенно свободно… Для такого пения, конечно, должен быть взят соответствующий материал… Такой материал дает народная песня, на которой и может вестись работа".
В настоящее время вряд ли нужно доказывать, насколько велико значение народного творчества в духовно-нравственном воспитании детей. О том, что народная песня - неоценимый материал для развития музыкально-творческих способностей учащихся, можно прочитать в научно-методических работах В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, О.А.Апраксинской, Е.Я.Гембицкой, В.А.Дышлевской, В.С.Попова, Ю.Б.Алиева, изданных в разные годы.
Музыкальная педагогика считает народное музыкальное творчество одной из важнейших основ системы музыкального воспитания и обучения. Через творчество своего народа дети лучше понимают творчество других народов, острее воспринимают и чувствуют общее, человеческое; знание музыки других народов воспитывает уважение к ним, горячую любовь к своей Родине, к родной природе.
Цель проекта — создание оптимальных условий для для-духовно-нравственного воспитания детей через приобщение детей к истокам русского народного творчества, через знакомство и исполнение русских народных песен.
Задачи :
- Дать первоначальные представления о народной песне и музыке, их значение в жизни человека и общества;
- Формировать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
- Помочь учащимся освоить музыкально-игровой, хороводный, плясовой детский репертуар, приуроченный к традиционным праздникам русского народа.
- Воспитывать положительное отношение, интерес к содержанию народной музыки.
Разделы программ | Ожидаемый результат | Универсальные учебные действия |
Закрепление вокаль- ных навыков | Обучающиеся знают: - правильное положение при пении; - взятие певческого дыхание во время пения; - понимают по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»; Обучающиеся умеют: - правильно дышать: делать не большой спокойный вход, не поднимая плеч. - в подвижных песнях делать быстрый вдох. | Познавательные УУД
Коммуникативные УУД умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
управление действиями партнера (оценка, коррекция);
Регулятивные УУД
|
Играем и поём – старинушку русскую узнаем. | Обучающиеся знают: - жанры музыкального искусства; - народные музыкальные инструменты; - музыкальный словарь необходимый для отклика и настроения; Обучающиеся имеют представление об обычаях своего края, традиционной одежде, и праздниках. | |
Песенное и танцевальное творчест- во | Обучающиеся знают: - специфику народной манеры исполнения; - гигиену певческого голоса; Обучающиеся умеют: - владеть общими певческими навыками: цепного дыхания, звукообразование, звуковедения; - придумывать движения под музыку; - определять жанры русской народной музыки; - сочинять игровые сценки; - исполнять элементарные муз. ритмические движения; - играть на элементарных шумовых инструментах; - определять характер и настроение музыки; | Личностные УУД
|
Система работы руководителя с учащимися .
Внеурочная деятельность.
Формы работы с детьми:
- индивидуально-групповые занятия;
- беседы, диалоги;
- различные игровые приёмы;
- творческая художественная деятельность детей (развитие способностей сольного и хорового пения, музыкального хорового движения);
- использование мультимедийных технологий;
- исследовательская деятельность учащихся;
- создание проблемных ситуаций;
- экскурсии ;
- мероприятия с приглашением родителей;
- выставка фотоматериалов из выступлений коллектива;
- участие в концертах, творческих конкурсах разного уровня.
Формы контроля
№ | Формы проведения итогов | Сроки |
1 | Творческие конкурсы | В течение года |
2 | Участие в концертах | В течение года |
3 | Отчётный концерт перед родителями, педагогами, учащимися школы | Итоговое занятие |
Содержание работы над проектом
1. Вводное занятие
Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения на занятиях.
2. Закрепление вокальных навыков
Теоретическая часть
Знакомство с разными жанрами народной песен , стилистикой и историей календарных праздников.
Практическая часть
Играем и поём, старинушку русскую узнаем.
Теоретическая часть
Знакомство с фольклорным творчеством русского народа.
Слушание народной музыки из репертуара фольклорных коллективов
России «Чебатуха», «Карагод», «Услада».
Практическая часть
Разучивание упражнениЙ, скороговорок, игр, календарных детских песен для успешного раскрытия музыкального образа.
4. Песенное и танцевальное творчество
Теоретическая часть
Обучающиеся осваивают специальную терминологию: пересек, переменный шаг, шаг с прибивом, карагод, танок.
Практическая часть
Дети учатся основным элементам музыкального и пластического языка на примере народных песен. Проведение музыкально-игровых, познавательных мероприятий.
Учебно-тематический план
№ |
Тема | Цель |
1 | Детский музыкальный фольклор: ( 6 часов) -Потешки, приговорки, заклички -Колыбельные -Прибаутки, дразнилки, частушки | Потешки,приговорки, заклички. Цель- показать жанровое разнообразие (обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела). Их использование в повседневной жизни. Раскрытие возможностей детского голоса: силы голоса, его звонкости, эмоциональная темпераментность, естественность.
Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении (умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении). Колыбельные Цель-предназначение данных произведений. Постижение народно- попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Добиваться протяжного, напевного пения Прибаутки, дразнилки, частушки Цель - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания, голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответст- вующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей. |
2 | Народная песня:/10 часов/ -Календарная -Лирическая -Свадебная | Календарная Цель- песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года» тема урожая, труда). Учить детей следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах. Лирическая; Цель - видеть жанровое разнообразие (грустные иудалые; глубоко печальные и грозно-мужественные). Развивать умение у детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка дыхания.Учить петь выразительно, используя различные интонации, исполнительские краски.Следить за правильным четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения. Свадебная Цель- видеть особенности поэтического изложения и мелодики. Знакомство со звеньями свадебной игры (сватовство, смотрины, девичник, прощание с родным домом, венчание, встреча молодых в доме жениха). Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение выразительных средств музыки — темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально-образном содержании песни. |
3 | Игровой фольклор/6 часов/ | Цель- его основная функция (задачи, связь частей, концовка) связь частей. Отработка навыков пения. Передача образа, характера в пении. Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ. |
4 | Хороводы /8 часов/ | Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода». Виды хороводов: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета). Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода. |
5 | Знакомство с народными музыкальными инструментами /6 часов/ | Цель-знакомство с народными инструментами. Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способам звука-извлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. |
Материально-техническое обеспечение программы
1. Интерактивная доска
2. Мультимедийный проектор
3. Принтер
4. Ноутбук, колонки, микрофон.
5. Музыкальные народные инструменты:
бубенцы,
колокольчики,
трещотка,
игровой комплект деревянных ложек.
6. Фонограммы народных песен.
2. УМК «Мир музыки».
3. Детские народные костюмы.
Список используемых ресурсов
1. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- С - П., Детство-Пресс, 2004.
2. Веретенников И.И. «Русская народная песня в школе» - Белгород, 2010.
3. Гилярова Н.Н. «Хрестоматия по русскому народному творчеству» - М.: 2006г.
4. Мешко Н. «Методика работы с исполнителями русских народных песен». –М. вып. 11. 2008г.
5 Калугина Н.В. Методика работы с детским фольклорным коллективом. – М.: Музыка, 2010г.
6. М.Лукина. Методические рекомендации по самоорганизации педагогической деятельности. – Самара, 1998г.
7. В.П. Шильгави. Начнём с игры. – М.: Просвещение, 2005г.
8. С.И.Бекина, Т.П.Ломова. Музыка и движение (упражнения, игры, пляски для детей 7-9 лет). – М., «Просвещение», 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание ответственного, инициативного и компетентного граждан...
Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.
Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В формировании личности ценностных установок необходимо учитывать возрастные периоды....
Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»
Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....