Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах как средство развития ключевых компетенций.
статья по теме
Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения. Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах как средство развития ключевых компетенций.
В настоящее время одной из главных задач образования является развитие компетенций учащихся. Учитель находится в «поиске средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как одного из условий, обеспечивающих качественное усвоение программы».
Мне хотелось бы начать с определения различий между понятиями “компетенция” и “компетентность”. Компетенция – это знание, опыт, умение по ряду вопросов в которых кто-либо хорошо осведомлен.
Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области.
Таким образом, компетенция – это набор обще-учебных умений и навыков, а компетентность – это качество владения ими, это то каким образом, компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.
Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал А.В. Хуторской.
По классификации, предложенной им, ключевые компетенции делятся на:
- учебно-познавательные;
- информационные;
- коммуникативные;
- общекультурные;
- компетенции личного самосовершенствования;
- социальные.
«Формирование компетенций – это не смена содержания, а смена технологии обучения» - Е.Я. Коган. Поэтому внедрение новых информационных технологий – это одно из средств реализации компетентностного подхода в обучении. Информационные технологии позволяют изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения. Причины этого в следующем:
- большой объем информации;
- неумение работать с информацией;
- недостаточное количество наглядных пособий по окружающему миру;
- отсутствие таблиц, схем в учебниках (вся информация текстовая);
- некоторые темы являются достаточно сложными;
Из вышесказанного следует, что для более эффективного процесса обучения необходимо внедрение новой технологии.
Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями.
ИКТ позволяет демонстрировать на уроке:
- фотографии животных, растений, памятников, городов, известных людей и др.,
- отсканированные иллюстрации книг, карты и др.,
- схемы и таблицы,
- тесты, кроссворды для проверки знаний,
- видеоматериалы на темы «Жизнь животных», «Открытие новых земель», «» и др.,
- аудиозаписи «Голоса животных»,
- музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.
С появлением в нашем кабинете компьютера и мультимедийного проектора стало понятно, что можно проводить уроки по-новому, увлекая детей, представляя информацию более наглядно, разнообразно. Изучая новую технологию, приходилось прибегать к помощи коллег, учителей информатики. Вся эта работа позволила не только развивать собственную информационную компетентность, но и начать создание электронного приложения к учебнику «Окружающий мир» Н.Я. Дмитриевой, А.Н.Казакова.
В какой последовательности необходимо строить свою работу по созданию мультимедиа урока. Этапы работы можно выделить следующие:
- Поиск наглядности, аудио – и видеоматериалов в соответствие с темой урока («складывание» в отдельную папку).
- Знакомство с содержанием урока и выстраивание материалов в нужной последовательности в программе Power Point.
- Вставка текстовой информации, таблиц, схем.
- Оформление слайдов, анимация.
Использование ИКТ не вредит здоровью детей в том случае, если учитель будет:
- учитывать возрастные особенности и интересы детей,
- контролировать непрерывное время работы с экраном и проектором (2 класс – 10 мин, 3 класс – 15 мин, 4 класс – 20 мин),
- чередовать виды и формы работы.
Использование ИКТ заставляет учителя конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта.
Школьники под руководством учителя тоже отрабатывают навык составления конспектов, который им пригодится в будущем.
В результате работы можно сделать общие выводы о возможности применения ИКТ на уроках:
- Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями в создании благоприятных условий для работы учителя и учащихся и выводит на качественно новый уровень применения традиционных методов обучения.
- Использование ИКТ на уроках дает возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности.
- ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя различные источники.
- Использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания.
- Применение ИКТ на уроках окружающего мира позволяет учащимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме.
- Систематичное и активное использование ИКТ на уроках окружающего мира приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"
В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....
Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС
В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....
«Урок окружающего мира в начальной школе как средство формирования экологической культуры у младших школьников»
Общество стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Приоритетной задачей ...
Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах.
Большая часть знаний, умений и навыков (ЗУН), полученных на традиционных уроках, не используется учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается, а прочность существенно ...
Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах.
Обобщение опыта использования ИКТ на уроках окружающего мира....
"Использование приёма мнемотехники на уроках окружающего мира в начальных классах" (из опыта работы).
Использование мнемотехнических приёмов может помочь значительно облегчить задачу запоминания информации на уроках окружающего мира, сделать этот процесс не только быстрым простым и эффективным, ...