Гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника
статья

Дорош Ольга Викторовна

        Аннотация: В данной статье рассматривается опыт работы учителя начальных классов  в  направлении гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания личности. Особое внимание обращено на направления работы со школьниками, формы проведения мероприятий, с учётом отечественных традиций, региональных особенностей, достижений школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnaya_rabota.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Аннотация: В данной статье рассматривается опыт работы учителя начальных классов  в  направлении гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания личности. Особое внимание обращено на направления работы со школьниками, формы проведения мероприятий, с учётом отечественных традиций, региональных особенностей, достижений школы.

           Жизнь  сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Социальный заказ требует от системы образования осуществления подготовки активной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных, профессиональных проблем, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны. Общеобразовательные учреждения должны готовить выпускников, обладающих навыками практической деятельности в правовом государстве. Соответственно на одно из первых мест выдвигается проблема формирования гражданственности учащихся  школ. Интегративным качеством, определяющим воспитание гражданских качеств, является гражданская идентичность. Проблема формирования гражданской идентичности личности актуальна, социально значима и является отражением новой парадигмы образования. Исходя из этого, были сформулированы стратегические цели системы образования, которые направлены на обеспечение единства, национального согласия и гражданской консолидации нации, её конкурентоспособности и безопасности. Инструментом  реализации этих целей является государственный образовательный стандарт второго поколения.  ФГОС –  нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Здесь представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир и т.д. 

            Одной из главных задач воспитательной работы  нашей школе в течение учебного года была  работа в направлении гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания личности.  Важнейшая составляющая  этого процесса  – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины. 
Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам, формирование гражданской идентичности. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание. 

Безусловно, формирование российской гражданской идентичности  в школе  охватывает всю педагогическую деятельность, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную  жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.  

         Свою работу по   гражданско-патриотическому воспитанию   я строю   по нескольким  направлениям:

     Первое направление это – формирование гражданской идентичности через  урочную и внеурочную деятельность.  Мне бы хотелось остановиться подробнее на  внеурочной деятельности.

             В 1 классе  мной был выбран курс «Государственная символика. Герб, Флаг. Гимн» автора Б.Н.Серова.  На  основе знакомства с символикой происходит непосредственное  прикосновение детей к отечественной истории. Данный курс  формирует интерес к родной стране, дает первоначальные представления о родном крае, о Родине, знакомит с понятиями «государство», «гражданин», «законы страны», «права и обязанности гражданина»

           Во 2 классе « Бытописание Новгородского края».    Материал курса «Бытописание Новгородского края» разработан по материалам  автора Семенова Л.Н., 2011 г  «Бытописание Новгородского края» включает историю постепенного  распространения Новгорода, начиная с переселенцев, историю городского благоустройства, историю людей, живших на Новгородской земле (занятия, нравы, обычаи), устройство и устав их городского быта и управления. Целью курса является создание условий для воспитания человека культуры, гражданской идентичности, нравственной личности.

            В 3 классе мной разработан курс «Мой край родной». Я считаю, что материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить те пробелы в воспитательной работе, которые возникли в последнее время. Данный курс является комплексным обобщением элементов краеведения в таких предметах как история, география, естествознание, литература. Содержание и построение курса обеспечивает преимущественное внимание к изучению своего края, способствует воспитанию любви к Родине, играет большую роль в формировании гражданской идентичности. Программа призвана дать достаточно полное, целостное представление об историческом прошлом нашего края и нацелена на выработку у учащихся навыка работать со всеми важнейшими источниками краеведческой информации – справочными и учебными пособиями, картами, рукописными материалами, фото, иллюстрациями, художественной литературой Данный курс ориентирован не на запоминание обучающимися информации, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. Учащиеся не только изучали историю города, его традиций, но встречались со знаменитыми художниками, писателями, с героями Великой Отечественной войны.

      В  четвертом классе работа построена блоками : блок - «Я и Родина», блок- «Культура и традиции», блок - «Этих дней не смолкнет слава» и т.д. Каждый из детей представляет свой проект по теме. Проект всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающий, с одной стороны, использование разных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, творческих областей. Работа по  проекту предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла и гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результатами выполненных проектов является то, что многие из детей приняли участие во всероссийских конкурсах: « Всегда Россия славилась Отважными  героями», « И гордо реет флаг державный» и стали призерами 2 и 3 степени.

Особое место в воспитании гражданской идентичности младших школьников  занимает  школьный музей Боевой славы – это второе направления. Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, за его прошлое и настоящее, а также расширению кругозора и развитию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования

В  1 – 2 классе учащиеся посещали музей, подробно знакомились  с   экспонатами. Но учащиеся  не только посещали экскурсии, подготовленные старшеклассниками, но и сами с удовольствием участвуют в жизни музея

  • участвуют в акциях, организованных активом музея
  • поздравляют  ветеранов с праздниками,
  • участвуют в праздничных концертах, посвящённых Дню победы.

В 3 классе  дети уже участвовали в подготовке выступлений, каждый из них выбрал проект, по которому работал, используя материалы музея. Кто-то из  детей выбрал изучения название улиц, кто-то изучал героев войны.

В 4 классе обучающиеся вместе с родителями к  годовщине победы  в Великой Отечественной войне  примут  участие в пополнении фондов музея, собирая материал для лекций на темы:

  • «Орден в твоём доме»,
  • «Человек на войне» и др.

Учащиеся начальных классов используют материал о своих родственниках - участниках войны, работников тыла, готовят альбомы о своих бабушках и дедушках, фото - альбом о параде в День победы.

Эта работа помогает ребятам ближе познакомиться с памятниками истории, героями города.

Проводя данную работу, я как педагог ставлю перед собой следующие задачи:

1. Расширять знания учащихся об исторических местах, памятниках и

о знаменитых земляках  г.Пестова и Новгородской области;  

2. Формировать чувство гордости за родной город; чувство гражданской идентичности

3. Развивать коммуникативные навыки;

4. Формировать умения работы с материалами по краеведению и творческого подхода к их изучению (разработка конкурсов, викторин, кроссвордов, презентаций, виртуальных экскурсий и т. д.).

Важнейшим условием формирования гражданской идентичности у обучающихся является развитие социального партнерства института семьи и общеобразовательных учреждений, готовность школы и семьи к повышению их воспитательного потенциала. Семья, как любая система, реализует ряд социальных функций, ведущими из которых являются воспитание детей, их духовное, физическое развитие. Работа с семьей – следующее направление.

В основу своей работы я положила традиционные и проверенные практикой формы взаимодействия школы и семьи: - родительские собрания,  консультативные родительские дни; тематические вечера,  совместные занятия детей и взрослых; совместные мероприятия – праздники (конкурс строя и песни, посвященный 23 февраля, Вахта памяти ),  выставки, конкурсы, экскурсии и др. В русле формирования гражданской идентичности проводятся экскурсии в музеи, на выставки, на производство, в природу, по городу и т. д.  В этой  работе я опираюсь на помощь  родителей . Они не только устраивают экскурсии, но и активно принимают участия в выступлениях, готовят проекты со своими детьми.  

       Экскурсия -это самая популярная  форма работы . В ней происходит и познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большее воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам. В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства. 

   В течение года  осуществляются экскурсии не только по городу, но и за его пределы. Так мы познакомились не только со всеми предприятиями города, посетили несколько раз краеведческий музей в родном городе, но и посетили знаменитые места: Музей-усадьба А.В.Суворова в с. Кончанское-Суворовское, город Боровичи и его краеведческий музей, город Мышкино, город Череповец, город Тверь, город Новгород, село Любытино. Перед экскурсией учащиеся пишут сообщения о предмете экскурсии, находят необходимую информацию, совместно с родителями договариваются с организациями о проведении экскурсий.

Итогом экскурсии становятся творческие работы:  сочинения, отзывы,  стихи,  рисунки, кроссворды, презентации, фотоальбомы, о своих впечатлениях дети рассказывают в статьях в школьной газете и на школьном сайте.

Таким образом, глубокое изучение предмета экскурсии, сама экскурсия и итоговые работы о личных впечатлениях, переживаниях, помогают ученику осознать свою принадлежность к истории родного города и страны, создают условия для воспитания чувства любви к Родине.

        Следующее направление в формировании гражданской идентичности  носит название «Новости  недели». Это направление включает в себя классные часы, беседы, информационные часы, которые проводятся в нашем классе.  

            Во внеучебное время для формирования гражданской идентичности школьников  школьные и внешкольные мероприятия, встречи, интеллектуальные и развивающие игры, конкурсы, социальные проекты, благотворительные акции.    В школе определены приоритетные направления деятельности, которые реализуются через социально значимые проекты и ориентированы на непосредственное приобщение учащихся к жизни в обществе, формирование их гражданской позиции. Многие проекты носят комплексный характер, то есть решают комплекс воспитательных и образовательных задач, предусматривают участие детей в различных видах деятельности.      Наш класс является активным участником мероприятий в школе:

11 сентября – День памяти Героя Советского Союза полного кавалера Ордена Славы Кузнецова Н.И.

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Рождественский благотворительный марафон

 Вахты памяти, посвященной Дню Победы

           Считаю, что необходимо осуществлять диагностику сформированности гражданской идентичности   для того, чтобы целенаправленно планировать и организовывать учебную и внеучебную деятельность детей в школе по воспитанию данного качества. Определение динамики сформированности этого качества позволяет установить эффективность педагогической деятельности по решению данной проблемы. Изучение результатов и эффективности воспитания гражданской идентичности выполняет аналитическую, контрольно- корректирующую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:

 а) выявление реального состояния педагогического процесса по формированию гражданской идентичности; эта задача решается с помощью педагогического среза, в ходе которого изучаются состояние и результативность педагогической деятельности с учетом конкретных критериев и показателей;

б) определение изменений, произошедших в процессе воспитания гражданской идентичности;

в) изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, определение эффективности и педагогической целесообразности используемых средств;

 г) выявление возможностей развития педагогического процесса (изучение состояния и динамики развития гражданской идентичности детей является основой для поиска путей и средств дальнейшего совершенствования педагогической деятельности);

 д) определение эффективности влияния педагогической работы на развитие гражданской идентичности детей.

 Изучение результатов и эффективности педагогической деятельности по формированию гражданской идентичности — один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на результаты воспитания гражданской идентичности влияют не только деятельность самой школы, но и внешняя по отношению к ней среда. Тем не менее, можно и необходимо определять сформированность ряда критериев и показателей, характеризующих гражданскую идентичность, чтобы отслеживать относи- тельный результат и управлять дальнейшей деятельностью детей

     Принято считать важным критерием гражданской идентичности школьников общественную направленность, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности. Направленность школьников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношение к окружающему миру.  

     В своей деятельности я использую опыт работы  Л.В. Байбородова, профессора ЯГПУ «Диагностика сформированности гражданской идентичности личности»

 

            Анализ моего  педагогического опыта показывает, что сформированные признаки гражданского воспитания у детей младшего школьного проявляются:

 в потребности в активном участии в торжественных мероприятиях;

 в стремлении к выходу из личностного безразличия, апатии, по отношению к ближайшему окружению в макро- и микромире, обусловленных социально-экономической нестабильностью;

 в осознании личностной ответственности перед детским и взрослым коллективом в настоящем и будущем;

в потребности реализовать собственные возможности в различных видах позитивной деятельности;

в проявлении эстетических норм в процессе творческой деятельности; в потребности в выполнении общественных поручений;

в проявлении нравственно-этических личностных качеств в процессе общения с взрослым и детским миром;

в стремлении повысить экологический статус родного города, поселка за счет актуализации данной проблемы в литературной, изобразительной, трудовой деятельности;

в стремлении нести личную ответственность при сохранении исторических, военно-патриотических, архитектурных памятников  края;

в отражении личностных патриотических устремлений при различных видах индивидуальной и общественной деятельности. 

 

 

 

Список литературы

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241от 22 сентября 2011 г. № 2357)

2.       Серов Б.Н.   «Государственная символика» Гимн. Герб. Флаг. 1- 11 классы  ВАКО 2005

  1. Семенова Л.Н.,   «Бытописание Новгородского края» Великий Новгород 2011
  2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
  3.  Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Социальный кризис  в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. По...

Духовно-нравственное воспитание личности младшего школьника в образовательном процессе МБОУ ООШ д.Лаптево.

Данный материал и презентация отражают особенности духовно-нравственного воспитания в нашей школе. В своем выступлении  я постаралась кратко передать содержание  образовательного пространств...

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности младшего школьника

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных нача...

Программа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания "Я - Гражданин России"

Программа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Я-Гражданин России» МКОУ «Присадская средняя общеобразовательная школа» администрации муниципального образования Киреевский рай...

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности младшего школьника средствами предмета «Окружающий мир» (система учебников «Школа России»)

Раскрыть сущность воспитания как социокультурного и педагогического процесса на основе анализа Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России....

НПК "Школа - центр гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Программа научно-практической конференции "Школа - центр гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения....