Духовно-нравственное развитие и воспитание личности младшего школьника
презентация к уроку на тему

Одинцова Надежда Аифаловна

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности обучающегося, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у обучающегося чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого обучающегося, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon duhovno-_nravst._vospit.ppt203.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности младшего школьника

Слайд 2

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника начальной школы умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками; владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней; обладающий основами коммуникативной культуры ( умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);

Слайд 3

любознательный, интересующийся, активно познающий мир; любящий свою семью, свой край, свою Родину; уважающий и принимающий ценности общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;

Слайд 4

Основные направления духовно-нравственного развития обучающихся начальных классов: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание нравственных чувств и этического сознания Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Слайд 5

Основные принципы организации духовно-нравственного воспитания: Принцип целостно-смыслового равенства. Принцип непрерывности и системности Концептуальные принципы совместного образования Принцип творчества и успеха Принцип развития

Слайд 6

Структура и содержание основных разделов программы духовно-нравственного развития и воспитания личности младших школьников. « Я - человек» (1-2класс) Воспитание нравственных чувств и этического сознания; Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Слайд 7

«Я - и семья»( 2-3 класс) Воспитание культуры семейных отношений. «Я- гражданин» (3-4класс) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Слайд 8

Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания и развития личности младших школьников. Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Школьник знает и понимает общественную жизнь Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Школьник ценит общественную жизнь

Слайд 9

Третий уровень– получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Слайд 10

Воспитательные мероприятия 1 уровень (1 класс) Беседы, классные часы, спортивные соревнования, сюжетно-ролевые игры, проектная деятельность «Здравствуй, школа», «Правила поведения в школе», «Что такое доброта?», «Государственные символы России», цикл бесед «Твое здоровье». «Что значит- быть учеником?» , «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Краски природы», «Любимое время года», «Народные приметы» «Прощание с букварем», конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!»

Слайд 11

Спортивные соревнования «Мама, папа, я-спортивная семья», «А, ну- ка, мальчики»,«А, ну- ка, девочки», «Правила безопасности», Проекты: «Моя семья»; «Моя малая Родина»,«Мой домашний питомец». 2 уровень(2-3 класс) Беседы ,классные часы, участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов, спортивные соревнования, сюжетно-ролевые игры, учебно-исследовательские конференции, проектная деятельность «Здравствуй, школа», «Все мы дружная семья», «Коми-край мой северный», «Режим дня»,

Слайд 12

Цикл бесед «Учись учиться», «Береги здоровье смолоду»; «Все мы разные, но все мы равные» , «Здорово, когда на свете есть друзья...», «Хочу и надо- трудный выбор», «В жизни всегда есть место подвигу», «Маленькие герои Великой войны», «Плохо природе- плохо человеку» Конкурсы рисунков «Страницы Великой войны» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Поклонимся великим тем годам..!»,акция «Письмо ветерану» Спортивные соревнования «Богатырские потешки», «А, ну- ка, мальчики»,«А, ну- ка, девочки», «Вместе весело шагать», «Мои друзья».

Слайд 13

«Край в котором я живу», Проекты: «Моя родословная», «Я и мое имя», «Название моего поселка», «Моя любимая книга», «В мире профессий», «Наши защитники» «Экологическая безопасность»

Слайд 14

Система взаимодействия школы с социальными партнёрами. Музей Библиотека –программа «Библиотечная мозаика» ДЮСШ Дом культуры Центр социальной защиты населения

Слайд 15

Диагностика обучающихся начальной школы 1класс необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми Тест направленности личности Б. Басса Рисуночный тест «Лесная школа» 2 -3 класс особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребенка, его положение в системе личных взаимоотношений класса («звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»), а также характер его отношения к школе.

Слайд 16

Анкета «Отношение учащихся к школе, себе и другим» 4 класс изучения самооценки детей младшего школьного возраста Методика «Оцени себя»

Слайд 17

Цветорисуночный тест А.О. Прохорова ( 1 класс) Фамилии Цвет в квадрате, рисунок Состояние красный карандаш Активность (активация) Красно-жёлтая машинка Радость Зелёная доска Внимание, сосредоточение Розовая кукла Мечтание, фантазирование Чёрный компьютер Утомление, усталость Оранжевые и красные цветы Дружелюбие, доброжелательность Жёлтый мяч, круг Искренность Голубая река Бодрость Синее море Азарт Синий кит Уважение Коричневое дерево Сочувствие, сострадание Красная пожарная машина Активность (активация) Зелёная бабочка Внимание Голубая Мальвина Бодрость Чёрный монстр Утомление Зелёный лес Внимание Жёлтое солнце Искренность Радуга Дружелюбие Розовое платье Мечтание

Слайд 18

Диагностика уровня воспитанности (1-2 класс) (методика Н.П . Капустиной) 1 – 2-е классы Фамилия Средний балл Уровень воспитанности 3,8 средний 4,9 Высокий 4,6 Высокий 4 Хороший 4,2 Хороший 5 Высокий 5 Высокий 2,9 Средний 3 Средний 3 Средний 4 Хороший 2,9 Средний 4,2 Хороший 4,1 Хороший 4,5 Хороший 4,4 Хороший 2,9 Средний 3,9 Средний

Слайд 19

УМК «Школа России» Ведущую роль в реализации программы играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий. Принципами построения УМК «Школа России» являются: приоритет воспитания в образовательном процессе, личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения. Все предметы, включая и предметы эстетического цикла, работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться. Важное положение Стандарта — ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа. Эта задача решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 21

3 уровень( 4 класс) Беседы, классные часы, участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов, спортивные соревнования, сюжетно-ролевые игры, учебно-исследовательские конференции, проектная деятельность «Я и другие люди», «Что значит, быть нужным людям», «Мир человеческих чувств », «Для чего нужна религия», «Путешествие в храм», «Россия-Родина моя!», «Государственное устройство России», «Мир профессий», «А гражданином быть обязан» , «Память сердца...», «Из истории семейной летописи», «Край любимый, край родной», цикл мероприятий «По страницам истории Отечества», «Мой любимый литературный герой», «Труд и воспитание характера», «Что значит-быть полезным людям?».

Слайд 22

Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Звезды школы», «Новогодняя сказка», Весенняя Неделя Добра, Фестиваль патриотической песни. Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!» Спортивные соревнования «Мама, папа, я-спортивная семья», «Масленица», «А, ну- ка, мальчики»,«А, ну- ка, девочки», «Друг познается в беде», «Этикет». «История моей семьи в истории моей страны», «Мир моих увлечений». Я -гражданин России», «Я и мир вокруг меня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание личности младшего школьника в образовательном процессе МБОУ ООШ д.Лаптево.

Данный материал и презентация отражают особенности духовно-нравственного воспитания в нашей школе. В своем выступлении  я постаралась кратко передать содержание  образовательного пространств...

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности младшего школьника средствами предмета «Окружающий мир» (система учебников «Школа России»)

Раскрыть сущность воспитания как социокультурного и педагогического процесса на основе анализа Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России....

«Школьные проекты и игровые приёмы, способствующие духовно – нравственному развитию и воспитанию у младших школьников».

     Всем нам известен документ «Концепция духовно - нравственного развития и воспитание личности гражданина России в образовательном учреждении». Данная тема для нас...

Гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника

      Аннотация: В данной статье рассматривается опыт работы учителя начальных классов  в  направлении гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания личн...

Школьные проекты и игровые приёмы, способствующие духовно – нравственному развитию и воспитанию у младших школьников

Базовые национальные ценности как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа и ...

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании личности младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности — сложная, противоречивая и важнейшая проблема не только педагогики, но и всего современного общества. Ведь от того, каким в духовно-нравствен...

"Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании личности младших школьников"

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности — сложная, противоречивая и важнейшая проблема не только педагогики, но и всего современного общества. Ведь от того, каким в духовно-нравствен...