Программа внеурочной деятельности "Моя Бурятия"
рабочая программа
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_moya_buryatiya.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Программа
по внеурочной деятельности:
«Моя Бурятия»
г. Улан-Удэ
2019 г.
Пояснительная записка
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Ведение кружка «Моя Бурятия» необходимо для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере художественно-культурных традиций Бурятии, её природных и рукотворных достопримечательностей.
Материал призван пробуждать у детей чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.
Кружок позволит значительно повысить качество художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Он должен способствовать развитию более широкого и полного представления об окружающем мире, формированию эстетического вкуса на примере народного и классического искусства Бурятии, умению понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, помочь глубже понять красоту и богатство родной природы.
На реализацию программы по внеурочной деятельности «Моя Бурятия» в школе отводится 2 часа в неделю . Она рассчитана на 1 год обучения.
Цель программы: Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием бурятского народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.
Задачи программы:
- развивать у детей духовное начало, образно-художественное мышление, эстетическое восприятие явлений действительности;
- формировать у детей представление об искусстве как творческом процессе на примере творчества художников Бурятии, уважение к деятельности художника;
- приобщать к истории культуры родного края и современному художественному творчеству;
- развивать творческие способности и навыки учащихся, расширять представления о разнообразии изобразительного языка искусства родного края;
- Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.
- Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
- Приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства.
- Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
- Истории
- Краеведения
- Изобразительного искусства
- Трудового обучения
Формы проведения занятий:
- Интегрированный урок
- Инсценированное представление
- Экскурсия
- Комбинированный урок
- Краеведческая викторина
К концу курса обучения учащиеся должны знать:
- имена известных художников Бурятии и их авторские работы;
- культурные достопримечательности столицы республики - города Улан-Удэ;
- виды декоративно-прикладного искусства.
- произведения современных художников Бурятии;
Решать учебные и практические задачи:
- уметь анализировать произведение искусства и высказывать о них свое мнение;
- различать виды и жанры изобразительного искусства;
- выражать в своем творчестве отношение к окружающей действительности;
- владеть основными понятиями изобразительного искусства;
- владеть доступными для учащихся приёмами выполнения основных видов декоративно-прикладных работ, традиционных для художественной культуры Бурятии;
- владеть навыками самостоятельной исследовательской работы.
Прогнозируемые результаты:
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.
Тематическое планирование “Моя Бурятия”
1 четверть
№
Кол
час
Дата
Название разделов и тем
Творческое задание
Часы
аудиторных занятий
часы
внеаудиторных занятий
1
2
2 ч
История Бурятии
Предания об истории заселения и освоения края
2
3
4
2 ч
Бурятские роды и племена в древности
2
5
6
2 ч
Освоение Забайкалья русскими
2
7
8
2 ч
Религия. Шаманизм. Православие. Буддизм.
2
9
10
2 ч
Иволгинский дацан
Рисунки дацана
2
11
12
2 ч
Образование Республики Бурятия
Сообщение на тему «Образование Республики Бурятия»
2
13
14
2 ч
Улан-Удэ- столица Бурятии.
Сообщение на тему «История возникновения города Улан – Удэ»
2
15
16
2 ч
Символы Бурятии
Изображение бурятской символики с помощью разнообразных видов прикладного искусства
Выучить гимн Бурятии
2
17
18
2 ч
Танцы и игры бурят. Ёхор
Разучивание народных игр. Разучивание ехора .
0
2
2 четверть
№
Кол
час
Дата
Название разделов и тем
Творческое задание
Часы
аудиторных занятий
часы
внеаудиторных занятий
1
2
2 ч
Байкал – мировое наследие
Подобрать фольклор о Байкале, викторина, использование мультимедиа
1,5
0,5
Посещение библиотеки
3
4
2 ч
Символика в традиционной культуре бурят
Символика чисел
Подтвердить на примере популярные числа и числовые композиции
2
5
6
2 ч
Символика цвета
Рисунки
2
7
8
2 ч
Материальная культура бурят
Дерево в культуре бурят
Изготовление игрушек из любого материала, составление правила поведения в лесу
1,5
0,5
экскурсия в школьный сад по составлению правил поведения в лесу
9
10
2 ч
Пища как часть культуры народа
Составление меню из бурятской кухни
2
11
12
13
14
4 ч
Устное народное творчество
Подобрать сказки и пословицы о доброте.
Инсценировка бурятской народной сказки
2
2
3 четверть
№
Кол
час
Дата
Название разделов и тем
Творческое задание
Часы
аудиторных занятий
часы
внеаудиторных занятий
1
2
2
Символика орнаментов
Рисунок народного орнамента
2
3
4
5
6
4
Виды орнаментов
Рисуем эскиз бурятского народного орнамента
4
7
8
2
Бурятский сундук
Выполнение эскиза сундука с бурятским орнаментом
2
9
10
2
Головные уборы бурят
Выполнение эскиза головного убора бурят
2
11
12
2
Бурятские ичиги
Выполнение эскиза бурятских ичигов
2
13
14
2
Мужской дэгэл
Выполнение эскиза мужского дэгэла
2
15
16
2
Женский дэгэл
Выполнение эскиза женского дэгэла
2
17
18
2
Женские ювелирные украшения
Выполнение эскиза женских ювелирных украшений
2
19
20
2
Мужские украшения
Выполнение эскиза мужских ювелирных украшений
2
4 четверть
№
Кол
час
Дата
Название разделов и тем
Творческое задание
Часы
аудиторных занятий
часы
внеаудиторных занятий
1
2
2
Бурятская народная посуда
Выполнение эскиза бурятской народной посуды
1,5
0,5
посещение школьного музея
3
4
2
Бурятское жилище – юрта
Выполнение эскиза бурятского жилища - юрты
2
5
6
2
Духовная культура бурят
Лошадь в традиционной культуре бурят
Придумать рассказ о лошади-помощнике, лошади-кормилице, лошади-участнике всех народных празднеств
2
7
8
2
Конь в жизни бурята
Выполнение эскиза бурятского коня
2
9
10
11
3 ч
Материальная культура бурятского народа(загадки, игры, легенды)
2
1
посещение библиотеки
12
13
14
15
4 ч
Бурятское жилище
Конструирование юрты из разных материалов
4
16
1 ч
Викторина
1
Список литература
- Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006
- Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004
- Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит., 2002
- Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006
- Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006
- Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000
- Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005
- Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990
- Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ: Респ. типография
- Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 1985
- “Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006
- Могоева Д.Д. “Амар сайн, ухибууд!”-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002
- Муханов И.Л. “Дождь из цветов” Бурятские буддийские притчи. Центр русско-азиатских исследований “Агирти”, 2005
- Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.
Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...
Рабочая программа по литературе Бурятии
Рабочая программа по детской литературе Бурятии составлена из расчёта 1 час в неделю – 34 часа....