конспект воспитательского занятия "Пожарная безопасность"
план-конспект занятия (4 класс)

Ситникова Светлана Михайловна

Пожары в нашей стране приобретают характер национального бедствия. Большинство пожаров происходит по вине детей. Три четверти всех пожаров происходят в жилом секторе и практически каждый второй вызван неосторожным обращением с огнём. Жизнь показала, что там, где среди детей проводится разъяснительная, воспитательная работа по пожарной безопасности, риск возникновения пожаров сводится к минимуму, причём эта работа становится во много раз эффективнее, если в ней участвуют сами дети.

Самой распространённой формой приобщения детей к проведению противопожарной работы является организация  занятий по пожарной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_zanyatiya_pozharnaya_bezopasnost.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательское занятие

"Пожарная безопасность"

Цель:  продолжать знакомить обучающихся с основами пожарной безопасности.

Задачи:

закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре, о первичных средствах пожаротушения. Учить соблюдать правила пожарной безопасности. Побуждать детей к бережному отношению к личному и государственному имуществу; отрабатывать правильность действий при возникновении пожара (вызов пожарных по телефону);

развивать любознательность, память, логическое мышление;

воспитывать коммуникативные навыки; воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности; формировать чувство самосохранения;

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, словесный, игровой, практический

Наглядный материал: проектор, экран, компьютер, презентация, карточки с номерами телефонов, для тренинга телефон для детей и телефон для взрослых, карточки с изображением предметов, карандаши, декорация «печь» для драматизации сценки, книга с произведением C. Я. Маршака «Пожар».

Словарная работа :  пожарная безопасность, огнетушитель.

Предварительная работа: беседы, инструктажи по технике безопасности, чтение художественной литературы (Маршак «Пожар», «Кошкин дом»), рассматривание иллюстраций по темам экстремальных ситуаций, разработка памяток «Правила пожарной         безопасности», изготовление стенгазеты «Пожарный — профессия героическая», презентация «Профессия пожарного».

Ход занятия

Приветствие.

Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Пусть этот день принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте пожелаем здоровья друг другу.

Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх

Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг

Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг головой

Здравствуй, наша большая семья! Поднять руки вверх и помахать

Сегодня мы с вами будем говорить о тех опасностях, которые могут приключиться с каждым из нас. И поэтому мы должны знать, как правильно вести себя, если нам угрожает опасность, о правилах безопасности.

Послушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Кошкин дом», и угадайте, о какой опасности идет речь в стихотворении,  

Словечко за словечком —

И снова разговор,

А дома перед печкой

Огонь прожёг ковёр.

Ещё одно мгновенье —

И лёгкий огонёк

Сосновые поленья

Окутал, обволок.

Взобрался по обоям,

Вскарабкался на стол

И разлетелся роем

Золотокрылых пчёл.

- Что случилось в этом доме? (Пожар) (слайд 1)             

«Если дым валит клубами, пламя бъется языками,

И огонь везде и жар, Это бедствие - …

- Так какая тема нашего занятия? О какой безопасности пойдёт речь?  (слайд 2) О пожарной безопасности.

- Зная тему нашего занятия, скажите что вы хотите узнать, чего ждёте от занятия? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на занятии? (вспомнить правила пожарной безопасности,  как вести себя, если случился пожар...)

Воспитатель: А что такое пожар и чем он опасен? (Дети: Пожар – это настоящая беда. Если с огнём обращаться не осторожно, начинается пожар. При пожаре могут сгореть вещи, дом, и главное могут погибнуть люди).

Отчего может возникнуть пожар? (Дети называют причину пожара — не выключен утюг, игра со спичками…)

- Ребята! Посмотрите на картинки и назовите причины пожара. (работа с презентацией )   (слайд 3-11)

-  Правильно, ребята!

- У вас на столе лежит лист, на котором изображены предметы.  

- Раскрасьте те предметы, с которыми можно играть,  и зачеркните те, которые  приведут к  пожару (работа с карточками). ( Дети раскрашивают предметы, обосновывают свой выбор. Проверяют правильность выполнения задания у соседа по парте).

- Какие  предметы вы не раскрасили и почему? (зажигалка, бенгальские огни, утюг, настольная лампа)

- Поменяйтесь листочками с заданиями, посмотрите, правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте (взаимоконтроль).

- Давайте подведем небольшой итог, что может быть причиной пожара? (спички, лампы, зажигалки, свеча, утюг, плита)(слайд 12)

Физминутка "Огонь"

Спички опасны, (Дети грозят пальчиком)
Их только тронь - сразу появиться Яркий огонь!
(Поднимают руки вверх, шевелят пальчиками),

Сначала маленький, ( Руки перед собой).
А потом большой, большой! (
Руки вверх, шевелят пальчиками).
Подул ветерок (Дуют). И огонь погас.
(Опускают руки).

Сейчас вы увидите выступление агитбригады юных пожарных. Ребята разработали памятки  о правилах пожарной безопасности. Егор расскажет о ППБ в городе, городской квартире, Саша М. -в деревне, Саша Б.— в лесу, Настя расскажет о том, как вести себя, если начался пожар  в школе.

Памятки мы повесим в уголок безопасности, чтобы они нам напоминали правила пожарной безопасности.

 Мы узнали про основные причины пожаров и теперь всегда должны помнить, что неосторожное обращение с огнём может привести к беде, как в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака “Пожар”.

СЦЕНКА

Мать на рынок уходила, Дочке Лене говорила:                                                                                                                                 “Печку, Леночка, не тронь, Жжётся, Леночка, огонь!”
Только мать сошла с крылечка, Лена села перед печкой.
В топку красную глядит, А в печи огонь гудит:
“Нынче в печке места мало, Разгуляться негде стало.
Маме, Леночка, не верь, Приоткрой пошире дверь”.
Приоткрыла дверцу Лена, Соскочил огонь с полена.
Перед печкой выжег пол, Влез по скатерти на стол,
Пробежал по стульям с треском, Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок, Лижет пол и потолок…

Ребята, скажите, почему случился пожар? Девочка правильно себя повела, когда увидела, что загорелась скатерть, пол? Что она должна была сделать?

Так что же делать, если всё-таки случилась такая беда – пожар?  (Работа с презентацией (слайд 13-24)

1. Не паниковать.

2. А что можно самим сделать, если в доме небольшой пожар, например, загорелся один лист бумаги на столе?

( Можно попробовать потушить самим: полить водой на огонь, накрыть одеялом, взрослые люди могут использовать огнетушитель). 

ИГРА «Найди средства тушения»

-А теперь поиграем:

Если названным мной предметом можно потушить тушат  - хлопаем.

Если пожар нельзя тушить — топаем  (вода, спички, бумага, пироги, песок, блины, земля, резина, огнетушитель).                

3. Нельзя заливать водой электроприборы.

4. Не открывайте окна и двери для уменьшения притока воздуха.

5. Если пожар потушить самим невозможно, немедленно покинуть помещение, где возник огонь, и закрыть за собой дверь, немедленно вызвать пожарную охрану.

6. Двигаться к двери ползком или пригнувшись к полу – внизу меньше дыма. Дышите через увлажнённую ткань.

7. Звать на помощь соседей и прохожих.

8. Не прятаться под кровать, диван, стол и т. д.

9. Если выход через двери отрезан огнём, выйди на балкон и зови на помощь.

Воспитатель: А сейчас проверим, знаете ли вы, по какому номеру телефона необходимо позвонить, если случился пожар.

(На столе раскладываются карточки с номерами экстренных служб (101, 102, 103, 104, 112) 

Как правильно вызвать пожарную команду? А что делать, если телефон дома не работает?

Набрать номер “101” и сообщить следующие сведения:

- Адрес, где обнаружено загорание или пожар.

- Объект, где происходит пожар: во дворе, в квартире, в школе,  и т.д.

- Что конкретно горит: телевизор, мебель, автомобиль.                      

 - Если диспетчер попросит, то уточнить: номер дома, подъезда, квартиры, на каком этаже горит, сколько этажей в здании, откуда удобнее подъехать, код для входа в подъезд, есть ли опасность для людей и т.д.                                                                

-  Сообщить свою фамилию и телефон.                                                                

 Говорите по телефону четко и спокойно, не торопитесь. Знайте, что пока вы сообщаете о пожаре, пожарная команда уже поднята по тревоге и выезжает (все необходимые сведения бойцам передадут по рации).

Игровой тренинг «Вызови пожарных» По городскому телефону 101.

Давайте поучимся вызывать пожарную бригаду. Я буду дежурным в пожарной части, а кто-то из вас пострадавшим, в доме которого беда – пожар.

(Диалог между пострадавшим и дежурным части. Обратить внимание детей, как важно знать для этого свой домашний адрес и номер телефона).                                                                                                     

- А сейчас давайте просмотрим мультфильм о сказочном пожарном!

Профессия пожарного очень опасная и трудная.  Какую технику используют пожарные в своей работе? Каким характером должен обладать человек, чтобы работать пожарным?

30 апреля – день рождения противопожарной службе России. Ей исполняется 350 лет. Всех работников противопожарной службы будут поздравлять с этой датой. Буду желать им  достойно нести службу. Ну а мы обещаем, что будем помнить правила пожарной безопасности.

Давайте проверим, как хорошо мы запомнили эти правила.

Игра «Это –я, это- я, это все мои друзья!»

При ответах будьте внимательны. На мои вопросы  должны хором отвечать: «Это –я, это- я, это все мои друзья!»

Воспитатель: Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

«Это я, это я, это все мои друзья!».

Кто из вас, заметив дым, Закричит: «Пожар! Горим»

Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?

Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!                

Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Кто задорный и  весёлый,

Верность правилам храня,

Бережёт родную школу

От огня?

(Это- я, это- я, это все  мои друзья!)

Кто поджёг траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

(молчат)

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром

Завершается пожаром?

(Это- я,  Это- я, это все мои друзья!)

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол-

Еле сам живой ушёл?

(молчат)

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят:

Школьников и дошколят?

(Это- я, это- я, это все мои друзья!)  

Итак, вы показали хорошие знания правил пожарной безопасности Прошу вас ответить на вопросы поднятием рук:                                                           – Кто узнал новое о правилах Пожарной Безопасности?

– Кто что либо забыл, а сегодня вспомнил?

 - Кто считает, что хорошо запомнил П.П.Б.?

– Кому было интересно?

- О чем мы сегодня говорили?

-Что нового узнали?

-Что вам показалось необычным, запоминающимся?

– Я благодарю всех вас за хорошую работу!

На память дарим всем закладки для книги,  они будут вам напоминать о правилах пожарной безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательского часа "Птицы леса. Кедровка"

Содержание данного материала повествует о жизни лесной птицы кедровки, особенностях её поведения, образа жизни, её значение в экологической системе....

Марий Чодра конспект воспитательского занятия

Воспитательское занятие о национальном парке Марий Чодра. Знакомство детей с флорой и фауной заповедника Марий Чодра....

Конспект воспитательского спортивного часа воспитателя специальной (коррекционной) школы – интерната ст-цы Ленинградской Василенко О.И. Спортивный час «Весёлые туристы»

конспект спортивного часа для воспитанников начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида...

Конспект воспитательского занятия в группе продлённого дня по теме «Наши пернатые друзья»

Конспект воспитательского занятия в группе продлённого дня по теме: «Наши пернатые друзья»...

Конспект воспитательского часа "Масленица"

В конспекте раскрываются традиции празднования праздника "Масленица"....

Конспект воспитательского часа "Молоко и молочные продукты"

В конспекте раскрывается польза  молока и молочных продуктов для человека....

Конспект воспитательского часа "Зимующие птицы"

В конспекте подобраны загадки, игры по расширению знаний детей о зимующих птица, раскрываются этапы выполнения  аппликации снегиря....