Занятия психической коррекции
методическая разработка

Пучкова Эльвира Александровна
Рабочая программа индивидуальных и групповых занятий по психической коррекции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_psih_kor.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи рабочей программы:

- цель программы состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).

Задачи программы:

−  уточнение и закрепление понятийного аппарата (название предметов, действий с ними);

- отрабатывание последовательности операции с различными предметами с учетом правил безопасного поведения;

- прорабатывание доступных восприятию учащихся моделей межличностного общения, необходимых в различных стандартных и чрезвычайных ситуациях;

- умение ориентироваться в условиях большого города, в быту, позволит им быстрее ориентироваться в современном мире.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана РП

  1. -Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Учебный план для детей с умеренной умственной отсталостью (II вариант) разработан на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
  3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
    по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
  4. Инструктивно-методическим письмом №03-20-2377/14-0-0 от 06.06.2014 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, на 2014/2015 учебный год»
  5. Гигиеническими требованиями к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10).
  6. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования»);
  7. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009
    № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»).

Сведения о типовой программе, на основе которой разработана данная РП

Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под. ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.-480 с.

Программа предназначена для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, детских домов-интернатов, учреждений социальной защиты. Содержание программы направлено на социализацию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и адресовано специалистам, осуществляющим образовательную деятельность с этой категорией учащихся.

Определение места и роли коррекционно-развивающих занятий в овладении обучающимися образовательной программы данного уровня

Данный вид занятий является дополнительной формой работы позволяющей повысить возможности адаптации ребенка с ОВЗ в образовательное пространство ОУ. Так, коррекционные занятия, предлагая широкий спектр воздействия, от игровой деятельности, до тренировки познавательных процессов, позволяют повысить успеваемость ребенка, заполнить пробелы в усвоении образовательной программы, так и развивать познавательную сферу, словарный запас, мыслительные операции, графо-моторные навыки, личность ребенка.

Информация о количестве часов, на которое рассчитана РП: 67 часов

Индивидуальные и групповые занятия психологической коррекции - 6 часов/нед.

«Программой» определены средства обучения, предметно-развивающая среда, формы взаимодействия со взрослыми – участниками образовательного процесса, содержание общеобразовательного процесса в соответствии с общим и национально-региональным компонентом образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программой определены средства обучения, предметно-развивающая среда, формы взаимодействия со взрослыми – участниками образовательного процесса, содержание общеобразовательного процесса в соответствии с общим и национально-региональным компонентом образования детей с ограниченными возможностями здоровья.    При обучении детей со сложной структурой дефекта на уроках используются различные методы и приемы работы. Прежде всего, это классические методы обучения: наглядные, практические, словесные. Также используются современные технологии: различные задания и упражнения на компьютере, презентации. Просмотр дидактических мультфильмов создает положительную мотивацию к обучению. Уроки с обучающимися данной категории проходят в нетрадиционной форме: чаще всего в виде игры, праздников, экскурсий, театрализованных постановок.

Содержание разделов программы. Информация о количестве часов, на которое рассчитана РП:

Рабочая программа по «состоит из нескольких разделов:

Игротерапия, Предметно-практическая деятельность и Психологическая коррекция. Которые включают в себя:

- Игры социально-бытовой направленности.

- Игры с пазлами.

- Игры, направленные на восполнение пробелов в МПиК.

- Цвето-восприятие

- Работа с водой

- Работа с предметами быта

- Работа с песком

Виды и формы промежуточного, итогового контроля, материалы для их проведения.

Оценка знаний производится с помощью шкалы уровня развития обучающихся:  

Низкий уровень – обучающийся ни самостоятельно, ни с помощью взрослого не может выполнить действие.

Слабый уровень – обучающийся при выполнении действия опирается на значительную помощь.

Средний уровень – большая степень самостоятельности, но нуждается в посторонней помощи.

Хороший уровень – достаточно самостоятелен, но требует контроля.

Высокий уровень – самостоятельно справляется с простым заданием.                                                                                                                                                             

           Результатом обучения по «Программе» должна стать социальная адаптация детей, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.

    Характеристика класса.

В классе обучается 5 человек: 3 мальчика и 2 девочки. Умеют говорить двое  обучающихся. Двое общаются при помощи звуко-слов. У двоих речь на однословная, на бытовом уровне, в основном состоит из инфинитивов. У одного мальчика слабо развита мелкая моторика, остальные обучающиеся способны выполнять работу с мелкими предметами. У одной из девочек ДЦП.

                Обучение происходит максимально индивидуально, так как все дети разные по развитию и состоянию физического и психического здоровья. На уроках преимущественно используются нетрадиционные виды обучения. Используются сказко-терапии, игро-коррекции.

Календарно-тематическое планирование

Игротерапия:

           

Тема урока

Количество часов

Дата план

Дата факт

1

Игра Этикет

4

1.09.2014

3.09.2014

8.09.2014

10.09.2014

2

Игра магазин

4

15.09.2014

20.09.2014

22.09.2014

24.09.2014

3

Игра ПДД

4

29.09.2014

1.10.2014

6.10.2014

8.10.2014

4

Где чей хвост

3

13.10.2014

15.10.2014

20.10.2014

22.10.2014

5

Работа с конструктором

4

27.10.2014

29.10.2014

10.11.2014

12.11.2014

6

Игра найди нужный предмет

4

17.11.2014

19.11.2014

24.11.2014

26.11.2014

7

Игра Волшебные слова

4

1.12.2014

3.12.2014

8.12.2014

10.12.2014

8

Мы переходим дорогу

4

15.12.2014

17.12.2014

22.12.2014

24.12.2014

9

Игра времена года

3

12.01.2015

14.01.2015

19.01.2015

10

Признаки

3

21.01.2015

26.01.2015

28.01.2015

11

Игра Чей Узор

4

2.02.2015

4.02.2015

9.02.2015

11.02.2015

12

Игра половинки

2

16.02.2015

18.02.2015

13

Работа с пазлами

4

25.02.2015

2.03.2015

4.03.2015

9.03.2015

14

Инсценировка сказки

4

11.03.2015

16.03.2015

18.03.2015

1.04.2015

15

Развивающая игра с цифрами

4

6.04.2015

8.04.2015

13.04.2015

15.04.2015

16

Игра геометрические формы

4

20.04.2015

22.04.2015

27.04.2015

29.04.2015

17

Сказка Три Медведя

4

4.05.2015

6.05.2015

11.05.2015

13.05.2015

18

Игра по ПДД

3

18.05.2015

20.05.2015

25.05.2015

Предметно-практическая деятельность:

Тема урока

Количество часов

Дата план

Дата факт

1

Различение по цвету предметов 4-х основных цветов.

2

5.09.2014

5.09.2014

2

Различение предметов по форме: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

2

12.09.2014

12.09.2014

3

Действия с разборными картинками из 8 частей, 14 частей

2

19.09.2014

19.09.2014

4

Различение предметов по величине: большой, маленький

2

26.09.2014

26.09.2014

5

Различение предметов по величине: широкий, узкий

2

3.10.2014

3.10.2014

6

Различение предметов по величине: длинный, короткий.

2

10.10.2014

10.10.2014

7

Различение  предметов по цвету: коричневый, оранжевый.

2

17.10.2014

17.10.2014

8

Различение по цвету: белый, черный.

2

24.10.2014

24.10.2014

9

Действия с разрезными картинками, пазлами 14 деталей.

2

31.10.2014

31.10.2014

10

Различение по величине: глубокий, мелкий, далеко-близко.

2

14.11.2014

14.11.2014

11

Соотнесение геометрических тел и фигур.

2

21.11.2014

21.11.2014

12

Действие с разрезными картинками, пазлами 16 деталей.

2

28.11.2014

28.11.2014

13

«Тихая вода» наблюдение за «фонтаном»

2

5.12.2014

5.12.2014

14

Переливание из чайника в чашку и обратно.

2

12.12.2014

12.12.2014

15

Переливание воды через воронку

2

19.12.2014

19.12.2014

16

Полив цветов

2

26.12.2014

26.12.2014

17

«Переливание из одного в третий» воды

2

16.01.2015

16.01.2015

18

Смешивание  акварели

2

23.01.2015

23.01.2015

19

Вода из снега

2

30.01.2015

30.01.2015

20

Взбивание пены

2

6.02.2015

6.02.2015

21

Перекладывание пробок или шариков в воде

2

13.02.2015

13.02.2015

22

Переливание воды по трубочкам

2

20.02.2015

20.02.2015

23

«Капельки из пипетки»

2

27.02.2015

27.02.2015

24

Переливание воды из 1-го в 3-й сосуд и обратно.

2

6.03.2015

6.03.2015

25

Луковицы в воде

2

13.03.2015

13.03.2015

26

Переливание воды по трубочкам

2

20.03.2015

20.03.2015

27

Цветные капельки из пипетки

2

3.04.2015

3.04.2015

28

Мытье парт

2

10.04.2015

10.04.2015

29

Стирка мелких предметов

2

17.04.2015

17.04.2015

30

Работа с песком: Знакомство с песком. Свойства песка.

2

24.04.2015

24.04.2015

31

Работа с песком: «Массаж рук на песке»

2

8.05.2015

8.05.2015

32

Рисование пальцем различных линий

2

15.05.2015

15.05.2015

33

Работа с песком: Рисование геометрических фигур.

2

22.05.2015

22.05.2015

Психологическая коррекция:

Тема урока

Количество часов

Дата план

Дата факт

1

Я - ученик

4

2.09.2014

2.09.2014

9.09.2014

9.09.2014

2

Волшебные слова

4

16.09.2014

16.09.2014

23.09.2014

23.09.2014

3

Упражнения, направленные на расслабление ребенка

4

30.09.2014

30.09.2014

7.10.2014

7.10.2014

4

Игра с мячом «Добрые слова»

4

14.10.2014

14.10.2014

21.10.2014

21.10.2014

5

Игра с мячом «Добрые дела»

4

28.10.2014

28.10.2014

11.11.2014

11.11.2014

6

Упражнения, направленные на развитие умения узнавать эмоции

4

18.11.2014

18.11.2014

25.11.2014

25.11.2014

7

Снятие напряжения с помощью музыки

4

2.12.2014

2.12.2014

9.12.2014

9.12.2014

8

Снятие агрессивности с помощью музыки

4

16.12.2014

16.12.2014

23.12.2014

23.12.2014

9

Снятие агрессивности с помощью дыхательной гимнастики

4

13.01.2015

13.01.2015

20.01.2015

20.01.2015

10

Упражнения, направленные на развитие памяти

4

27.01.2015

27.01.2015

3.02.2015

3.02.2015

11

Упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков

4

10.02.2015

10.02.2015

17.02.2015

17.02.2015

12

Упражнения, направленные на развитие внимания

4

24.02.2015

24.02.2015

3.03.2015

3.03.2015

13

Упражнения, направленные на развитие мышления

4

10.03.2015

10.03.2015

17.03.2015

17.03.2015

14

Упражнения, направленные на развитие моторики, как средство развитие невербальных коммуникативных навыков

4

7.04.2015

7.04.2015

14.04.2015

14.04.2015

15

Снятие напряжения с помощью рисования красками

4

21.04.2015

21.04.2015

28.04.2015

28.04.2015

16

Игры направленные на формирование позитивных навыков общения

4

5.05.2015

5.05.2015

12.05.2015

12.05.2015

17

Театрализация сказки «Теремок»

2

19.05.2015

19.05.2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2-3 классы). Программа составляет 20 занятий, продолжительность 1 час.

Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды...

Логопедическое занятие по коррекции нарушений письма, 2 класс.Дифференциация букв Б - Д

Логопедическое занятие по коррекции нарушений письма, 2 класс.Дифференциация букв Б - Д...

Состав слова. Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии

Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии для школьников с нарушением интеллекта...

Дифференциация приставок и предлогов. Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии

Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии для школьников с нарушениями интеллекта...

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Итоговая работа на тему: «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения» (коррекция звукопроизношения + Изобразительная деятельность ).1 класс

Работа представлена по результатам курса "Традиционные и инновационые подходы к коррекции звукопроизношения"Педагогический университет Первое сентября. Тема занятия:«Путешествие с Колобком. Звук Л»...

Логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи Тема занятия: Буква ж. Звук [ж ].

Цели занятия: - уточнение артикуляции и закрепление правильного произношения звука[ж] (групповое логопедическое занятие для учащихся 1-го класса). - автоматизировать звук в связной речи.Задачи: К...