Занятия психической коррекции
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_psih_kor.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи рабочей программы:
- цель программы состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
Задачи программы:
− уточнение и закрепление понятийного аппарата (название предметов, действий с ними);
- отрабатывание последовательности операции с различными предметами с учетом правил безопасного поведения;
- прорабатывание доступных восприятию учащихся моделей межличностного общения, необходимых в различных стандартных и чрезвычайных ситуациях;
- умение ориентироваться в условиях большого города, в быту, позволит им быстрее ориентироваться в современном мире.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана РП
- -Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Учебный план для детей с умеренной умственной отсталостью (II вариант) разработан на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015. - Инструктивно-методическим письмом №03-20-2377/14-0-0 от 06.06.2014 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, на 2014/2015 учебный год»
- Гигиеническими требованиями к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10).
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования»);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009
№ 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»).
Сведения о типовой программе, на основе которой разработана данная РП
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под. ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.-480 с.
Программа предназначена для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, детских домов-интернатов, учреждений социальной защиты. Содержание программы направлено на социализацию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и адресовано специалистам, осуществляющим образовательную деятельность с этой категорией учащихся.
Определение места и роли коррекционно-развивающих занятий в овладении обучающимися образовательной программы данного уровня
Данный вид занятий является дополнительной формой работы позволяющей повысить возможности адаптации ребенка с ОВЗ в образовательное пространство ОУ. Так, коррекционные занятия, предлагая широкий спектр воздействия, от игровой деятельности, до тренировки познавательных процессов, позволяют повысить успеваемость ребенка, заполнить пробелы в усвоении образовательной программы, так и развивать познавательную сферу, словарный запас, мыслительные операции, графо-моторные навыки, личность ребенка.
Информация о количестве часов, на которое рассчитана РП: 67 часов
Индивидуальные и групповые занятия психологической коррекции - 6 часов/нед.
«Программой» определены средства обучения, предметно-развивающая среда, формы взаимодействия со взрослыми – участниками образовательного процесса, содержание общеобразовательного процесса в соответствии с общим и национально-региональным компонентом образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программой определены средства обучения, предметно-развивающая среда, формы взаимодействия со взрослыми – участниками образовательного процесса, содержание общеобразовательного процесса в соответствии с общим и национально-региональным компонентом образования детей с ограниченными возможностями здоровья. При обучении детей со сложной структурой дефекта на уроках используются различные методы и приемы работы. Прежде всего, это классические методы обучения: наглядные, практические, словесные. Также используются современные технологии: различные задания и упражнения на компьютере, презентации. Просмотр дидактических мультфильмов создает положительную мотивацию к обучению. Уроки с обучающимися данной категории проходят в нетрадиционной форме: чаще всего в виде игры, праздников, экскурсий, театрализованных постановок.
Содержание разделов программы. Информация о количестве часов, на которое рассчитана РП:
Рабочая программа по «состоит из нескольких разделов:
Игротерапия, Предметно-практическая деятельность и Психологическая коррекция. Которые включают в себя:
- Игры социально-бытовой направленности.
- Игры с пазлами.
- Игры, направленные на восполнение пробелов в МПиК.
- Цвето-восприятие
- Работа с водой
- Работа с предметами быта
- Работа с песком
Виды и формы промежуточного, итогового контроля, материалы для их проведения.
Оценка знаний производится с помощью шкалы уровня развития обучающихся:
Низкий уровень – обучающийся ни самостоятельно, ни с помощью взрослого не может выполнить действие.
Слабый уровень – обучающийся при выполнении действия опирается на значительную помощь.
Средний уровень – большая степень самостоятельности, но нуждается в посторонней помощи.
Хороший уровень – достаточно самостоятелен, но требует контроля.
Высокий уровень – самостоятельно справляется с простым заданием.
Результатом обучения по «Программе» должна стать социальная адаптация детей, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.
Характеристика класса.
В классе обучается 5 человек: 3 мальчика и 2 девочки. Умеют говорить двое обучающихся. Двое общаются при помощи звуко-слов. У двоих речь на однословная, на бытовом уровне, в основном состоит из инфинитивов. У одного мальчика слабо развита мелкая моторика, остальные обучающиеся способны выполнять работу с мелкими предметами. У одной из девочек ДЦП.
Обучение происходит максимально индивидуально, так как все дети разные по развитию и состоянию физического и психического здоровья. На уроках преимущественно используются нетрадиционные виды обучения. Используются сказко-терапии, игро-коррекции.
Календарно-тематическое планирование
Игротерапия:
№ | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
1 | Игра Этикет | 4 | 1.09.2014 3.09.2014 8.09.2014 10.09.2014 | |
2 | Игра магазин | 4 | 15.09.2014 20.09.2014 22.09.2014 24.09.2014 | |
3 | Игра ПДД | 4 | 29.09.2014 1.10.2014 6.10.2014 8.10.2014 | |
4 | Где чей хвост | 3 | 13.10.2014 15.10.2014 20.10.2014 22.10.2014 | |
5 | Работа с конструктором | 4 | 27.10.2014 29.10.2014 10.11.2014 12.11.2014 | |
6 | Игра найди нужный предмет | 4 | 17.11.2014 19.11.2014 24.11.2014 26.11.2014 | |
7 | Игра Волшебные слова | 4 | 1.12.2014 3.12.2014 8.12.2014 10.12.2014 | |
8 | Мы переходим дорогу | 4 | 15.12.2014 17.12.2014 22.12.2014 24.12.2014 | |
9 | Игра времена года | 3 | 12.01.2015 14.01.2015 19.01.2015 | |
10 | Признаки | 3 | 21.01.2015 26.01.2015 28.01.2015 | |
11 | Игра Чей Узор | 4 | 2.02.2015 4.02.2015 9.02.2015 11.02.2015 | |
12 | Игра половинки | 2 | 16.02.2015 18.02.2015 | |
13 | Работа с пазлами | 4 | 25.02.2015 2.03.2015 4.03.2015 9.03.2015 | |
14 | Инсценировка сказки | 4 | 11.03.2015 16.03.2015 18.03.2015 1.04.2015 | |
15 | Развивающая игра с цифрами | 4 | 6.04.2015 8.04.2015 13.04.2015 15.04.2015 | |
16 | Игра геометрические формы | 4 | 20.04.2015 22.04.2015 27.04.2015 29.04.2015 | |
17 | Сказка Три Медведя | 4 | 4.05.2015 6.05.2015 11.05.2015 13.05.2015 | |
18 | Игра по ПДД | 3 | 18.05.2015 20.05.2015 25.05.2015 |
Предметно-практическая деятельность:
№ | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
1 | Различение по цвету предметов 4-х основных цветов. | 2 | 5.09.2014 5.09.2014 | |
2 | Различение предметов по форме: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. | 2 | 12.09.2014 12.09.2014 | |
3 | Действия с разборными картинками из 8 частей, 14 частей | 2 | 19.09.2014 19.09.2014 | |
4 | Различение предметов по величине: большой, маленький | 2 | 26.09.2014 26.09.2014 | |
5 | Различение предметов по величине: широкий, узкий | 2 | 3.10.2014 3.10.2014 |
6 | Различение предметов по величине: длинный, короткий. | 2 | 10.10.2014 10.10.2014 | |
7 | Различение предметов по цвету: коричневый, оранжевый. | 2 | 17.10.2014 17.10.2014 | |
8 | Различение по цвету: белый, черный. | 2 | 24.10.2014 24.10.2014 | |
9 | Действия с разрезными картинками, пазлами 14 деталей. | 2 | 31.10.2014 31.10.2014 | |
10 | Различение по величине: глубокий, мелкий, далеко-близко. | 2 | 14.11.2014 14.11.2014 | |
11 | Соотнесение геометрических тел и фигур. | 2 | 21.11.2014 21.11.2014 |
12 | Действие с разрезными картинками, пазлами 16 деталей. | 2 | 28.11.2014 28.11.2014 | |
13 | «Тихая вода» наблюдение за «фонтаном» | 2 | 5.12.2014 5.12.2014 | |
14 | Переливание из чайника в чашку и обратно. | 2 | 12.12.2014 12.12.2014 | |
15 | Переливание воды через воронку | 2 | 19.12.2014 19.12.2014 | |
16 | Полив цветов | 2 | 26.12.2014 26.12.2014 | |
17 | «Переливание из одного в третий» воды | 2 | 16.01.2015 16.01.2015 |
18 | Смешивание акварели | 2 | 23.01.2015 23.01.2015 | |
19 | Вода из снега | 2 | 30.01.2015 30.01.2015 | |
20 | Взбивание пены | 2 | 6.02.2015 6.02.2015 | |
21 | Перекладывание пробок или шариков в воде | 2 | 13.02.2015 13.02.2015 | |
22 | Переливание воды по трубочкам | 2 | 20.02.2015 20.02.2015 | |
23 | «Капельки из пипетки» | 2 | 27.02.2015 27.02.2015 |
24 | Переливание воды из 1-го в 3-й сосуд и обратно. | 2 | 6.03.2015 6.03.2015 | |
25 | Луковицы в воде | 2 | 13.03.2015 13.03.2015 | |
26 | Переливание воды по трубочкам | 2 | 20.03.2015 20.03.2015 | |
27 | Цветные капельки из пипетки | 2 | 3.04.2015 3.04.2015 | |
28 | Мытье парт | 2 | 10.04.2015 10.04.2015 | |
29 | Стирка мелких предметов | 2 | 17.04.2015 17.04.2015 |
30 | Работа с песком: Знакомство с песком. Свойства песка. | 2 | 24.04.2015 24.04.2015 | |
31 | Работа с песком: «Массаж рук на песке» | 2 | 8.05.2015 8.05.2015 | |
32 | Рисование пальцем различных линий | 2 | 15.05.2015 15.05.2015 | |
33 | Работа с песком: Рисование геометрических фигур. | 2 | 22.05.2015 22.05.2015 |
Психологическая коррекция:
№ | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
1 | Я - ученик | 4 | 2.09.2014 2.09.2014 9.09.2014 9.09.2014 | |
2 | Волшебные слова | 4 | 16.09.2014 16.09.2014 23.09.2014 23.09.2014 | |
3 | Упражнения, направленные на расслабление ребенка | 4 | 30.09.2014 30.09.2014 7.10.2014 7.10.2014 | |
4 | Игра с мячом «Добрые слова» | 4 | 14.10.2014 14.10.2014 21.10.2014 21.10.2014 | |
5 | Игра с мячом «Добрые дела» | 4 | 28.10.2014 28.10.2014 11.11.2014 11.11.2014 | |
6 | Упражнения, направленные на развитие умения узнавать эмоции | 4 | 18.11.2014 18.11.2014 25.11.2014 25.11.2014 | |
7 | Снятие напряжения с помощью музыки | 4 | 2.12.2014 2.12.2014 9.12.2014 9.12.2014 | |
8 | Снятие агрессивности с помощью музыки | 4 | 16.12.2014 16.12.2014 23.12.2014 23.12.2014 | |
9 | Снятие агрессивности с помощью дыхательной гимнастики | 4 | 13.01.2015 13.01.2015 20.01.2015 20.01.2015 | |
10 | Упражнения, направленные на развитие памяти | 4 | 27.01.2015 27.01.2015 3.02.2015 3.02.2015 | |
11 | Упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков | 4 | 10.02.2015 10.02.2015 17.02.2015 17.02.2015 | |
12 | Упражнения, направленные на развитие внимания | 4 | 24.02.2015 24.02.2015 3.03.2015 3.03.2015 | |
13 | Упражнения, направленные на развитие мышления | 4 | 10.03.2015 10.03.2015 17.03.2015 17.03.2015 | |
14 | Упражнения, направленные на развитие моторики, как средство развитие невербальных коммуникативных навыков | 4 | 7.04.2015 7.04.2015 14.04.2015 14.04.2015 | |
15 | Снятие напряжения с помощью рисования красками | 4 | 21.04.2015 21.04.2015 28.04.2015 28.04.2015 | |
16 | Игры направленные на формирование позитивных навыков общения | 4 | 5.05.2015 5.05.2015 12.05.2015 12.05.2015 | |
17 | Театрализация сказки «Теремок» | 2 | 19.05.2015 19.05.2015 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2-3 классы). Программа составляет 20 занятий, продолжительность 1 час.
Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды...
Логопедическое занятие по коррекции нарушений письма, 2 класс.Дифференциация букв Б - Д
Логопедическое занятие по коррекции нарушений письма, 2 класс.Дифференциация букв Б - Д...
Состав слова. Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии
Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии для школьников с нарушением интеллекта...
Дифференциация приставок и предлогов. Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии
Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии для школьников с нарушениями интеллекта...
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
Итоговая работа на тему: «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения» (коррекция звукопроизношения + Изобразительная деятельность ).1 класс
Работа представлена по результатам курса "Традиционные и инновационые подходы к коррекции звукопроизношения"Педагогический университет Первое сентября. Тема занятия:«Путешествие с Колобком. Звук Л»...
Логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи Тема занятия: Буква ж. Звук [ж ].
Цели занятия: - уточнение артикуляции и закрепление правильного произношения звука[ж] (групповое логопедическое занятие для учащихся 1-го класса). - автоматизировать звук в связной речи.Задачи: К...