ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
методическая разработка
- Конспект внеурочного занятия по духовно - нравственному направлению. "Ты мой друг и я твой друг".
- Конспект занятия по декоративно - прикладному искусству. "Полет в космос".
- Конспект занятия по туристско - краеведческой деятельности. "Экскурсия по городу Черняховску".
- Конспект занятия по научно-познавательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: психология для школы. "Мой класс - мои друзья".
- Конспект внеурочного занятия по естествознанию. Викторина "Знатоки природы".
Скачать:
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное учреждение Калининградской области
профессиональная образовательная организация «Педагогический колледж»
МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы в области
духовно-нравственного развития
Конспект внеурочного занятия (мероприятия)
в области духовно-нравственного развития
Тема: «Ты мой друг и я твой друг»
Возраст обучающихся: 4 класс
Разработал: обучающаяся 42шк. группы
специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Палеева Юлия Александровна
ФИО
г. Черняховск, 2018г.
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 10.04.2019г.
Время: 10:25 – 11:10
Место: МАОУ «СОШ № 4 г. Черняховска»
Класс: 4 «А»
Целевой компонент занятия:
Тема: «Ты мой друг и я твой друг»
Цель: формирование целостного отношения,нравственных качеств у обучающихся: чувства дружбы, товарищества, чуткости по отношению к другим людям.
Задачи:
Воспитательная: воспитание внимательности, доброжелательного отношения к окружающим.
Развивающая: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, сообразительности, организованности и самостоятельности; развитие умения рассуждать.
Образовательная: познакомить обучающихся с понятием «дружба»; дать представление о правилах поведения с друзьями; выявление представлений о том, какой должен быть настоящий друг.
Планируемые результаты:
Личностные: способствовать развитию памяти, внимания, организованности, самостоятельности; развитие умения рассуждать; умение согласовывать интересы в процессе преодоления определённых, соответствующих возрастным особенностям, трудностям; расширять кругозор обучающихся, обогащать словарный запас.
Метапредметные:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; развитие умения самостоятельно формулировать тему и цели внеклассного занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем и другими детьми вырабатывать критерии оценки и определять степень - успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: способствовать умению оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения ;умение слушать и слышать других, отвечать на вопросы, пытаться принимать иную точку зрения, вступать в диалог, быть - готовым корректировать свою точку зрения;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;задавать вопросы; выполнять правила работы в группе.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, модель); строить рассуждения;
Предметные результаты: способствовать развитию памяти, внимания, организованности, самостоятельности;развитие умения рассуждать;умение согласовывать интересы в процессе преодоления определённых, соответствующих возрастным особенностям, трудностям.
Форма работы: этическая беседа, работа в группах.
Оборудование: проектор, презентация, дидактический материал.
Содержательный компонент занятия:
Ход занятия
- Организационный момент.
У.: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на занятии …»
- Актуализация знаний.
Прослушивание песни «Если с другом вышел в путь…»
-Ребята, вам знакома эта песня? О чем поется в этой песни?
- Сообщение темы занятия.
У.: Сегодня мы с вами поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А еще она бывает настоящей. Ребята, вы догадались, что это?
О.:Нет.
У.: Хорошо, тогда я вам помогу. Для того, чтобы определить тему занятия вам необходимо отгадать загадки, работая в группе. Сейчас вы разделитесь на три группы, каждой группе я раздам загадки, которые вы должны отгадать и предположить тему нашего занятия.
1 группа:
Друг без друга мы скучаем,
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не нужно.
Ведь всего сильнее ... (Дружба)
2 группа:
Мы в беде друг другу помогаем,
Вместе делаем уроки и играем,
Вместе ходим на прогулку, в магазин.
Когда нет тебя, то я один.
Приходи скорее, я скучаю,
Даже с танком любимым не играю.
Мне общение с тобою очень нужно,
А еще нужна мужская … (Дружба)
3 группа:
Она — это то, что не каждый
За жизнь себе сможет сыскать,
Но если нашел, береги же,
Не дай никому отобрать! (Дружба)
(5 минут на работу в группе с загадками)
У.: Первая группа читает загадку и говорит ответ.
О.: Дружба.
У.: Вторая группа читает загадку и говорит ответ.
О.: Дружба.
У.: Третья группа читает загадку и говорит ответ.
О.: Дружба.
- Целеполагание.
У.: Хорошо, так о чём мы сегодня будем говорить.
О.: О «Дружбе».
У.: Хорошо. Тема нашего занятия «Ты мой друг и я твой друг».(слайд)
У.: Ребята, а как вы понимаете слово «дружба»?
О.: Общение между людьми, человеческие эмоции, чувства и постоянная готовность поддержать, поговорить, помочь. Она возникает на основе взаимопонимания, общности взглядов и характеров и может перерасти в сильнейшее уважение, взаимную привязанность и довольно крепкую эмоциональную связь
У.:Да, я с вами согласна. Дружба – великая ценность, подарок судьбы. Она помогает нам учиться, работать, жить.О дружбе размышляли во все времена. Есть сказки, мультфильмы, в которых персонажи очень дружны. И таких очень много, хотя персонажи, которые дружат, совсем разные и не похожие друг на друга. Вы можете в этомсами убедиться, отгадав их.
- «Бременские музыканты» (слайд)
- «Малыш и Карлсон» (слайд)
- «Львёнок и Черепаха» (слайд)
- «Приключения Буратино» (слайд)
- «Винни-Пух и Пятачок» (слайд)
- «Крокодил Гена и Чебурашка» (слайд)
У.:Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Я приготовила для вас пословицы, которые вы должны сами собрать. Начало пословиц - слева, а их продолжение – справа. Соотнесите начало и конец, чтобы получилась полная и правильная пословица: (слайд)
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Друга ищи, а найдешь – береги.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Дружба не гриб – в лесу не найдешь.
- Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
У.: Молодцы. Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко и потерять его. У кого из вас есть друг? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями?
У.: Ребята, как вы думает с любым ли человеком можно дружить?
О.: Да.
У.:Каким должен быть настоящий друг?
О.:Помогать друг другу. Не бояться просить прощения, если обидел друга. Не жадничать.
У.:Что же надо делать, чтобы дружба не распалась?
О.: Соблюдать правила дружбы.
У.:Хорошо. Существует много правил и законов дружбы. Вы только учитесь дружить. Поэтому мы сейчас с вами познакомимся с правилами дружбы.
Правила дружбы
1. Не обижай своих товарищей, не обзывайся.
2. Относись к товарищам уважительно.
3. Если обиделся на друга, старайся поскорее забыть об этом. Не злись долго!
4. Не смейся над своими друзьями.
5. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.
6. Не жадничай, делись с товарищами.
7. Не бойся попросить прощения.
8. Не бросай друга в беде.
9. Не выдавай чужие секреты.
10. Не ябедничай.
11. Если друг в чем-то не прав, скажи ему сразу, если он делает что-то плохое.
12. Помогай товарищу, если умеешь делать что-то, научи его.
13. Умей принимать помощь, советы и замечания от других ребят.
У.:Соблюдая эти правила, я думаю, что вы никогда не потеряете своего друга.
У.:Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно в классе. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание. Дружбу надо ценить.
- Закрепление знаний и умений.
У.: Сейчас вам необходимо выполнить небольшую практическую работу.Найдете пару каждому герою. Их друзья справа, но они разбежались и построились в неправильном порядке. Помогите им найти своих друзей.
1. Белоснежка и … (7 гномов)
2. Вини-Пух и … (Пятачок)
3. Малыш и … (Карлсон)
4. Буратино и … (Мальвина)
5. Крокодил Гена и … (Чебурашка)
6. Наф-Наф и … (Нуф-Нуф)
7. Котенок Гав и … (Щенок)
- Итог занятия.
У.: О чём мы сегодня с вами говорили?
О.: Сегодня мы говорили о «дружбе».
У.: Что такое «Дружба»?
О.:Дружба – великая ценность, подарок судьбы. Она помогает нам учиться, работать, жить.
У.: С кем можно дружить?
О.: Дружба бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем.
- Рефлексия занятия.
У.: И в завершении нашего занятия я предлагаю вам нарисовать ротик и глазки у ромашки:
- если тема занятия была важна для вас и интересна вам, то нарисуйте у ромашки улыбку;
- если было не интересно, скучно, то покажите, что ромашка грустит.
У.:На память о нашем занятии я раздам вам обереги дружбы, а вы обменяйтесь ими друг с другом.
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное учреждение Калининградской области
профессиональная образовательная организация «Педагогический колледж»
Конспект внеурочного занятия (мероприятия)
в области изобразительной деятельности и декоративно – прикладного искусства
Тема: «Мы летим в космос»
Возраст обучающихся: 4 класс
Разработал: обучающаяся 42шк. группы
специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Палеева Юлия Александровна
ФИО
г. Черняховск, 2019г.
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 12.04.2019г.
Время: 12:35 – 13:20
Место: МАОУ «СОШ № 4 г. Черняховска»
Класс: 4 «А»
Целевой компонент занятия:
Тема: «Мы летим в космос»
Цель: формирование навыков рисовать космические корабли разных конфигураций, создание положительной эмоциональной обстановки, побуждать детей к познанию и творчеству.
Задачи:
Воспитательная: воспитание интереса к творчеству, эстетического вкуса и чувство цвета, бережное отношение к работе, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, за достижения отечественных ученых и космонавтов; воспитывать желание учиться, узнавать новое и делать собственные маленькие открытия в сфере космоса; способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, воспитывать чувство взаимопомощи..
Развивающая: развивать творческое мышление, фантазию, воображение, интерес к изобразительной деятельности, творческий подход к работе, самостоятельно дополнять образы разными элементами, развивать умение оценивать свою работу и работу других детей.
Образовательная: дать детям представление о космонавтах , космосе, ракете; познакомить с освоением космоса: спутники, животные - космонавты, человек; рассказать о первом космонавте, развивать познавательные способности.
Планируемые результаты:
Личностные: способствовать развитию фантазии, творческому мышлению, воображению, интересу к изобразительной деятельности, развитие творческого подхода к работе, развитие организованности, самостоятельности.
Метапредметные:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; развитие умения самостоятельно формулировать тему и цели внеклассного занятия; составлять план работы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем и другими детьми вырабатывать критерии оценки и определять степень - успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: способствовать умению оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, вступать в диалог, быть - готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение работать с новой техникой с обучающимися, извлекать информацию, представленную в разных формах; строить рассуждения;
Предметные результаты: способствовать развитию фантазии, внимания, воображения, творческого мышления, организованности, самостоятельности; интересу к изобразительной деятельности, умение согласовывать интересы в процессе преодоления определённых, соответствующих возрастным особенностям, трудностям.
Форма работы: этическая беседа, индивидуальная работа.
Оборудование: проектор, презентация, лист картона белого, манка, акриловые краски, акварель, клей ПВА, кисти, баночки с водой, тряпочки, палитра, подставка для кистей, карандаш, ластик, альбомный лист (для эскиза).
Содержательный компонент занятия:
Ход занятия
- Организационный момент.
У.: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом.
- Сообщение темы занятия.
У.: Ребята, а какой у нас сейчас месяц? (апрель)
У.: Апрель тоже богат на свои праздники, и в апреле празднуется очень замечательный праздник. Что за праздник? (День космонавтики)
У.: Кто может назвать имя первого космонавта, побывавшего в космосе? (Юрий Гагарин, Белка и Стрелка).
У.: Сегодня мы сначала поговорим о первых полетах в космос, а затем порисуем.
- Основная часть.
У: Сначала я вам покажу презентацию и расскажу, кто побывал в космосе, а потом вы ответите на несколько моих вопросов, и я узнаю, внимательно вы меня слушали или нет, договорились?
У: Людям всегда хотелось полететь к звездам, так появились первые летательные аппараты. Кто-то пытался добраться до звезд на воздушном шаре, дирижабле. Люди придумали самолеты, которые взлетали все выше, но улететь в космос не смогли. Наконец русский ученый К.Э. Циолковский доказал, что полет в космос возможен только с помощью ракеты.
Дорогу в космос Юрию Гагарину прокладывали собаки, многие уверены то, что первыми животными полетевшими в космос были легендарные собачки, имена которых вам известны - это Белка и Стрелка, но на самом деле это не так, её звали Лайка, она была обычной дворняжкой полетевшей в космос. (слайд)
Следующий проект, готовился дольше и тщательнее, но и здесь не обошлось без жертв- 28 июня 1960г. у ракеты отвалился боковой блок и она разбилась, не успев толком взлететь. И в этом полете погибли две собаки - Чайка и Лисичка. (слайд)
19 августа в 11:44 по московскому времени с космодрома Байконур был запущен второй корабль – спутник типа «Восток» с собаками Белка и Стрелка на борту. (слайд) Полет Белки и Стрелки продолжается более 25 часов, за время которого корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. За время своего полета Белка и Стрелка преодолели расстояние в 700 тыс. км. 20 августа 1960 года в 13:32 МСК на 18 витке с Земли была дана команда на запуск цикла спуска. Была включена тормозная двигательная установка, и корабль сошел с орбиты. Через некоторое время спускаемый аппарат успешно приземлился в заданном районе в 10 км от расчетной точки. Белка и Стрелка благополучно возвратились на Землю. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю.
После знаменитых собак: Белки и Стрелки летало в космос много различных собак. Первый человек полетевший в космос – это Юрий Гагарин. Летчик Юрий Гагарин стал одним из тех, кого отобрали в первый отряд советских космонавтов. Его технические знания, трудоспособность, физическое здоровье обусловили тот факт, что именно он 12 апреля 1961 года стал первым человеком, поднявшимся в космическое пространство. С космодрома Байконур был произведен запуск ракеты «Восток-1». Выполнив один оборот вокруг Земли на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт (на одну секунду раньше, чем было запланировано). (слайд)
Вопросы по теме:
- Кто был первым космонавтом?
- Как звали собаку, которая первая побывала в космосе?
- Как звали первого человека, который полетел в космос?
- Практическая работа.
У.: Теперь мы с вами выполним работы связанные с 12 апреля – День космонавтики. Сейчас достаем краски или цветные карандаши, альбомные листы я вам сейчас раздам. Рисовать мы с вами сегодня будем по группам направлениям.
1 ряд рисует рисунки на тему «Как начинались полеты в космос?» То есть вы должны представить и показать на рисунке сюжет о том, как вы представляете себе с чего начинались полеты в космос.
2 ряд рисует рисунки на тему «Космическое путешествие?» 2 группа обучающихся на листе А4 должны изобразить сюжет о том, как они представляют себе космическое путешествие. Может кто – то хочет в космос слетать на ракете, может на луноходе и т.д.
3 ряд рисует рисунки на тему «Как в будущем будут осуществляться полеты?» 3 группа обучающихся должна нарисовать рисунки на листе форматом А4, как они представляют себе полеты в космос в будущем.
- Заключительная часть
У.: Молодцы ребята, вы справились с работой. Мы сегодня нарисовали много разных рисунков. Каждый из вас творчески подошёл к своей работе.
У.: Теперь из ваших работ мы с вами откроем выставку. И посмотрим, какие у вас получились прекрасные произведения искусства. Вы все прекрасно справились с заданием, у каждого получился свой индивидуальный рисунок, в который вы вложили свою фантазию, воображение. Ваши работы показывают, какое у вас настроение, у всех отличное потому, что в каждом вашем рисунке выбраны яркие краски благодаря этому они получились весёлыми и солнечными.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное учреждение Калининградской области
профессиональная образовательная организация «Педагогический колледж»
Конспект внеурочного занятия (мероприятия)
в области научно-познавательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: психология для школы
Тема: «Мой класс – мои друзья»
Возраст обучающихся: 2 класс
Разработал: обучающаяся 42шк. группы
специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Палеева Юлия Александровна
ФИО
г. Черняховск, 2019г.
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 15.04.2019г.
Время: 11:25 – 12:10
Место: МАОУ «СОШ № 4 г. Черняховска»
Класс: 2 «Б»
Целевой компонент занятия:
Тема: «Мой класс – мои друзья»
Цель: создать благоприятные условия для осознания позиции школьника; способствовать формированию дружеских отношений в классе, сотрудничества и взаимопомощи друг другу; развивать уверенность в себе и в своих учебных возможностях.
Задачи:
Воспитательные: способствовать воспитанию социальных навыков, сотрудничества и кооперации.
Развивающие: способствовать развитию познавательных процессов, эмоциональной и коммуникативной сфер личности обучающихся; развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу; сплочение классного коллектива.
Образовательные: способствовать созданию благоприятных условий для знакомства детей друг с другом; создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, усвоение социальных норм и ценностей.
Планируемые результаты:
Личностные: способствовать умению искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: способствовать умению ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: способствовать умению проговаривать последовательность действий на занятии; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действия после их завершения, на основе их оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предложения.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: способствовать умению слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы, аргументировать своё предложение, находить общее решение, выражать свои мысли.
Класс: 2
Форма проведения: психологический тренинг
Уровень воспитательных результатов внеурочной деятельности:
Второй уровень воспитательных результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Содержательный компонент занятия:
Ход занятия:
- Ритуал приветствия.
Добрый день, ребята! Я очень рада встрече с вами! И первое что мы с вами сделаем - это поздороваемся, проведём ритуал приветствия, передадим движение по кругу. (прикоснуться к ладошке)
- Упражнение «Передача движение по кругу» – создает установку на совместную работу, взаимодействие, развивает согласованность действий и координацию движений (руки на коленях, левая вверх ладонью, правая – вниз, хлопаем правой рукой по левой руке соседа поочередно по кругу. 3 раза).
- Упражнение «Я тетрадь». Участниками раздают карточки с названиями школьных принадлежностей (доска, мел, тетрадь и т.д.) Каждый составляет монолог от лица своего предмета. Можно организовать диалог между предметами.
- Психологическая разминка:
- Игра «Имя соседа» - ведущий кидает мячик, то кто его поймал должен назвать имена своих соседей.
- «Кто сказал мяу». Водящего раскручивают в центре круга с закрытыми глазами и усаживают к кому-то на колени, в это время говорят «мяу». Водящий должен назвать имя одноклассника, у которого он сидит на коленях и кто сказал мяу. Смените побольше водящих. Кто окажется самым внимательным?
III. Основное содержание занятия.
- Игра «Нужно ли уметь дружить?». Ведущий предлагает детям назвать что они умеют делать: плавать, кататься на коньках, готовить, убирать, пользоваться компьютером и т.д. Одному з них предлагается слова «Я умею дружить». Обсуждается это умение, нужно и можно ли ему научиться. Предлагают собраться в одну команду тем, кто считает, что дружить умеют не все. Другая команда может доказывать, что можно научиться дружить любому человеку.
- «Передай эмоцию по кругу». Один участник загадывает определенное чувство и с помощью мимики показывает его соседу. Все остальные сидят с закрытыми глазами. В конце сравнивается изображение чувства у первого и последнего. Как изменилось изображение эмоций и чувств при передаче?
- Игра «Геометрические фигуры» - направлена на интерактивное взаимодействие, способствует формированию навыков коллективного взаимодействия, сотрудничества, позволяет увидеть «группу риска» (дети стоят в одном большом круге, по сигналу ведущего круг должен приобрести форму квадрата, овала, треугольника, трапеции).
- «Неоконченные предложения». Дети завершают следующие предложения:
«Настоящий друг – это тот, кто….»
«Друзья всегда….»
«Я могу дружить с такими людьми, которые….»
«Со мной можно дружить, потому что я ….»
IV. Ритуал прощания.
Игра салют: все дети одновременно поднимают руки со словами «Мы молодцы».
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное учреждение Калининградской области
профессиональная образовательная организация «Педагогический колледж»
Конспект внеурочного занятия (мероприятия)
в области естествознания
Тема: Викторина «Знатоки природы»
Возраст обучающихся: 2 класс
Разработал: обучающаяся 42шк. группы
специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Палеева Юлия Александровна
ФИО
г. Черняховск, 2019г.
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 18.04.2019г.
Время: 12:25 – 13:10
Место: МАОУ «СОШ № 4 г. Черняховска»
Класс: 2 «Б»
Целевой компонент занятия:
Тема: Викторина «Знатоки природы».
Цель: создание благоприятных условий для закрепления и обобщения знаний об окружающем мире, известных группах животных и растений, умений различать их по определенным признакам; развития положительной мотивации к познанию, кругозора; воспитания бережного отношения к окружающей среде.
Задачи:
Образовательные: способствовать закреплению и обобщению у обучающихся представлений об окружающем мира, известных группах животных и растений, осознания важности рациональности и охраны окружающей природы.
Воспитательные: способствовать воспитанию доброжелательного, уважительного отношения друг к другу, чувства товарищества и коллективизма, бережного отношения к окружающей среде, любви к природе и млекопитающим.
Развивающие: способствовать развитию мышления, логики, речи, кругозора, творческой активности, познавательный интерес, общаться в коллективе, умения взаимодействовать в группе.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие способности к самооценке на основе критериев успешности вне учебной деятельности; развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу; развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и учебных мотивов.
Метапредметные:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения; высказывать ход своих мыслей по тексту (по рисунку), по модели.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие умения работать в группе, находить общее решение; развитие умения аргументировать свое предложение и отстаивать свою точку зрения; контролировать и оценивать действия партнера; развитие умения выражать свои мысли.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель занятия; выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации; проводить классификацию по заданным критериям.
Уровень воспитательных результатов: 1 уровень – приобретение школьниками социальных знаний.
Форма внеурочного занятия: познавательная викторина с элементами игры
Виды деятельности: групповая, фронтальная работа.
Содержательный компонент занятия:
Ход занятия
1. Подготовительный этап.
У.: - Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.
- Работа в группах (определить название команды)
У.: - Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?
О.: - Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды.
2. Основной этап.
У.: - Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».
(За каждый правильный ответ 1 балл)
1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».
У.: - Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.
- На каком дереве созревают желуди? (дуб).
- Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
- Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну).
- Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
- Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
- Листья какого растения прикладывают к ранке? (подорожник).
- Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
- Это самый первый цветок, появляющийся из под снега.(Подснежник).
- Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
- На каком цветке можно погадать, отрывая лепестки? (ромашка).
- У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
- Как называется растение колючее как ежик? (кактус).
У.: - Молодцы, ребята! Следующая станция «Лесные загадки».
Загадки (каждая команда отгадывает по 2 загадки)
- Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза).
- Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели)
- Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь).
- Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).
- Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен).
- Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).
- Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
- Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
- Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).
- На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха).
- Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).
- Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза).
У.: - Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир.
У.: - Мы продолжаем наши конкурсы.
Станция – «Царство животных»
- Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
- Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
- Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
- Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
- Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
- У кого на сучке кладовая? (У белки).
- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
- Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).
- Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
4-й конкурс. Станция «Забавные зверюшки».
У.: - Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
У.: - Каждой команде дается конверт с заданием. В этом конкурсе вы должны изобразить животное, так чтобы ребята из других команд смогли отгадать, при этом не должно прозвучать ни звука, можно показать движением, мимикой лица.
- Цапля и лягушата в озере.
- Лев и собачка.
- Ворона и лисица.
- Машенька и три медведя.
- Утка и утята
- Заяц и волк
У.: - Отгадайте загадку и узнаете, какой следующий конкурс.
По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).
У.: - Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.
У.: - А сейчас мы отправляемся за грибами.
5-й конкурс. «На лесной полянке».
У.: - Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.
Загадки
- Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки). - Очень дружные ребята
У пенька живут... (Опята).
- Где хвоинок многовато,
Поджидают нас... (Маслята). - Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик).
- У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик). - Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).
7-й конкурс. «Собери пословицу».
Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.
(«Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»).
Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.
3. Заключительный.
Игра «Четвёртый лишний».
Каждой команде раздается листок. Вам нужно подумать и вычеркнуть лишнее. А рядом записать ПОЧЕМУ вы так решили?
- Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
- Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
- Осина, липа, дуб, ель. Так как …
- Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
- Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …
У.: - Каждый член команды отвечает на один блиц – вопросов. В этом туре команды смогут заработать по 5 дополнительных баллов.
- Нос птицы. (Клюв.)
- Птичий домик. (Гнездо.)
- Ночная птица. (Сова.)
- Насекомое, дающее мед. (Пчела.)
- Дикое животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса.)
- Мелкая зимующая птица. (Воробей)
- Ребенок курицы. (Цыпленок)
- Какая птица зимой выводит птенцов. (Клест.)
- Домашний сторож. (Собака.)
- Плод дуба. (Желудь.)
- Зимнее логово медведя. (Берлога.)
- Самое длинноногое животное. (Жираф.)
- В каком слове 40 “А”. (Сорока.)
- Из какого дерева делают спички. (Осина.)
- Земноводное, живущее в воде. (Лягушка.)
- Самое большое животное. (Кит.)
- Птица, которая не боится мороза. (Пингвин.)
- Кошка, с кисточками на ушах. (Рысь.)
- Какую ягоду не едят. (Волчью.)
- Дом скворца. (Скворечник.)
- Колобок, обросший иглами. (Еж.)
- Самый высокий зверь. (Жираф.)
- Самая страшная рыба. (Акула.)
- Какого цвета ландыш. (Белого.)
- Какую птицу называют лесным доктором. (Дятла.)
- Где живут пингвины. (На южном полюсе.)
- Домашний сторож. (Собака.)
- Корова в детстве. (Теленок.)
- Что снесла курица. (Яйцо.)
- Где живут зебры. (В Африке.)
«Кто Я? »
Нужно определить, о каком животном идет речь. Письменный конкурс.
1 «Я живу на Крайнем Севере. Питаюсь рыбой и тюленями. Очень люблю море. Толстый слой жира под кожей и длинная белая шерсть предохраняют меня от переохлаждения. А мои лапы похожи на ласты, поэтому я хорошо плаваю и не боюсь заплывать далеко в море». (Белый медведь.)
2 «У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи». (Волк.)
3 «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц.)
4 «Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см, служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами».(Белка.)
4. Итог занятия. Рефлексия.
У.: - Все команды хорошо поработали на сегодняшнем занятии, и каждый получит небольшой поощрительный приз – медали.
У.: - Как называлась наша викторина?
У.: - Какая информация о природе, животных, растениях была для вас новой?
Нарисуйте на кружках смайлики:
1. Если вам понравилось занятие, то нарисуйте радостный смайлик.
2. Если не понравилось – грустный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие "Ток бежит по проводам"
Конспект одного из занятий кружка "Азбука здоровья" (внеурочная деятельность). Можно использовать для 1 - 2 классов, а также уроков по ОБЖ. Презентацию можно скачать на сайте http://prezentacii.com/...
Внеурочное занятие "Проводы зимы"
Сценарий внеурочного занятия для начальной школы...

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
1. Конспект занятия по МДК Практикум по организации внеурочной работы в области туристско-краеведческой деятельности на тему «Экскурсия в Калининградский зоопарк» д...
ПМ 02. ПК 2.1 Проводить внеурочные занятия.
Конспекты внеурочных занятий...