ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
материал (3 класс)

Лукьяненко Лидия Михайловна

конспекты внеурочных занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разрешаю __________________

Допускаю__________________

Оценка за внеурочное занятие: _____________

 

ВПД. 2. Организация внеурочной деятельности и общения учащихся

        МДК. 02.02. Основы организации внеурочной работы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству

Конспект внеурочного занятия (мероприятия) в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству

«Хохломская роспись»

Класс: 3

     

  Консультация учителя______________

  Консультация методиста ___________

Цель: способствовать созданию благоприятных условий для формирования знакомства с хохломской росписью и приемами её выполнения.

Задачи:

Воспитательные: способствовать воспитанию доброжелательного, уважительного отношения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки.

Развивающие: развивать мышление, логику, речь, творческую активность, познавательный интерес.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие способности к самооценке на основе критериев успешности вне учебной деятельности; развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и учебных мотивов.

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения; высказывать ход своих мыслей по тексту (по рисунку), по модели.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие умения работать в группе, находить общее решение; развитие умения аргументировать свое предложение и отстаивать свою точку зрения; контролировать и оценивать действия партнера; развитие умения выражать свои мысли.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель занятия; выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации; проводить классификацию по заданным критериям.

Образовательные: способствовать расширению представления о хохломской росписи и приемами ее выполнения.

Форма внеурочного занятия: беседа

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки.

Ход занятия

1. Подготовительный этап.

У – Здравствуйте ребята!

У – Для того, что бы узнать тему нашего сегодняшнего занятия вам необходимо расшифровать слово. Узнать какое слово спряталось в шифре мы можете, прочитав только буквы русского алфавита.

 

Х

5

О

7

Х

9

Л

6

О

2

М

А

О – Хохлома

У – Верно. Сегодня мы поговорим с вами о Хохломской росписи.

У – Какие задачи мы поставим:

Узнаем…

Познакомимся…

Будем учиться…

О – Узнаем о происхождении хохломской росписи; познакомимся с видами хохломской росписи; будем учиться изображать хохломскую роспись на бумаге.

У – Хорошо.

2. Основной этап.

У - Наше национальное русское декоративно – прикладное искусство славится своими традициями.  

У – Хохлома - вид русской народной живописи. Изучение истории возникновения хохломского искусства. Основные особенности и отличительные черты хохломской росписи, описание ее цветового строя. Технология изготовления хохломы, ее виды и элементы орнаментов.(слайд2)

У -  Сейчас мы с вами узнаем историю происхождения хохломской росписи.

История народного промысла «Хохлома» (слайд 3-6)

Хохлома - это старинный русский народный промысел, возникший в XVII веке в Нижегородской губернии (селе Семино, Заволжье) и по сей день, является самым известным видом русской народной живописи. Искусствоведы считают, что истоки орнаментики хохломской росписи с ее своеобразным сочетанием красок (ярко-алой киновари, черного цвета и золота, вьющимися ветками с гроздьями ягод в окружении «трав») следует искать в древнерусской декоративной культуре 15-16 веков. Именно в этих веках встречаются подобные сочетания цвета во фресках и иконах, в оформлении книг. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Само изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. После этого и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной.

Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень, куда мастера из ближних деревень приносили свои изделия. Это было время возрождения России, наступившего после освобождения от опустошительного татаро-монгольского ига, время обновления храмов и церквей. Местные леса дали приют бежавшим от своих хозяев крестьянам и староверам. Эта земля была бедна, а народные промыслы стали новым источником существования. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов.

Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце 19 века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому. С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванный Мировой и гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В советское время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И теперь Хохлома «возвращается» к нам в Россию и мир.

В настоящее время у хохломской росписи два центра -- город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях - филиалы).

Технология изготовления хохломы(слайд 6-8)

Процесс изготовления хохломы сложен и интересен. Дерево рубили, распиливали, обтёсывали, выдалбливали углубление и до конца доделывали ножом, шлифовали. Вытачивали посуду также на станке, приходящем в движение силой воды или лошадью. Сегодня станки электрические. Высушенное изделие необходимо подготовить к окраске. Сначала его обмазываю льняным маслом, затем специальным грунтом, в состав которого входит глина. Изделие сушат в печи, шлифуют, обмазывают олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт измельчённый порошок металла - полуда. Полуду втирают, и предмет становится похож на серебряный. И только теперь за работу берётся красильщик. Когда изделие расписано, его покрывают несколькими слоями лака-олифы и закаливают в печи при высокой температуре. Под плёнкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым. Так хохлома становится сначала деревянной, «глиняной», «серебряной» и, наконец, «золотой». Этот секрет золочения мастера позаимствовали у иконописцев.

Практическая работа.  Самостоятельная работа учащихся. Роспись вазы.

Сядьте ровно. Возьмите в руки тонкую кисть. Расположите белый лист вертикально.

У - Сейчас мы с вами потренируемся, повторяете за мной и работаем вместе со мной.

Мы потренируемся рисовать некоторые элементы хохломской росписи.

  1.  «осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
  2. «травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;
  3.  «кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;

Теперь каждый из вас придумает свою необычную роспись, для это горизонтально расположите перед собой желтые листы. Работа выполняется поэтапам

1) намечаем расположение ветки.

2) рисуем к ней травинки.

 3) украшаем нашу ветку ягодами.

У - Итак, ребята. Главное, ребята, чтобы работа получилась интересной, работайте с желанием и включайте свою фантазию, воображение! Вашу работу будет сопровождать мелодия. Придумайте необычный орнамент хохломской росписи.

Физминутка

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть.
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут.
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут
(Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо.
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все!
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Анализ работ учащихся.

У - При росписи этой вазы можно использовать все три цвета, а так же  любые два. По этому роспись этой вазы по цвету имеет более 10 вариантов.

У - Посмотрите, какие великолепные изделия получились у вас.

Выставка работ.

У - Покажите изделия, которые Вы сделали своими руками. Вы очень постарались, изделия у вас получились очень интересные и красивые. Посмотрите ребята, на все изделия, Вы сделали первые шаги, но я считаю, что вы все маленькие чуда мастера.

3. Заключительный этап

У - Слово «хохлома» сегодня очень популярно. С ним ассоциируется гармония, сказка и быль. Идея хохломских мастеров перенести на деревянные изделия живописные леса, заливные луга, золото осени. Очень популярны растительные орнаменты, ягодки и травки, цветы сказочные. Природа вокруг какая: глаз не оторвешь!

У - И по сей день жив старинный город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник». Трудятся в нем внуки и правнуки хохломских мастеров, продолжают славную традицию, делают и расписывают удивительную деревянную золотую посуду. Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

У - Замечательные хохломские узоры развивают у человека фантазию, доброту, моторику ребенка, раскрывают творческие способности, благотворно влияют на нервную систему (успокаивают, восстанавливают положительно-эмоциональный настрой).

Красота – утешенье для глаз,

Для души и для сердца утеха.

Красота и в природе и в нас -  

Звук и отзвук сократное эхо.

Красота не стареет, о нет!

Чья – то юность пройдет, отсмеется,

Отгорит, как светильник,

Но свет красоты навсегда остается.

Красота – доброта: вот в чем суть!

И считай, что недаром ты прожил

Жизнь свою, если даже чуть-чуть

Красоту в этом мире умножил.

4 . Итог урока. Рефлексия.

У - Ребята, творческая работа успешно завершена!

У - Что такое орнамент?

У - Какая цветовая гамма используется в хохломской росписи?

У - Какими элементами украшают посуду?

У - Какие изделия расписывали мастера?

5. Список используемой литературы

1. Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.

2. Издательский дом «Первое сентября». Методическая газета для учителей «Здоровье детей» №6 - 2010.

3. Осетров Е.И. Краса ненаглядная. - М.: Издательство «Малыш», 1985.

4. Яхнин Л.Л. Веселое слово хохлома. - М.: Издательство «Малыш», 1989.

6. Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие "Ток бежит по проводам"

Конспект одного из занятий кружка "Азбука здоровья" (внеурочная деятельность). Можно использовать для 1 - 2 классов, а также уроков по ОБЖ. Презентацию можно скачать на сайте http://prezentacii.com/...

Внеурочное занятие "Проводы зимы"

Сценарий внеурочного занятия для начальной школы...

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия...

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

Конспект внеурочного занятия по духовно - нравственному направлению. "Ты мой друг и я твой друг".Конспект занятия по декоративно - прикладному искусству. "Полет в космос".Конспект ...

ПК 2.2 Проводить внеурочные занятия

ПК 2.2 Проводить внеурочные занятия...

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

1.     Конспект занятия по МДК Практикум по организации внеурочной работы в области туристско-краеведческой деятельности на тему «Экскурсия в Калининградский зоопарк» д...

ПМ 02. ПК 2.1 Проводить внеурочные занятия.

Конспекты внеурочных занятий...