Деловая игра - практикум "Дела семейные"
план-конспект

Данное мероприятие является частью работы по подготовке воспитанниковдетских домой младшего школьного возраста к жизни взамещающей семье. Может быть использовано классными руководителями в воспитательной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное учреждение

«Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Детский дом № 21»

Деловая игра - практикум

«Дела семейные».

Количество участников: 1

педагог-психолог, учитель–дефектолог

Калинина Анна Ильинична

 2019 год


Оглавление:

  1. Пояснительная записка …………………………………………………3
  2. Условия проведения мероприятия………………………………...….. 3
  3. Оформление зала………………………………………………… …. ... 3
  4. Оборудование, технические средства……………………………… .. .4
  5. Список героев, действующих лиц …………………………………….5
  6. Ход мероприятия …………………………………………………. … .. 5
  7. Ожидаемый результат ……………………………………………… ….8
  8. Список используемой литературы ………...…………………….….... 9


Пояснительная записка.

Воспитанники детского дома имеют ограниченные представления о жизни в семье,  семейных ролях и выполняемых членами семью обязанностях. Не зная основных закономерностей и правил жизни в семье, они испытывают сложности при помещении в замещающие семьи. Отсутствие опыта семейного воспитания снижает шансы выпускников детских домов на создание и сохранение собственных семей.

В связи с этим перед коллективом детских домов стоит сложная задача – готовить своих ребят как к переходу в замещающие семьи, так и созданию собственных семей во взрослой самостоятельной жизни. Данная подготовка не должна сводится к сухим регламентированным занятиям. Это должен быть калейдоскоп интересных, увлекательных, познавательных мероприятий в различных нестандартных формах.

Данное мероприятие направлено на знакомство детей с семьей, семейными ролями и их обязанностями,  формирование коммуникативных навыков,  навыков взаимопомощи и взаимовыручки, отработку практических умений ведения домашнего хозяйства и выполнения домашних дел.

Цель проведения: формирование психологической готовности к жизни в семье, в том числе замещающей.

Задачи:

- Знакомство воспитанников с семейными ролями и их обязанностями;

- Отработка практического навыка выполнения домашних дел и ведения домашнего хозяйства;

- Формирование навыков взаимопомощи и взаимовыручки в семье;

- Формирование умений и навыков межличностного семейного взаимодействия.

Условия проведения мероприятия. Мероприятия проводится в каникулярное время ли во второй половине дня.

Проводится в музыкальном зале с присутствием зрителей, болельщиков. Участникам предлагается пройти ряд испытаний. Однако, соревновательный момент исключается, главное – успешное выполнение задания.

Мероприятие сопровождается показом презентации.

После проведения мероприятия участники и зрители приглашаются на чаепитие, как неотъемлемый атрибут семейной жизни.

Оформление зала: выставка детских рисунков на тему: «Моя семья», «Моя мама», бумажный домик с членами семье на заднике. Для каждой команды ставиться отдельный стол и стулья по количеству участников. На столах стоят таблички с названием команд («фамилия семьи»). На груди у каждого участника команды висит табличка с названием семейной роли, которую он исполняет (мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок).

Оборудование, технические средства: ноутбук, проектор, экран, колонки, презентация, музыкальное сопровождение.

Для проведения отдельных конкурсов необходим реквизит.

Этап

Необходимый реквизит и оборудование.

1.

Формирование семей, распределение ролей.

Табличка с названиями членов семьи

2.

1 конкурс для «мам».

- «Приготовь фруктовый салат».

Банан, яблоко, груша, йогурт.

Скатерти

Игра с остальными членами  «семьи»: «Собери пословицу».

Таблички с разрезанными пословицами о родителях, семье на каждую команду.

Конкурс для зрителей «Загадки про еду»

3.

2 конкурс для «пап» «Инструменты»

- Доска с немного вбитым гвоздем, врученным саморезом (шурупом),

- нетолстый брусок для распиливания

- верхонки

Игра с остальными членами  «семьи»: соотнести инструмент с названием.

- Инструменты: молоток, ножовка, отвертка (на представителя с каждой команды)

Игра с остальными членами  «семьи»: «Реши кроссворд».

Напечатанный кроссворд и вопросы к нему.

Игра со зрителями «Загадки про рабочие инструменты»

Презентация

4.

3 конкурс для «бабушек».

- «Развешай белье»

- бельевая веревка, элементы одежды,  прищепки

Игра с остальными членами  «семьи»:

перебрать фасоль от гороха.

Фасоль, горох, емкости на каждую команду.

Игра со зрителями:

Доскажи словечко

5.

4 конкурс для «дедушек»

«Найди рыбу».

Бланки к игре «Найди названия рыб»

Игра с остальными членами  «семьи» и зрителями:

 «Переправа»

- Обручи

6.

5 конкурс для «детей» - Игра «Уборка»

- Картинки с изображением предметов разных групп: одежда, игрушки, канцелярские принадлежности, инструменты, посуда.

- по 5 разных коробок или контейнеров для каждой команды.

Список героев, действующих лиц: 

- Участники: воспитанники детских домов; участвуют две или более разновозрастные, равные по составу мальчиков и девочек, интеллектуальным способностям команды. Возраст участников 7-14 лет. Количество участников команды – 6-7 (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь; количество детей может быть большим).

Дети предварительно делятся на команды, в каждой команде распределяются роли (мама, папа, бабушка, дедушка, дочь, сын) в зависимости от пола и возраста участников.

- Ведущие. Мероприятие проводится одним или двумя ведущими.

- Зрители. В ходе мероприятия желательно наличие зрителей и болельщиков.


Ход мероприятия.

Презентация.

Ведущий 1. 

Семья – это счастье, любовь и удача, 

Семья – это летом поездки на дачу. 

Семья – это праздник, семейные даты, 

Подарки, покупки, приятные траты. 

Ведущий 2.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 

Мечты о хорошем, волнение и трепет. 

Семья – это труд, друг о друге забота, 

Семья – это много домашней работы. 

Ведущий 1. Семья – это важно! 

Семья – это сложно! 

Но счастливо жить одному невозможно! 

Сегодня в нашем доме проводится деловая игра - практикум под названием «Дела семейные».

Ведущий 2.

Всегда будьте вместе, любовь берегите, 

Обиды и ссоры подальше гоните, 

Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 

Какая хорошая Ваша семья!

Ведущий 1. В ходе предварительной жеребьевке у нас образовались две семьи.

Давайте поприветствуем семьи – участники сегодняшнего мероприятия: семья Ивановых и семья Петровых.

Ведущий 2. Познакомимся поближе с членами семей.

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая... (мама)

Ведущий 1. Роли мам сегодня выполняют: ___________________________

Ведущий 2. 

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

В роли пап на нашем мероприятии выступят: _________________________.

Ведущий 1.

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый... (дед)

Давайте поприветствуем наших дедушек: __________________________.

Ведущий 2.

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Заботливыми бабушками в нашей игре становятся ____________________.

Ведущий 1.

Бывают послушными,

Бывают не очень,

Но каждый родитель,

Любит их точно! (дети)

В роли детей – помощников сегодня выступают ______________________.

Ведущий 2.

Сегодня наши семьи пройдут ряд испытаний, в ходе которых будут выполнять задания.

Каждому члену семьи будет предложено свое заданий, а остальные должны помогать.

1 конкурс для «мам».

Ведущий 1. Открывают наши задания  «мамы».

Сегодня мама должны «Приготовь блюдо». А готовить мы будем фруктовый салат из яблока, груши и банана. А помогать нашим мамам будут ее помощницы: дочь и бабушка.

Игра с остальными членами  «семьи»: «Собери пословицу».

Пословицы о семье:

  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • На что и клад, коли в семье лад.
  • Нет роднее дружка, как родимая матушка.
  • Где хороший отец, там и сын молодец.
  • Птица радуется весне, а младенец матери.
  • При солнце тепло, а при матери добро.
  • Умелый отец — детям образец.

Ведущий 2. Раздает семьям реквизит для выполнения задания.

Загадки:

Можно варить,

а можно разбить

Если не прикасаться,

Цыпленком может оказаться (яйцо)

Не снег, а белое всегда

Хоть и течет, а не река (молоко)

Что за белые крупинки?

Не зерно и не снежинки.

Скисло молоко – и в срок

Получили мы …. (творог)

Мы на хлеб его намажем

И добавим к разным кашам

Кашу не испортят точно

Бело- снежные кусочки (масло)

Наступает час обеда

Мой-ка руки, непоседа!

Из мяса, овощей и круп

Сварила мама вкусный … (суп)

Без чего нельзя испечь хлеба? (без корки)

В кусочку сдобного теста

Нашлось для начинки место

Внутри не бывает пусто-

Там мясо или капуста. (пирожок)

Из крупы ее сварили,

Посластили, подсолили.

Эй, ну где же ложка наша?

Как вкусна на завтрак … (каша)

Лук, капуста и картошка,

Разных овощей немножко.

Ты в кастрюле их ищи,

Это суп с названьем … (щи)

Сделан он из молока,

Но тверды его бока.

В нем так много разных дыр,

Догадались, это … (сыр)

Не окрошка и не супчик.

В нем свекла, морковь, огурчик.

Подают нам на обед

Вкусный, красный … (винегрет)

2 конкурс для «пап». «Инструменты».

Ведущий 1. У пап сегодня сложная домашняя  мужская работа.

Им необходимо забить  гвозди, распилить бревно, выкрутить шурупы.

Игра с остальными членами  «семьи»: «Реши кроссворд».

Ведущий 2. А пока семья готовиться, зрители отгадают загадки про рабочие инструменты.

 Загадки:

  1. Доски грызла и кусала

На пол крошек набросала

Но не съела ни куска,-

Знать, невкусная доска. (пила)

  1. Самый бойкий я работник в мастерской

Колочу я, что есть мочи

День-деньской. (молоток)

  1. Тихо, тихо снег идет

Белый и мохнатый

Мы расчистим снег и лед во дворе …. (лопатой)

  1. Режем мы и вырезаем,

Маме шить мы помогаем.(ножницы)

  1. Нагнут меня ребятки

И дождь пойдет на грядки (лейка)

  1. У конька у горбунка

Деревянные бока

У него из-под копыт

Стружка белая бежит. (рубанок)

Чтоб занозы не втыкать

Нужно доску обстругать.

Инструмент тот всем знаком,

Водят им как утюгом.

Для большой доски фуганок,

А для маленькой… ? (рубанок)

  1. Завизжала, закрутилась,

В носку носиком вонзилась,

У нее простая цель-

Всюду дырки сверлит … (дрель)

  1. Замечательный дружище,

Деревянная ручища,

Да железный обушок,

Закаленный гребешок.

Он у плотника в почете –

каждый день с ним на работе (топор)

  1. Не поможет глазомер,

Нужен точный мне размер.

Где надо ставлю метки

При помощи рулетки… (рулетки)

  1. Он железный, остроносый,

Колет нос зимой морозной. (лом)

3 конкурс для «бабушек». «Развешай белье».

Ведущий 1. Но у наших бабушек очень много дел. Им необходимо перебрать фасоль от гороха. А помогать им в этом будут ……

Ведущий 2. Раздает семьям реквизит для выполнения задания.

4 конкурс для «дедушек». «Рыболов»

Ведущий 1. Ну а дедушки сегодня отправятся на рыбалку, чтобы накормить всю семью свежепойманной рыбкой. Задача дедушек при помощи всей семьи «наловить рыбы». В нашем случае наловить – значит найти названия рыб, спрятанные в наборе букв.

Испытание «Переправа»

Ведущий 2.

В этом конкурсе соревнуются все «семьи», а также зрители и болельщики, которые по условиям игры, отдыхают на речке. Задача пап переправить в «лодке» свою «семью» с одного берега на другой. Для этого необходимо самому сесть в «лодку» (обруч) и «подплывая» к противоположному берегу, брать с собой только одного пассажира. «Семья», которая быстрее оказалась на противоположном берегу, - победительница.

5 конкурс для «детей».

Ведущий 2. А ребята сегодня будут помогать своим родителям. Для них проводится испытание «Уборка в доме». Задача ребят - разложить вещи по своим местам.

Игра проводится в виде эстафеты. В обруче накиданы картинки с изображением разных предметов:

одежда, игрушки, канцелярские принадлежности, инструменты, посуда. Задача участников – подбежать к обручу, взять картинку и отнести ее в нужную коробочку.

По команде ведущего все члены семьи начинают уборку.

Семейное чаепитие «Застолье»

Ведущий 2.  Все задания выполнены. Вся семья в сборе. Мы предлагаем нашим дружным семьям попить чаю и полакомиться угощениями.

Ожидаемый результат:

- Становление у воспитанников положительного отношения, мотивации к жизни замещающей семье, к созданию и сохранению своей собственной семьи.

- Увеличение запаса знаний, представлений о семье, ее значении в жизни человека.

- Более близкое знакомство с основными семейными ролями и их обязанностями.

Список используемой литературы:

  1. Устройство детей в замещающую семью: методические рекоменда-ции. – Вып. 2. – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2013.
  2. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М., 2006.
  3. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. – СПБ.,2007.
  4. Семья Г.В., Плясов Н.Ф., Плясова Г.И. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей. — М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Лайфхаки для порядка в семейном бюджете"

Деловая игра "Лайфхаки для порядка в семейном бюджете" в рамках программы повышения финансовой  грамотности населения....

Деловая игра с родителями «Семейный корабль»

Деловая игра с родителями «Семейный корабль»...

Деловая игра «Выборы капитана команды для игры «Зарница»

Формирование первоначального представления у младших школьников о процедуре избирательного процесса...

Урок-деловая игра "Деловое письмо. Адрес. " 9 класс

Обобщение и систематизация знаний (закрепление)....

Деловая игра для воспитателей: "Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Цель:Систематизировать знания педагогов по вопросам развития речи у детейпосредством дидактической игры.Задачи:1.Формирование навыков позитивного общения педагогов, умение работать вколлективе.2.Совер...

Сценарий занятия "Деловая игра семейный бюджет"

В начальной школе прошла  деловая игра "Семейный бюдет".Цель мероприятия: повторить экономические понятия, формировать целостность взглядов на семью. ее роль в обществе, формировать уме...