Деловая игра - практикум "Дела семейные"
план-конспект
Данное мероприятие является частью работы по подготовке воспитанниковдетских домой младшего школьного возраста к жизни взамещающей семье. Может быть использовано классными руководителями в воспитательной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Деловая игра- практикум для детей младшего школьного возраста. | 32.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное учреждение
«Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Детский дом № 21»
Деловая игра - практикум
«Дела семейные».
Количество участников: 1
педагог-психолог, учитель–дефектолог
Калинина Анна Ильинична
2019 год
Оглавление:
- Пояснительная записка …………………………………………………3
- Условия проведения мероприятия………………………………...….. 3
- Оформление зала………………………………………………… …. ... 3
- Оборудование, технические средства……………………………… .. .4
- Список героев, действующих лиц …………………………………….5
- Ход мероприятия …………………………………………………. … .. 5
- Ожидаемый результат ……………………………………………… ….8
- Список используемой литературы ………...…………………….….... 9
Пояснительная записка.
Воспитанники детского дома имеют ограниченные представления о жизни в семье, семейных ролях и выполняемых членами семью обязанностях. Не зная основных закономерностей и правил жизни в семье, они испытывают сложности при помещении в замещающие семьи. Отсутствие опыта семейного воспитания снижает шансы выпускников детских домов на создание и сохранение собственных семей.
В связи с этим перед коллективом детских домов стоит сложная задача – готовить своих ребят как к переходу в замещающие семьи, так и созданию собственных семей во взрослой самостоятельной жизни. Данная подготовка не должна сводится к сухим регламентированным занятиям. Это должен быть калейдоскоп интересных, увлекательных, познавательных мероприятий в различных нестандартных формах.
Данное мероприятие направлено на знакомство детей с семьей, семейными ролями и их обязанностями, формирование коммуникативных навыков, навыков взаимопомощи и взаимовыручки, отработку практических умений ведения домашнего хозяйства и выполнения домашних дел.
Цель проведения: формирование психологической готовности к жизни в семье, в том числе замещающей.
Задачи:
- Знакомство воспитанников с семейными ролями и их обязанностями;
- Отработка практического навыка выполнения домашних дел и ведения домашнего хозяйства;
- Формирование навыков взаимопомощи и взаимовыручки в семье;
- Формирование умений и навыков межличностного семейного взаимодействия.
Условия проведения мероприятия. Мероприятия проводится в каникулярное время ли во второй половине дня.
Проводится в музыкальном зале с присутствием зрителей, болельщиков. Участникам предлагается пройти ряд испытаний. Однако, соревновательный момент исключается, главное – успешное выполнение задания.
Мероприятие сопровождается показом презентации.
После проведения мероприятия участники и зрители приглашаются на чаепитие, как неотъемлемый атрибут семейной жизни.
Оформление зала: выставка детских рисунков на тему: «Моя семья», «Моя мама», бумажный домик с членами семье на заднике. Для каждой команды ставиться отдельный стол и стулья по количеству участников. На столах стоят таблички с названием команд («фамилия семьи»). На груди у каждого участника команды висит табличка с названием семейной роли, которую он исполняет (мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок).
Оборудование, технические средства: ноутбук, проектор, экран, колонки, презентация, музыкальное сопровождение.
Для проведения отдельных конкурсов необходим реквизит.
№ | Этап | Необходимый реквизит и оборудование. |
1. | Формирование семей, распределение ролей. | Табличка с названиями членов семьи |
2. | 1 конкурс для «мам». - «Приготовь фруктовый салат». | Банан, яблоко, груша, йогурт. Скатерти |
Игра с остальными членами «семьи»: «Собери пословицу». | Таблички с разрезанными пословицами о родителях, семье на каждую команду. | |
Конкурс для зрителей «Загадки про еду» | ||
3. | 2 конкурс для «пап» «Инструменты» | - Доска с немного вбитым гвоздем, врученным саморезом (шурупом), - нетолстый брусок для распиливания - верхонки |
Игра с остальными членами «семьи»: соотнести инструмент с названием. | - Инструменты: молоток, ножовка, отвертка (на представителя с каждой команды) | |
Игра с остальными членами «семьи»: «Реши кроссворд». | Напечатанный кроссворд и вопросы к нему. | |
Игра со зрителями «Загадки про рабочие инструменты» | Презентация | |
4. | 3 конкурс для «бабушек». - «Развешай белье» | - бельевая веревка, элементы одежды, прищепки |
Игра с остальными членами «семьи»: перебрать фасоль от гороха. | Фасоль, горох, емкости на каждую команду. | |
Игра со зрителями: | Доскажи словечко | |
5. | 4 конкурс для «дедушек» «Найди рыбу». | Бланки к игре «Найди названия рыб» |
Игра с остальными членами «семьи» и зрителями: «Переправа» | - Обручи | |
6. | 5 конкурс для «детей» - Игра «Уборка» | - Картинки с изображением предметов разных групп: одежда, игрушки, канцелярские принадлежности, инструменты, посуда. - по 5 разных коробок или контейнеров для каждой команды. |
Список героев, действующих лиц:
- Участники: воспитанники детских домов; участвуют две или более разновозрастные, равные по составу мальчиков и девочек, интеллектуальным способностям команды. Возраст участников 7-14 лет. Количество участников команды – 6-7 (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь; количество детей может быть большим).
Дети предварительно делятся на команды, в каждой команде распределяются роли (мама, папа, бабушка, дедушка, дочь, сын) в зависимости от пола и возраста участников.
- Ведущие. Мероприятие проводится одним или двумя ведущими.
- Зрители. В ходе мероприятия желательно наличие зрителей и болельщиков.
Ход мероприятия.
Презентация.
Ведущий 1.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Ведущий 2.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Ведущий 1. Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Сегодня в нашем доме проводится деловая игра - практикум под названием «Дела семейные».
Ведущий 2.
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Ведущий 1. В ходе предварительной жеребьевке у нас образовались две семьи.
Давайте поприветствуем семьи – участники сегодняшнего мероприятия: семья Ивановых и семья Петровых.
Ведущий 2. Познакомимся поближе с членами семей.
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая... (мама)
Ведущий 1. Роли мам сегодня выполняют: ___________________________
Ведущий 2.
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
В роли пап на нашем мероприятии выступят: _________________________.
Ведущий 1.
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый... (дед)
Давайте поприветствуем наших дедушек: __________________________.
Ведущий 2.
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
Заботливыми бабушками в нашей игре становятся ____________________.
Ведущий 1.
Бывают послушными,
Бывают не очень,
Но каждый родитель,
Любит их точно! (дети)
В роли детей – помощников сегодня выступают ______________________.
Ведущий 2.
Сегодня наши семьи пройдут ряд испытаний, в ходе которых будут выполнять задания.
Каждому члену семьи будет предложено свое заданий, а остальные должны помогать.
1 конкурс для «мам».
Ведущий 1. Открывают наши задания «мамы».
Сегодня мама должны «Приготовь блюдо». А готовить мы будем фруктовый салат из яблока, груши и банана. А помогать нашим мамам будут ее помощницы: дочь и бабушка.
Игра с остальными членами «семьи»: «Собери пословицу».
Пословицы о семье:
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- На что и клад, коли в семье лад.
- Нет роднее дружка, как родимая матушка.
- Где хороший отец, там и сын молодец.
- Птица радуется весне, а младенец матери.
- При солнце тепло, а при матери добро.
- Умелый отец — детям образец.
Ведущий 2. Раздает семьям реквизит для выполнения задания.
Загадки:
Можно варить,
а можно разбить
Если не прикасаться,
Цыпленком может оказаться (яйцо)
Не снег, а белое всегда
Хоть и течет, а не река (молоко)
Что за белые крупинки?
Не зерно и не снежинки.
Скисло молоко – и в срок
Получили мы …. (творог)
Мы на хлеб его намажем
И добавим к разным кашам
Кашу не испортят точно
Бело- снежные кусочки (масло)
Наступает час обеда
Мой-ка руки, непоседа!
Из мяса, овощей и круп
Сварила мама вкусный … (суп)
Без чего нельзя испечь хлеба? (без корки)
В кусочку сдобного теста
Нашлось для начинки место
Внутри не бывает пусто-
Там мясо или капуста. (пирожок)
Из крупы ее сварили,
Посластили, подсолили.
Эй, ну где же ложка наша?
Как вкусна на завтрак … (каша)
Лук, капуста и картошка,
Разных овощей немножко.
Ты в кастрюле их ищи,
Это суп с названьем … (щи)
Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр,
Догадались, это … (сыр)
Не окрошка и не супчик.
В нем свекла, морковь, огурчик.
Подают нам на обед
Вкусный, красный … (винегрет)
2 конкурс для «пап». «Инструменты».
Ведущий 1. У пап сегодня сложная домашняя мужская работа.
Им необходимо забить гвозди, распилить бревно, выкрутить шурупы.
Игра с остальными членами «семьи»: «Реши кроссворд».
Ведущий 2. А пока семья готовиться, зрители отгадают загадки про рабочие инструменты.
Загадки:
- Доски грызла и кусала
На пол крошек набросала
Но не съела ни куска,-
Знать, невкусная доска. (пила)
- Самый бойкий я работник в мастерской
Колочу я, что есть мочи
День-деньской. (молоток)
- Тихо, тихо снег идет
Белый и мохнатый
Мы расчистим снег и лед во дворе …. (лопатой)
- Режем мы и вырезаем,
Маме шить мы помогаем.(ножницы)
- Нагнут меня ребятки
И дождь пойдет на грядки (лейка)
- У конька у горбунка
Деревянные бока
У него из-под копыт
Стружка белая бежит. (рубанок)
Чтоб занозы не втыкать
Нужно доску обстругать.
Инструмент тот всем знаком,
Водят им как утюгом.
Для большой доски фуганок,
А для маленькой… ? (рубанок)
- Завизжала, закрутилась,
В носку носиком вонзилась,
У нее простая цель-
Всюду дырки сверлит … (дрель)
- Замечательный дружище,
Деревянная ручища,
Да железный обушок,
Закаленный гребешок.
Он у плотника в почете –
каждый день с ним на работе (топор)
- Не поможет глазомер,
Нужен точный мне размер.
Где надо ставлю метки
При помощи рулетки… (рулетки)
- Он железный, остроносый,
Колет нос зимой морозной. (лом)
3 конкурс для «бабушек». «Развешай белье».
Ведущий 1. Но у наших бабушек очень много дел. Им необходимо перебрать фасоль от гороха. А помогать им в этом будут ……
Ведущий 2. Раздает семьям реквизит для выполнения задания.
4 конкурс для «дедушек». «Рыболов»
Ведущий 1. Ну а дедушки сегодня отправятся на рыбалку, чтобы накормить всю семью свежепойманной рыбкой. Задача дедушек при помощи всей семьи «наловить рыбы». В нашем случае наловить – значит найти названия рыб, спрятанные в наборе букв.
Испытание «Переправа»
Ведущий 2.
В этом конкурсе соревнуются все «семьи», а также зрители и болельщики, которые по условиям игры, отдыхают на речке. Задача пап переправить в «лодке» свою «семью» с одного берега на другой. Для этого необходимо самому сесть в «лодку» (обруч) и «подплывая» к противоположному берегу, брать с собой только одного пассажира. «Семья», которая быстрее оказалась на противоположном берегу, - победительница.
5 конкурс для «детей».
Ведущий 2. А ребята сегодня будут помогать своим родителям. Для них проводится испытание «Уборка в доме». Задача ребят - разложить вещи по своим местам.
Игра проводится в виде эстафеты. В обруче накиданы картинки с изображением разных предметов:
одежда, игрушки, канцелярские принадлежности, инструменты, посуда. Задача участников – подбежать к обручу, взять картинку и отнести ее в нужную коробочку.
По команде ведущего все члены семьи начинают уборку.
Семейное чаепитие «Застолье»
Ведущий 2. Все задания выполнены. Вся семья в сборе. Мы предлагаем нашим дружным семьям попить чаю и полакомиться угощениями.
Ожидаемый результат:
- Становление у воспитанников положительного отношения, мотивации к жизни замещающей семье, к созданию и сохранению своей собственной семьи.
- Увеличение запаса знаний, представлений о семье, ее значении в жизни человека.
- Более близкое знакомство с основными семейными ролями и их обязанностями.
Список используемой литературы:
- Устройство детей в замещающую семью: методические рекоменда-ции. – Вып. 2. – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2013.
- Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М., 2006.
- Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. – СПБ.,2007.
- Семья Г.В., Плясов Н.Ф., Плясова Г.И. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей. — М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра "Лайфхаки для порядка в семейном бюджете"
Деловая игра "Лайфхаки для порядка в семейном бюджете" в рамках программы повышения финансовой грамотности населения....
Деловая игра с родителями «Семейный корабль»
Деловая игра с родителями «Семейный корабль»...
Основы делового общения. Деловая игра "Леапольд"
Деловая игра...
Деловая игра «Выборы капитана команды для игры «Зарница»
Формирование первоначального представления у младших школьников о процедуре избирательного процесса...
Урок-деловая игра "Деловое письмо. Адрес. " 9 класс
Обобщение и систематизация знаний (закрепление)....
Деловая игра для воспитателей: "Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста"
Цель:Систематизировать знания педагогов по вопросам развития речи у детейпосредством дидактической игры.Задачи:1.Формирование навыков позитивного общения педагогов, умение работать вколлективе.2.Совер...
Сценарий занятия "Деловая игра семейный бюджет"
В начальной школе прошла деловая игра "Семейный бюдет".Цель мероприятия: повторить экономические понятия, формировать целостность взглядов на семью. ее роль в обществе, формировать уме...