Программа внеурочной деятельности "Зелёная тропинка"
рабочая программа на тему
Программа внеурочной деятельности "Зелёная тропинка" для учащихся 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общнобразовательное учреждение
«Раздольненская средняя общеобразовательная школа имени В.Н.Ролдугина»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы______________ Ли С.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности учащихся 1 – 4 классов
«Зелёная тропинка»
Направление: Духовно-нравственное
Разработчик Куркина Е.Н.
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
п. Раздольный
2013 г.
Пояснительная записка
«Искусство и наука – будто двери из мира природы в мир человеческий: через дверь науки природа входит в мир человека, и через дверь искусства человек уходит в природу и тут сам узнаёт и называет природу своей матерью» М. М. Пришвин
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи экологически информационного общества. Дальнейшее исследование этой проблемы, проведенное философами и педагогами, позволило выделить новый аспект воспитания - экологический.
На современном этапе развития общества вопрос экологического обучения приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. Поэтому считаю необходимым в своей работе особое внимание уделять решению следующих задач:
- убеждение учащихся в том, что все живые существа – такие же наши «соседи по планете»;
- формирование у детей ответственного отношения к природе;
- формирование у детей потребности общения с природой и навыков поведения в ней;
- воспитание чувства ответственности за свои действия, базирующегося на знаниях основных природных процессов и закономерностей;
- развитие и поддержание устойчивого интереса к получению знаний вообще и знаний о связях в окружающем мире;
- формирование навыков наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- формирование умения находить в окружающем мире локальные проявления глобальных экологических проблем;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, их воображения и духовного мира;
- формирование у детей чувства восхищения природой во всех её проявлениях.
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Проблема экологического воспитания школьников не надумана, и, считаю, решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.
В настоящее время выделяется несколько форм экологического воспитания, основанных на следующих принципах:
- всеобщая связь с живой природой;
- принцип потенциальной полезности;
- принцип разнообразия.
Школа как центральная система экологического образования и воспитания должна быть активным организатором связи с другими образовательными учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.
В связи с этим необходимо вести работу по интеграции дошкольного, школьного и дополнительного экологического образования.
Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей. Основным предметом, который несёт большую нагрузку, является «Окружающий мир»
Ученики в среднем звене школы получают новые знания, основанные на законах окружающего мира, а также имеют возможность посещать элективные курсы по экологии. В дополнительном образовании школьник может получать необходимые экологические знания и навыки, посещая различные внеклассные мероприятия, принимать участие в экологических проектах, марафонах.
Более глубокое изучение предмета «Экология» в 10-11 классах возможно при переходе на профильное обучение.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. В связи с этим необходимо формировать у ребят экологическое сознание.
Под экологическим сознанием мы понимаем набор психологических функций, которые формируют природосообразное поведение, позволяющее личности включить взаимодействие с природой в систему социально-значимых отношений «я и природа – одно целое»
Процесс формирования ответственного отношения к природе по предлагаемой структуре состоит из четырёх компонентов, включённых в два модуля. Первый модуль реализуется за счёт интеграции экологических знаний с содержанием различных учебных дисциплин или через преподавание курса экологии. Второй – за счёт создания радости общения ребёнка с природой.
Экологическое образование и воспитание могут идти и другим путём. Например, через введение факультативного курса по экологии для младших школьников.
Слово «экология» - уже не биологический термин. Как говорят языковеды, «произошло расширение основного понятия». В наше время уже говорят об экологии души, экологии отношений, экология семьи.
«ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА»
Используя программу А.А.Плешакова по факультативному курсу «Экология для младших школьников» и методические рекомендации к программе Т.В.Шпотовой «Игровая экология», «Цветовая экология» я разработала своё тематическое планирование факультативного курса по экологии для младших школьников, который назвала «Зелёная тропинка». Добавила в план факультативного курса «Зелёная тропинка» изучение краеведческого материала, больше внимания уделяю экологическим играм, экологическим ситуациям, работе над экологическими проектами, развитию творческих способностей учеников. Особое внимание уделено экологическим экскурсиям, внеклассной работе.
Актуальность данного факультативного курса.
- Необходимость соблюдения преемственности в изучении курса.
- Устойчивый интерес учащихся к данной проблеме.
- Необходимость углубления, расширения, системности экологических знаний учащихся.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется уставом общеобразовательного учреждения с учетом требований Базисного учебного плана.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет:
- в 1 классе — один час занятий 35 минут, если занятия спаренные – 70 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений;
- во 2—4 классах —45 минут, если занятия спаренные – 90 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.
Программы внеурочной деятельности разрабатываются в 1 классе на 33 учебные недели, в остальных – 34 учебные недели.
По окончанию факультативного курса учащиеся должны:
Знать:
- что такое экология;
- способы охраны природы;
- роль неживой природы в жизни живого;
- Многообразие природы.
- экологические катастрофы;
- влияние экологии на здоровье человека.
Уметь:
- классифицировать экологические связи;
- устанавливать цепи питания;
- выявлять характерные отличительные и похожие признаки животного и растительного мира;
- оформлять собственные наблюдения за живой и неживой природе;
- участвовать в практической работе по охране природы.
При работе над курсом «Зелёная тропинка» я руководствуюсь тремя основными правилами.
- «Познание природы должно быть пронизано радостью» Джозеф Корнелл. Если уроки будут пронизаны радостью, то у детей сформируется устойчивое положительное отношение к урокам экологии, что, в свою очередь, необходимо для доброго отношения к Природе.
- «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне сделать самому – и я пойму» (китайская пословица). Участие каждого ребёнка во всех видах деятельности позволяет всем ученикам, независимо от их способностей и психологического типа, усвоить материал урока.
- «Учитель имеет право сказать подряд не более 50 слов. Затем надо предоставить детям возможность участия в каком то виде деятельности для усвоения и закрепления услышанного».
На факультативных занятиях предлагаю ребятам выполнить задания по теме: «Палитра природы», что позволяет реализовать направление эмоционально-чувственного развития детей и «Человек – сын природы» (эколого-валеологическое направление)
Вовлечение учащихся в конкретную деятельность – одна из основных задач факультативного курса. Благодаря курсу «Зелёная тропинка» у учащихся повысился интерес к изучению растений и животных своего края, своей планеты, что расширяется кругозор учащихся за счёт ознакомления с новыми объектами природы, развивает наблюдательность, способность видеть и ценить красоту природы и беречь её.
ЛИТЕРАТУРА:
- Современный словарь по педагогике. Минск 2001 г.
- И.А.Зимняя «Педагогическая психология»
- В.Волгина «Игры в рифмы»
- Д.Корнелл «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми»
- Сборник стихов «Прогулка по радуге»
- Атлас «Люби и знай свой край»
- Журнал «Начальная школа» №4 1997 г.,№2 2003 г., №12 2005 г., №4 2005 г.Журналы «Практика административной работы в школе»
- Журнал «Народное образование» №2 2003 г.
- Т.А.Бабакова Технология краеведения в экологическом образовании.
- Н.В. Иванова Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.
- Л.П.Симонова Экологическое образование в начальной школе.
- С.К.Зайцева. Экология для младших школьников.
Тематическое планирование факультативного курса «Зелёная тропинка»
1 класс (33 часа)
№ урока | Содержание | Примечание | Дата |
1 | Мы – жители Земли. | Презентация | |
2 | В гости в лес. | Экскурсия. | |
3 | В гости на луг. | Экскурсия. | |
4-5 | В гости к водоёму. Операция «Чистый берег» Практическая деятельность. | Экскурсия. | |
6 | Круговорот воды в природе. | Презентация | |
7 | От чего зависит наш урожай? | Экскурсия в овощехранилище. | |
8-9 | Уют в снегу. Ролевые игры. Сезонный праздник. | Внеклассное мероприятие. | |
10-11 | В гости в зимний лес. | Экскурсия. | |
12-13 | Проект «Кормушка» | Практическая деятельность. | |
14-15 | Животные зимой. | Просмотр видеофильма. | |
16-17 | Знакомство с деревом. Ролевые игры. | Экскурсия. | |
18-19 | Этажи леса. | Изготовление макета леса. | |
20 | Кто дружит с елью? Новогодняя почта. | ||
21-22 | Семена растений. Проект «Комнатные растения» | Практическое занятие. | |
23-24 | Почва. | Практическое занятие. | |
25-26 | Проект «Витамины на окне» | Практическое занятие. | |
27-28 | В гости к весне. | Экскурсия. | |
29-30 | Весеннее обновление природы. Первоцветы. | Экскурсия. | |
31-32 | Ждём прилёта птиц. Изготовление скворечников вместе с родителями. | Экскурсия. Практическая работа. | |
33 | Урок-путешествие по лесу. | Экскурсия. |
Тематическое планирование факультативного курса «Зелёная тропинка»
2 класс (34 часа)
№ урока | Содержание | Примечание | Дата |
1 | Здравствуй, осень! | Экскурсия. | |
2-3 | Сезонные изменения в природе. Операция «Помоги муравью» | Практическое занятие. | |
4-5 | Как устроена планета Земля? | Видеофильм. | |
6-7 | Что такое экология? | Разбор экологических ситуаций | |
8 | Что такое экологическая опасность? | СМИ | |
9-10 | Операция «Чистый парк школы» | Практическое занятие. | |
11-12 | Камчатка – страна вулканов. | Видеофильм. | |
13-14 | Заповедники и заказники полуострова. | ||
15-16 | «Береги свою планету, ведь другой на свете нету!» | Мероприятие. | |
17-18 | Проект «Кормушка» | Практическое занятие. | |
19-20 | Что такое экосистема? | Презентация | |
21-22 | Многообразие экосистем. | Экскурсия. | |
23 | Взаимоотношения организмов и компонентов «неживой» природы. | Ролевые игры. | |
24 | Пищевые цепочки в природе. | Чтение худ. литературы | |
25-26 | Круговорот воды в природе. | Презентация | |
27 | Человек – сын природы. | ||
28 | Потребности человека. Влияние экологии на здоровье человека. | Изучение СМИ | |
29 | Что такое здоровый образ жизни? | Урок здоровья | |
30 | Здоровое питание человека. | Презентация | |
31 | В гости к весне. | Экскурсия. | |
32 | Экологические проблемы нашего полуострова. | Работа со СМИ, посещение библиотеки | |
33 | Проект «Витамины на окне». | Практическая деятельность. | |
34 | Здравствуй, лето! |
Тематическое планирование факультативного курса «Экологическая тропинка» 3 класс ( 34 часа)
№ урока | Содержание | Примечание | |
1 | Что такое экология? | Презентация | |
2 | Невидимые сети. Простейшие экологические связи. | Экскурсия, Ролевые игры. | |
3 | Невидимая пирамида. | Презентация | |
4,5 | Растения – наши соседи. | Экскурсия. | |
6,7 | Операция «Чистый парк» Воспитание экологической культуры. | Практическое занятие. | |
8 | Животные нашего края. | Посещение музея. | |
9 | Охрана муравейника. Вовлечение учащихся в конкретную экологическую деятельность. | Экскурсия. | |
10,11 | Заповедники и заказники Камчатки. | Посещение музея. | |
12 | Роль неживой природы в жизни живого. | ||
13-17 | Теплолюбивые и хладостойкие растения. | Видеофильм. | |
18-20 | Многообразие растений. | Экскурсия. | |
21,22 | Лекарственные растения Камчатки. | ||
23,24 | Проект «Кормушка для птиц» | Практическое занятие. | |
25 | Операция «Забота – птицам» | Практическое занятие. | |
26-28 | Правила поведения в природе. | Оформление стенгазеты. | |
29-31 | Связь между человеком и природой. | Работа с периодической печатью. | |
32,33 | Экологические катастрофы. | Конференция. | |
34 | Подведение итого работы за год. |
Тематическое планирование факультативного курса «Зелёная тропинка»
4 класс ( 34 часа)
№ урока | Содержание | Примечание | Дата |
1 | Воздух на службе людей. | Работа с периодической печатью. | |
2 | Операция «Чистый берег». Вовлечение учащихся в конкретную экологическую деятельность. | Практическое занятие. | |
3 | Экологические сказки. Изготовление книжек-самоделок. | Практическое занятие. Выставка книг. | |
4,5 | Лекарственные растения Камчатки. | Практическое занятие. | |
6,7 | Правила поведения в природе. | Оформление экологической газеты. | |
8 | Природное равновесие. | Ролевые игры. | |
9 | Путешествие по зоопарку. | Посещение зоопарка в г. Елизово. | |
10,11 | Оформление стенда «Берегите растения!». | Практическое занятие. | |
12 | Экологические загадки. Проведение внеклассного мероприятия для детей 1 классов. | Практическое занятие. | |
13-17 | Новогодняя почта. Целью новогодней корреспонденции является сохранение елей. | Оформление экологической газеты. | |
18-20 | Проект «Кормушка для птиц» | Практическое занятие. | |
21,22 | Экологические ситуации. «Что будет, если…» Экологические прогнозы. | ||
23,24 | Дом, в котором мы живём. Конкурс рисунков. | Практическое занятие. | |
25 | Влияние экологии на здоровье человека. | ||
26-28 | Встречаем птиц. Изготовление скворечников. | Практическое занятие. | |
29-31 | Что такое лесничество? | Экскурсия. | |
32,33 | Подготовка к конференции «Что я хочу». Проведение конференции. | Конференция. | |
34 | Игровое занятие. |
Внеклассное мероприятие «Экологическая тропа»
Методическая разработка Экологической недели в начальной школе
Цель: обратить внимание учащихся на экологические проблемы, на необходимость бережного отношения к природе.
Задачи:
- Познавательная: создать условия для поиска новой экологической информации, учить добывать информацию, принимать решения.
- Развивающая: развитие экологического мышления
- Воспитательная: содействие становлению экологически осознанного поведения, воспитание сочувственного отношения ко всему живому.
Подготовка: на линейке был объявлен план проведения похода по экологической тропе и условия конкурса.
План похода классов по «экологической тропе»
День 1. «Игротека» — 21 апреля
После уроков по параллелям пройдут КВНы, Брейн ринги в классах.
День 2. «Экологическая облава» — 22 апреля
Все люди нашей планеты 22 апреля отмечают День Земли!
Своими делами по очистке, озеленению и благоустройству класса, школы, поселка, они выражают свою любовь и заботу о Земле. Мы или мусор и грязь? Кто победит?
День 3. «Занимательная эпопея» — 23 апреля
День 4. «Антология любви» — 24 апреля
День 5. «Декларация о правах Природы» — 25 апреля
Примерный перечень «Игротека»
«Следопыт»
Классам раздали листы со списком вопросов. Вопросы для каждого класса составляем разные, но некоторые могут повторяться. Какой класс быстро и правильно ответит на все вопросы. Вопросы могут быть такими:
- Как называется цветок, стоящий на учительском столе в кабинете № 2?
- Сколько видов цветковых растений находится в кабинете № 12?
- Посчитайте, сколько всего растений находится в коридорах школы?
- Сколько деревьев растет на территории школы?
- Принесите растение, листочки которого покрыты волосками.
- О каком загадочном озере идет речь на стенде “Спасти и сохранить”?
- Посмотрите, какая температура сейчас на улице.
- Определите направление ветра сейчас на улице. И тому подобные…….
«Занимательная эпопея»
Какие ошибки допустил художник? Из каких частей тела других животных состоит каждое животное?
Рис.1
Рис.2
Какие ошибки допустил художник в изображении этих животных?
«Экологическая облава»
Ребята, оглянитесь вокруг…
Коварный враг окружил нас со всех сторон.
Шагу нельзя ступить, чтобы не натолкнуться на его грязные следы. Вы знаете имя этого врага – их зовут – мусор и грязь! Сколько можно терпеть их тиранию? К оружию, друзья! Сметем с лица земли этих грязных паразитов! Очистим от них нашу территорию! Не бойтесь испачкать руки об их мерзкое тело! Запасайтесь тряпками и метлами! Пусть ваша воля будет несокрушима, а ваши помыслы чисты! Победа или смерть!
Мы или они!
«Антология любви»
Выпуск газеты «С любовью к природе»
Основой для выпуска газеты служат старые экологические плакаты. Выдаю их классам, а также бумагу. Ребятам остается только сверху наклеить необходимый материал. Требования к оформлению газеты и основные рубрики:
- Название газеты.
- Девиз.
- «Мы и наш выбор»
Когда мы думаем о проблемах окружающей среды, наиболее опасными нам представляются ……………………………………. Это происходит потому, что ………………………………
Если нам придется работать в экологическом отряде в нашем поселке, то мы бы ……………………
Мы уверены, что можем помочь нашей планете тем, что ……………………
«Бумажный зоопарк»
Украсить газету оригами или силуэтами животных из бумаги, можно клеить, подбирать бумагу разного цвета.
«Декларация о правах Природы»
Ребята, порядок и устойчивость нашей жизни зависит от законов и их выполнения. Организацией Объединенных Наций (ООН) принят закон, защищающий права человека на жизнь, свободу слова, убеждения. ООН во всеобщей декларации прав человека утвердил и “Конвенцию о правах ребенка”, в которой провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, защиту и содействие. А почему, как вы думаете?
Государства-участники Конвенции признают, что ребенку для развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
Ребята, а есть ли какие-нибудь права у Природы? Кто её защитит?
Предлагаем вам написать свой перечень прав Природы и разработать «Декларацию о правах Природы». В этом вам помогут следующие глаголы: признавать, напоминать, считать, учитывать, обеспечивать.
По окончании, игры на линейке мы зачитали «Декларацию», подвели итоги соревнования, объявили победителей и наградили их подарками (цветочные горшки для кабинета) и вручили грамоты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
Социальное направление. Возраст обучающихся: 7-11 лет. Срок реализации: 4 года. Программа разработана на основе програввы О.Хухлаевой "Тропинка к своему Я". Актуальность программ обусловлена воз...
Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему сердцу"
Занятия по данной программе дают детям представления о нравственных идеалах общества, ценностных ориентациях личности, критериях оценок жизненных явлений, способах нравственного самосове...
Программа внеурочной деятельности "Тропинка к самому себе"
В данной программе представлены приложения в виде тестовых материалов, токорые помогут при реализации данной программы....
Программа внеурочной деятельности "Тропинка"
Программа разработана по внеурочной деятельности "Тропинка"...
Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
Программа «Тропинка к своему Я» является программой внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста спортивно-оздоровительной направленности, направлена на профилактику нарушений психо...
Тьюторское сопровождение процессов социализации учащихся 1 классов в рамках программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я».
Содержание программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» обусловлено интересами и потребностями детей и направлено на познание и преобразование себя и предусматривает сопровождения процессов...
Программа внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью"
Программа внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью" 2-4кл....