клуб любителей основ православной культуры для детей и их родителей Свечечка
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Очередько Наталья Геннадьевна

Заседание клуба «Свечечка» на тему: «Дмитрий Донской».

Цели: - ознакомить обучающихся с личностью и деятельностью князя Дмитрия Донского;

- формировать образное представление о Куликовской битве как героическом событии в борьбе русского народа за независимость;

- показать битву как одно из значительных событий, положивших начало освобождению Руси от ига монголо-татарских ханов;

 - воспитывать уважительное отношение детей к историческому наследию своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dmitriy_donskoy.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание клуба «Свечечка» на тему: «Дмитрий Донской».

Цели: - ознакомить обучающихся с личностью и деятельностью князя Дмитрия Донского;

- формировать образное представление о Куликовской битве как героическом событии в борьбе русского народа за независимость;

- показать битву как одно из значительных событий, положивших начало освобождению Руси от ига монголо-татарских ханов;

 - воспитывать уважительное отношение детей к историческому наследию своего народа.

   1359г.-  Московским  князем  стал  Дмитрий  Иванович.

     Высокого  роста, крепкого  телосложения, красивый,  умный, справедливый – таким запомнился своему народу князь Дмитрий. Он любил свою Родину,  не   обижал  людей.  Москвичи  верили и доверяли ему.    

      В начале своего княжения он расширил территорию княжества (Ростов, Брянск, Звенигород). Силой заставил тверского князя отказаться от княжения в пользу Москвы; заменил деревянные стены Московского Кремля белокаменными. Но главным в деятельности внука Ивана Калиты был огромный вклад, который внес Дмитрий в борьбу русского народа с монголо-татарами.

       Более 150 лет русский народ томился под игом монголо-татар. Велико было стремление избавиться от власти татар, и именно князь Дмитрий стал той исторической фигурой, выразившей стремления народа к освобождению. Став во главе Московского княжества, Дмитрий решительно бросил вызов Орде – прекратил выплату дани.

- Как могла отреагировать Орда на решение князя о прекращении выплаты дани? (Новым нашествием.)

      Мамаю становилось ясно, что русские земли выходят из-под повиновения. Только новый поход на Русь мог укрепить пошатнувшуюся власть монголо-татар над русским народом. Получив сведения о движении врага на Москву, Дмитрий решил не допустить его в пределы Московской земли и разбить на территории Рязанского княжества. Русская рать, возглавляемая Дмитрием, встретилась с войсками Бегича на берегах реки Вожи, где и произошло кровопролитное сражение. Поражение монголо-татар было полное.

      Сражение на Воже выявило блестящие военные способности Дмитрия. Знание противника, выбор местности для сражения, стремление заставить врага драться в невыгодных для него условиях, активная оборона с переходом в наступление, примененные Дмитрием в этом сражении, характеризуют его как искусного полководца, настойчивого в достижении цели, решительного.

      Эта битва продемонстрировала возросшую мощь Руси.

      Назревало решающее сражение между Русью и Ордой. Хан Мамай прекрасно понимал: если он проиграет битву, правителем Золотой Орды ему никогда не быть, но если выиграет, власть его укрепится на долгие годы. В ход пошло золото и серебро, копившееся в Орде долгие годы. За большую плату была нанята генуэзская пехота - пешие  войска, множество мелких разбойников потянулись со своими отрядами к Мамаю.

      Но и на Руси не сидели, сложа руки. Князь Дмитрий разослал гонцов во все стороны, призывая других князей всем вместе, дружно выступить против общего врага. Призыв князя был услышан. Со всех земель и княжеств к Москве стали стягиваться войска.  Как пишет летописец, Дмитрию удалось собрать небывалую для Руси того времени армию. Русь готовилась к великой битве.

       Ребята, как вы думаете. Почему, еще не начав битвы. Русские войска уже наполовину победили? (Потому что русские княжества объединились. Было собрано огромное войско)

       Когда военные силы были готовы, князь Дмитрий по древнему обычаю поехал за благословением на бой к Сергию Радонежскому, игумену и основателю Свято-Троицкого монастыря, что под Москвой.

И у толпы притихшей на глазах

 Встал Дмитрий пред игуменом на колени

 И получил его благословенье:

 - Иди!

 Да не коснется сердца страх!

 Ты вернешься скоро!...

 И двух богатырей измерил взором: -

 Вот иноки – сподвижники тебе.

  1. Знакомство с ходом битвы на Куликовом поле.

    Великая битва произошла на берегу реки Дон, на широком Куликовом поле 8 сентября 1380 года.

   Скрытая густым туманом, отборная русская рать под командованием князя Серпуховского и воеводы Боброка - Волынца засела в лесу в засаде, а остальные силы русских стали сближаться с монголо-татарскими войсками на Куликовом поле.

   Когда туман рассеялся, войска встали друг против друга. Как началась битва, расскажут … (фамилии, имена учащихся, рассказывающих стихотворения).

   Ученик 1:   Поутру Мамай в шатре

                  Глянул в щелку узкую

                  И увидел на заре

                  В поле силу русскую

                           «Ай-ай-ай! – подумал хан –

                          Что за наваждение!

                           Может, так шалит шайтан?

                           Может, сновидение?»

                        Хан опять глаза протер,

                        Закричал сердито.

                        Трепеща, к нему в шатер

                        Прибежала свита.

   Ученик 2:         «Вы видали эту рать?

                             Мы ее разгоним!

                             Время битву начинать!

                             Батыры! По коням!»…    

                         Вот уж тысячи стрелков

                         Поднялись оравой.

                         Наготове лук, колчан,

                         И пошли на русский стан.

     Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьями наперевес мчались всадники друг на друга   и сцепились на всем скаку. Кони их едва устояли, присел на задние ноги, а оба воина насмерть поразили друг друга.И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке.

                          Что мне сказать о битве той?

                          Что не было еще такой.

                          И хоть кого спроси,

                          «Мамаево побоище»

                          Все знают на Руси!..

                                Там ратники к плечу плечо

                                С врагом сошлись грудь в грудь,

                                И места не было мечом

                                Иль палицей взмахнуть…

                           Стоял такой великий стон,

                           Шел бой с такою кровью,

                           Что красным был окрашен Дон

                           До самого низовья…

                                 И стало солнце уставать,

                                 К закату – огневое,

                                 И стали русские сдавать –

                                 Ордынцев было вдвое!

   И тогда, когда разгромленный в бою левый русский полк (военное  подразделение , состоящее из нескольких  отрядов) начал отступать, из засады вышли дружины Боброка и Серпуховского. В бою наступил перелом. Как это  произошло, расскажет … (фамилия, имя учащегося).

   Ученик 3 :  Вот тут-то памятный урок

                      Был дан врагам-татарам:

                      Вдруг вынес конницу Боброк,

                      Что пряталась недаром.

                               Укрытая от вражьих глаз

                               Зеленою дубравой,

                               Дружина вынесла тот час

                               Знамена русской славы

                               И нанесла такой удар

                               С отвагою такою,

                               Что в страхе сонмища татар

                                Бежали с поля боя.

    Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля.

   И хотя только через сто лет после Мамаева побоища обрела Русь полную независимость от Орды, с победой на Куликовом поле у русского народа появилась крепкая надежда освободить от власти монголо-татар.

V. Закрепление изученного. Конкурс между командами-рядами «Знатоки истории».

       Ответьте на вопросы:

- Какому народу удалось поработить Русь? (Монголо-татарам)

-  Почему это произошло? (Среди русских князей не было единства)

- Сколько примерно лет Русь находилась под властью моголо-татар? (Более 200лет)

-  Как называлось государство моголо-татар? (Золотая орда)

-  Где произошла решающая битва? (На Куликовом поле)

- С чего, согласно легенде, началось сражение? (С поединка двух богатырей)

- Когда русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке? (После смерти богатырей)

- Сражение длилось долго. На одной части поля русские стали отступать. Что

произошло дальше?

- Почему русское войско во главе с Дмитрием Донским смогло одержать победу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы с учебным материалом на уроках Основ Православной Культуры.

Презентация в помощь учителям дла организации работы с учебной статьёй....

Методическая разработка урока основ православной культуры

Методическая разработка урока выполнена для учеников 2 класса  первого года обучения основам православной культуры с использованием   методического  пособия  Л. Л. Шевчен...

Система работы по формированию нравственных ценностей в рамках кружка основ православной культуры

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа№2 имени И.И.Тарасенкостаницы Выселки Краснодарского края....

Реализация основ православной культуры в учебном процессе.

Данный материал используется для выступления на педсовете с целью знакомства с новым предметом....

Опыт работы учителя по преподаванию основ православной культуры.

Обобщение педагогического опытаучителя основ православной культуры и начальных классовГаздалиевой Александры Михайловны....

Интегрированный урок основ православной культуры и технологии в 3 классе.

Интегрированный урок основ православной культуры и технологии в 3 классе по теме "РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО"....

Заседание клуба "Знатоков основ православной культуры"

Визитная карточка урокаДанный  урок был разработан как обобщающий по предмету «Основы православной культуры» в 5 классе. Он основывается на учебнике А. В. Кураева «Основы религиозных культур и св...