Заседание клуба "Знатоков основ православной культуры"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Визитная карточка урока
Данный урок был разработан как обобщающий по предмету «Основы православной культуры» в 5 классе. Он основывается на учебнике А. В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики» - Изд. «Просвещение», 2010. Форма проведения занятия - заседание клуба Знатоков. В ходе занятия используются материалы учебника. На заседании клуба решается проблема: Каким образом курс «Основы православной культуры» поможет воспитанию духовно-нравственных качеств личности, повлияет на взаимоотношения человека и природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zasedanie_kluba_znatokov_osnov_pravoslavnoy_kultury.doc | 70 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.69 МБ |
broshennyy_kamen11.rar | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Визитная карточка урока
Данный урок был разработан как обобщающий по предмету «Основы православной культуры» в 5 классе. Он основывается на учебнике А. В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики» - Изд. «Просвещение», 2010. Форма проведения занятия - заседание клуба Знатоков. В ходе занятия используются материалы учебника. На заседании клуба решается проблема: Каким образом курс «Основы православной культуры» поможет воспитанию духовно-нравственных качеств личности, повлияет на взаимоотношения человека и природы.
План занятия
1. Подготовительная работа (разработка сценария, подбор информационно-методического обеспечения, оформления и оборудования, распределение ролей, приглашение гостей)
2. Индуктор. Активизация внимания детей искусством слова и художественного творчества.
3. Сообщение темы, цели и задач урока.
4. Заседание клуба Знатоков
5. Подведение итогов заседания.
Цели и задачи:
- Обобщить и систематизировать знания детей по основам православной культуры; поговорить о лучших качествах человека, показать, что милосердие, доброта – первооснова человека, основа человеческих отношений;
- развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;
- способствовать развитию умений вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- развитие нравственных качеств и творческих способностей.
найти ответы на вопросы:
- как люди должны относиться друг к другу?
- отношение христиан к природе.
Оборудование: мультимедиа, слайдовая презентация.
Открытый урок по ОПК
в 4 классе
Тема урока:
Учитель начальных классов МАОУ-СОШ № 11 им. В.В.Рассохина
Комарова Е. М.
2015год
Ход урока
- Активизация внимания обучающихся.
Учитель:
- Дорогие ребята, гости добрый день.
Меня зовут Евгения Михайловна.
Сегодня мы проведём последний урок по предмету «Основы православной культуры» (Слайд 1 с названием клуба)
Форма нашего урока будет необычной- заседание клуба Знатоков.
(Слайд 2. Репродукция картины Ф.Моллера «Несение креста»)
Учитель
-Он шел безропотно, и на кресте распятый,
Народам завещал и братство, и любовь.
За этот мир, порока тьмой объятый,
За ближнего лилась Его Святая Кровь.
- Сообщение темы и целей заседания
Учитель:
Слайд 3
-На повестке дня сегодняшнего заседания 3 вопроса:
1. Чему учил нас курс Основ православной культуры?
2. Как люди должны относиться друг к другу?
3. Отношение человека к природе.
- Основная часть заседания
(стук в дверь, входит женщина, держа за руку мальчика)
Мама:
-Слышала, что сегодня у вас заседание
Несносный сын у меня
Сладу с ним нет никакого:
Всех обижает, дерется, детей обзывает,
Птиц не жалеет, из рогаток по ним стреляет
Животных истязает
Деревья, кустарники ломает
Помогите! Не гоните! Пусть посидит, послушает, я умоляю!
Ведь от шалостей его я просто погибаю!
Учитель
-Конечно! Проходите! У нас вы посидите!
Думаю, мы сможем вам помочь, а вы примите участие в заседании нашего клуба. /проходят и садятся/
Учитель
(Слайд 4. Правила работы на уроке.)
- Повторим правила работы на уроке.
- Быть активным,
- уважать мнение участников,
- быть доброжелательным,
- не перебивать,
- быть заинтересованным,
- стремиться найти истину.
Первое нам выяснить необходимо, что такое православная культура для каждого из вас?
Учитель
Предлагаю блиц – турнир.
А) Продолжить предложение
Культура это…
Б) Ответьте на вопрос: «Человек выбирает культуру или он рождается в ней»?
В) Продолжите предложение
- Религия это…
Г) Что означает слово «православие»?
Д) Как объяснить значение слова «христианин»?
(Дети дают свои ответы)
Проверим (Слайд 5)
- Культура это – все, что создано руками человека. Свою культуру человек не выбирает, он рождается в ней.
Религия - это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум не одинок в нашем мире. Религия говорит, что рядом с человеком, и даже выше него, есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы.
Истоки русской культуры - в православной религии. Например, слово «спасибо»- это сокращенное пожелание: «Спаси, Бог»! Каждый раз, когда человек произносит слово «спасибо» он, порой, сам этого не понимая, обращается к Богу.
Слово «православие» имеет 2 оттенка: «правильное прославление Бога» и «верное учение». Христиане считают верным учение Христа. Поэтому понятие
«православный христианин» точнее, чем просто слово «православный».
Учитель
А сейчас следующее задание для Знатоков.
Выберите правильный ответ и обоснуйте его. (Слайд 6 )
-Чему может научить предмет «православная культура»?
- любви к Родине, ближним, которые живут рядом с нами;
- уважению традиций и пониманию своих истоков;
- вражде к другим религиям, безразличию к культурному наследию своей страны
Проверим(Слайд 7)
Предмет « Православная культура» учит любви к Родине, ближним, а также уважению традиций и пониманию своих истоков.
Если человеку больно, становится неважно, какая у него вера или цвет кожи, даже если человек виноват лично перед тобой, все равно, в минуту, когда он попал в беду, надо забывать свои обиды и протянуть ему руку помощи.
Учитель
Уважаемые Знатоки, следующее задание. Послушайте притчу и скажите о чём идет речь. (Слайд 8)
Но прежде вспомним притча – это литературный жанр, заключающий в себе моральное поучение.
(Слайд 9) Прослушивание притчи.
Притча
- А какой урок вынес для себя герой произведения?
- Кто «шептал», что это за шепот раздавался на дороге?
(Это шептало чужое горе, которое люди очень часто не хотят видеть и слышать)
- Какой для себя вы извлекли жизненный урок? (не быть равнодушными к чужому горю, к людям, не проходить мимо).
Помните золотое правило Христа? (Слайд10)
Во всем, как хотите, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними. Прощайте и прощены будете.
Продолжите фразу:
-Христиане верят, что у мира есть Творец. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги. Какие?
Правильно. (Слайд11)
Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, а в Библию – заповеди.
Предлагаю вашему вниманию книгу природы. (фильм 1-2 минуты)
Учитель
Вашему вниманию предложены ситуации. Продолжите рассказ, что могло произойти дальше. Дайте 2 варианта ответа.
№1 (слайд 12)
Шли два товарища и увидели котенка, который ежился под порывами ледяного зимнего ветра и жалобно попискивающего…
-Как ещё можно было поступить?
№2 (слайд 13)
Девочка опаздывала на встречу с подругой. Бабушка попросила сходить в аптеку, так, как нужного лекарства не оказалось под рукой. Девочка …
(Дети предлагают свои варианты)
- Как могла поступить девочка?
- Как ещё могла поступит?
-Как по-вашему правильно?
- Итог заседания
Учитель
-Уважаемые Знатоки, вы хорошо поработали сегодня. Давайте подведем итог нашего заседания.
Учитель (Слайд14)
Где бы сердце вам жить не велело
В шумном свете иль в сельской тиши,
Расточайте без счета и смело
Вы сокровища вашей души.
Не ищите, не ждите возврата,
Не смущайтесь насмешкою злой.
Человечество все же богато
Лишь порукой добра круговой.
Ребёнок ( Петя)
/обращаясь к мальчику/
Люди! Помните всегда, что есть природы храм.
Лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток.
Входи в него в мороз и стынь,
Входи в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
(Группа детей. выходит, держа в руках книгу « Основы православной культуры»)
Дети ( Арина)
1.Если в руки мудрую книгу возьмешь,
То тогда ты поймешь:
Не кради и не завидуй.
2. Не лги, не убивай, люби людей и никого не обижай,
3. Сей мир и счастье на планете,
И тебе «спасибо» скажут взрослые и дети.
МАЛЬЧИК:
Спасибо вам за ваш урок!
Я понял, что без нравственных законов - человечество толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Или еще страшней – жестока.
Таким когда – то был и я.
МАМА
/держа в руках учебник « Основы православной культуры»/
Блажен, кто мудрости высокой,
Послушен сердцем и умом,
Кто при лампаде одинокой
И при сиянии дневном
Читает книгу ту святую,
Где явлен Божеский закон.
Он не пойдет в беседу злую, на путь греха не ступит он.
Дети. ( Настя)
- Мы дарим ее вам! Пусть мальчику дорогу освещают все заповеди, изложенные там!
Учитель: Итак малыш , что ты понял?.
- Давайте вынесем решение. (слайд 15)
1. Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
2. Для человека – вся природа - это его родной дом и храм Божий. Поэтому нельзя сорить, бездумно рвать цветы и ломать кустарники и деревья, обижать животных и птиц.
Учитель
Мы заканчиваем работу клуба. Уважаемые гости и дорогие ребята!
Желаю вам житейской мудрости, (16)
удач во всем, здоровья и много- много счастья!
И на пути еще непройденных дорог
Храни вас Бог от всякого несчастья!
На этом мы заканчиваем наш урок. Всего вам самого доброго.
До свидания.
Литература:
1. Основы православной культуры. Учебник для 4-5 кл. Автор А. Кураев. М.: «Просвещение», 2010
2. А. Половинкин. Православная культура в школе, ВЛАДОС «ПРЕСС», Волгоград, 2003
3. Интернет – ресурсы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания по основам православной культуры; дать ответы на вопросы: 1. Чему учил нас курс Основ православной культуры? 2. Как люди должны относиться друг к другу? 3. Отношение человека к природе.
Правила работы на уроке: Быть активным, уважать мнение участников, быть доброжелательным, не перебивать, быть заинтересованным, стремиться найти истину.
Культура – все, что создано руками человека. Свою культуру человек не выбирает, он рождается в ней. Религия - это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум не одинок в нашем мире. Религия говорит, что рядом с человеком, и даже выше него, есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы.
-Чему может научить предмет « православная культура » ? любви к Родине, ближним, которые живут рядом с нами; уважению традиций и пониманию своих истоков; вражде к другим религиям, безразличию к культурному наследию своей страны
Предмет « Православная культура » учит любви к Родине, ближним, а также уважению традиций и пониманию своих истоков. Если человеку больно, становится неважно, какая у него вера или цвет кожи, даже если человек виноват лично перед тобой, все равно, в минуту, когда он попал в беду, надо забывать свои обиды и протянуть ему руку помощи.
ПРИТЧА - это литературный жанр, заключающий в себе моральное поучение (премудрость)
Брошеный камень Автомобиль блестящий и красивый Бесшумно по дороге проезжал, Как вдруг рукой мальчишеской ретивой В машину камень брошенный попал. Водитель видел этих негодяев: Они ему махали перед тем И, сдав назад, он вдруг услышал: «Дядя! Простите, дядя, я скажу, зачем… Мой брат упал, он в инвалидном кресле, Кювет глубок, и не хватает сил… А вы, как все, проехали бы если Я камнем вам в капот не запустил». Водитель растерялся: «Вы давно тут?» - Мы выбраться не можем три часа, А брат мой повредил серьезно ногу, К тому же, надвигается гроза… Он подошел к кювету и увидел – И сердце сжалось, словно дало сбой – В больших глазах мальчишки-инвалида Таилась немальчишеская боль. И вызволив ребенка в одночасье, На мысли вдруг такой себя поймал, Что, как сейчас, он не был даже счастлив, Когда свою машину покупал. Урок с мальчишкой не был им забыт: Что если ты не хочешь слышать шепот , - В тебя однажды камень полетит.
Во всем, как хотите, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними.
Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, а в Библию – заповеди.
Где бы сердце вам жить не велело В шумном свете иль в сельской тиши, Расточайте без счета и смело Вы сокровища вашей души. Не ищите, не ждите возврата, Не смущайтесь насмешкою злой. Человечество все же богато Лишь порукой добра круговой.
Решение: Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Для человека вся природа – это его родной дом и Храм Божий. Поэтому нельзя сорить, бездумно рвать цветы, ломать кустарники, деревья, обижать животных и птиц.
Желаю вам житейской мудрости, Удач во всем, здоровья, счастья! И на пути непройденных дорог Храни Вас Бог от всякого ненастья!
Спаси Господи за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы с учебным материалом на уроках Основ Православной Культуры.
Презентация в помощь учителям дла организации работы с учебной статьёй....
Методическая разработка урока основ православной культуры
Методическая разработка урока выполнена для учеников 2 класса первого года обучения основам православной культуры с использованием методического пособия Л. Л. Шевчен...
Система работы по формированию нравственных ценностей в рамках кружка основ православной культуры
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа№2 имени И.И.Тарасенкостаницы Выселки Краснодарского края....
Реализация основ православной культуры в учебном процессе.
Данный материал используется для выступления на педсовете с целью знакомства с новым предметом....
Опыт работы учителя по преподаванию основ православной культуры.
Обобщение педагогического опытаучителя основ православной культуры и начальных классовГаздалиевой Александры Михайловны....
Интегрированный урок основ православной культуры и технологии в 3 классе.
Интегрированный урок основ православной культуры и технологии в 3 классе по теме "РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО"....
Интегрированный урок русского языка и основ православной культуры по теме : Решаем главные орфографические задачи письма. Знакомимся с традициями русского народа.
Православие является неотъемлимой частью истории русского народа, духовнонравственным ядром русской культуры....