Музейная педагогика
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ВЕДУЩИМ ЦЕННОСТЯМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Сегодня государство, общество, семья предъявляют новые требования к результатам образования, которые основаны на представлении об образовании, как институте социализации личности, обеспечивающем формирование нового поколения, приобщенного к традиционным морально-нравственным ценностям, ведущим ценностям отечественной и мировой культуры.
заинтересованный исследователь Музейная педагогика располагает специальными средствами, формами приобщения человека к культурному наследию с помощью музейных предметов и предметов окружающего мира.
Основными достижениями при использовании музейной педагогики в образовательной деятельности являются: формирование у учащихся чувства сопричастности к истории и культуре своего народа, осознание своей значимости как носителя традиции и культуры прошлых лет, призванного обогатить и передать эти достижения последующим поколениям, создание условий для развития метапредметных компетенций учащихся.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучение теоретических и практических аспектов по данной теме
2) проектирование полученной информации на образовательный процесс учащихся
3) создание новых проектов форм работы, способствующих решению культурных, образовательных задач социума, использование их в учебных дисциплинах, воспитательной деятельности учащихся
4) развитие у учащихся умения работать с информацией, умения сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии
5) развитие речи и расширение словарного запаса учащихся, формирование навыка сотрудничества
6) развитие умения регулятивно управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать свою деятельность, проявлять инициативность и самостоятельность
7) воспитание культуры поведения учащихся
8) воспитание любви к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению
9) создание учащимися портфолио для рефлексии своей деятельности
10) распространение собственного опыта и создание методических рекомендаций по данной теме
Следующей моей задачей было грамотно организовать взаимодействие детей с культурно-образовательной средой музея, а также квалифицированно использовать средства музейной педагогики в учебно-воспитательном процессе школьной среды. Достижения в этой области невозможны без знаний идей и наработок наших предшественников. Поэтому я начала изучать содержание культурно-образовательной деятельности музеев и опыт работы педагогов в этой области.
Содержание культурно-образовательной деятельности музеев выражается в формах организации работы с музейной аудиторией, взаимодействие с системой образования. В арсенале музея можно выделить до 100 различных форм, среди которых отмечают 10 базовых форм. Это лекция, экскурсия, консультация, научные чтения, кружки, студии, клубы, литературные вечера, киносеансы, концерты, встречи с интересными людьми, праздники, исторические игры, конкурсы и викторины, фестиваль.
Направления деятельности музеев различны:
- поисково-собирательское
-экспозиционно-оформительское
-экскурсионное
В своей практике я чаще всего использую экскурсионную деятельность музеев. Чтобы работа по музейной педагогике была систематичной, а не эпизодической,
по каждому классу я разработала тематику уроков и тематику экскурсий.
1класс
Тема урока | Музей | Проектная деятельность |
Что у нас над головой? | Планетарий | Исследовательская деятельность «Космический зоопарк» |
Что у нас под ногами? | Научно - исследовательский геологоразведочный музей | Коллекция камней, поделки из камней |
Кто такие рыбы? | Зоологический музей | Викторина |
Кто такие насекомые? | Зоологический музей | Викторина |
Кто такие птицы? | Зоологический музей | Викторина |
Кто такие звери? | Зоологический музей | Викторина |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | Музей воды | Викторина |
Когда жили динозавры? | Выставка динозавров | Исследовательская деятельность «Хищные и травоядные динозавры» |
Когда появилась одежда? | Этнографический музей | Изготовление кукол в национальных одеждах |
2класс
Звездное небо | Планетарий | Презентация «Космическое небо» |
Что из чего сделано? | Краеведческий музей | Сообщение «Из чего сделано стекло?» и т.д. |
Как построить новый дом? | Этнографический музей | Модели различных домов из разного материала. |
Какой бывает транспорт? | Музей железнодорожной техники | Модели железнодорожного транспорта из различного материала |
Культура и образование | Музей цирка | Сообщение о любой профессии циркового артиста |
Все профессии важны. Кто сделал хлеб? | Музей хлеба | Рецепты хлебобулочных изделий |
3 класс
Общество | Этнографический музей | Исследовательская деятельность «Какие народности проживали и проживают на территории Ленинградской области» |
Вода и жизнь. Берегите воду. | Музей воды | Исследовательская деятельность |
Что такое почва? | Музей почвоведения | Исследовательская деятельность |
Разнообразие животных. Охрана животных. | Зоологический музей | Оформление Красной книги Ленинградской области |
Полезные ископаемые | Научно-исследовательский геологоразведочный музей | Изготовление коллекции камней, поделки из камней |
Что такое деньги? | Музей денежного обращения | Викторина «Что такое деньги?» |
4 класс
Планеты Солнечной системы. Звездное небо- Великая книга природы. | Планетарий | Исследовательская деятельность «Герои мифов Древней Греции на звездном небе» |
Зона арктических пустынь | Музей Арктики и Антарктиды. | Сообщение «Обитатели Арктики и Антарктиды»(презентации) |
Земля-кормилица. Растениеводство в нашем крае. | Краеведческий музей. | Фотовыставка «Растениеводство в Ленинградской области» |
Животноводство в нашем крае. | Краеведческий музей | Фотовыставка «Животноводство в Ленинградской области». |
Великая война и великая победа | Музей обороны и блокады Ленинграда | Оформить страницы истории блокады Ленинграда |
Такие разные праздники | Краеведческий музей | Написать свой сценарий праздника и провести его. |
Путешествие по России | Краеведческий музей | Фестиваль народностей Ленинградской области |
При каждом посещении музея, учащиеся получают не только знания по определенной теме, но у них формируется потребность заниматься творческой созидательной деятельностью.
Поэтому следующий этап нашей работы - поисково-собирательская и оформительская деятельность.
1. Мы собрали материал о редких и исчезающих видах животных Ленинградской области. Оформили и иллюстрировали усилиями коллектива учащихся и родителей Красную книгу. Выбрали из учащихся экскурсоводов, которые рассказали учащимся начальной школы о редких животных .
2. Собрали материал и коллекцию полезных ископаемых, которые добываются в Ленинградской области. Оформили передвижную выставку и будем с этой выставкой знакомить учащихся начальной школы.
3. Разработали викторины по теме «Вода» и по теме «Деньги».
4. Разработали дидактическую игру по теме «Группы животных».
5. Провели исследовательскую деятельность по теме «Звездное небо» и оформили проект «Звездный зоопарк».
В 4 классе мы планируем исследовать культуру и традиции народностей, проживающих на территории Ленинградской области, организовать и провести внеклассное мероприятие «Фестиваль народностей Ленинградской области». Сейчас у нас идет сбор материала. Класс я поделила на творческие группы и каждая группа собирает материал по определенной теме.
Подводя итог важно сказать о позиции учителя и ученика в музейно-образовательной деятельности.
Позиция ученика:
- заинтересованный исследователь
- созидатель
- участник будущего
- хранитель и носитель культурного наследия
Позиция учителя:
- организатор условий для познавательной деятельности ребенка
- организатор общения ребенка с предметным миром культуры (на уроках, во внеклассной работе)
- наставник в развитии творческих способностей и формировании культурных потребностей
Музейная педагогика органично входит в практику школы, учит детей учиться, развиваться, творить, помогает реализовать стандарты 2-го поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по музейной педагогике и изобразительному искусству для учащихся 3 класса: " В мастерской художника - живописца. Краски".
Конспект урока разработан в системе интегрированного курса занятий музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!" и изобразительного искусства. Материалы урока могут быть испол...
Музейная педагогика
Тест...
Конспект интегрированного урока в 1 классе (предметные области: обучение грамоте, риторика, музейная педагогика, ИЗО) (возраст:6,6 - 7 лет) «Мир железной дороги»
Данный материал знакомит детей с железнодорожными профессиями и транспортом, развивает социокультурные компетенции и художественно творческие способности детей средствами ИКТ...
Интегрированный урок в 1 классе(математика, музейная педагогика) Северо Кавказская железная дорога объединяет народы Северного Кавказа. Сложение и вычитание в пределах 20"
Задачи:– создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 20;– способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти,...
Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."
Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...
Интегрированный урок изобразительного искусства и музейной педагогики в 3 классе на тему:"Архитектура Древней Греции. Пафенон"
Интегрированный урок изобразительного искусства и музейной педагогики на тему: "Архитектура Древней Греции. Пафенон"(3 класс)...
Музейная педагогика
Статья посвящена организации работы школьного музея. Воспитание гражданской позиции, гордости за победителей в Великой Отечественной войне, стремления быть достойными памяти павших - вот цели, которые...