Рабочая программа ОПК 3-4 класс
рабочая программа (3, 4 класс)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, письма Министерства образования, науки от 27 апреля 2015г. №01-14/1256 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов и модулей в общеобразовательных учреждениях»,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opk_3_i_4.doc | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Тарасовский район, с. Дячкино
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дячкинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Дячкинская СОШ
Приказ от №
_________________Курочкин А.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс):
начальное общее образование 3 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 1 час в неделю, всего 33 часа
Учитель Афанасьева Наталья Николаевна
(ФИО)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, письма Министерства образования, науки от 27 апреля 2015г. №01-14/1256 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов и модулей в общеобразовательных учреждениях»,
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии
Срок реализации 2018-2019 уч год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к тематическому планированию православной культуре 3(4) класс
Всего - по 34 часа в каждом классе.
В неделю - 1 час.
Программа разработана в соответствии
- с Федеральным компонентом государственного стандарта для начального общего образования,
- авторской программой курса «Православная культура» Л. Л. Шевченко,
- психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников
- федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования РФ,
- с учётом возрастных особенностей и уровнем обученности учащихся.
В авторскую программу изменения не внесены.
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова.
Тематический план ориентирован на использование учебно-методического комплекта:
• для учащихся:
- Шевченко Л. Л. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3 (4) годы обучения. 3-е издание. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,
• для учителя:
Учебное пособие «Православная культура» для учащихся является частью учебно-методического комплекта для 3 (4) годов обучения и входит в состав пособий «Православная культура» для полной средней школы. Комплект состоит из учебного пособия для учащихся (в 2-х книгах), методического пособия для учителя, наглядного пособия «Иллюстрации» и музыкальных материалов для организации внеклассной работы.
Проведенная апробация учебных пособий в школах разных типов показала, что содержание учебных пособий для начальной школы позволяет успешно решать задачи нравственного воспитания на традициях отечественной педагогики и образцах христианской нравственности при вариативных подходах.
Применительно к методике преподавания православной культуры в светской общеобразовательной школе, знания о христианстве детям могут быть представлены как следующие этапы.
1. Знание христианских нравственных эталонов (заповедей) поведения человека. Они могут быть представлены как знания культурологического, религиоведческого, источниковедческого и т.д. характера в образовательных учреждениях разного типа (в пособиях дан культурологический).
2. Исполнение ребенком нравственных норм взаимоотношения с людьми («золотое правило» жизни), зафиксированных как нормативы общечеловеческого характера в Декалоге и заповедях блаженства, (как светский вариант возможного практического освоения полученных знаний). Это - возможный и даже необходимый уровень педагогической работы, так как только на этом этапе становится возможной реализация воспитательных задач урока. Педагог должен стараться довести ребенка до этого этапа. Критерием этого уровня воспитанности является сформированная система отношений ребенка с миром (с ближними, с собой, с природой) на основе общепринятых нравственных норм. В профессиональном плане - учитель обязан реализовать поставленные воспитательные задачи урока.
Реализация первых двух этапов в рамках светской школы позволяет решать не только задачи приобщения школьников к знаниям мировой религиозной культуры (и христианской православной - как основной, что естественно для России). Показанный путь является педагогической методически оформленной воспитательно-профилактической формой сохранения нравственного здоровья ребенка знаниями нравственного характера: о правилах благочестивого поведения, о традициях жизни предков, ответственности человека перед Отечеством, близкими.
Содержание учебных пособий, решая задачи определения нравственных идеалов и ценностных ориентиров жизни на примере ценностей отечественной культуры, показывает детям пути духовного возрастания христианина.
Материал программы начальной общеобразовательной школы подобран таким образом, что позволяет решить следующие задачи:
- Научить ребенка видеть красоту внешнюю (в окружающем мире, в природе, в быту), так как от внешнего мира красоты возвышается душа.
- Дать знания о христианском понимании устройства мира: связи красоты рукотворной и нерукотворной и ее источника в Боге Красоте.
- Раскрыть христианское понимание Бога как Любви высшей, жертвенной, спасающей человека. Раскрыть смысл христианского благодарения Творцу, и познакомить с его отражением в феноменах православной культуры (религиозном искусстве, литературе, христианских праздниках, традициях жизни и т.д.).
- Дать знания о христианской антропологии: о том, в чем христиане видели (созерцали) красоту (образ Божий) человека (совесть).
- Дать знания и показать на примерах житий святых, как строилась система отношений христиан:
- К ближним (по Евангелию: 1 этап - любовь к ним);
- Отношения к Богу (Заповеди: так Бог повелел);
- Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью как нравственным критерием (отношение к себе: а какой я?) и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви.
В общеобразовательной школе учитель дает детям представление о религиозной культуре и вере предков, отраженной в традициях православной культуры и воспитывает уважительное отношение к ней как традиционной культуре России, в конфессиональной школе - обучают вере.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3(4) класс
Тема 1. Отечество Небесное. Бог
1. Бог просвещающий
О вере, знании и культуре в жизни людей. Что нужно человеку для счастливой жизни? Целесообразность в мире. Изучение законов мира наукой. Религия - вера и почитание Бога. Религиозные представления разных народов. Христианство - одна из основных религий мира. Религиозная культура. Православие как основная религия в России. Христианское понимание происхождения знания о Боге. Особенность этого знания: просвещение человека Божественным светом. Священное Писание, Священное Предание, жития святых. Кого называют просвещенным человеком? О чем свидетельствует Священная история? Историческое источники как свидетельство о совершенном Богом спасении людей. Отражение Священного Предания в церковных песнопениях и иконографии. Представление иконы «Вседержитель». Словарик иконописца: Вседержитель; живопись; мозаика; фреска. Церковнославянский язык как язык обучения детей грамоте в Древней Руси. Учебные книги. Азбучная молитва в стихах. «В начале было Слово...». Смысл поговорки «Начать с азов».
2. Что говорит о Боге православная культура?
Что Бог открыл о Себе людям? Явление Троицы Аврааму. Зачем Бог прислал в мир Своего Сына? Жертвенная любовь. Как люди говорили о тайне Троицы? Представление иконы «Троица» Андрея Рублева. О святом иконописце Андрее Рублёве. О чем и как рассказывает икона «Троица»? Как готовился православный иконописец к написанию иконы? Словарик иконописца: иконы «Спас в Силах», «Спас Нерукотворный». Храмы в честь Святой Троицы. Андроников монастырь. Отражение события явления Троицы в поэзии. Праздник Святой Троицы. Церковнославянская азбука: буква «Т» (твердо, истинно), Троица Святая. Смысл поговорки «Сначала аз да бука, а потом науки».
3. Свет на горе Фавор
В лучах славы Господа. Смысл Преображения. Как Бог открывал людям о Царствии Небесном. Христианское понимание смысла человеческой жизни, отраженное в поэзии для детей. Изображения смысла (в христианском понимании) события живописными и графическими Средствами: рисунки на темы «Сверхсветлый мрак», «Светлое облако». Представление иконы «Преображение Господне» Феофана Грека. Анализ смысла иконы на трех уровнях: сюжетном (что изображено?), богословском (какой смысл события?), дидактическом (чему учит событие?). Иерархичность устройства мира, отраженная изобразительными средствами: Бог и человек (пророки, ученики). Словарик иконописца: духовная красота иконы; горки на иконе - символическое изображение духовного роста). О святом Григории Паламе Фаворский свет. Церковнославянская азбука: буква «Фита» - символ Божественного, Церкви Божией. В греч. языке: Бог - Феос. «Ф» на иконах Богоматери: «MP ФУ» (Митир Фэу) - Матерь Божия. Ключевые слова христианской культуры с буквой «Ф»: Фавор, Вифлеем, Голгофа, Гефсимания, акафист. События Священной истории, с ними связанные.
4. Бог спасающий
Милость Божия к людям. Христос - Пастырь добрый. Спасительная чудесная помощь. Исцеление расслабленного. Воскрешение дочери Иаира. Как мог человек получить помощь Божию? Вера и примирение с ближними как условия получения помощи. О Царствии Небесном. Беседа Христа с Никодимом о духовном рождении человека. Таинство Крещения. Рассказ о Божием Царстве в поэзии. Отличие иконописи от живописи на религиозные темы: икона «Воскрешение дочери Иаира» и картина В.Д. Поленова на ту же тему. Представление икон - фресок «Чудесный улов»; «Насыщение пятью хлебами». Их анализ на трех уровнях. Словарик иконописца; образы и символы христианского религиозного искусства: голубь, рыба, корабль, нимб и др. Церковнославянская азбука: буква «Ц»; слова -милость, Царствие Небесное, Церковь.
5. Что говорит о человеке православная культура? Притча о талантах. Что такое талант? Смысл выражения «зарыть талант в землю». Ответственность человека за полученный дар. Чуткость, сострадательность к людям как самые главные дары Божий. Где они скрыты в человеке? Человек - образ и подобие Божие. От чего зависит возможность уподобления Богу? Размышление маленького христианина о человеке: рождение; рост; развитие; смерть; душевные способности; способность воображения; внутренние душевные чувства; совесть; воля; вера в Бога; желание стать умнее и добрее; душа человека - свободная, разумная, бессмертная, желающая добра, верящая в Творца; сердце человека. Стремление человека к добру - к подобию Божию. Отличие человека от животного. Духовная работа человека над собой. В каких делах каждый может раскрыть свои таланты? Какими качествами украшается душа человека? Взаимосвязь христианских понятий «смирение - радость». Их отражение в духовных песнопениях: «Слуху моему дай радость и веселие» (Псалом 50). Примеры проявления красоты человека в рассказах Священной истории (Богородица. Авель. Авраам. Иосиф.). Спаситель как проявление высшей красоты. Отражение этого смысла в поэзии: К.Д. Бальмонт. «Одна есть в мире красота» (Повторение материала 2-го года). Рассказы о человеке в росписях храма Спаса на Сенях Ростова Великого (Сотворение человека. Изгнание из рая). Рассказы о человеке в детской православной литературе. Церковнославянская азбука: слова - образ, душа, чудо.
Красота православного храма. Смысл символов христианского искусства, архитектурной формы храма, купола. Духовный смысл православного храма. Во что веруют христиане? Символ православной веры. Таинства Православной Церкви. Тайная Вечеря. Установление Таинств Крещения и Причастия. Таинство Исповеди. Православное богослужение. Божественная Литургия. Евхаристия - благодарение. Духовный смысл. Духовная красота преображенного человека. В чем она проявляется? Православный храм в традициях жизни православной семьи: крестины, венчание, отпевание. Благочестивое поведение православных людей: традиции посещение храма в воскресные и праздничные дни. Московский Кремль - сердце духовной жизни России. Вера русских князей и традиции почитания святынь. Успенский собор - самый главный собор Московского Кремля. Венчание на царство Русских государей. Восхождение на церковный престол Патриархов. Колокола. Виды звона (перезвон, благовест, трезвон, набат). История Царя колокола. Музыка колоколов в красках и линиях: рисуем звон. Святые зодчие Флор и Лавр. Словарик зодчего: слова - зодчий, притвор, четверик, алтарь, купол. Церковнославянская азбука: буква «Л» (люди); слова Литургия, Причащение, Таинство.
7. Золотое правило жизни
Главное правило христианской жизни: «Не судите да не судимы будете». Почему это правило можно назвать «золотым» правилом? Какие еще правила (заповеди) дал Христос людям (повторение заповедей Блаженства)? Евангельские заповеди в христианской поэзии. Отражение учения Христа в иконописи: представление иконы Вседержителя с Евангелием «Заповедь новую даю вам». Церковнославянская азбука: отражение основной темы урока в языке («Не судите»). Слова - «доброта», «красота (лепота)», «любовь», «милосердие». Как изобразить доброе, красивое в рисунке? Какой поступок можно назвать красивым? Доброта моей души. Чем я могу поделиться? Следует ли мне ожидать ответного добра от людей? Что делать, если люди совершают по отношению ко мне злой поступок?
Тема 2. Добродетели в жизни христианина
8. Добро и зло
Об ориентирах добродетельной жизни христиан. Добро и зло в ангельском мире. Бой Михаила Архангела. Как зло появились в мире. Грех как проявление зла. Два брата - Исав и Иаков. Что означает благословение для христиан? Что стало причиной недостойного поступка Исава? Следование телесным страстям, обожествление природы, дурной пример, страсти - источники порабощения человека злом. Какой я? Что есть во мне: что люблю, чем увлекаюсь, кому подражаю? Что рассказывается о христианском благочестии в литературе Древней Руси. «Поучение» князя Владимира Мономаха. «Юности честное зерцало». Что значит быть почтительным сыном и дочерью? Как положено было вести себя детям? Церковнославянская азбука: о добре и зле. Слова: «благотворяй», «злотворяй»; выражение «Возлюбленне, не уподобляйся злому, но благому». Благое как доброе, полезное для самого человека и для окружающих. Связь человека с окружающим миром. Христианское поведение.
9. Как Бог строил дом спасения человека
Что было открыто Богом о будущем спасении человека? Таинственный сон Иакова. Чудесная лестница. Предсказания о пришествии в мир Спасителя. Как Бог строил дом спасения. О Богородице - лествице, послужившей соединению небесного и земного. Песнопения, посвященные празднику Рождества Богородицы. Представление иконы: Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Название и сюжет иконы. Как христиане поднимаются по небесной лестнице? Где начало этого пути? Таинства Церкви. Кто помогает человеку? Почему Христос сказал о Себе: «Я есть путь». Легок ли путь жизни христианина? Препятствия на этом пути. Представление иконы: «Аз есмь Лоза истинная». Церковнославянская азбука: слова и выражения, раскрывающие Божественный источник знания - «свет», «просвещение», «Я есть путь...». Словарик иконописца: из истории иконописи - о первых иконах Богородицы, написанных евангелистом Лукой.
10. Воеводы сил любви. Добродетели
Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели и страсти. Как растет в человеке доброе? Притча о сеятеле. Препятствия на пути движения человека к добру. Что это такое? Какие бывают добродетели, какие - страсти. Как научиться бороться со страстями. Где находятся препятствия: внутри человека или вовне? Какие из них сильнее? «Доброе сердце - злое сердце» - как понимать это выражение? Поэма святителя Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелей и семью грехами. Какие добродетели с какими страстями борются? Труд души. Нелегкость духовного труда. Рассказ об этом средствами иконописи («Лествица» преподобного Иоанна Лествичника) - представление иконы; средствами светской и духовной поэзии. Древо талантов-добродетелей христианина. Церковнославянская азбука: слова, обозначающие добродетели, - «кротость», «смирение», и др.; выражения: «Знай себя», «Уклонись от зла и сотвори благо». Непобедимое оружие христиан
Что чем командует в человеке: дух телом или тело духом? Какими душевными качествами проявляется в человеке эта борьба? Всегда ли ведется эта брань? Как и чем укрепляется человек в этой борьбе? Помощники человека в духовной брани. Возможна ли гармония (согласие) духовного и телесного в человеке? Чем люди живы? Как Иисус Христос учил людей. Духовная пища. О духовном рождении христианина. Блага духовные и материальные. О чем христиане прежде всего просили Бога? Рассказ о Марфе и Марии - ответ на этот вопрос. Размышление о хлебе духовном в поэзии. Церковнославянская азбука: «Отче наш».
12. Защита святынь. Силы тьмы
В чем сила человека? Священная история о падении людей-исполинов. Что стало причиной их гибели? Страсти гнева, тщеславия, гордости. Проявляются ли они во мне? Как с ними бороться? Как зло воевало против святынь? Иконоборчество. Как христиане сохраняли иконы. Преподобный Иоанн Дамаскин. Представление иконы: икона Божией Матери «Троеручница». Христианские святыни на Святой Земле: храм Воскресения Господня.
13. Небесные помощники
Воевода Небесных Сил бесплотных - Архангел Михаил. Чудо Михаила Архангела в Хонех. Представление иконы: Архангел Михаил в иконографии разных христианских стран. Словарик иконописца: символы цветов в православной иконе. Почитание Небесных Сил бесплотных в церковных песнопениях, в русской поэзии, прозе. Храмы, освященные в честь Архангела Михаила. Архангельский собор Московского Кремля: история создания, архитектура.
14. Увенчанные венцами. Христианская семья
Пример проявление добродетелей в жизни христианской семьи. Семья - малая Церковь. Добродетели христианской семьи. Любовь -высшая добродетель. Проявление добродетели в жизни святых Царственных страстотерпцев. В чем проявлялась жертвенная любовь детей и родителей? Мужество и любовь в последние дни жизни. Представление иконы: святые Царственные страстотерпцы. О чем молились Царственные мученики в последние дни? Русские поэты - в поддержку их духовных сил. Церковнославянская азбука: о почитании родителей, о мужестве - «Заступи в старости отца твоего и не опечаль его»; «Премудрость смиренного вознесет главу его».
15. Добрый ответ
Ответственность человека. Почему человек не может справиться со своими недостатками? Что ему мешает, что помогает проявить доброе в себе? Смысл Евангельских слов «Дух бодр, плоть же немощна». Притча о бесплодном дереве. Рассказ о Страшном Суде. Когда человек должен отвечать за свои поступки? Представление иконы: Страшный Суд. Церковнославянская азбука: рассказ о красивой буквице «Ж» (Живете) - начертание и духовный смысл.
Тема 3. Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Святые
16. Как преображался человек? По ступенькам восхождения. Как преображался человек? О чем возвестило людям Рождество Христово? Возвращение блудного сына. Святые люди. Как Савл стал апостолом Павлом. Чему учит христиан пример святых? Житийная литература. Поэзия. Устное народное творчество. Каких святых изображают на иконах? Представление иконы «Собор Всех Святых». Церковнославянская азбука: заповедь о любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим. и ближнего твоего, как самого себя».
17. Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга. Начало подъема по ступенькам духовного преображения. Прообраз - 15 ступеней Иерусалимского храма. Путь к святости - путь в Церковь Небесную. Соборность (кафоличность) Церкви. Что объединяет всех христиан Церкви Христовой? Каждая ступенька - преодоление какой-то страсти и приобретение христианской добродетели. Любимый ученик Христа Иоанн Богослов. Добродетель любви. Представление иконы «Святой апостол Иоанн Богослов». Чудо о Гусаре и иконе. Церковнославянская азбука: Иоанн Богослов: «Бог есть Любовь».
18. Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники
Как христианство пришло на Русь. Святая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. Крещение Руси. Чем отличается эта икона от одноименной картины? Православное паломничество. Путешествие по святым местам - Киево-Печерская Лавра. Святые Антоний и Феодосий Печерские. Из истории зодчества. Представление иконы: мозаики Софийского Собора в Киеве. Словарик иконописца: перспектива, время, цвет, свет в иконе. Церковнославянская азбука: слова из текстов урока.
19. Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец
Как Илья Муромец богатырем стал. Что он защищал, с чем сражался. Какие христианские добродетели почитались на Руси. Христианская добродетель умеренность. Ее проявление в жизни людей Руси. Как понимает это качество современный человек? Святой воин, инок Киево-Печерской обители. Словарик зодчего. Церковнославянская азбука: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его».
20. Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской
О святом князе Александре Невском. Паломничество в Александро-Невскую Лавру. Смысл песнопения: «В вере - добродетели, в добродетели - разум, в разуме - воздержание, в воздержании - терпение, в терпении - благочестие, братолюбие и любовь». Святой Александр Невский на фреске собора Московского Кремля. Житие князя правде». В чем подвиг святого князя?
21. Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец
О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. О святых учениках преподобного Сергия. Представление иконы: «Видение Сергию множества птиц» (фреска). Паломничество в Троице-Сергиеву лавру. Троице-Сергиева лавра в русской поэзии, прозе, религиозной живописи. Храмы лавры. Церковнославянская азбука: «Блаженны нищий духом, потому что им принадлежит Царствие Небесное».
22. Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец
О святом преподобном Серафиме Саровском. Какую главную христианскую добродетель проявил святой Серафим Саровский? Христианское прощение. Почему Серафим Саровский всегда радостно встречал людей? Что питало его любовь к людям? Изображение жития преподобного Серафима в иконописи. Представление житийной иконы. Паломнический маршрут в Серафимо-Дивеевский монастырь. Троицкий собор. Канавка Божией Матери. Церковнославянская азбука: «Радость моя, не время нам унывать».
23. Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних
Что такое страх Господень? Почему мудрый царь Соломон называл страх Господень премудростью? Повторение притчи о блудном сыне. Углубление понимания ее смысла: отношения человека к Богу - страх раба (выполняющего повеления господина), страх наемника (ожидающего оплаты за труды), страх сына (боящегося огорчить отца). Учитель кротости и смирения Николай Мирликийский. О почитании святого на Руси. «Микола Милостивый». Почему на Руси святого называют «Миколой»? Представление иконы: «Николай Чудотворец» в житии. Почитание святого Николая Чудотворца, отраженное в народном фольклоре, поэзии. Церковнославянская азбука: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Смысл заповеди блаженства в жизни святителя Николая Чудотворца.
24. Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у Креста
Жертвенная любовь. Любовь Матери. Почему Матерь Божию прославляют как Честнейшую Херувим? Крест Христов. Что означает для христиан следование путем Христа? Крестопоклонная неделя на Руси. Страстная неделя Великого Поста.
Апостол Павел о христианской любви. Ее качества. Как христиае поднимаются по лестнице Божественной Любви? Почему первая и предпоследняя ее ступеньки - терпение? Христианский смысл поговорок «Бог терпел и нам велел», «Терпенье и труд все перетрут». Песнопения Пасхального канона и его связь с «Лествицей любви» апостола Павла. Церковнославянская азбука: слова - «терновый венец»; песнопение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко».
Тема 4. Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Герои
25. Принявший Венец победы
Кто такие герои? Святые и герои. Добрый воин Георгий Победоносец. Представление иконы: «Чудо Георгия о змие». Георгиевские кавалеры. Церковнославянская азбука: евангельские заповеди в жизни святых - «Любите врагов ваших». Смысл слов из песнопения в честь великомученика Георгия: «Посеяв в слезах - пожнешь в веселии». Храмы России, освященные в честь великомученика Георгия Победоносца.
26. Доброе имя - в славе моего Отечества
Наука побеждать полководца-христианина Александра Суворова. Высшие ценности человеческой жизни. В чем они? Верность. В чем она? Верность памяти предков. Каких своих предков-воинов я знаю? Каких воинов русской истории мы знаем? Как следует вести себя человеку: солдату - в бою; детям - с родителями, людьми? Чему полководец Суворов учил детей. Поведение девочки и мальчика -христиан. Как дочь Суворова относилась к своему отцу. Русские поэты о воинской славе Суворова. Представление иконы: святые христианские воины. Святой воин Артемий. Святой Никита Воин. Святой Иоанн Воин. Церковнославянская азбука: «Доброе имя лучше многого богатства».
27. Россия помнит. Святыни родного края
Полководец М.И. Кутузов на Бородинском поле. Защита Отечества. Смоленская икона Божией Матери на Бородинском поле. Какую христианскую добродетель проявили защитники Отечества? Как был построен храм Христа Спасителя. Надпись на памятных медалях Александра III: «He нам, не нам, но имени Твоему». Ее смысл. История Спасо-Бородинского монастыря и семьи Тучковых. Святыни Бородина. Рассказ об иконе «Спас Бородинский». Святыни родного края в русской поэзии и музыке: М.Ю. Лермонтов «Бородино»; П.И. Чайковский. Молитва Кресту в музыке на религиозную тему. Церковнославянская азбука: евангельские истины в жизни людей «Друг ко другу любовь прилежную имейте». Можно ли любить врагов (Отечества; своих личных)? В чем проявляется эта любовь?
- Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские
Что такое подвиг? Как его объяснить в христианском значении?
Русская Голгофа. Новомученики Российские. Что помогало Новомученикам сохранить мужество перед лицом злобы? Места скорби и памяти: Соловки, Бутово. Значение слов «Мне отмщение и Аз воздам», «В покаянии прими меня, Господи». Как объяснить слова песнопения, посвященного Новомученикам: «Новоявленные звезды... Станьте, непобедимые, среди нас». Как разрушили храм Христа Спасителя. Добро и зло в душе человека: созидателя - православного зодчего; разрушителя святынь - вандала. Разрушенные в 30-е годы Московские храмы -святыни: Страстной монастырь, Чудов Михаило-Архангельскоий, Вознесенский монастыри и др. Родословное древо памяти Российских родов - Новомучеников Российских - эстафета памяти: рода Чичаговых, Олсуфьевых, Бибиковых, Оболенских, Тучковых, Гагариных, Шаховских. Исследование. Представление иконы: «Собор Новомучеников и Исповедников Российских». Особенность композиции икон данной иконографии: соборность, устремленность к Горнему миру, иерархическое расположение. Церковнославянская азбука.
29. Священный долг
Всенародный подвиг. Христианский щит: броня - вера и любовь, шлем - надежда спасения. Мужество в защите святынь Отечества. Небесные заступники. Представление иконы: Икона Божией Матери «Казанская». Христианские добродетели мужества, веры, надежды, любви в поэзии.
30. Ступенька «Благодарение». Перед Престолом Небесным Заступница Усердная. Чудотворные иконы Божией Матери: Казанская, Владимирская, Иверская, Смоленская, Почаевская, Донская. История о том, как была спасена Москва от войск завоевателя Тамерлана. Словарик иконописца: основные иконографические типы изображений Богоматери - Умиление, Одигитрия, Оранта. Церковнославянская азбука: слова - Царица Небесная, Честнейшая Херувим. Смысл слов апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». О христианских качествах души, необходимых для выполнения призыва апостола. Выставка «Мир православной культуры в наших рисунках». Тема - «Благодарение».
31. Благословение
Благословение детей. Смысл благословения. Представление иконы: «Благословение детей». Ответственность христиан перед Богом, перед людьми, перед собой. Как восстановить и сохранить образ Божий? Может ли живой человек иметь мертвую душу? Какими качествами проявляется духовная смерть в человеке? Как христиане понимали смерть. «Символ, веры» о воскресении. Может ли быть рай на земле? Райское состояние души - что это такое? Может ли жизнь быть адом? Какие качества человека свидетельствуют о смерти его души? Пробуждение души. Что это такое? Может ли дух и душа человека засыпать и просыпаться? Когда это происходит? Слово «Бдение» («Бдите и молитесь»), «Всенощное бдение». Почему христиане не боялись смерти? Подвиг воина Евгения Родионова. Христианская заповедь любви. Любовь к Богу и ближним - высшая христианская добродетель. Церковнославянская азбука: смысл Пасхального песнопения «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Храм Воскресения Господня.
32. Богомудрые учители веры и благочестия
Путешествие по святым местам Русской земли. Оптина Пустынь -центр духовной жизни. Старчество. Смысл благодарения. Смысл благословения. Святые старцы. Представление иконы: «Преподобные Старцы Оптинские». Христианский смысл поговорок преподобного Амвросия Оптинского: «Кто уступает, тот больше приобретает», «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем - мое почтение». Оптинские страдальцы за Христа. Духовная поэзия и церковные песнопения иеромонаха Василия (Рослякова) о родной обители. Почему христиане все события своей жизни сопровождали словами «Слава Богу за все»?
Перечень учебно-методических средств
«Литература (основная и дополнительная)»
- Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа.– М., 2000.
- Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. М. 2004г.
- О дополнительных разъяснениях к письму Минобразования России от 22 октября 2002 г. «О примерном содержании курса «Основы православной культуры».—Вестник образования, 2003,№7.
- Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ: (сентябрь- май). – М.: Издательский дом «Покров», 2004. – 256с.
- Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ: Специальный выпуск, посвященный летнему отдыху детей (июнь, июль, август). – М.: Редакция еженедельника «Воскресная школа», 2004. – 368с.
- Региональный образовательный стандарт по учебному предмету «Основы православной культуры» (проект) Белгород, 2003.
- Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению / Под ред.И.Н.Яблокова. – М.: Гардарика, 1998.
- Шевченко Л.Л., Шестун Е. Православная культура: Методическое пособие для учителя.3-й год обучения.— М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.— 120 с.
- Шестун Е., протоиерей.– Православная педагогика.– Про-Пресс, 2001.– 576с.
- Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. М. 2001г.
- Янушкявичус Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов, 2002г.
Требования к уровню подготовки учащихся
Начальная школа
Выпускник начальной школы должен:
Продемонстрировать знание начальных сведений о православной культуре, отобранных из состава всех содержательных линий, которые могут быть преподаны учащимся начальной школы на уровне, обусловленном их возрастными возможностями.
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К УЧАЩИМСЯ
Показателями освоения учебного материала, помимо знаний и умений школьников характеризовать и объяснять основные представления и понятия в содержательном плане, являются умения и навыки анализировать и оценивать духовно-нравственные явления и категории как в общем культурно-историческом, так и в конкретном - российском социокультурном контексте, организовывать отношения с окружающими людьми в соответствии с традиционными нравственными и культурными нормами российского общества. В связи с этим, критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).
4.1. Примеры контрольных заданий
Православная культура как образовательная область обнимает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности - культурологических, мировоззренческих, этических, эстетических, социологических, этнографических и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде основ знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности школьников.
Для проверки выполнения требований настоящего Примерного содержания образования по учебному предмету “Православная культура” могут использоваться следующие виды контрольных заданий.
1) Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.
Примеры заданий.
1. Как называется главная часть православного храма?
2. Перечислите крупные православные монастыри - Лавры Русской Православной Церкви.
3. Перечислите основные типы православной молитвы.
4. Назовите имя первого русского патриарха после восстановления патриаршества в России в начале XX века.
5. Укажите буквальный перевод Имени Иисуса Христа?
6. Что означает выражение “сорок сороков”?
2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.
Примеры заданий.
1. Продолжите предложение: “В начале сотворил Бог ...”.
2. Вставьте пропущенные слова: “храм Покрова на ...”, “собор Василия ...”, “Святые Благоверные Борис и ...”, “Троице-Сергиева и Киево-Печерская ...”, “Владимирская... Божией Матери”, “русский иконописец Преподобный Андрей ...”.
3. Уточните датировку: “Софийский Собор в Киеве - это памятник древнерусского православного зодчества ... - ... веков”.
4. Вставьте пропущенные слова и укажите источник текста: “Не произноси ложного ... на ближнего твоего”.
3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).
Примеры заданий.
1. Перескажите евангельскую притчу о блудном сыне и дайте православную нравственную оценку поведению ее персонажей.
2. О чем повествует историческое предание о посещении Древней Руси Святым Апостолом Андреем Первозванным?
3. Кого с точки зрения нравственной культуры Русской Православной Церкви называют Святыми людьми?
4. Что обозначает цветовая символика облачений православных священнослужителей.
5. Как соотносятся содержания понятий “культ” и “культура”?
4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение или без такого указания.
Примеры заданий.
1. Подберите названия добродетелей, противоположные по нравственному смыслу названиям страстей и греховных проявлений человека: жестокость, ненависть, гордыня, жадность, лицемерие.
5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из пяти-восьми предложенных вариантов.
Примеры заданий.
1. В Российской Федерации отмечаются как гражданские следующие православные праздники (выберите правильные ответы):
Рождество Христово; Троица; Память Святых Кирилла и Мефодия, учителей Словенских; Покров Пресвятой Богородицы, Пасха - Светлое Христово Воскресение.
2. Из предложенного перечня выделите 1) великие православные праздники; 2) двунадесятые переходящие праздники:
Рождество Христово, Рождество Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня, Успение Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Крещение Господне.
3. Выберите названия, понятия, которые относятся исключительно к православной культурной традиции: Собор Святой Софии в Константинополе, минарет, Собор Парижской Богоматери, ступа, икона, учение о статусе Папы Римского, Патриарх, Симфония государства и Церкви.
6) Задания на объяснение с использованием примеров, иллюстраций.
7) Задания на объяснение аналитического и синтетического характера.
Примеры заданий.
1. Раскройте взаимосвязь понятий: прелесть - гордость - раскол.
2. Объясните, почему православные христиане называют Христа Спасителем?
8) Комплексные задания с решением ряда разноуровневых задач.
11. Календарно – тематическое планирование по курсу «Основы православной культуры» в 3 классе
на 34 часа ( 1 недельных часов по учебному плану)
№ п/п | Тема урока | Дата | |
план | факт | ||
Отечество небесное. Бог. | |||
1 | Бог просвещающий. Грамота в Древней Руси. | ||
2 | Что говорит о Боге православная культура? | ||
3 | Свет на горе Фавор. | ||
4 | Бог спасающий. | ||
5 | Свет на горе Фавор. | ||
6 | Преображение господне | ||
7 | Бог спасающий. | ||
8 | В лучах славы господа | ||
9 | Что говорит о человеке православная культура | ||
10 | Чуткость, сострадательность к людям как самые главные дары Божии. | ||
11 | Христиане в православном храме. | ||
12 | Таинства православной церкви. | ||
13 | Золотое правило жизни. | ||
14 | Евангельские заповеди в христианской поэзии. Доброта. | ||
15 | Добро и зло. | ||
16 | Благословение для христиан. «Поучение» Владимира Мономаха. | ||
Добродетели в жизни христианина. | |||
17 | Как Бог строил дом спасения человека. | ||
18 | О Богородице – лествице, послужившей соединению небесного и земного. | ||
19 | Таинства церкви. Кто помогает человеку? | ||
20 | Воеводы сил любви. Добродетели. | ||
21 | Препятствия на пути движения человека к добру. | ||
22 | Непобедимое оружие христиан. | ||
23 | Блага духовные и материальные. | ||
24 | Защита святынь. Силы зла. | ||
25 | Христианские святыни на Святой Земле: храм Вознесения Господня. | ||
Добродетели в жизни христианина. | |||
26 | Небесные помощники. | ||
27 | Храмы, освященные в честь Архангела Михаила . | ||
28 | Увенчанные венцами. Христианская семья. | ||
29 | Любовь-высшая добродетель. | ||
30 | О чем молились царственные мученики в последние дни? | ||
31 | Добрый ответ. | ||
32 | Должен ли человек отвечать за свои посткпки? | ||
33 | Притча о бесплодном дереве. | ||
34 | Викторина «Добродетели в жизни человека» |
Пояснительная записка
Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в осуществляется в соответствии с Законом "Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования".
Рабочая программа по православной культуре для 4 года обучения школьников разработана на основе концепции и программы учебного предмета «Православная культура» Л.Л. Шевченко, изданной Центром поддержки культурно - исторических традиций Отечества в Москве в 2008 году. Программа обеспечена: Шевченко, Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3(4) год обучения. Книга вторая 3-е издание. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.
На изучение предмета «Православная культура» отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Цель: духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия.
Задачи:
- приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;
- формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;
- формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;
- возрождение духовно-нравственных традиций семьи;
- укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.
Формы обучения: комбинированный урок, экскурсии, проведение праздников.
Виды деятельности: слушание рассказа учителя, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание, чтение рассказов, стихотворений, игры на темы нравственного выбора и др.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- базовые знания об основных феноменах православной культуры на основе художественных впечатлений;
- узнать базовые понятия христианской этики;
- научиться разбираться в разных формах и видах православной культуры и различных выразительных средствах.
- понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Учащиеся должны уметь:
- видеть изображение и слышать музыку;
- смотреть на окружающую жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья).
Учебно-тематическое планирование
Общая тема 4 класса: «Преображение. Человек преображенный» - 34 часа в год, 1 час в неделю
№ п/п | Название разделов | Количество часов |
1 | Отечество Небесное. Бог. | 8 |
2 | Добродетели в жизни христианина | 8 |
3 | Восхождение в Отечество Небесное. Человек преображенный. Святые. | 10 |
4 | Отечество Земное и Небесное. Человек преображенный. Герои. | 8 |
Содержание изучаемого курса
Отечество Небесное. Бог.
Бог просвещающий.
О вере, знании и культуре в жизни людей. Что нужно человеку для счастливой жизни? Целесообразность в мире. Изучение законов мира наукой. Религия. Религиозные представления разных народов мира. Христианство – одна из основных мировых религий. Религиозная культура. Православие как основная религия в России. Священное писание. Священное предание. Отражение Священного предания в церковных песнопениях и иконографии. Представление иконы «Вседержитель». Смысл поговорки «Начать с азов».
Что говорит о Боге православная культура?
Явление Троицы Аврааму. Жертвенная любовь. Представление иконы «Троица» А.Рублёва. Подготовка иконописца к написанию иконы. Храмы в честь Святой Троицы. Андроников монастырь. Праздник Святой Троицы.
Свет на горе Фавор.
Смысл Преображения. Христианское понимание человеком смысла жизни. Изображение смысла жизни в рисунках и иконах. Представление иконы «Преображение Господне» Феофана Грека. Иерархичность устройства мира, отраженная изобразительными средствами: Бог и человек (пророки и ученики).
Бог спасающий.
Христос – пастырь добрый. Притчи о чудесах, творимых Иисусом Христом: исцеление расслабленного, воскрешение дочери Иаира. Таинство крещения. Беседа Христа с Никодимом о духовном рождении человека. Отличие иконописи от живописи на религиозные темы. Картины русских художников на библейские темы: Иванов, Поленов и др.
Что говорит о человеке православная культура?
Притча о талантах. Смысл выражения «зарыть талант». Добродетели – дары Божьи. Добро – главная добродетель. Отличие человека от животного. Духовная работа человека над собой. Качества, украшающие душу человека. Христианские понятия «смирение» и «радость», их взаимосвязь. Примеры проявления красоты человеческой в Священной истории. Спаситель как проявление высшей красоты. Детская православная литература о человеке (Шмелев).
Христиане в православном храме
Красота православного храма. Смысл символов христианского искусства, архитектурной формы храма, купола. Духовный смысл православного храма. Во что веруют православные христиане? Символ православной веры. Таинства православной веры. Православное Богослужение.
Золотое правило жизни.
Главное правило христианской жизни: «Не судите да не судимы будете». Заповеди Блаженства. Евангельские заповеди в христианской поэзии. Отражение учения Иисуса Христа в иконописи. Церковно-славянская азбука.
Добродетели в жизни христианина
Добро и зло. Как Бог строил дом спасения человека.
Об ориентирах добродетельной жизни христиан. Добро и зло в ангельском мире. Бой Михаила Архангела. Как зло появилось в мире. Грех как проявление зла. Связь человека с окружающим миром. Христианское поведение. Что было открыто Богом о будущем спасении человека? Таинственный сон Иакова. Чудесная лестница. Предсказания о пришествии в мир Спасителя. О Богородице – лествице, послужившей соединению небесного и земного.
Воеводы сил любви. Добродетели.
Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели и страсти. Притча о сеятеле. Поэма святителя Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелей с семью грехами смертными.
Непобедимое оружие христиан.
Как Иисус Христос учил людей. Духовная пища. О духовном рождении христианина. Блага духовные и материальные.
Защита святынь. Силы тьмы.
Священная история о падении людей исполинов. Страсти гнева, тщеславия, гордости. Иконоборчество. Как христиане сохраняли иконы.
Небесные помощники.
Воевода Сил бесплотных – Архангел Михаил. Чудо Михаила Архангела в Хонех. Почитание Небесных Сил бесплотных.
Увенчанные венцами. Христианская семья.
Пример проявления добродетелей в жизни христианской семьи. Семья – малая Церковь. Добродетели христианской семьи. Проявление добродетели в жизни святых Царственных страстотерпцев.
Добрый ответ.
Ответственность человека. Почему человек не может справиться со своими недостатками? Притча о бесплодном дереве. Рассказ о Страшном Суде.
Повторительно-обобщающий урок.
Восхождение в Отечество Небесное. Человек преображенный. Святые.
Как преображался человек? По ступенькам восхождения
Как преображался человек? О чём возвестило людям Рождество Христово? Возвращение блудного сына. Святые люди. Житийная литература.
Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга.
Начало подъёма по ступенькам духовного преображения. Прообраз – 15 ступеней Иерусалимского храма. Соборность Церкви. Иоанн Богослов.
Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники.
Как христианство пришло на Русь. Святая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. Крещение Руси. Православное паломничество.
Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец.
Как Илья Муромец богатырём стал. Христианские добродетели, почитаемые на Руси.
Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской.
О святом князе Александре Невском. Паломничество в Александро-Невскую Лавру. Житие князя в поэзии.
Ступенька « Надежда на Бога». Смиренный чудотворец.
О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. О святых учениках преподобного Сергия. Троице-Сергиева Лавра в русской поэзии, прозе, религиозной живописи.
Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец.
О святом преподобном Серафиме Саровском. Какую главную добродетель проявил Серафим Саровский. Христианское прощение. Серафимо – Дивеевский монастырь.
Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних.
Что такое страх Господень? Почему мудрый царь Соломон называл страх Господень премудростью? Учитель кротости и смирения Николай Мирликийский.
Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у Креста.
Жертвенная любовь. Любовь Матери. Почему Матерь Божию почитают как Честнейшую Херувим. Апостол Павел о христианской любви.
Принявший венец Победы.
Святые и герои. Добрый воин Георгий Победоносец. Храмы России, освящённые в честь Георгия Победоносца.
Отечество Земное и Небесное. Человек преображенный. Герои.
Доброе имя – во славе моего Отечества.
Наука побеждать полководца – христианина Александра Суворова. Высшие ценности человеческой жизни. Верность памяти предков.
Россия помнит. Святыни родного края.
Полководец М.И. Кутузов на Бородинском поле. Защита отечества. Как был построен храм Христа-Спасителя. Святыни Бородина. Храмы Старого Оскола.
Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские.
Что такое подвиг? Русская Голгофа. Места скорби и памяти: Соловки, Бутово. Добро и зло в душе человека созидателя – православного зодчего; разрушителя святынь – вандала. Новомученики и Исповедники Российские. Священномученик Онуфрий (Гагалюк).
Священный долг.
Всенародный подвиг. Мужество в защите святынь Отечества. Небесные заступники. Христианские добродетели мужества, веры, надежды, любви в поэзии.
Ступенька «Благодарение». Перед престолом Небесным.
Заступница Усердная. Чудотворные иконы Божией Матери. Основные иконографические типы изображений Божией Матери. Смысл слов апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите».
Благословение.
Благословение детей. Как христиане понимали смерть. «Символ Веры» о воскресении. Пробуждение души. Христианская заповедь любви.
Богомудрые учителя веры и благочестия.
Путешествия по святым местам Русской земли. Оптина пустынь – центр духовной жизни. Старчество. Оптинские страдальцы за Христа. Духовная поэзия и песнопения иеромонаха Василия (Рослякова) о родной обители.
Итоговое повторение.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Список рекомендованной литературы
- Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
- Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3(4)-й годы обучения: Книга первая, вторая – М.: Издательский дом «Покров», 2007.
- Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: Методическое пособие для учителя: 3(4)-й год обучения. Книга вторая. – М.: Издательский дом «Покров», 2007.
- Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»: 3(4)-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.
- Я иду на урок в начальную школу [Текст]: Основы православной культуры: Книга для учителя. / ред.-сост. Е.И.Смольникова - М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
- Музыкальное пособие «Звуковая палитра» [Звукозапись]. Православная культура. 1- 3(4) годы обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Магнитофон, (музыкальный центр) - даёт возможность непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы окружающего мира.
Формы и средства контроля
Примеры контрольных заданий для начальной школы (1-4 классы)
1.Подчеркните слова, которые относятся к предмету «История религиозной культуры»: книга, акрополь, мифы, Библия, любовь, Заповеди Божий, Кремль, собор Парижской Богоматери, храм, крест, икона, святые.
2.Продолжите предложение: «В начале сотворил ...».
3.Объясните, почему христиане называют Христа Спасителем.
4.Подберите слова, противоположные по смыслу следующим: нетерпение, жестокость, зависть, гордость, себялюбие, раздражительность, непослушание.
5.Подчеркните слова, с которыми связано слово «послушание»: своевольничать, гулять, слушать, слышать, исполнять.
6.Вставьте пропущенные с лова и объясните смысл: «Чти отца твоего и......, да благо тебе будет, и да долголетен ... на земле ».
7.Дайте характеристику двум поступкам блудного сына.
8.Нарисуйте две картинки: «Дерево греха» и «Дерево жизни» и расположите на их плодах следующие понятия: терпение, непослушание, благочестие, неусидчивость, милосердие, черствость, неуступчивость, воровство, прощение, смирение, порядочность, совестливость, злость, себялюбие (эгоизм), кротость, честность. Самостоятельно дополните названия плодов.
9. Допишите предложения: Человека называют добрым, когда ... Семья - это...
Любить родителей - значит ...
10.Что означает выражение «сорок сороков»?
Календарно – тематическое планирование по курсу «Основы православной культуры» в 4 классе
на 35 часов ( 1 недельных часов по учебному плану)
№ п/п | Тема урока | Дата | |
план | факт | ||
Тема 1. Отечество земное и небесное. Как преображался человек. | |||
1 | Как преображался человек? По ступенькам восхождения. | ||
2 3 | Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга. | ||
4 5 | Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники. | ||
6 | Ступенька «Благочестие». | ||
7 | Святой богатырь Илья Муромец. | ||
8 | Ступенька «Вера в Бога». | ||
9 | Солнце земли Русской. | ||
Тема 2. Отечество земное и небесное. Как преображался человек. | |||
10 | Св. Александр Невский. Подвиг святого князя. | ||
11 | Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец. | ||
12 | Преподобный Сергий Радонежский. Троице-Сергиева Лавра. | ||
13 | Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец. | ||
14 | Серафим Саровский. Христианское прощение. | ||
15 | Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних. | ||
16 | Кротость Николая Мирликийского. Блаженны милостивые. | ||
Тема 3. Отечество земное и небесное. Человек преображенный. Герои. | |||
17 | Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у Креста. | ||
18 | Страстная неделя Великого Поста. | ||
19 | Принявший венец победы. | ||
20 | Георгий Победоносец. | ||
21 | Доброе имя – в славе моего Отечества. | ||
22 | Наука побеждать полководца-христианина Александра Суворова. | ||
23 | Россия помнит. Святыни родного края. | ||
24 | Полководец М.И.Кутузов на Бородинском поле. | ||
25 | Храм Христа Спасителя в Москве. | ||
Тема 4. Отечество земное и небесное. Человек преображенный. Герои. | |||
26 | Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские. | ||
27 | Что помогло Новомученикам сохранить мужество перед лицом злобы? | ||
28 | Священный долг. | ||
29 | Ступенька «Благодарение». Перед Престолом Небесным. | ||
30 | Как была спасена Москва от войск завоевателя Тамерлана? | ||
31 | Благословение. | ||
32 | Может ли душа человека засыпать и просыпаться? | ||
33 | Богомудрые учители веры и благочестия. | ||
34 | Путешествие по святым местам Русской земли. | ||
35 | Викторина «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем – моё почтение». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....