Статья по теме "Почему дети не читают"
статья (2 класс)

Вилюкова Татьяна Васильевна

Материал предназначен для ознакомления родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pochemu_deti_ne_chitayut.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл

Статья для родителей

«Почему дети не читают?»

Подготовила

 Вилюкова Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов

Некогда самая читающая в мире страна сегодня столкнулась с серьёзной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Все чаще на это жалуются родители и учителя. Конечно, некоторые считают, что в век телевизоров, компьютеров, мобильных телефонов чтение не так уж и необходимо. Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развивать фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. В чем же причина того, что наши дети и внуки лишают себя этого удовольствия?

  • Одна из главнейших причин семейная или педагогическая.

При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребёнок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, - тогда и в его жизнь они войдут.

Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А таких семей очень много. Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.

  • А иногда бывает и так: родители – книголюбы со стажем, дома – книги, книги и книги. А ребенок читать не хочет и ни на какие уговоры не поддается. Значит, причину надо искать глубже - в нейропсихологии. Как правило, такие дети плохо пишут, путают буквы, с трудом составляют предложения, не могут выбрать верное окончание в словосочетании. Несформированность образа буквы приводит к тому, что процесс чтения становится просто невозможным, от ребенка ускользает смысл читаемого. Чтение - сложнейший процесс, в которой задействованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна из зон «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. Хорошее воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Воображение прекрасно развивается с помощью рисования, а рисование под чтение – один из способов приобщения ребенка к книге. Чем красивее, внешне и интереснее по содержанию будет эта книга, тем больше у вас шансов на успех.
  • Среди причин, отбивающих интерес к чтению, есть и такие, которые можно назвать школьными. Несмотря на то что предмет литература существует в школьном расписании, любовь к книге от этого не увеличивается, а иногда и пропадает совсем. Неудачная школьная программа, которая не учитывает возрастных и психологических особенностей детей и подростков, - еще одна причина нелюбви к чтению.

Что же можно сделать, чтобы книга стала добрым другом, помощником, советчиком для каждого ребенка?

  • Даже у самого маленького ребенка книга должна ассоциироваться с самыми приятными вещами: мамиными руками, ее теплом, ее улыбкой. Если малыш почувствует, что книга – это удовольствие, он сам потянется к ней.
  • Собирайте домашнюю библиотеку. Пусть она будет и не очень большой, но не случайной. Просто здорово, когда книга имеет свою историю. Иногда стимулом может стать ваш рассказ о том, при каких условиях она приобреталась, попала в ваш дом, как заняла свое место на полке.
  • Не пренебрегайте чтением вслух. Используйте этот прием хотя бы в терапевтических целях, например, когда ваш малыш заболел. Стремитесь к тому, чтобы ваше чтение переросло в самостоятельное чтение. Сначала можно читать по очереди, хотя бы и через строчку, но постепенно отдавать инициативу ребенку, не забывая хвалить его за выразительность и артистизм.
  • Если вы почувствуете, что прочитанное вами неверно понимается или не понятно совсем, потренируйте малыша на пословицах и поговорках. Пусть объяснит их смысл. Когда вы читаете, просите ребенка рисовать. Это пробудит его воображение, научит слушать внимательнее, быть усидчивее. Не забывайте все время хвалить!
  • Если ученик начальной школы читает совсем плохо, используйте аудиозаписи произведений. Вначале ребенок будет только слушать, но потом подскажите ему следить за читаемым по книге. Вы сами не заметите, как скорость чтения и понимание возрастут, а ребенок постепенно втянется в процесс и полюбит то, что стало легким и понятным.
  • Чтобы школьная литература не вызывала скуку, предваряйте программу. Вы всегда можете заранее рассказать что-то интересное и необычное про авторов, чьи произведения еще только будут изучаться, познакомить с веселыми и увлекательными страницами их непрограммных книг, сходить на спектакли по этим произведениям. Тогда восприятие обязательных произведений будет позитивным.

Мысль о том, что литература – учебник жизни, не нова, но, несмотря на банальность, это утверждение удивительно верно. Чем больше читает ваш ребенок, тем лучше он будет ориентироваться в жизни и разбираться в людях. Приобщая его к книге, вы тем самым помогаете ему быть успешным в жизни.

     

        

Список использованной литературы:

  1. Алоева М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе: 1-2 классы.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  2. Домбек С.О., Лебедева Н.В. Родительские собрания в начальной школе. -2009.
  3. www.children-psy.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему дети не читают?

Рекомендации для родителей....

Статья "Как научить ребенка быстро читать"

Статья "Как научить ребенка быстро читать" предназначена для тех, кто заинтересован в помощи своему ребенку. Ускорить темп чтения, формировать умение следить по тексту за читающим, уверенно ориентиров...

Статья "Как научить ребёнка быстро читать!?"

в статье представлены материалы и рекомендации для развития навыка быстрого и осмысленного чтения...

Статья "Если ребенок не хочет читать..."

В статье речь идет о повышении мотивации к чтению у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста со стороны родителей, даются им конкретные рекомендации....

Статья "Почему наши дети плохо читают..?"

В данной статье рассматривается проблема современных детей: нежелание читать и неумение пересказывать. Как добиться успеха? Как привить любовь к книге?...

Статья_Как научить ребенка быстро читать

Для многих родителей и педагогов вопрос "Как повысить технику чтения?" остается актуальным. В этой статье мы разберем, как  научить своего ребенка быстрому и легкому чтению,  разви...

Статья для педагогов и родителей "Читаем и играем"

Поиск новых подходов к организации работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников в общеобразовательном учреждении....