Статья "Если ребенок не хочет читать..."
статья по логопедии

Малахова Галина Алексеевна

В статье речь идет о повышении мотивации к чтению у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста со стороны родителей, даются им конкретные рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

 Если ребенок не хочет читать…

Если ребенок дошкольник или младший школьник не хочет читать, не любит читать. Что делать? А порой ребенка не заставишь и слушать текст, казалось бы интересной сказки или рассказа, на наш взгляд. Почему так бывает? Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.

В наш скоростной век, насыщенный огромным количеством информации, привить любовь к чтению у ребенка – большая проблема.

Рассуждая на эту тему, каждому родителю нужно честно ответить на вопрос, а что я сделал для этого?

Одна из основных причин кроется в нас, взрослых, в первую очередь в родителях, в нашем, порой, безразличном отношении к чтению. Почему? Спросите вы. Потому что родители – значимые взрослые для ребенка и являются для него образцом. Ребенок, глядя на своих родителей, осваивает определенный образ жизни. Папа весь день или свободное время – у телевизора, мама - в социальных сетях, а ребенку предлагают читать книгу. Что он вам ответит. Конечно, недовольством. Вы вон каким интересным делом занимаетесь, а мне – читать?

Уважаемые родители, если вы видите, что ваш ребенок не хочет и не любит читать, поразмышляйте о себе: давно ли вы сами брали книгу в руки и читали? Если малыш не видит своих родителей за чтением, пробудить и укрепить интерес к книге у него будет трудно.

Второй очень важный момент. Процесс  формирования у ребенка интереса к чтению, книге в семье начинается с младенчества. Младенческий возраст – до 1 года – важный период развития ребенка, сензитивный период, то есть  создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Поэтому  пропускать его нельзя.

Когда ребенок родился, очень важно, чтобы мама включила в свое общение с ребенком фольклорные жанры: различные потешки, прибаутки, песенки, сказки. А не только ее общение ограничивалось уходом за ребенком.

Другой момент, заслуживающий внимания со стороны родителей, - в первые годы жизни необходимо правильно подобрать и преподнести книгу ребенку, то есть выбрать нужную книгу с учетом его потребностей, хорошо иллюстрированную. А также умение выразительно, артистично прочитать текст. Монотонное чтение вносит негативный штрих в этот интересный процесс и у ребенка формируется понятие, что чтение – скучное занятие.

Отрицательным явлением в формировании интереса к чтению у ребенка служит и раннее знакомство ребенка с компьютером и игры в нем. Ребенок в 3 года нажимает на все кнопки ПК, вызывая восхищение, умиление  своего социального окружения. При этом ребенок в этом возрасте, например, 3 года не говорит предложениями, не умеет строить диалог даже с близкими ему людьми, не проявляет интерес к художественному слову.

Если телевизор в доме работает постоянно, то ребенок становится пассивным потребителем зрительной информации, а слуховое восприятие тормозится. Иногда родители жалуются на то, что ребенок их не слышит и необходимую информацию приходится повторять несколько раз. Это следствие агрессивного влияния на ребенка телевизора. Дети, живущие в таких условиях, плохо воспринимают информацию на слух. А восприятие художественного текста – это восприятие на слух. Это трудно ребенку.  Поэтому книга оказывается не в чести у него.

Уважаемые родители, подумайте, пожалуйста, какое место в жизни вашего ребенка занимает телевизор, компьютер. Если большое, то ситуацию надо срочно менять. Ведь обучение в школе тоже строится в основном на восприятии информации на слух.

Трудности понимания текста у ребенка могут быть вызваны в следствии неразвитости воображения, образного мышления, речи, низкой концентрации внимания. Если целенаправленно не решать проблему развития психических процессов, то мы не сможем рассчитывать на то, что ребенок сможет воспринимать текст правильно. А как это проверить? Прочитали текст и спросите у ребенка, что понравилось, с кем бы ты хотел подружиться. Впечатление у дошкольника должно выразиться здесь и сейчас через продуктивную деятельность: рисунки, пластилин, глину, бумагу и т.д. Предложите ребенку, например,  нарисовать, что ему понравилось или главного героя. У кого-то получится и хорошо, а кто-то будет кричать: я не знаю,  кого рисовать, я не запомнил и т.д. Почему? Здесь причина может быть в ограниченном словарном запасе у ребенка, особенно, если дома говорят на обиходно-бытовой лексике. И представьте себе ребенок слушает текст, где много прилагательных, глаголов, сравнений, наречий, которые для него непонятны.  И текст для него становится неинтересным.

Дошкольник понимает текст через игру. Играйте с ребенком, инсценируйте текст, побуждайте его к собственному литературному творчеству. Какому? Например, придумать свой конец или начало сказки

Следующий момент, очень важный для родителей. Не принуждать ребенка к чтению дома. Заставить любить литературу невозможно. Мы, взрослые, часто говорим ребенку: не прочитаешь, в компьютер играть не будешь. Не наказывайте чтением, не стыдите, не сообщайте присутствующим, что малыш не любит читать в его присутствии. Чтение, получается, повинное наказание. Для ребенка это оборачивается все большей нелюбовью к чтению.

Часто ребенок в 4-6 лет овладевает навыком чтения и родители перестают ему читать вслух. Но дошкольник не всегда может ухватить смысл прочитанного, поэтому он бросает читать. Очень раннее развитие самостоятельного чтения не всегда бывает благом. Если что-то было упущено в дошкольном возрасте и ребенок не хочет читать и слушать, можно попробовать другие подходы. Например, сходить в книжный магазин и предложить ребенку самому выбрать книгу. Пусть он полистает, посмотрит, и какая ему понравится, купите. Но не спрашивайте ребенка, а ты будешь ее читать?

Или попробуйте предложить ребенку книгу, с героем которой у него будет много общего: например, также зовут героя, или он любит животных, как и ребенок и др. Если у ребенка появились вопросы о собаке, о космосе и др. не стесняйтесь, сходите в библиотеку, посоветуйтсь со специалистом и спросите, какую книгу предложить ребенку, чтобы она была для него актуальной именно в данный момент. Поверьте, любовь к литературе начинается с конкретной книги или конкретного автора, а затем интерес расширяется.

Другой прием. Начните читать книгу, остановитесь на интересном месте и положите книгу на видное место. Если ребенок умеет читать, он может взять и самостоятельно дочитать книгу. Конечно, этот прием будет эффективен не для всех. Но для организованных, целеустремленных детей он действует безотказно.

Нельзя сопровождать чтение отрицательными эмоциями. Надо оставить право за ребенком не дочитывать книгу, если не хочет; право перескакивать, забегая вперед; право читать, где попало, право молчать о прочитанном, право не читать, когда не читается, право высказывать свое мнение.

Итак, обобщим сказанное:

  1. Включайте художественное слово в общение с малышом с первых дней жизни.
  2. В первый год жизни позволяйте ребенку «исследовать» книжки как интересный объект.
  3. Как можно чаще рассматривайте с ребенком иллюстрации.
  4. Подбирайте книгу по возрасту ребенка, подумайте, как лучше преподнести новую книгу, чтобы вызвать интерес.
  5. С 4-х лет предлагайте ребенку возможность выбирать книгу.
  6. Не прекращайте дошкольнику читать книги вслух, даже если он сам умеет читать.
  7. Читайте книгу эмоционально, артистично, чтобы малышу было интересно слушать. Малышам читать недолго: несколько минут, но ярко.
  8. Придумайте ритуал перед чтением.
  9. Ограничьте время пребывания дошкольника за компьютером, перед телевизором.
  10. Развивайте высшие психические функции у ребенка: внимание, образное мышление, воображение, речь и др.
  11. Сопровождайте чтение только положительными эмоциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский лекторий:"Почему ребенок не хочет читать и плохо пишет"

Родительский лекторий : "Почему ребенок не любит читать и плохо пишет?"...

РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ЧИТАТЬ

Как повысить родителям интерес к чтению у своего ребенка? Об этом моя статья "Ребенок не хочет читать"....

Презентация к родительскому собранию по теме "Если ребенок не хочет читать"

На сегодняшний день большое затруднение у родителей и педагогов вызывает мотивация к чтению детьми литературы. В данной презентации представлен спектр приемов, способствующих замотивировать ребенка на...

если ребенок не хочет читать.

Полезные советы. как организовать работу дома с плохо читющими детьми....

Почему ребенок не хочет читать и плохо пишет?

Ребенок делает много ошибок при письме? Никак не может научиться хорошо читать?  Обратите внимание на их характер....

Если ребенок не хочет читать

Рекмендации для родителей...

Ребенок не хочет читать

Ребенок не хочет читать...