Методическое пособие "Формы воспитательных мероприятий, методика их проведения"
методическая разработка

Настоящее пособие содержит материалы по организации воспитательной работы  в детском коллективе. Раскрывается значимость данной работы с детьми, рассматриваются различные формы массовых мероприятий, методика их организации и проведения.

Адресуется учителям общеобразовательных учреждений, методистам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon broshyura_formy_vospitatelnyh_meropriyatiy.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14

В помощь классному руководителю

Формы  

воспитательных мероприятий,

методика их проведения

Автор-составитель:

учитель начальных классов         Чернышова Т.В. 

Армавир 2018

Формы воспитательных мероприятий, методика их проведения //Автор-составитель: Чернышова Т.В. – Армавир, 2018.

Настоящее пособие содержит материалы по организации воспитательной работы  в детском коллективе. Раскрывается значимость данной работы с детьми, рассматриваются различные формы массовых мероприятий, методика их организации и проведения.

Адресуется учителям общеобразовательных учреждений, методистам.

Содержание

  1. Что значит воспитывать?
  2. Определение формы воспитательной работы.
  3. Определение воспитательного мероприятия.
  4. Методика организации и проведения воспитательного мероприятия.
  5. Викторина как форма воспитательной работы.
  6. Турнир как одна из форм воспитательной работы.
  7. Устный журнал как форма воспитательной работы.

Я верю, что все проблемы – проблемы человечества – находят свое главное разрешение в воспитании.

Р. Тагор

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей таким образом, чтобы личность каждого ребенка развивалась, формировала модели поведения, ценности, чувства, как в процессе совместной деятельности с людьми,  так и в ходе общения с ними.

Организация воспитательной работы, в том числе досуговой деятельности детей, в любом детском учреждении всегда была и остается важной сферой деятельности педагогов.

 Досуговая  деятельность, общение с детьми, помимо занятий, имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Такая деятельность важна для самого педагога, так как помогает сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения. Кроме того, такое общение позволяет пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, часто делают педагога и ребенка друзьями на всю жизнь. Это дает педагогу ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности.

Однако, чтобы это происходило, надо знать, как методически грамотно организовать такую работу.

Любое воспитательное мероприятие имеет форму и содержание. И, конечно же, любое воспитательное мероприятие имеет название.

Умение видеть в каждом мероприятии его форму и содержание – это определенный показатель методической

грамотности. К сожалению, подобного умения лишены многие педагоги. Они ошибочно отожествляют название с формой, а форму с содержанием. А это в свою очередь приводит к низкой эффективности воспитательной работы, к бесконечному поиску новых форм», которых в принципе нет. На сегодняшний день существует всего несколько десятков форм работы с детьми, а все многообразие мероприятий есть лишь результат наполнения этих форм новым содержанием с последующим придумыванием «старым формам с новым содержанием» привлекательных названий. Учитель, усвоивший эту, казалось бы, элементарную истину, находится в более выигрышном положении, чем учитель, не принимающий ее и продолжающий бесконечный процесс поиска «новых форм воспитательной работы». Ведь для успешного проведения мероприятия нужно лишь:

  1. знать существующие формы;
  2. уметь наполнить эти формы каждый раз новым содержанием;
  3. уметь придумать полученному результату название.

Нет необходимости владеть методикой организации сотен мероприятий, все мероприятия одной формы организуются по одной технологии, по одному алгоритму. Владение двумя десятками организационных алгоритмов и технологий «придумывания» - это все, что требуется от педагога для проведения воспитательных мероприятий.

Из триединой составляющей всякого мероприятия (форма – содержание – название) форма является наиболее устойчиво-консервативной частью.

Говоря о форме воспитательной работы, мы, прежде всего, имеем в виду выражение содержания этой работы через определенную структуру отношений педагога и воспитанника. Для того, чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы» целесообразно определить, какое место этот феномен занимает  в педагогическом процессе, каковы его функции.

В науке выделяют:

1 функция – организаторская предполагает, что любая форма воспитательной работы решает определенные организаторские задачи;

2 функция – регулирующая предполагает, что  использование той или иной воспитательной формы позволяет регулировать отношения между педагогами и воспитанниками;

3 функция – информативная  предполагает не только одностороннее сообщение воспитанникам какой-то информации, но и актуализацию имеющихся у их знаний, обращение к их собственному опыту.

Таким образом, исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как основной компонент организации педагогического процесса, который регулирует отношения между педагогом и воспитанниками.

Согласно Титовой Е.В. любую форму воспитательной работы можно отнести к одному из 3 больших блоков: мероприятия, дела, игры, каждая из

которых различаются по субъекту организации деятельности (взрослые и дети).

 Что такое воспитательное мероприятие? 

Это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью.

Методика подготовки и проведения массового мероприятия следующая.

Всю организацию мероприятия можно разделить на 4 этапа:

конструирование, подготовка, проведение, анализ.

I. Конструирование мероприятия.

1.Четко определить цели и задачи мероприятия.

2. Определить тематику мероприятия.

3. Определить форму проведения мероприятия.

4. Разработать правила и условия проведения мероприятия.

5. Соответствие выбранной формы и содержания мероприятия возрасту детей, их уровню развития.

6. Создать название мероприятия.

7. Подобрать задания для участников мероприятия.

8. Просчитать время проведения мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения.

9. Продумать, чем заполнить паузы: игры с залом, музыкальные паузы и т.д.

10. Разработать положение мероприятия.

(Положение является результатом этапа конструирования и включает в себя следующие разделы: цели и задачи; организаторы; участники; условия проведения; время и место проведения; критерии оценки; финансирование; подведение итогов.)

II. Подготовка мероприятия.

Подготовительный этап начинается с четкого распределения обязанностей среди организационной группы по подготовке и проведению мероприятия.

1.  Составить план подготовки мероприятия.

2. Дать информацию о проводимом мероприятии (разработать, размножить и распространить объявления, афиши, рекламу, билеты-приглашения и т.п.).

  1. Подобрать ведущего. (Ведущему во время проведения мероприятия отводится большая роль. Для ведущего важно четко объяснить условия, контролировать процесс проведения, динамику мероприятия, вовремя фиксировать результаты – все это плюс многое другое требует находчивости, терпения, внимательности, чувство юмора и, конечно же, ведущий должен владеть ораторским искусством).
  2. Приготовить реквизиты (материал, необходимый для проведения конкурсов, карточки с вопросами, жетоны, фишки и т.д.).
  3. Подготовить музыкальное оформление. (Фоновая музыка, фанфары, сигнальная музыка и т.д.).
  4. Подготовить техническое обеспечение мероприятия (микрофоны, магнитофоны, телевизоры, видеокамеры и т.п.).
  5. Подготовить оценочные листы.
  6. Подготовить место проведения мероприятия:

    - оформить согласно тематики мероприятия;

    - подготовить атрибуты, декорации;

    - подготовить места расположения участников, жюри, зрителей, ведущего;

    - определить места, где переодеваются участники, раздеваются гости, подводит итоги жюри.          

  1. Пригласить жюри. (В состав должны входить люди компетентные, независимые, имеющие собственный опыт в деятельности, которую предстоит оценить. Члены жюри должны знать правила, условия проводимого мероприятия, критерии оценки).
  2. Подготовить призы. (Концовка, финальная точка имеют особое значение. Хорошо, чтобы победитель получил приз, пусть даже символический; но не забудьте и проигравших, их важно поощрить за участие. Обязательно определите, кто будит вручать призы, как будет проходить церемония награждения).
  3. Написать сценарий.
  4. Провести репетиции.

III. Проведение мероприятия.

Выполнение вышеперечисленных этапов организации мероприятия является гарантией успешности проведения мероприятия, его большого воспитательного эффекта. Проводится мероприятие в соответствием с намеченным планом, программой, сценарием.

При проведении мероприятия следует придерживаться следующих правил:

  - начало и конец мероприятия должны быть яркими, запоминающимися;

  - все задействованные в проведении должны хорошо знать, что и когда следует делать;

  - мероприятие должно идти на мажоре.

IV. Анализ мероприятия.

Точку в проведении мероприятия можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ. Анализ включает в себя:

           1.Общие сведения:

            - цель проведения мероприятия;

            - организатор мероприятия,

            - кто присутствовал;

            - кто принимал участие, количество участников;

            - обоснование данной формы мероприятия и содержания деятельности.

                    2. Анализ подготовки мероприятия.

             - активность и инициатива детей при подготовке мероприятия,

            - содержание этапов подготовительной работы: планирование, разработка элементов мероприятия, изготовление необходимого оборудования и т.д.

            - удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости предстоящей деятельности.

                    3. Анализ хода мероприятия.

             - насколько содержательно, интересно, организованно проходила работа;

             - какие знания приобрели учащиеся в ходе мероприятия;

         

  - какова результативность проделанной работы и т. д.

                    4. Общая оценка мероприятия.

             - на сколько удалось достигнуть поставленных целей и задач. Причины успехов и неудач,

             - общая оценка воспитательной ценности проделанной работы.

                    5. Анализ деятельности воспитателя.

             - какие действия педагога способствовали удачному проведению мероприятия, а какие -  мешали и почему,

             - пожелания и рекомендации для дальнейшего совершенствования воспитательной деятельности педагога.

        Викторина

В толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова указывается, что викторина – понятие новое. В словарях иностранных слов объясняют, что слово это - уменьшительное от латинского «виктория», то есть «победа». Вообще это очень старая игра, но названия у нее не было. В популярных журналах XVII-XIX веков упоминается игра, в которой «участвует» память человека. Существует версия, что свое имя игра получила при неожиданных обстоятельствах. Придумал название известный советский журналист Михаил Кольцов. Он был редактором «Огонька».  Редакция подготовила к печати серию игр-вопросов. А название придумать никак не могли. В это время работал в редакции журналист Виктор Микулин, который отвечал за выпуск номера, где хотели поместить вопросы. М Кольцов написал на верстке красным карандашом: «Виктор, надо придумать название!» Но название никак не приходило. И тогда М Кольцов, вчитавшись в то, что сам написал красным карандашом, воскликнул: «О чем тут думать!» Взял и приписал к имени Микулина три буквы, так родилось название «Викторина». Печатать викторины стали из номера в номер, даже эмблему придумали – ладонь с двумя раздвинутыми пальцами.

«Викторина как форма воспитательной работы»

  1. Викторина – это занимательная игра в ответы на вопросы, объединенные какой-либо темой, в которую могут играть двое, могут состязаться команды, можно и одному попробовать себя.
  2. Викторина развивает интерес учащихся к знаниям, расширяет их кругозор, способствует развитию памяти и мышления учащихся, их творческого воображения, смекалки.
  3. Викторины по своему содержанию бывают исторические, литературные, музыкальные, научно-технические, смешанные и т.д.
  4. Викторина является самостоятельной формой воспитательной работы, но может использоваться «внутри» других форм.
  5. Различают викторины устные (дети устно отвечают на вопрос)  и письменные (ответ дают в письменной форме).
  6. При подготовке викторины следует определить вид, тему викторины и форму ее проведения.
  7. Четко сформулировать цель и задачи викторины.
  8. Тщательно изучив литературу, составить вопросы и исчерпывающие ответы в письменной форме.
  9. Вопросы должны быть содержательными, четко сформулированными.

  1. Степень сложности, количество предлагаемых вопросов зависят от возраста, уровня подготовки учащихся, их интеллектуальных возможностей.
  2. Желательно указать список литературы, с помощью которой дети смогут найти ответы самостоятельно.
  3. Перед началом викторины учащихся следует ознакомить с правилами ее проведения.
  4. В ходе проведения устной викторины вопросы должны задаваться громко и отчетливо, а желающие ответить поднимают руки и с разрешения ведущего по очереди дают на них ответы.
  5. Когда участники викторины затрудняются дать ответ на поставленный вопрос, в этом случае целесообразно незаметно навести их на правильный ответ дополнительным вопросом, а если и в этом случае никто не сможет ответить, то ведущий сам дает правильный ответ.
  6. Каждый ответ учащихся оценивают члены жюри: правильный полный ответ, правильный неполный ответ присуждается определенное количество баллов, затем очки суммируются и определяются победители.
  7. В ходе проведения устной викторины вопросы вывешиваются на больших листах бумаги или раздаются детям, написанными на отдельных карточках.
  8. Каждому участнику дается лист бумаги, где он записывает ответы, ставит свою фамилию и сдает жюри.
  9. Жюри знакомится с ответами, анализирует их и определяет победителей. С лучшими ответами можно ознакомить участников викторины.
  10. Викторина может быть с различными заданиями:

- если сможешь – объясни;

- какое утверждение верно;

- кто первый назовет …?

- кто больше знает…? и т. д.

20. Награждать победителей лучше всего книгами, открытками, самодельными сувенирами. Объявление результатов и раздачу призов производить лучше всего в конце викторины.

«Турнир как форма воспитательной работы»

  1. Турнир – форма воспитательной работы, мобилизирующая учащихся на теоретическую и практическую подготовку.
  2. Турнир требует большой подготовки, как участников, так и организаторов.
  3. Турнир – это командное состязание. В состав команды  может входить от 4 до 6 человек.
  4. Команда, готовясь к турниру, должна придумать название, девиз, эмблему, подготовить приветствие, выполнить домашнее задание.
  5. При подготовке турнира необходимо решить следующие вопросы:

-      определить тему и название турнира;

  • подобрать интересные конкурсные задания командам;
  • написать подробный сценарий турнира;
  • назначить ведущих;
  • определить и выдать заранее домашнее задание командам;

  • подготовить необходимое для турнира оборудование;
  • определить состав жюри;
  • подготовить судейские бланки с указанием команд, конкурсов и максимальных баллов;
  • вывесить объявление о турнире;
  • определить и подготовить призы победителям конкурса.
  1. Турнир начинается приветствием команд.
  2. Команды представляют домашнее задание.
  3. Затем команды рассаживаются на отведенные для них места и начинаются конкурсы.
  4. Атмосфера турнирной встречи зависит от правильного подбора ведущих, их манеры держаться на сцене, умения своевременно поддержать доброжелательный тон встречи, вести его в заданном темпе.
  5. Важным фактором является оперативное, компетентное судейство.
  6. Чтобы судить быстро, объективно, избегая ошибок, жюри должно хорошо знать сценарий встречи и критерии оценки конкурсных заданий. Каждый член жюри должен иметь судейский лист, куда он проставляет оценки.
  7. Комментирует итоги каждого конкурса один из членов жюри – специалист по данному вопросу. Подсчет очков осуществляет секретарь жюри. Подводит общие итоги, анализирует встречу, награждает победителей председатель жюри.

Устный журнал

  1. Устный журнал – своеобразная форма воспитательной работы, которая позволяет ярко, эмоционально донести до воспитанников важную информацию из области политики, науки, техники, литературы, искусства, спорта и т.д.
  2. Устный журнал может иметь тематический или обзорный характер, т.е. может раскрывать один вопрос, одну тему или комплекс разных тем, вопросов.
  3. Часть журнала, который освещает один какой-то вопрос, условно принято называть «страничкой» журнала. Общий же объем его 3-5 страниц.
  4. Каждая «страничка» «представляет собой краткое устное сообщение учащихся, которое, в зависимости, от содержания может быть проиллюстрировано экспонатами, диафильмами, короткометражными фильмами, магнитофонными записями и т.п. Отдельные странички устного журнала могут заполняться творчеством самих детей: чтением собственных стихов, исполнением песен или других музыкальных произведений, зарисовками.
  5. Странички» размещают по степени их значимости: первая – это своеобразная передовая, которая освещает наиболее важный вопрос, остальные конкретизируют его или отражают какие-то другие вопросы, имеющие самостоятельное значение.

Организация и методика проведения устного журнала.

  1. Для подготовки и проведения устного журнала необходимо создать инициативную группу из детей.
  2. Подробно их проконсультировать, помочь разделить

обязанности, определить тему, характер и содержание журнала, количество его страниц, форму подачи материала на каждой странице, избрать одного или двух ведущих, которые будут вести журнал.

  1. Необходимо твердо определить срок выпуска журнала (подготовка обычно занимает 2-3 недели), место его проведения.
  2. Открывают и ведут журнал учащиеся (ведущие). Начать его можно словами: «Начинаем выпуск устного журнала – «Понемногу о многом». Ведущие сообщают название страниц, используя для их пояснения афоризмы, выразительные стихотворные строки.
  3. Журнал можно построить так. После открытия занавеса на сцену один за другим выходят дети со щитками (страницами)  в руках. У направляющего щит с надписью «Сегодня в номере». Учащиеся останавливаются. Направляющий громко говорит: «Устный журнал - …..», выпуск первый и убегает за кулисы. Ребенок, несущий следующую страницу, сообщает о том, что увидят и услышат зрители в журнале, и тоже убегает и так до конца. Затем ведущий приглашает на сцену первого выступающего и предоставляет ему слово. И так все странички. В конце журнала дети со своими страничками выбегают на сцену и говорят: «Наш выпуск закончен».
  4. Вести журнал нужно в темпе, с подъемом, отводя на каждую страничку10-20 минут, на весь журнал не более часа.
  5. Проведение устного журнала требует организаторских умений со стороны педагога. Он должен вызвать интерес у учащихся к этой работе, желание подготовить и провести журнал. Особенно большая помощь со стороны педагога необходима в подготовительный период.
  6. После проведения устного журнала полезно вместе с детьми проанализировать успехи  и недостатки в его подготовке и проведении.

Оформление устного журнала.

Вариантов оформления устного журнала много.

  1. Страницы журнала собираются как бы в переплет и внешне представляют собой форму журнала. На каждой странице четко, крупным шрифтом написано ее название.
  2. На сцене устанавливается вертящаяся на оси витрина из определенного по программе числа страниц, и ведущий, проворачивая витрину, выходит как бы из-за страниц, раскрывая их содержание.
  3. На заднике сцены вывешивают широкую ленту с названием журнала, ниже приклеивают наименование месяца и номер выпуска.
  4. Очередную страницу, проходя через сцену из-за кулисы в кулису, несет учащийся. Эти страницы могут быть в виде листка или щитка, на котором написан номер страницы и ее название.

 Обобщая сказанное, отметим, что профессиональное ремесло учителя заключается в первую очередь, в умении работать с ребенком и с группой детей.

Удачи в работе!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник вежливых ребят"

Цель:         формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаи...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник цветных карандашей"

Воспитательное мероприятие для младших школьников будет познавательным, поучительным и интресным...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Короб чудес» для учащихся начальных классов.

Мероприятие, проведенное по данной разработке ставит целью развивать познавательную активность детей, а так же  интерес  к народному декоративно- прикладному искусству, познакомить их с наро...

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Дню защитников Отечества

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Дню защитников Отечества Составитель: Резниченко Л.М., педагог дополнительного образованияЦель: Формирование гражданско-пат...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник Первой оценки " во 2 классе.

"Праздник Первой оценки " проводится  во 2 классе с приглашением родителей. Данная методическая разработка содержит подборку стихов, шуточных сценок, посвященных очень важному событию второклассн...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник первых оценок"

Данное мероприятие проводиттся во втором классе по окончании первой четверти, таким образом подводятся итоги певого оценочного периода обучения. Учащиеся в интересной развивающей манере подводят итоги...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Всезнайка"

Данная разработка поможет провести среди учеников начальной школы 3-4 классов увлекательное и интересное  мероприятия " Путешествие по сказкам"...