Методическая разработка интерактивного мероприятия "Весенние заклички"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Цель: продолжать ознакомление детей с сезонными изменениями в жизни и быте русского народа весной и безопасным поведением в условиях сезонных явлений природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesennie_zaklichki.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

ВЕСЕННИЕ ЗАКЛИЧКИ

Интерактивное воспитательное мероприятие

Цель: продолжать ознакомление детей с сезонными изменениями в жизни и быте русского народа весной и безопасным поведением в условиях сезонных явлений природы.

Задачи:

Образовательные:

1. Формирование представлений о народном фольклоре и обычаях, связанных с встречей весны (заклички, выпекание жаворонков);

2. Сообщение знаний о видах весеннего крестьянского труда: подготовка к посевной и посевная, вывоз навоза на поля;

3. Формирование безопасного поведения в паводок.

Воспитательная: воспитание интереса и уважения к народной культуре;  пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

Развивающие: 

1. Расширение кругозора младших школьников в области культурно-исторических традиций своего народа;

2. Развитие речи и мышления через малые жанры фольклора

Социально-педагогическая: приобщение к социальному опыту поколений, формирование чувства сопричастности к своему народу, приобретение социально-значимых компетенций взаимодействия при преодолении препятствий.

Оснащение: музейная экспозиция «Русская изба», печенье-жаворонки, фонограммы русских народных попевок (в тексте приведены возможные варианты выбора, так как объем русской фольклорной музыки достаточно велик и всегда можно выбрать наиболее доступное), звуковоспроизводящая аппаратура.

Возможно выпекание «Жаворонков»:

Рецепт “Жаворонки”.

2-3 яйца, 1 столовая ложка масла, 2 ложки воды,1 ложка сахара. Соль по вкусу, мука. Сделать не очень крутое тесто, вылепить из него форму птички, вместо глаза вставить перец, смазать яйцом. Обсыпать цветным маком. Испечь в духовке.

Ход мероприятия

Звучит фонограмма «Весна-красна, приди, весна» (русская народная песня):

Весна-красна,

Приди, весна!

С голубою далью,

С Иваном да Марьей,

С золотистым гребнем,

С изумрудным стеблем.

Ведущий в русском костюме встречает участников.

Ведущий

Сегодня мы встретились в нашем музее, чтобы всем вместе встретить весну.

Весна-красна,
Нам добра принесла
На сопушке, на соломушке.
Идет кулик, несет ключик.

Отворяй весну, замыкай зиму.

(Игровая попевка):

Ай, кулик – клик!
Жаворонок – клик!
Ай, сел на воду,
Отморозил бороду!

А какие признаки нам указывают, что весна настала? (капель, дольше день)

Загадки:

Всю зиму пролежал, весной в речку убежал (снег)

На заре зарянской

Катится шар веретянский,

Никому его не объехать, не обойти (солнце)

Ведущий

Давайте поиграем в “Солнышко” (приглашают гостей для игры, выбирают водящего)

Считалка:

Солнышко, выгляни.
Красное высвети.
Сядь на пенек
Опряди куделек.

Дети ходят по кругу парами, держась за разноцветные ленты, в центре на шесте – солнышко.

Все:

Солнышко, выгляни,
Красное высвети.
К нам на нивку иди
Ладить косы и серпы.
Солнышко ведрышко,
Выгляни в оконышко.
Там твои детки,
Кушают конфетки,
А тебе-то не дают,
Всем ребятам раздают.

Водящий:

Раз, два не воронь,
А беги как огонь.

Пара, которая оказалась ближе к водящему, по его сигналу опускает ленту. Бегут в разные стороны по кругу. Кто придет позже, тот и водящий. Игра повторяется заново. 

Ходи, народ солнышко встречать,

Мороз прогонять!

Мороз, красный нос.
Вот тебе хлеб и овес.
А теперь убирайся,
По добру по здорову.

Сороки-вороны
Зиму зимовали,
Воду не пускали.
Прилетели птички,
Прорубь продолбили,
Воду пустили.

Водица, водица,

Студеная быстрица,

Обеги вокруг,

Напои наш луг!

Звучит русская народная  песня «Вода» в исполнении фольклорного ансамбля:

Как у нашего двора

Разливалася вода.

Как Иванка выходил,

Белорыбицу ловил,

Белорыбицу ловил,

Малых детушек кормил.

Ведущий

Играем в «Родничок». У нас он будет обозначен линией на полу, но на Руси игра была довольно опасной: играли у настоящего ручья. Дети становятся боком друг за другом по одну сторону весеннего ручья. Обхватывают друг друга за пояс руками и поют:

Разлился родничок,

Золотой рожок.

У-ух!

Разлился ключевой,

Белый, снеговой.

У-ух!

Спев куплет, с возгласом «У-ух!» все вместе боком перепрыгивают на другую сторону ручья, стараясь в него не упасть. От играющих зависит, будут они мешать товарищам или помогут.

А как называется явление природы, при котором вода разливается так, что ее уже не перепрыгнуть? (паводок, половодье, наводнение). Это внезапно наступающее явление? (нет, только там, где есть река) Как надо вести себя жителям таких населенных пунктов? (заранее приготовиться, поднять выше вещи, укрепить дом, запастись водой и продуктами, лекарствами, а при эвакуации не отказываться от нее)

Ведущий

Но вообще воде радовались: это хороший полив почвы. Были поговорки: Апрель с водою – май с травою.

В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть.

Ау! Ау! Аукиваем!
Весну приаукиваем!

Март, март, солнцу рад!

Апрель, апрель, отворяй дверь!

(Играет с детьми в игру с хоровыми ответами):

Май, май, песню запевай!
Говорят, говорят. Ой, весна!
Уточки на улочке: кря! Кря! Кря!
Козочки у лозочки: ме! Ме! Ме!
Свиночки на нивочке: хрю! Хрю! Хрю!
Овечки у речки: бе! Бе! Бе!
Конюшки на волюшке: и-го-го!

По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. День сорока мучеников Севастийских на языке народа носит название “Сороки”, а иногда “Кулики”. В этот день, по мнению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц, и первые из них – жаворонки.

Сороки, с полным основанием, можно назвать детским праздником: еще на кануне женщины месят тесто, пекут сорок шариков и “жаворонки”. Шарики по одному выбрасывают каждый день в окошко. Крестьяне верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года.
“Жаворонки” раздавали детям, те бежали на улицу в народных ярких костюмах

 (обращение к экспонатам музея – народным костюмам)

на возвышенное место и начинали, что есть мочи кричать, закликать жаворонков, а сними и весну.

Хоровая игра. Все повторяют слово «жаворонушки»

Жаворонушки!
Прилетите к нам да принесите нам,
Жаворонушки!
Нам весну-красну, да тепло летечко,
Жаворонушки!
Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,
Жаворонушки!
А воды-то полила за три колодезя,
Жаворонушки!
Всю куделю перепряли, на мотушки пермотали,
Жаворонушки!
На базарик пертаскали, за копейку продавали,
Жаворонушки!
За копейку продавали, детям хлебу покупали,
Жаровонушки!
Ой вы, жаворонки, жаворонушки,
Летите в поле, несите здоровье,
Первое — коровье, второе — овечье,
Третье — человечье.


         Залезая на крыши, заборы, стоги сена, дети кликали весну, подбрасывая жаворонков выше к небу. В некоторых районах «жаворонков» подвешивали на нитке к чердачной балке сарая. Раскачивая их, дети кликали птиц, подражая им, восклицали — «у-у» либо изображали шум крыльев — «ш-ш». К вечеру жаворонков съедали. А “головки” отдавали матери, с пожеланиями богатого урожая.

Звучит русская народная песня «Весна, что же ты нам принесла» в исполнении фольклорного коллектив:

Весна-красна,

Нам что ты пришла,

Что ж ты нам принесла?

На этом заканчивались зимние работы. Они преимущественно проходили в избе – починка и изготовление сбруи, ткачество, плетение лаптей. Начинают с 1 апреля белить холсты, натканные зимой. Это делали на лугу у реки. Ткань мочили и раскладывали на стерне, чтобы она выцветала.

Скороговорка:

Ткачи ткали ткани на платье Тане

Обращение к экспонатам музе: прялка, коврики, вышивки, лапти

Как правило, запасы зерна и овощей к этому времени заканчивались.

Менялся и крестьянский стол – появлялась свежая зелень. Какую зелень знаете вы? А русские крестьяне использовали молодую крапиву, сныть, всходы хвоща.

Ой, весна-красна,

Что ж ты нам принесла?

-Принесла вам, детишки,

Зеленого зельюшка

И теплого летушка.

Обращение к экспонатам музея – посуда, печка

Скороговорка:

Дали Даше кашу с простоквашей; ела Даша простоквашу с кашей.

Загадка:

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь (репа)

Дольше всего сохранялась из свежих овощей репа.

Мы посмотрели на печку. Внизу русской печки был подклет, в котором держали зимой скотину.

Лето, лето,

Вылазь из подклета!

А ты, зима, иди туда!

Иногда в “жаворонки” запекали кольцо или монетку. Найдешь кольцо – быть свадьбе. Монетку – на весь год богатым и счастливым будешь. Так же выбирали первого засевальщика.

Почему многие народные обычаи связаны с посевом? Какие культуры сеяли на Руси?

Обращение к экспонатам музея – серп, плуг, борона

Звучит русская народная песня «А мы просо сеяли»

В древности попевки, заклички носили магический, обрядовый характер – уж слишком зависели земледельцы от капризов природы. Но со временем они остались в детском обиходе, превратились в веселые игры.

Деревня в этот день была полна детских песен, крика, смеха. Играли и в «Просо»

Два хора стоят напротив друг друга, поют по очереди

1. А мы просо сеяли, сеяли;
Ой дид, ладо, сеяли, сеяли!
2. А мы просо вытопчем, вытопчем;
Ой дид, ладо, вытопчем, вытопчем!

1. А чем же вам вытоптать, вытоптать?
Ой дид, ладо, вытоптать, вытоптать?
2. А мы коней выпустим, выпустим;
Ой дид, ладо, выпустим, выпустим!

1. А мы коней переймем, переймем;
Ой дид, ладо, переймем, переймем!
2. А чем же вам перенять, перенять?
Ой дид, ладо, перенять, перенять!

1. А шелковым поводом, поводом;
Ой дид, ладо, поводом, поводом!
2. А мы коней выкупим, выкупим;
Ой дид, ладо, выкупим, выкупим!

1. А чем же вам выкупить, выкупить?
Ой дид, ладо, выкупить, выкупить!
2. А мы дадим сто рублей, сто рублей;
Ой дид, ладо, сто рублей, сто рублей!

1. Не надо нам тысячи, тысячи;
Ой дид, ладо, тысячи, тысячи!
2. А что же вам надобно, надобно?
Ой дид, ладо, надобно, надобно!

1. Надобно нам девицу, девицу;
Ой дид, ладо, девицу, девицу!

Девушка перебегает в хор противника, пытаясь прорваться через строй. При неудаче становиться в него, при удаче - возвращается в свой

1. В нашем полке убыло, убыло;
Ой дид, ладо, убыло, убыло!
2. В нашем полке прибыло, прибыло;
Ой дид, ладо, прибыло, прибыло!

Ведущий

Просыпается лесная живность – ежи, муравьи, медведи.

Считалось, что просыпается и домовой, поэтому в этот день – 1 апреля – старались обмануть друг друга.

Сидит ежик на сосне –
Новая рубашка,
На головке сапожок.
На ноге фуражка.

Огородные сверчки начинают свои скачки.

Чтобы спина не болела от огородных работ, у костромских крестьянок существовал обычай: увидев первый раз пролетающих журавлей, лечь на спину и семь раз перекувырнуться через голову, приговаривая:

Журавель, журавель,

У тя шея колом,

А у меня спина колесом,

А не крюком.

Ведущий

Тара-ра, тара-ра.
Идут девки со двора!
Песни петь да плясать.
Всех вокруг забавлять!

Фонограмма русского народного наигрыша  «Весенняя шуточная». Дети исполняют русские народные движения с ведущим.

Ведущий

Сегодня мы с вами не только встретили весну, но и познакомились с редкой формой русского фольклора – заклички. Те, что прозвучали у нас сегодня - реконструкция по материалам этнографических экспедиций. В чистом виде практически не сохранились. В основе закличек лежит одна постоянно повторяющаяся, узкообъемная попевка, которая построена на музыкальных интонациях клича, зова.

По обычаям российским
От души поклон вам низкий
(кланяются в пояс).

Список использованной литературы

1. Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Сост. Д.Н. Садовников. – М.: Издательство Московского университета, 1959. – 334 с.

2. Короткова М.В., Путешествие в историю русского быта. / М.В. Короткова, 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 252 с., с илл.

3. Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М.: Издательство «Правда», 1991. – 494 с.

4. На Буяне славном острове. Сборник русского фольклора. Сост. Н. Колпакова. – М.: Детская литература, 1976. – 160 с. С ил.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интерактивного мероприятия "В гостях у Бабушки-Загадушки "

Сценарий интерактивного воспитательного мероприятия.Цель: познакомить младшего школьника с русским календарным фольклором и мерами безопасности в быту...

Методическая разработка интерактивного мероприятия "Вейся, кочан"

Интерактивное воспитательное мероприятие для младшего школьника.Цель: формирование здорового образа жизни и правильного питания через ознакомление с народными традициями и социальным опытом....

Методическая разработка интерактивного воспитательного мероприятия для начальной школы «Шумел-горел пожар московский»

Цель: Формирование начала патриотических чувств у детей, потребности детей в получении исторических знаний....

Методическая разработка интерактивного мероприятие для начальной школы СВЯТКИ БАБУШКИ ЗАГАДУШКИ

Цель: познакомить учащихся с обычаями и традициями, связанными с празднованием Святок на Руси. Дать возможность каждому учащемуся реализовать свои творческие возможности....

Методическая разработка / интерактивный дидактический материал к проведению викторины по сказкам в группе продленного дня.

Описание ЭОР «Интерактивный дидактический материал для учащихся 1- 2 класса  Викторина «Там, на неведомых дорожках…»...

Методическая разработка интерактивный тест "Словарные слова"

Этот тест можно использовать при подготовке к словарным диктантам на уроках русского языка....