Методическая разработка интерактивного мероприятия "В гостях у Бабушки-Загадушки "
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Сценарий интерактивного воспитательного мероприятия.
Цель: познакомить младшего школьника с русским календарным фольклором и мерами безопасности в быту
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_babushchki-zagadushki.docx | 250.85 КБ |
Предварительный просмотр:
В ГОСТЯХ У БАБУШКИ-ЗАГАДУШКИ
Интерактивное воспитательное мероприятие
Цель: познакомить младшего школьника с русским календарным фольклором и мерами безопасности в быту.
Задачи:
Образовательные:
- Создание представлений о народном календаре и связанных с ним малых фольклорных жанрах;
- Формирование представлений и навыков об обращении с опасными бытовыми предметами и инструментами (кухонные ножи, сельхозинвентарь);
Воспитательные:
- Воспитание патриотизма средствами музейной педагогики;
- Формирование экологического мировоззрения
Развивающая: развитие представлений о традиционной русской культуре, о природосообразности жизненного уклада;
Социально-педагогическая: получение детьми элементов социального опыта коллективного труда и празднования
Оснащение: фонограммы «Калинка-малинка», «Во поле березка стояла», «С чего начинается Родина».
Русский костюм ведущего. Музейные предметы
Ход мероприятия.
Ведущий
Вводная часть.
Я рада приветствовать вас в нашем музее. Вы стали его частыми и желанными гостями. Давайте вспомним, как называется наш музей?
Есть очень хорошая песня, которая стала гимном нашего музея «С чего начинается Родина». Давайте ее послушаем.
Наша Родина начинается в том числе и с нашего о ней знания. Трудно любить что-то далекое и неизвестное. Мы с вами говорили об истории нашего микрорайона. Мы знаем, как жили здесь люди 200-300 лет назад. Вот давайте подумаем: как могли люди узнавать о погоде, о смене чисел и месяцев? Не было радио и телевизора.
Осень была значимым временем года для русских людей. Почему? (Жили в деревне, связаны с сельским хозяйством. Осенью убирают урожай.) Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
Народные приметы складывались веками из наблюдений за природой, поведением животных. «Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется».
«Осень всех наградила, все загубила» - объясните эту поговорку.
«Если листопад пройдет скоро – к долгой зиме». Как прошел листопад в этом году?
«В сентябре одна ягода – горькая рябина»
Кроме того, особенностью русских людей было уважение к православной вере. В богослужебных книгах каждый день соответствует какому-то определенному святому. Так складывались приметы погоды: например 1 октября Церковь отмечала память Арины. А в народе говорили: «Если на Арину журавли полетели, то на Покров надо ждать первого мороза». Еще говорили – Арина-шиповница, то есть в этот день собирали вызревшие, но не примороженные плоды шиповника и сушили их.
Многие народные детские песенки и прибаутки еще более древние. Еще до православия наши очень далекие предки-славяне верили в разные силы природы, в заклинания. С тех пор остались и совсем сказочные приметы. Верили, что 4 сентября в ночь леший выходит из лесу. Бегает по деревням и селам, дурит и разбрасывает снопы по гумнам. Что такое сноп (сложенные и обвязанные пучки колосьев. Их сжинали при помощи серпа. Из снопов складывали скирды)? А стог? (просто наложенное вокруг воткнутого шеста сего). Что такое гумно? (место, где обмолачивали зерно с помощью цепов).
После того, как был сжат последний сноп, ему кланялась вся семья и просили: «Оржаная жнивка, подай мою силу на молочение!». Что означают эти слова? Иногда снопу говорили: Вот тебе, илья, соломенная борОда, а на будущий год уроди нам хлеба грОда» (в смысле груда, те есть много)
Отгадайте загадку:
Сито вито,
Соломой крыто,
А посередке-то золото. (сноп)
В виде детских песенок остались нам заклинания. Мы все знаем песенку «Калинка-малинка», она стала символом нашей старины, нашей народной музыкальной культуры за рубежом. Давайте ее послушаем.
И еще песенка, очень актуальная сегодня:
Сеяли, растили гречу все лето,
Уродилась греча крупна и румяна.
Звали-позывали гречу в гости побывати.
Ждали-поджидали гречу у ворот,
Сажали гречу за дубовый стол
Осень – время сбора урожая. Много загадок. Поговорок связаны с урожаем.
Поиграем в игру «Вейся, кочан». Как наш микрорайон связан с капустой? (ее тут выращивали на берегу пруда)
Вейся ли, вейся, капуста,
Вейся ли, вейся, белая!
Во саду ли во зеленом
Гуляй, душечка родная.
Как вечор на капусту
Как вечор на белую
Частый дождик поливал,
В кругу молодец гуляет,
Себе пару выбирает:
Лизавету – по совету,
А Настасью – по согласью.
Загадки про овощи:
Курочка-пустодом
Свила гнездо за двором,
Яйца несет, в землю кладет (картофель)
Животные тоже готовились к зиме.
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку (заяц)
Добро и в бою, и щах (лук)
Сидит Марфутка в четырех шубках,
Кто поцелует, тот сморщится (лук)
В землю крошки,
Из земли лепешки (репа)
Сверху зелено,
Посередке толсто,
К концу востро (свекла)
Осень – время грибов. Сохранилась сказка как грибы воевали. Игра. В ней будут повторяющиеся слова, их мы говорим хором.
Вздумал гриб, загадал боровик. Под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:
-Приходите вы, белянки, на войну.
Отказались белянки:
-Мы грибовые дворянки, не идем на войну.
-Приходите, рыжики, ко мне на войну!
Отказались рыжики:
-Мы богатые мужики, неповинны на войну идти.
-Приходите, волнушки, ко мне на войну.
Отказались волнушки:
-Мы господские старушки, не идем на войну.
-Приходите вы, опенки!
Отказалися опенки:
-У нас ноги очень тонки.
-Приходите, грузди, ко мне на войну.
-мы, грузди, ребятушки дружны, пойдем на войну!
Загадки про грибы:
У кого одна нога, и та без башмака?
Стоит дурак, на нем колпак,
Не шит, не бран, не вязан,
А весь поярчатый (мухомор)
Осень – время свадеб. Почему?(люди освобождались от летней работы после уборки урожая, много еды для угощения)
Поиграем в игру Бояре.
Шла Маша по дорожке,
Потеряла две сережки,
Два серебряных кольца,
Выбирай-ка молодца.
Женихи выбирали невест работящих:
Девушки, девушки,
Где берете денежки?
-Летом ягодку берем,
Зимой куделечку прядем.
Что ты, милочка, не робишь,
На кого надеешься?
Придет зимонька холодна,
Ты во что оденешься?
Осенью начинались зимние работы. Какая была последняя полевая работа? Сеяли озимые до 14 сентября. Почему? Зерно должно прорасти и укорениться. Под снег пойдут проростки с нежной зеленью.
Почему много примет связано с тем, когда пойдет снег? Что, наши предки любили в снежки играть? – Нет, это было очень важно для сохранности озимых, если нет снега, они вымерзнут.
Есть еще одна связанная с этим поговорка: До обеда паши, а после обеда руками маши» Почему? Становится холодно.
Какие зимние работы? Пряли пряжу из выращенного летом льна. Парни и девушки собирались в большой избе на посиделки, пели песни, рассказывали сказки, загадывали загадки. Тогда же не было кроссвордов и передачи «Кто хочет стать миллионером».
Прялки. Как называлось то, из чего собственно, и выпрядали нитку? Кудель. А наматывали? Веретено. Про лен тоже была поговорка: «Лен две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую семя летит» Что имеено у льна брали для нитей? Волокна стебля. В августе лен трепали, мяли, мочили, сушили, это заканчивалось 16 сентября: «Василиса – со льнами торопися»
И к дню Феклы 7 октября начинали прясть.
Водили хороводы, когда уставали от многочасовой работы в одной позе.
Поиграем в хоровод. Что за песня? «Во поле березка стояла»
После обмолота мололи зерно на муку. Где?
Стоит баба на юру,
Руками машет,
а что съест, тем и люди сыты. (мельница)
Живу я от ветра,
Сама не ем,
А тебе еду готовлю (мельница)
Прежде чем молоть муку, зерна обмолачивали.
Скороговорка:
Цеп в руках, так и хлеб в зубах, а цеп из рук, так и хлеб из зуб.
Песенка:
Мели, мели, мельница,
Мели, мели, не ленися!
Надери ты крупки,
Гречневой мучки,
Ребятам на кашку,
На блины-оладьи,
На сладкую ватрушку.
Начинали топить печи:
Кривы-корявы, залегли как павы,
А как стали горячи,
Облизали кирпичи (дрова)
Дедушка старый весь белый,
Лето придет – не глядят на него,
Зима придет - обнимают его (печь)
Стоит терем, в тереме ящик,
В ящике – мучка,
В мучке – жучка (печь, зола, уголь)
Шуба в избе, рукав на улице (печь и труба)
Наш дед ермолай съест все, что ни дай (огонь)
Завершение.
Уточка крякнула,
За морем брякнуло,
Море вболталось,
Вода всколыхалась,
Утка моя,
Селезенька моя.
Не летай за реку,
Не ходи по песку,
Ты не клюй песок,
Не тупи носок.
Вам сказку, а мен бубликов связку,
Гречневой кашки
В крашеной чашке,
Масла горшок
Да горячий пирожок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Встреча с бабушкой загадушкой"
Внеклассное мероприятие в группе продлённого дня "Встреча с бабушкой загадушкой"Цели:- расширение знаний о русском фольклоре;- создание позитивного настроения у детей;- популяризация активного отдыха ...
Презентация "В гостях у бабушки Загадушки"(загадки о космосе)
Данная презентация может быть использована как на уроках окружающего мира в 1,2классах,так и во внеклассной работе по теме "Космос".В презентации использованы загадки и краткий материал по отгад...
Презентация к уроку "В гостях у Бабушки Загадушки" ("Уход за лошадью")
Презентация "Уход за лошадью"...
В гостях у Бабушки-загадушки
Дифференциация звуков "С-З"...
Методическая разработка интерактивного мероприятия "Вейся, кочан"
Интерактивное воспитательное мероприятие для младшего школьника.Цель: формирование здорового образа жизни и правильного питания через ознакомление с народными традициями и социальным опытом....
Методическая разработка интерактивного мероприятия "Весенние заклички"
Цель: продолжать ознакомление детей с сезонными изменениями в жизни и быте русского народа весной и безопасным поведением в условиях сезонных явлений природы....
Методическая разработка интерактивного мероприятие для начальной школы СВЯТКИ БАБУШКИ ЗАГАДУШКИ
Цель: познакомить учащихся с обычаями и традициями, связанными с празднованием Святок на Руси. Дать возможность каждому учащемуся реализовать свои творческие возможности....