Методическая разработка интерактивного воспитательного мероприятия для начальной школы «Шумел-горел пожар московский»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Цель: Формирование начала патриотических чувств у детей, потребности детей в получении исторических знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1812_nsh_novikov_komarova.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивное воспитательное мероприятие для начальной школы
«Шумел-горел пожар московский»
Цель: Формирование начала патриотических чувств у детей, потребности детей в получении исторических знаний.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с одной из страниц воинской славы России – Отечественной войной 1812 года.
- Сформировать представления о связи событий войны 1812 года и историей района школы
- Показать, как увековечена память о тех, кто защищал Россию в те времена.
- Пополнить словарный запас детей: редут, картечь, гусары, драгуны, кираса, триумф, полонез.
- Познакомить с музыкальными произведениями, посвященными Отечественной войне 1812 года, в том числе П.И.Чайковского «Торжественная увертюра «1812 год», исторические солдатские песни и др.
Воспитательная
- Воспитывать чувство гордости за подвиги русского народа, его героизм и смелость.
- Формировать интерес к истории своего района и города
Развивающая
- Развивать представления о пространственно-историческом развитии нашей страны
- Расширять кругозор детей в области музыкального тематического творчества
Социально-педагогическая
- Формировать представления о значимости пожарной безопасности для сохранения историко-культурного наследия
Силы:
- Актив музея – старшеклассники, исполняющие полонез (11 кл) и читающие «Бородино» М.Ю. Лермонтова (Левин Миша, 6а)
- Ведущие - педагоги
Оборудование: мультимедиапрезентация
Хлеб «Бородинский» на всех детей
Сладкие призы для викторины (конфеты-медальки)
Фонограммы, имеющиеся в свободном доступе в сети Интернет:
- Ф. Шопен, Полонез «Героический»
- Песня народных ополченцев 1812 года «За царя, за Русь святую
- Марш Лейб-гвардии гусарского полка
- Песня Сибирских казаков 19 века «Чем не соколы крылаты»
- Русская народная песня «Солдатушки - бравы ребятушки»
- Песня народная «Хоть Москва в руках французов»
- Романс «Шумел-горел пожар московский» в исполнении И. Суржикова
- П.И. Чайковский «Увертюра 1812 года»
Ход занятия.
Звучит Полонез «Героический» Ф.Шопена.
Дети под его музыку входят в зал, начинается бал (проходят круг почета по залу).
Ведущий - Мы с вами в девятнадцатом веке, который называют золотым веком русской литературы, музыки, живописи. А в начале века русский народ показал всему миру пример стойкости, мужества, героизма, любви к своему Отечеству.
Ведущий - Прошу остановить бал. Многотысячное войско под предводительством Наполеона вторглось на нашу территорию. Военным прибыть в расположение своих войск.
Ровно 200 лет назад на нашу Родину напал Наполеон Бонапарт.
Кто это такой?
Дети - Император Франции.
Ведущий - Это был очень опытный полководец. Он уже завоевал много стран, его армия была очень сильная.
Когда армия Наполеона вступила на нашу землю, весь русский народ поднялся на борьбу с ней. Началась Отечественная война.
Почему эту войну называют Отечественной?
Дети – Потому, что на защиту своей Родины, встал весь народ, весь народ защищал свое Отечество. Звучит гимн народного ополчения 1812 года.
Песня «За царя, за Русь святую»
Показ портрета М.И.Кутузова.
Ведущий – Посмотрите на портрет, кто на нем изображен?
Дети – Маршал Кутузов.
Ведущий – Кем был Кутузов?
Дети - Главнокомандующим русской армией.
Ведущий - Солдаты давно знали и любили его. Как говорили солдаты про Кутузова?
Дети – Пришел Кутузов бить французов.
Ведущий – Кутузов остановил свои войска возле села Бородино под Москвой, где и произошло самое знаменитое сражение, названное впоследствии «Бородинским сражением». Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение, посвященное этой великой битве.
Я предлагаю вам пройти на место сражения.
Дети под полковую музыку (марш Лейб-гвардии) эпохи Отечественной войны 1812 г. смотрят репродукцию картины «Кутузов на поле боя» Ведущий - Мы с вами находимся на Бородинском поле.
1-й ребёнок:
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться, где на воле!
Построили редут.
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
2-й ребёнок:
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
3-й ребёнок:
Полковник наш рожден был хватом…
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
4-й ребёнок:
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ведущий - Восемь раз поднимались французы в атаку, но безуспешно. Русские сражались не на жизнь, а насмерть. Это было страшное сражение.
Показать иллюстрации «Бой при Бородино».
Песня Сибирских казаков «Что не соколы крылаты»
5-й ребёнок:
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала.
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый.
Наш рукопашный бой!..
Ведущий - Только темная ночь остановила бой! Потери русских солдат в Бородинской битве были огромны.
(Показ иллюстраций Бородинского сражения).
Что помогло нашей армии одержать победу в этой битве?
Дети – Героизм, мужество, отвага русских солдат.
Ведущий –Наполеон сказал после битвы: «Самое страшное сражение из всех моих сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы».
Ведущий -Так и не удалось ему покорить Россию! В честь победы над Наполеоном давайте споем старинную солдатскую песню.
Исполняется песня «Солдатушки - бравы ребятушки»
Ведущий – А сейчас мы с вами отправимся в Москву.
Дети возвращаются на стульчики.
Наполеон Бонапарт, к тому времени завоевавший практически всю Европу. Он был уверен, что и Россия сдастся ему без боя.
Начало войны действительно оказалось не самым удачным для нашей армии – ей пришлось отступать. И вот 1 сентября 1812г. состоялся военный совет в Филях, на котором Михаил Илларионович Кутузов произнес судьбоносные слова: «Пока будет еще существовать армия и находится в состоянии противится неприятелю, до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна.». Позже художник-баталист Алексей Дмитриевич Кившенко напишет свое знаменитое полотно «Военный совет в Филях в 1812 году».
А мы пока просто перенесемся в то время. Мы же с вами в русской избе! И ходить далеко не надо. Посмотрите на репродукцию картины. Что общего?
Дети: печка, стол большой с лавками, висят иконы в углу с полотенцами, у печки стоят ухваты.
Ведущий: мы с вами ведь в избе собрались греться на печке? Мы же сейчас заодно и повторили ее части. Вот давайте с полатей и послушаем, что происходит на военном совете. Видите, на картине тоже ребята пристроились на полатях и внимательно слушают.
Толстые дубовые лавки стояли вдоль стен и такой же добротный дубовый стол в красном углу. Он, как скатертью, был покрыт картой. Главнокомандующий сидел на лавке под образами. Генералы рассаживались по обеим сторонам стола. На военном совете должна была решиться судьба Москвы: будет ли бой, или придётся отдать Первопрестольную французу. Военный совет продолжался долго…
Что лежит на столе?
Дети: военные карты
Ведущий: нам же с печки все видно? Смотрим на карту! (слайд) На пятый день армия подходила к Дорогомиловской заставе. Беннигсен решил именно здесь дать последний бой. По его планам правый фланг армии должен был примыкать к изгибу реки Москвы впереди Филей, центр – находиться между селами Волынское и Троицкое, а левый – стоять на Воробьевых горах. Беннигсен был опытный военачальник, он не мог не видеть слабостей избранной позиции, но считал, что другого выхода нет.
По мнению Барклая-де-Толли, объехавшего всю позицию, выбранную Беннигсеном, она никуда не годилась. Позиция была вся пересечена оврагами, а левый фланг был отрезан от центра рекой Сетунь. Позади – река. Мостов на реке много, но спуски к ним так круты, что уйти сможет только пехота. Эта позиция могла оказаться могилой для всей армии.
Русская армия 1 сентября отступила к г. Москве; расположилась лагерем: правый фланг перед деревней Фили, центр между селами Троицким и Волынским, а левый фланг пред селом Воробьевым; арьергард армии при деревне Сетуни. В деревне Фили на четыре часа дня светлейший князь Кутузов назначил Военный совет.
Где территориально сейчас эти места? Давайте сориентируемся в пространстве. Мы знаем, где школа, где основные трассы.
Дети (показывают направления)
Ведущий: с этим разобрались. Посмотрите, какой погожий сентябрьский денек за окном избы. Кстати, чем заделывали окна в то время?
Дети: промасленной тряпкой, бычьим пузырем. Окна делали небольшими, чтобы изба не выстывала в холод. В ненастье и на ночь закрывали снаружи ставнями.
Ведущий: в деревне Фили тогда, в 1812 году, было 7 изб. (слайд) Совет проходил в новой, крытой соломой избе Андрея Фролова и его семьи. Изба стояла шестой от Поклонной горы по линии Смоленской дороги. Она имела три окна на улицу, окно во двор и сени.
Что интересно, судьба избы оказалась после войны печальна: она сгорела в 1868 году, 7 июля. В ней жили ветераны войны, назначенные ее хранителями, и случился обычный бытовой пожар. Спасли только икону и лавку.
И это при том, что во время захвата деревни Фили французами сгорело полдеревни, но не «кутузовская» изба! Печально, но французы, которых русское дворянство считало такими утонченными, в храме Покрова в нижнем ярусе держали лошадей…
В 1887 году ее восстановили по рисункам и воспоминаниям старожилов, а многие родственники участников тех событий подарили новому музею памятные вещи своих великих предков.
А какие улицы нашего района хранят память о простых русских крестьянах, внесших свой вклад в победу над Наполеоном?
Дети: Василисы Кожиной, Герасима Курина
Ведущий: Василиса Кожина – крестьянка Смоленской губернии, жена старосты деревни хутора Горшковка Сычевского уезда. Она успешно командовала партизанским отрядом, а после войны была награждена медалью и премией. В 1962 году в ее честь назвали улицу.
Герасим Курин – крестьянин, которому поручили командовать дружиной местной самообороны в окрестностях города Богородска (это территория современного Павлова Посада, который образвался из нескольких сел еще при жизни Курина, и он в этом участвовал). Его отряд вел активные боевые столкновения.
Мне хотелось бы, чтобы вы сейчас подумали над тем, что я скажу дальше: где мы еще встречались с подобными фактами? Итак, отряд Василисы Кожиной разрушал мосты, сооружал завалы на путях движения французов, прятал продукты.
Нескольких пойманных сторонников Герасима Курина враги казнили для устрашения остальных крестьян.
Так действовали фашисты в Великую Отечественную войну и советские партизаны, с ними боровшиеся: личина врага всегда страшна. И не случайно есть такое выражение «Защищать родной очаг». Что оно означает?
Дети: защищать то, что тебе дорого, свой дом, семью
Ведущий: Вечером 1 сентября русская армия начала проходить через Москву.
Слайд «Пожар в Москве»
Песня «Шумел-горел пожар московский»
Утром 2 сентября движение возобновилось. Один за другим шли по Арбату и прилегающим к нему улицам русские полки, переходили Яузский мост и через Коломенскую заставу выходили на Рязанскую дорогу. Вместе с армией уходило из Москвы и ее население. Отходя от Бородино, русская армия вела непрерывные арьергардные бои. Но и в этих условиях отход совершался исключительно организованно. А это значит, что русская армия вела свой нехитрый фронтовой быт – в отличие от замерзших и голодных французов, оставшихся в сгоревшей Москве и отступавших по ими же разоренной старой Смоленской дороге.
Песня «Хоть Москва в руках французов»
В Москве очень многое напоминает нам о той войне.
Недалеко от Поклонной горы стоит музей Отечественной войны 1812 года. В нем находится Бородинская панорама, где художник Франц Рубо изобразил знаменитую битву. Чтобы увидеть всю Бородинскую панораму, нужно пройти по кругу, где зрители находятся как бы на поле битвы вместе с солдатами. А перед зданием Бородинской панорамы находится памятник великому полководцу М.И. Кутузову.
Показ Триумфальных ворот.
Ведущий - Что это такое?
Дети Это Триумфальная Арка. Через эти ворота Кутузов возвращался с победой после войны, его встречала вся Москва.
Музыка – марш
Ведущий А почему эти ворота назвали Триумфальной Аркой? Что значит слово триумф?
Дети Триумф- это победа.
Ведущий – Именами героев Отечественной войны названы улицы в Москве. Это улицы Дениса Давыдова, Багратионовская улица, улица Барклая де Толли, улица Василисы Кожиной и многие другие.
Показ иллюстрации храма Христа Спасителя
Ведущий – Что это за храм?
Дети – Храм Христа Спасителя. Он был построен на народные деньги в честь победы русских войск над Наполеоном.
Ведущий - Сейчас это главный храм России. Но не только памятники и улицы напоминают нам о той великой победе, но и музыка. Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский, который тоже жил в XIX веке, написал музыку к открытию храма. Для освящения Храма Христа Спасителя П.И.Чайковский написал « Торжественную увертюру.
«1812год» начинается увертюра с молитвы. А о чем молятся русские люди? О чем они просят Бога?
Дети – О помощи, о победе над врагом, о жизни.
Ведущий– Какая по характеру прозвучала музыка.
Дети – Тихая, строгая, сосредоточенная.
Ведущий - А теперь мы с вами попадём в самую гущу боя. П.И.Чайковский рисует грандиозную картину страшного кровопролитного сражения. Какая музыка прозвучит сейчас.
Дети - Грозная, резкая, воинственная.
Слушают главную часть «Увертюры».
Ведущий– В этой музыке мы слышим крики команд, стоны раненых грохот пушек, ржание коней, скрежет оружия.
Закончен бой. Русские войска одержали победу. Какая же музыка зазвучит в конце «Увертюры»?
Дети – Музыка будет торжественная, победная, яркая.
Ведущий – Правильно, и еще вы услышите в этой музыке победный звон колоколов.
Слушают финал «Увертюры».
Ведущий (на фоне музыки) Слава русскому оружию!
Дети – Слава!
Ведущий – Слава героям Отечественной войны 1812 года!
Дети – Слава!
Ведущий– Слава державе Российской!
Дети – Слава! Слава! Слава!
Ведущий – а теперь мы проверим, как вы замонили все, о чем сегодня услышали. Итак, викторина.
С кем велась война в 1812 году? (с французами)
Что такое редут? (земляное укрепление)
Повествование в произведении М.Ю. Лермонтова «Бородино» ведется от имени... (русского солдата)
Какое сооружение по указу Николая I было воздвигнуто в Москве в честь победы русского воинства над врагом? (Триумфальная арка)
«Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля...». Кто написал эти строки? (А.С. Пушкин)
В каком сражении, по воспоминаниям Наполеона, «французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми»? (Бородинское сражение )
Сколько длилась Отечественная война 1812 года? (6 месяцев: с июня по ноябрь 1812 г)
Кто был главнокомандующим русской армии? (М.И. Кутузов)
Что происходило 1 (13) сентября 1812? (Военный совет в Филях )
Война – дело мужское. Но история войны 1812 года сохранили имена двух женщин, которые сражались на равне с мужчинами. Как звали этих дам. (Надежда Дурова, Василиса Кожина)
Какое время Наполеон находился в Москве? (1 месяц)
Кто по национальности был БАГРАТИОН? (Грузин)
Продолжите поговорку: « Пришел Кутузов …..»? (бить французов!)
Какое самое страшное бедствие, тяжелая утрата постигло нашу страну в этой войне? (пожар Москвы)
Ведущий– Закончилась война и зазвучала совсем другая музыка.
В честь великого сражения осталась еще одна память – популярный в наше время вкусный ржаной хлеб « Бородинский».
Возьмите по кусочку хлеба и, лакомясь этим ароматным хлебом, вспомните добрым словом русских воинов, защитивших Отечество от армии Наполеона.
Вот и заканчивается наше путешествие в XIX век. Мы познакомились с одной из страниц воинской славы России – Отечественной войной 1812 года. Война закончилась, наступило мирное время, солдаты возвратились домой. И вновь зазвучала музыка балов, и заскользили по паркету в танце пары.
Под музыку маршей дети парами выходят из зала
Список источников информации:
1. М.Ю.Лермонтов Бородино. – М: «Советская Россия», 1979.
2. А.Барков Неукротимый партизан. М.: «Малыш», 1989.
3. Коликова Е.А. Недаром помнит вся Россия: конспект интегрированного занятия. – Педмир, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка цикла воспитательных мероприятий для воспитанников 1 класса «Здравствуй, школа!»
Долгосрочная программа по адаптации первоклассников....
Методическая разработка программы спортивного мероприятия для начальной школы «Весёлые старты».
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, ко...
Методическая разработка интерактивного мероприятия "В гостях у Бабушки-Загадушки "
Сценарий интерактивного воспитательного мероприятия.Цель: познакомить младшего школьника с русским календарным фольклором и мерами безопасности в быту...
Методическая разработка интерактивного познавательного мероприятия для начальной школы "Взрослые и дети за галактику в ответе"
Цель: мероприятие проводится в рамках празднования Дня космонавтики ...
Методическая разработка интегрированного воспитательного мероприятия по ОБЖ и истории Древнего мира
Цель: в интерактивной форме костюмированной сценической постановки в стиле исторической фантазии повторить основные правила здорового образа жизни (закаливание, правильное питание, гигиена) с использо...
Методическая разработка интегрированного воспитательного мероприятия У ВОДЫ БЕЗ БЕДЫ
Цель: в интерактивной форме познакомить детей с экологическими и социальными аспектами проблемы нехватки воды, с ЧС, связанными с избыточным притоком воды и ЧС на воде, а также использованием воды при...
Методическая разработка интерактивного мероприятие для начальной школы СВЯТКИ БАБУШКИ ЗАГАДУШКИ
Цель: познакомить учащихся с обычаями и традициями, связанными с празднованием Святок на Руси. Дать возможность каждому учащемуся реализовать свои творческие возможности....