В гостях у Бабушки-загадушки
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Дифференциация звуков "С-З"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babushka-zagadushka.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ

«Сафоновская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

                                                                     Л.Т. Глуховская,  учитель-логопед

Логопедическое   занятие

1 класс

«Встреча с Бабушкой-Загадушкой»

(дифференциация звуков  «С – З»)

         

Цель:  Развитие слуховой и произносительной дифференциации звуков С-З в слогах, словах, предложениях.

Задачи:  Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления;  активизировать словарь по теме «Транспорт»;  закрепить название пальцев на руке;  развивать мышление, зрительное и слуховое внимание, память, связную речь; развивать воображение и творческую фантазию; учить решать проблемные задачи.

Оборудование:   мягкая игрушка «Бабушка-Загадушка»; игрушки: заяц, слоник; картина-аппликация на дифференциацию звуков С-З; предметные картинки с изображением живого и игрушечного зайца; шкатулка; фишки, звуковые линейки.

                                           Ход  занятия.

1. Организационный момент.

    – Сядет тот, кому я скажу слово «пожалуйста».

2.  Сообщение темы занятия.  

    – Сегодня вести занятие мне поможет Бабушка-Загадушка. Давайте поздороваемся с ней.

    – Как вы думаете, почему её так назвали – Бабушка-Загадушка? (Ответы детей).  

    – Бабушка-Загадушка принесла с собой целый сундучок загадок, интересных вопросов и заданий. Первый вопрос такой: на какие две группы делятся все звуки? Чем гласные звуки отличаются от согласных? Какие согласные звуки вы уже знаете?  (Ответы детей).

   –  У Бабушки-Загадушки в сундучке есть звуковые символы. Посмотрите на них и попробуйте определить, какой это звук. (Звук «С»).

   –    Как вы догадались?

   –    При произнесении какого звука губы, зубы, язык занимают такое же положение, что и при произнесении «С»? Добавляется лишь голос. Вы можете ощутить рукой вибрацию – дрожание гортани. Какой же это звук? (Звук «З»).

  – Кто может назвать тему занятия?

  – Правильно, сегодня мы будем упражняться в различении этих двух звуков. Каких же, Ваня?  

3. Беседа о характерных признаках звонких и глухих согласных на материале звуков «С-З».

  – Расскажите Бабушке-Загадушке всё,  что вы знаете о звуках «С» и «З». Какие это звуки? Чем они похожи? Чем отличаются?

4.  Дифференциация звуков «С-З» в слогах.

  – Бабушка-Загадушка предлагает вам поиграть. Вы будете изображать действие, которое я назову, и произносить ряды слогов:

-  вяжем на спицах: СА-ЗА-СА-ЗА;

- играем на барабане: ЗУ-СУ-ЗУ-СУ;

- рисуем волны: СО-ЗО-СО-ЗО;

- вышиваем: ЗЫ-СЫ-ЗЫ-СЫ;

5. Произношение звуков в словах. Развитие фонематического восприятия. Звуковой анализ.

   – А сейчас внимательно послушайте шуточное стихотворение:

      Плачет киска в коридоре,

      У неё большое горе:

      Злые люди бедной киске

      Не дают украсть сосиски.

Назовите в стихотворении слова со звуком «С».

   – Заметили ли вы в стихотворении слово со звуком «З»? Назовите это слово.

Кого в стихотворении называют злыми? Как вы думаете, люди действительно злые или это шутка? Почему?

   – Каким словом можно заменить слово «киска»? Как сказать по-другому?

Кошка плачет. Что нужно сделать, чтобы она не плакала? (Пожалеть, погладить, накормить).

   – Ребята, а кошка  ведь голодная! Чем её можно накормить? Но помните, кошка будет есть только ту еду, в названии которой есть звук «С». Итак, чем будем кормить кошку? (Сметаной, колбасой, сосисками, супом). При помощи звуковой линейки определить место звука «С» в каждом слове.

6. Развитие фонематических представлений, зрительной памяти.

   – Посмотрите, какую удивительную картину я нашла в сундучке у Бабушки-Загадушки, а к ней задание: внимательно рассмотрите эту картину. Все предметы, изображённые на ней, вам знакомы? Запомните их. (Картина переворачивается). Вспомните и назовите всё, что было изображено на картине; определите, какой звук («С» или «З») есть в названном вами слове.

7. Динамическая пауза.

   – Бабушка-Загадушка предлагает вам отдохнуть, но сначала вы должны назвать транспорт, в названии которого есть звук «С» или «З» и определить, в начале, конце или середине слова прячется звук. (Автобус, самолёт, самосвал, троллейбус, велосипед, поезд, грузовик).  

   – А теперь угадайте, какой вид транспорта я задумала: в его названии первый звук «С», а последний «Т». (Самолёт).

   –  Кто управляет самолётом?  (Лётчик, пилот).

   –  Сейчас мы с вами полетим на самолёте. Вы готовы?

        Пролетает самолёт,

        С ним собрался я в полёт.

        Правое крыло отвёл,

        Посмотрел.

        Левое крыло отвёл,

        Поглядел.

        Я мотор завожу,

        Поднимаюсь ввысь. Лечу!

        Опускаюсь, приземляюсь.

Развитие мелкой моторики.      

- Посмотрите на свою руку. Сколько пальцев на одной руке? А на двух руках? Как называется каждый палец? В названии каких пальцев произносится звук «С»? «З»?  

Пальчик, пальчик, непоседа,

Где ты бегал, где обедал?

Я  мизинцем ел калинку,

С безымянным ел малинку.

Ел со средним землянику,

С указательным – клубнику!

8. Произношение звуков «С»-«З» в предложениях. Развитие воображения.

       -  Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет?

Наступила золотая осень, зацвели сады.

Ночью ударил сильный мороз, и снег начал быстро таять.

С яблони упала спелая жёлтая слива.

Не растут на ёлке сосновые иголки.

- Молодцы! А теперь вы попробуйте придумать предложения-небылицы.

9. Проблемная ситуация.

       -  У Бабушки-Загадушки в её волшебной шкатулке лежат две картинки, на которых нарисован серый, длинноухий, быстроногий трусишка. Догадались, кто это? (Ответы детей:  заяц, зайчик, зайчишка, заинька, зайка).

 - В чём разница между ними? (Дети: один–днастоящий, другой –  игрушечный).

-  Если бы Бабушка-Загадушка предложила вам настоящего, живого зайца и игрушечного, заводного зайку, какого бы вы выбрали? Почему?  (Ответы детей).

10.  Релаксация.     

-  Ну, вот, ребята, наше занятие подошло к концу. Пришло время прощаться с Бабушкой-Загадушкой. Понравилось вам занятие? Чем понравилось? Какие звуки мы сегодня учились различать? Давайте подарим Бабушке-Загадушке на память слова со звуками «С-З». А складывать слова будем в бабушкину шкатулку.

       -  Ой, какая тяжёлая стала шкатулка! Молодцы, много слов вы в неё положили. Бабушка-Загадушка говорит вам большое спасибо за подарок и ждёт вас снова в гости. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Встреча с бабушкой загадушкой"

Внеклассное мероприятие в группе продлённого дня "Встреча с бабушкой загадушкой"Цели:- расширение знаний о русском фольклоре;- создание позитивного настроения у детей;- популяризация активного отдыха ...

Презентация "В гостях у бабушки Загадушки"(загадки о космосе)

Данная презентация может быть использована как на уроках  окружающего мира в 1,2классах,так и во внеклассной работе по теме "Космос".В презентации использованы загадки и краткий материал по отгад...

В гостях у сказки! Мы в гостях у Кузи

Данная презентация помогла мен провести внеклассное мероприятие по страницам сказок.  Разработки и задания могут быть составлены самим учителям в соответствии со слайдами. Данная презентация расч...

Открытое занятие "Бабушка-загадушка"

     Мероприятие для младших школьников         «В гостях у бабушки – Загадушки»...

Методическая разработка интерактивного мероприятия "В гостях у Бабушки-Загадушки "

Сценарий интерактивного воспитательного мероприятия.Цель: познакомить младшего школьника с русским календарным фольклором и мерами безопасности в быту...

Методическая разработка интерактивного мероприятие для начальной школы СВЯТКИ БАБУШКИ ЗАГАДУШКИ

Цель: познакомить учащихся с обычаями и традициями, связанными с празднованием Святок на Руси. Дать возможность каждому учащемуся реализовать свои творческие возможности....