В гостях у Бабушки-загадушки
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
СОГБОУ
«Сафоновская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Л.Т. Глуховская, учитель-логопед
Логопедическое занятие
1 класс
«Встреча с Бабушкой-Загадушкой»
(дифференциация звуков «С – З»)
Цель: Развитие слуховой и произносительной дифференциации звуков С-З в слогах, словах, предложениях.
Задачи: Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления; активизировать словарь по теме «Транспорт»; закрепить название пальцев на руке; развивать мышление, зрительное и слуховое внимание, память, связную речь; развивать воображение и творческую фантазию; учить решать проблемные задачи.
Оборудование: мягкая игрушка «Бабушка-Загадушка»; игрушки: заяц, слоник; картина-аппликация на дифференциацию звуков С-З; предметные картинки с изображением живого и игрушечного зайца; шкатулка; фишки, звуковые линейки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
– Сядет тот, кому я скажу слово «пожалуйста».
2. Сообщение темы занятия.
– Сегодня вести занятие мне поможет Бабушка-Загадушка. Давайте поздороваемся с ней.
– Как вы думаете, почему её так назвали – Бабушка-Загадушка? (Ответы детей).
– Бабушка-Загадушка принесла с собой целый сундучок загадок, интересных вопросов и заданий. Первый вопрос такой: на какие две группы делятся все звуки? Чем гласные звуки отличаются от согласных? Какие согласные звуки вы уже знаете? (Ответы детей).
– У Бабушки-Загадушки в сундучке есть звуковые символы. Посмотрите на них и попробуйте определить, какой это звук. (Звук «С»).
– Как вы догадались?
– При произнесении какого звука губы, зубы, язык занимают такое же положение, что и при произнесении «С»? Добавляется лишь голос. Вы можете ощутить рукой вибрацию – дрожание гортани. Какой же это звук? (Звук «З»).
– Кто может назвать тему занятия?
– Правильно, сегодня мы будем упражняться в различении этих двух звуков. Каких же, Ваня?
3. Беседа о характерных признаках звонких и глухих согласных на материале звуков «С-З».
– Расскажите Бабушке-Загадушке всё, что вы знаете о звуках «С» и «З». Какие это звуки? Чем они похожи? Чем отличаются?
4. Дифференциация звуков «С-З» в слогах.
– Бабушка-Загадушка предлагает вам поиграть. Вы будете изображать действие, которое я назову, и произносить ряды слогов:
- вяжем на спицах: СА-ЗА-СА-ЗА;
- играем на барабане: ЗУ-СУ-ЗУ-СУ;
- рисуем волны: СО-ЗО-СО-ЗО;
- вышиваем: ЗЫ-СЫ-ЗЫ-СЫ;
5. Произношение звуков в словах. Развитие фонематического восприятия. Звуковой анализ.
– А сейчас внимательно послушайте шуточное стихотворение:
Плачет киска в коридоре,
У неё большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.
Назовите в стихотворении слова со звуком «С».
– Заметили ли вы в стихотворении слово со звуком «З»? Назовите это слово.
Кого в стихотворении называют злыми? Как вы думаете, люди действительно злые или это шутка? Почему?
– Каким словом можно заменить слово «киска»? Как сказать по-другому?
Кошка плачет. Что нужно сделать, чтобы она не плакала? (Пожалеть, погладить, накормить).
– Ребята, а кошка ведь голодная! Чем её можно накормить? Но помните, кошка будет есть только ту еду, в названии которой есть звук «С». Итак, чем будем кормить кошку? (Сметаной, колбасой, сосисками, супом). При помощи звуковой линейки определить место звука «С» в каждом слове.
6. Развитие фонематических представлений, зрительной памяти.
– Посмотрите, какую удивительную картину я нашла в сундучке у Бабушки-Загадушки, а к ней задание: внимательно рассмотрите эту картину. Все предметы, изображённые на ней, вам знакомы? Запомните их. (Картина переворачивается). Вспомните и назовите всё, что было изображено на картине; определите, какой звук («С» или «З») есть в названном вами слове.
7. Динамическая пауза.
– Бабушка-Загадушка предлагает вам отдохнуть, но сначала вы должны назвать транспорт, в названии которого есть звук «С» или «З» и определить, в начале, конце или середине слова прячется звук. (Автобус, самолёт, самосвал, троллейбус, велосипед, поезд, грузовик).
– А теперь угадайте, какой вид транспорта я задумала: в его названии первый звук «С», а последний «Т». (Самолёт).
– Кто управляет самолётом? (Лётчик, пилот).
– Сейчас мы с вами полетим на самолёте. Вы готовы?
Пролетает самолёт,
С ним собрался я в полёт.
Правое крыло отвёл,
Посмотрел.
Левое крыло отвёл,
Поглядел.
Я мотор завожу,
Поднимаюсь ввысь. Лечу!
Опускаюсь, приземляюсь.
Развитие мелкой моторики.
- Посмотрите на свою руку. Сколько пальцев на одной руке? А на двух руках? Как называется каждый палец? В названии каких пальцев произносится звук «С»? «З»?
Пальчик, пальчик, непоседа,
Где ты бегал, где обедал?
Я мизинцем ел калинку,
С безымянным ел малинку.
Ел со средним землянику,
С указательным – клубнику!
8. Произношение звуков «С»-«З» в предложениях. Развитие воображения.
- Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет?
Наступила золотая осень, зацвели сады.
Ночью ударил сильный мороз, и снег начал быстро таять.
С яблони упала спелая жёлтая слива.
Не растут на ёлке сосновые иголки.
- Молодцы! А теперь вы попробуйте придумать предложения-небылицы.
9. Проблемная ситуация.
- У Бабушки-Загадушки в её волшебной шкатулке лежат две картинки, на которых нарисован серый, длинноухий, быстроногий трусишка. Догадались, кто это? (Ответы детей: заяц, зайчик, зайчишка, заинька, зайка).
- В чём разница между ними? (Дети: один–днастоящий, другой – игрушечный).
- Если бы Бабушка-Загадушка предложила вам настоящего, живого зайца и игрушечного, заводного зайку, какого бы вы выбрали? Почему? (Ответы детей).
10. Релаксация.
- Ну, вот, ребята, наше занятие подошло к концу. Пришло время прощаться с Бабушкой-Загадушкой. Понравилось вам занятие? Чем понравилось? Какие звуки мы сегодня учились различать? Давайте подарим Бабушке-Загадушке на память слова со звуками «С-З». А складывать слова будем в бабушкину шкатулку.
- Ой, какая тяжёлая стала шкатулка! Молодцы, много слов вы в неё положили. Бабушка-Загадушка говорит вам большое спасибо за подарок и ждёт вас снова в гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Встреча с бабушкой загадушкой"
Внеклассное мероприятие в группе продлённого дня "Встреча с бабушкой загадушкой"Цели:- расширение знаний о русском фольклоре;- создание позитивного настроения у детей;- популяризация активного отдыха ...
Презентация "В гостях у бабушки Загадушки"(загадки о космосе)
Данная презентация может быть использована как на уроках окружающего мира в 1,2классах,так и во внеклассной работе по теме "Космос".В презентации использованы загадки и краткий материал по отгад...
В гостях у сказки! Мы в гостях у Кузи
Данная презентация помогла мен провести внеклассное мероприятие по страницам сказок. Разработки и задания могут быть составлены самим учителям в соответствии со слайдами. Данная презентация расч...
Презентация к уроку "В гостях у Бабушки Загадушки" ("Уход за лошадью")
Презентация "Уход за лошадью"...
Открытое занятие "Бабушка-загадушка"
Мероприятие для младших школьников «В гостях у бабушки – Загадушки»...
Методическая разработка интерактивного мероприятия "В гостях у Бабушки-Загадушки "
Сценарий интерактивного воспитательного мероприятия.Цель: познакомить младшего школьника с русским календарным фольклором и мерами безопасности в быту...
Методическая разработка интерактивного мероприятие для начальной школы СВЯТКИ БАБУШКИ ЗАГАДУШКИ
Цель: познакомить учащихся с обычаями и традициями, связанными с празднованием Святок на Руси. Дать возможность каждому учащемуся реализовать свои творческие возможности....