Классный час "Русский язык- душа народа"
классный час

Горшкова Надежда Петровна

Материал в рамках популяризации русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kl.chasa_rodnoy_yazyk-_dusha_naroda.docx38.15 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа-интернат

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 22 г. Томска

 

   https://mega-talant.com/uploads/files/198499/93286/98488_html/images/93286.001.png  

2020-2021 уч.год

Родной язык- душа народа!

 Цели: познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка, показать роль языка в жизни человека и в жизни общества

Задачи: формировать культуру общения, как части общей культуры человека; развивать интерес к родному языку,  развивать коммуникативные навыков; воспитывать любовь  и уважение к окружающим людям, к родному языку, родному краю через совместную творческую деятельность.

Оборубование: мультимедийная презентация; карточки с заданиями для конкурсов.

Ход мероприятия

Ведущий 1:  Добрый день! Мы рады приветствовать сегодня в этом кабинете всех присутствующих.

Ведущий 2: Сегодня мы будем говорить о Международном дне родного языка, который все люди планеты отмечают 21 февраля ( Слайд 1) 

Ведущий 1: Но сначала давайте немного поиграем:

Конкурс-разминка “Знаешь ли ты…?”

Угадай слово по шутливой характеристике:

1) Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди. (Уши)

2) Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода)

3) Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто – нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это… (ветер)

4) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; им клюют; его задирают; на нём ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого – нибудь одурачить. Что это? (Нос)

5) Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)

6) Его иногда приходится держать, не занимая руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово)

Ведущий 2: ( Слайд 2) Международный день родного языка – праздник необычный, но очень важный. Он был учреждён в 1999 году и отмечается ежегодно 21 февраля во всем мире. Провозглашен праздник был Генеральной конференцией ЮНЕСКО с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка.

  

Ведущий 1:  ( Слайд 3) Каждый народ – это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Ученые предполагают, что речевые навыки у человека появились около 100 000 лет назад.

Ведущий 2: (Слайд4) Давайте попробуем представить, как могли общаться люди, не имея речевых навыков. Кто хочет попробовать пообщаться без слов? (выбор 3– 4 детей) Задание: Вам предлагается пригласить своего соседа на охоту на мамонта (задание произносится детям на ушко).

Ведущий 1: В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.

Ведущий 2:Как и наши имена, родной язык мы познаем и обретаем в глубоком детстве из уст матери. Он формирует наше восприятие жизни и сознание, пропитывает национальной культурой и обычаями. Любите свой родной язык, уважайте традиции!

Ведущий 1: (слайд 5).Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране.

Ведущий 2: Мы можем услышать украинский язык, казахский, татарский, армянский,  мордовский, чувашский, немецкий,  и др. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.

 

Ведущий 1: Русский язык - важнейшая часть национального богатства России, и поэтому должен находиться под особой защитой со стороны государства в качестве одного из объектов системы обеспечения национальной безопасности страны.

Дети читают стихотворение:

Дима: Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

 

Олег: Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

 

Никита: Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

 

Наташа: Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

 

Вася: Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

Ведущий 2: Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Ведущий 1: Каждый гражданин России должен осознать, что русский язык – это не просто инструмент межнационального общения, он – воспитание души. И поэтому сейчас наипервейшей задачей является сохранение русского языка и русской национальной культуры.

 «Песня  о русском языке» Геннадий Гладков.

Ведущий2: Любите и берегите   свой  родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

Ведущий 1:

Не счесть на земле языков и наречий,

Они существуют, наверное, вечно.

Но нам всех дороже наш русский язык,

Ведь каждый из нас к нему с детства привык.

 

Ведущий 2:

Но вот незадача, мы русские, вроде,

Однако чего не услышишь в народе:

Слова искажают, коверкают речь.

Мы вас попытаемся предостеречь.

(Ералаш «Почему мы так говорим?»)

Ведущий 1: Многие слова засоряют нашу речь, она становится непонятной, беззвучной. В языке говорящего проявляется культура, воспитанность и знания. Относитесь бережно к языку, не  засоряйте его низкой лексикой и разным сленгом.

Ведущий 2: Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Давайте проверим, кто из вас знает больше слов, у кого словарный запас богаче других. Проведем небольшой конкурс.

(Дети делятся на группы и выполняют задания)

Конкурс “В стране Грамматики”

1. Изменив в слове только одну букву, получить как можно больше новых слов.

Бак (бок, бык, бук, бал, лак, мак, рак, бар, бас и т.д).

Дом (ком, лом, сом, том, дым, дог, ром и т.д).

Кот (бот, пот, рот, кит, код, кок, кол, ком, кон и т.д.).

Бочка (дочка, кочка, ночка, почка, точка, мочка и т.д.).

Женя:

Грамотность всегда важна,

Это нам не ново:

Одну букву изменил —

И другое слово.

 

Наташа:

Знать, где «о» писать, где «а»,
Точку где поставить,
Это нужно знать всегда,
Каждого заставить!


Юля:

И не надо тут юлить:
«Пишем, как умеем!»
В жизни каждый должен быть
Просто грамотеем.

Ведущий 1: Чтобы быть по-настоящему грамотным человеком, нужно знать не только  орфографические правила русского языка, но и правила постановки знаков препинания. Нельзя пренебрегать даже маленькой запятой.

Ведущий 2: Надо стремиться расширять свой словарный запас, чтобы хорошо излагать свои мысли.   

Ведущий1: Какие слова мы употребляем, насколько правильно произносим ударение — все это определяет грамотность нашей речи. А грамотная речь — дело чести любого уважающего себя человека.

 

Ведущий 2: В современном мире грамотность – одна из составляющих успешности, да и воспитанности. А любой грамотный человек знает пословицы, которые придумал народ. А вы знаете? (Слайд 6).

 Игра «Дополни пословицу» (хоровые ответы).

 Век живи - …

Крепкую дружбу топором …

Без труда …

Землю солнце красит , а человека - …

Нет друга – ищи, …

Человек без Родины, …

Поспешишь …

Язык мой - …

Семеро одного …

Хочешь есть калачи …

Делу время  …

Друзья познаются в

Ведущий 1: Давайте бороться за правильность речи. Заставляйте себя прислушиваться к речи образованных людей. В сомнительных ситуациях проверяйте себя по словарям, читайте справочную литературу, спрашивайте у взрослых.

Ведущий 2: Только тот, кто пишет и говорит правильно, соблюдая нормы, может считать себя грамотным человеком. Для этого необходимо  больше читать разнообразной литературы и тем самым повышать и свой словарный запас,  и грамотность, и качество своей устной речи. И сейчас мы проверим ваши знания. Поиграем в игру: (Слайд 7).

      «Что означает  выражение…»

  • Во весь дух.
  • Сесть в лужу.
  • Прикусить язык.
  • Знать на зубок.
  • Оказаться у разбитого корыта.
  • В час по чайной ложке.
  • Водить за нос.
  • Зарубить на носу.
  • Чесать языком.
  • Делать из мухи слона.
  • Белая ворона.
  • За красивые глаза

       

Ведущий 1: Русский язык. Мы можем гордиться работами великих людей, написанными на русском языке. Это произведения великой русской литературы, труды ученых, хорошо известных в других странах. Многие изучают русский язык, чтобы читать в оригинале произведения Пушкина, Достоевского, Толстого, Гоголя и других русских писателей, которые подарили миру огромное количество прекраснейших и неповторимых произведений.

Ведущий 2: Ребята! Сегодня, у нас с вами состоялся очень важный разговор. Мы надеемся, что многие из вас поняли, что для того чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом и бороться за его чистоту.

Ведущий 1: Давайте беречь и любить наш русский язык, ведь с него начинается Родина.

Ведущий 2: А сейчас мы прочитаем заповеди речевого поведения, которые помогут именно вам, молодым людям, будущему страны, не растерять нашу кладовую души, русский язык… (Слайд 8)

1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

2. Помни, что вежливость- основа речевого поведения.

3. Уважай собеседника, не перебивай его.

4. Если твой собеседник допускает речевые  погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться

5. Говори просто, четко, понятно.

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.

 

Ведущий 1: Чтобы повысить культуру своей речи, нужно знать и помнить заповеди речевого поведения. 

Ведущий 2: И как бы ни сложилась наша судьба, куда бы она нас ни занесла,  давайте всегда любить, ценить и беречь свой могучий и удивительно красивый родной язык, ведь он у каждого человека  один, как и одна у человека Родина.

 

 Видеоклип «Давайте говорить на русском языке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословица- душа народа

"Пословица -душа народа" - внеклассное мероприятие для начальной школы. Мероприятие  ориентировано на проведение в школе. во неурочное и каникулярное время. В сценарии много интересных конкурсов,...

Внеклассное мероприятие. Праздник "Русская народная песня -душа народа".

Праздник "Русская народная песня -душа народа" был подготовлен и проведен с учащимися 2 класса....

Классный час "Фольклор - душа народа"

Классный час "Фольклор - душа народа...

Родной язык - душа народа

Сценарий открытия районного фестиваля  детского творчества "Тиринь келесь – раськень ойме. Родной язык – душа народа". Задача фестиваля: поддержка и развитие детск...

Методическая разработка (2-4 кл.) на тему : "Родной язык - живая душа народа"

Разработка внеклассного мероприятия к Международному дню родного языка...

сценарий конкурса "Родной язык- душа народа"

Пырӻы табызы.Балахчина сарнапча. «Тигір чолы»Сарын соонда, фанфара истелче, ведущайлар сыхча.1.Ведущий:   Изеннер аарлыӻ алҷылар, іҷе-пабалар, туӻан-чаӻыннар, ӱгренҷілер паза ӱгр...

Классный час "Русский язык- душа народа"

Материал в рамках популяризации русского языка...