Методическая разработка внеурочного мероприятия для обучающихся начальной школы "ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Цель: продолжать формирование уважения к хлебу и людям трудовых профессий, а также прививать навыки здорового питания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_stsenariy.docx120.99 КБ

Предварительный просмотр:

ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА

Интерактивный клубный час на базе музея

Цель: продолжать формирование уважения к хлебу и людям трудовых профессий, а также прививать навыки здорового питания.

Задачи:

Образовательная:

  1. Раскрыть ответ на вопрос «Откуда хлеб пришел?»
  2. Показать, что хлеб является основой здорового питания;

Воспитательная: Патриотическое воспитание на основе традиционного уважения российского народа к хлебу;

Развивающая: 

  1. Развитие представлений о трудовой деятельности, об исконно русских видах труда;
  2. Расширение кругозора в области происхождения продуктов питания;

Социально-педагогическая: получение элементов социального опыта ценности хлеба, отношения к хлебу в годы войны, отношение к хлебу трудового человека.

Оснащение: бараночные изделия, каравай с солонкой, полотенце, лаваш,  самовар, костюм ведущего, мультимедиапрезентация с песнями советских композиторов о хлебе (все песни взяты на сайте «Советская музыка»).

На почетном месте выставка разнообразия хлебобулочных изделий, оформленная рушниками. Выходят ведущие в народных костюмах. Звучит 1 куплет песни П.Аедоницкого и Ю. Полухина «Русские края». На экране демонстрируются кадры хлебного поля.

Ведущий 1

История хлеба неотделима от истории человечества. Об этом говорят многочисленные археологические находки и письменные источники. В честь хлеба совершались обряды, устраивались праздники. Хлеб и хлебные изделия упоминаются во многих русских сказках, поговорках, скороговорках.

Ведущий 2

Катилась торба

С высокого горба.

В этой торбе:

Хлеб соль вода пшеница.

С кем желаешь ты поделиться?

Выходят дети с подготовленными заранее русскими прибаутками. Читают по очереди

Дети

На нашей нивке-

Сегодня дожинки!

Будем жито жать,

Во снопы вязать,

На ток возить,

На колоды садить,

Цепами молотить,

В овине сушить,

В квашне творить,

Пироги выпекать,

Жнеек угощать

Тепло летичко,

что ты вынесло?

Я вам вынесло:

Короб житушка,

Два пшеничушка,

Деньки добрые,

Хлебородные

Соха, борона!

Ступай на поля!

Вспаши, взборони –

Хлебца новенького,

Да яровенького!

С новым годом!

Со всем родом!

Многая вам лета-

Пирожка за это

Евсей, Евсей, муку просей,

А просеешь муку –

Испеки в печи калачи,

Да мечи на стол горячи

Дождик, дождик, пуще!

Чтоб росла пшеница гуще,

Чтоб овес рос и ячмень –

Поливай весь долгий день.

А на просо и на рожь –

Поливай сколько хошь

Ведущий 1

Как вы думаете, почему у нашего народа столько песенок и прибауток про хлеб?

Ведущий 2

Мы знаем, что во многих детских песенках сохранились отголоски языческих заклинаний. Как вы думаете, почему хлеб нуждался, по мнению людей в старину, в заклинаниях?

В 18 веке было 68 неурожайных лет – 34 раза была засуха, 20 раз затяжные дожди, а 40 раз озимые вымерзали от лютых морозов. 22 раза озимые выпревали из-за теплой зимы.

Потому сеяли и озимые, и яровые – авось что-то уцелеет.

На экране изображение каравая с солонкой.

Ведущий 1 (выносит хлеб-соль)

Хлеб-солью встречают дорогих гостей. Не куском мяса, не яичницей.

Новая семья рождается – выносят хлеб-соль.

Ведущий 2 (выносит лаваш)

Кавказцы говорят «Клянусь хлебом!»

Туркмен не коснется хлеба ножом – разломит руками, чтобы не причинить хлебу обиды.

У многих народов, уронив кусочек хлеба, его поднимают и целуют – просят прощения.

Ведущий 1

Такое уважение к хлебу объясняется тем, что он всегда был символом нелегкого крестьянского труда – вместе с тем – благополучия. Какие бы кушания не были на столе, но если отсутствовал хлеб, обед считался неполноценным.

Звучит песня «Хлебом мы живем», ведущие вовлекают детей в русскую пляску. Затем дети возвращаются на места.

Ведущий 2

И обед нам не обед,

Если к супу хлеба нет.

И не та на вкус картошка,

Если хлеба нет ни крошки.

Даже каша с хлебом краше,

Хлеб – кормилец, пища наша.

Ведущий 1

В древности из размятых зерен варили похлебку. Однажды древняя женщина случайно пролила  густую похлебку на раскаленные камни очага. Она подхватила испекшийся кругляшок – от него так замечательно пахло! Она попробовала – вкусно! Так получился самый древний хлеб – лепешки, испеченные на горячих камнях. Так сейчас пекут хлеб кавказские народы.

Туркменский поэт 19 века Мятанджи воспел пшеницу так:

Мне твой чудесный запах мил

И цвет твой золотой, пшеница.

Тебя кто создал, кто взрастил,

Кто он – создатель твой. Пшеница?

Прилежно землю я пахал

И в землю семена бросал,

Кнутом конягу погонял,

Трудился день-деньской, пшеница.

Ведущий 2

Сейчас мы речь ведем о хлебе,

Который с детства нам знаком.

Как жаворонка песня в небе,

Веками все мечтали о таком

Звучит шуточная песня «Хлеб» в исполнении северного народного хора. Ведущие вовлекают детей в пляску.

Затем дети возвращаются на места.

На экране появляются фото деятельности хлеборобов: обмолот, хлебоуборочные комбайны.

Ведущий 1

Когда мы берем хлеб в руки, мы не думаем о тяжелом труде, вложенном в него. Мы не вспоминаем о людях, которые растили пшеницу, чтобы хлеб попал нам на стол. Мы просто привыкли, что хлеб есть.

Ведущий 2

Ты вслушайся в себя, вслушайся.

Ты просто к жизни глух и слеп,

Если сердце у тебя не дрогнет,

Услышав вечное слово «Хлеб!»

На экране слайды, показывающие работу современной пекарни.

Ведущие (загадывают детям загадки)

Меня режут-трут,

Колотят-бьют,

А я все терплю – людям добром плачу (хлеб)

На сковородку наливаю,

Вчетверо сгибаю,

Поставлю, попарю,

Выну, поправлю,

Этот сдеру,

Другой наложу (блин)

Озерко молочное,

Бережка калачные (ватрушка)

Ведущие предлагают произнести скороговорки – хором и по отдельности. Победители в конкурсах загадок и скороговорок получают приз – баранку.1

Ведущие

Скороговорки:

  1. Две девицы

Брали водицы

Из криницы –

 Поливать пшеницу

  1. Скирды скирдовали,

Заподскирдовывали,

Да не заскирдовывали

  1. Сынок, не плачь,

Испеку калач.

Сынок, не вой –

Испеку другой.

Сынок, не реви –

               Испеку все три.

На экране – слайды, показывающие разнообразие хлебобулочных изделий.

Ведущий 1

Худ обед, когда хлеба нет

Ведущий 2

Хлеб от земли, сила от хлеба

Ведущий 1

Будет хлеб – будет песня

Ведущий 2

У каждого хлебника были свои секреты выпечки. Вкус хлеба зависит и от воды, на которой замешано тесто: из какого колодца, какие в ней минеральные соли.

От дров, которыми истоплена печь: березовые ли, дубовые.

И как хлеб в печь сажали – на капустном листе или прямо на кирпичи.

Поэтому и было выражение – творит тесто.

Ведущий 1

Любовь к хлебу воспитала в нашем народе традиции воина – защитника своей земли. У торговца богатство в кошельке, с ним можно убежать. Его можно спрятать.

На экране картина Васнецова «Три Богатыря». Звучит песня «Хлеб всему голова» в исполнении Л.Зыкиной.

Ведущий 2

Богатство пахаря – его нива. Вот оно – поле, открытое всем ветрам и набегам. Его надо защищать. Драгоценное железо наши предки расходовали не только на сошники и серпы, но и на мечи и копья.

 

На экране – поле, изрытое окопами и воронками.

Звучит песня «Поля, изрытые войной» В.Суслова.

Ведущий 1

На экране – «Дорога жизни».

 Хлеб, который выпекали в Ленинграде в годы блокады 1941–1944 гг.

С 20 ноября по 25 декабря 1941 г. Суточный паек ленинградского рабочего составлял 250 г такого хлеба, а служащие, иждивенцы и дети получали в два раза меньше — 125 г.

Изготовлен по блокадному рецепту на хлебозаводе Ленинграда по заказу музея.

На экране - блокадный паек хлеба, хлебные карточки. Звук метронома. Ведущий 2 выносит на ладони ломтик черного хлеба.

Ведущий 2

Владимир Лившиц «Баллада о черством куске» (читается в сокращении)

По безлюдным проспектам оглушительно звонко
Громыхала - на дьявольской смеси - трёхтонка.
Леденистый брезент прикрывал её кузов-
Драгоценные тонны замечательных грузов.

Молчаливый водитель, примерзший к баранке,
Вёз на фронт концентраты, хлеба вёз он буханки,
Вёз он сало и масло, вез консервы и водку,
И махорку он вез, проклиная погодку.

Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.
Был он худ. Был похож на голодную птицу.
И казалось ему,  что водителя нету,
Что забрёл грузовик на другую планету.

Вдруг навстречу лучам - синим, трепетным фарам -
Дом из мрака шагнул, покорёжен пожаром,
А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,
Снег летел, как мука – плавно, медленно. сыто...

- Стоп!- сказал лейтенант.- Погодите, водитель.
Я,- сказал лейтенант,- местный всё-таки житель.-
И шофёр осадил перед домом машину,
И пронзительный ветер ворвался в кабину.

И вбежал лейтенант по знакомым ступеням.
И вошёл. И сынишка прижался к коленям.
Воробьиные рёбрышки, бледные губки...
Старичок семилетний в потрёпанной шубке...

- Как живёшь, мальчуган? Отвечай без обмана!..-
И достал лейтенант свой паёк из кармана.
Хлеба чёрствый кусок дал он сыну:- Пожуй-ка.-
И шагнул он туда, где дымилась буржуйка.

Там поверх одеяла распухшие руки.
Там жену он увидел после долгой разлуки.
Там, боясь разрыдаться, взял за бледные плечи,

И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.

Но не знал лейтенант семилетнего сына.
Был мальчишка в отца - настоящий мужчина!
И, когда замигал догоревший огарок.
Маме в руку вложил он отцовский подарок,

А когда лейтенант вновь садился в трёхтонку,
- Приезжай!- закричал ему мальчик вдогонку
И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито,
Снег летел, как мука - плавно, медленно, сыто...

Грузовик отмахал уже многие вёрсты.
Освещали ракеты неба чёрного купол.
Тот же самый кусок – не надкушенный, чёрствый-
Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

Потому что жена не могла быть иною
И кусок этот снова ему подложила,
Потому что была настоящей женою,
Потому что ждала, потому что любила.

Грузовик по мостам проносился горбатым.
И внимал лейтенант оружейным раскатам.
И ворчал, что глаза снегом застит слепящим,
Потому что солдатом он был настоящим.

Ведущий 1

Читает стихотворение.

Евгений Винокуров «Хлеб войны».

Я помню хлеб. Он черен был и липок —
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расцветали лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб. Он к щам годился постным,
Раскрошенный, он был неплох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.
Его мы отделяли языком.

Он кислым был,
ведь он был с отрубями,
Не поручусь, что был без лебеды.
И все ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды.

Я неизменно
с острым интересом
И с сердцем замирающим следил

За грозным, хладнокровным хлеборезом.
Он резал хлеб!
Он черный хлеб делил!

Ведущий 2

На фронте солдат, у которого был хороший нож, резал буханку на равные дольки на плащ-палатке. Затем просил кого-нибудь отвернуться и спрашивал:

-Кому?

Отвернувшийся называл фамилию. Названный брал свою долю. Поэтому фашисты кричали со смехом: «Рус, давай хлеб делить! Кому? Ивану!»

На экране – буханка черного хлеба. Которую сменяет изображение белого нарезного батона.

Выходит ребенок, читает стихотворение С. Погореловского.

Ребенок

Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно потрудились на земле

Ведущий 1

На экране – горящее хлебное поле

Пожарные спасали хлеб в засушливые годы. Зачастую – ценой своей жизни.

Пожар тот, в детстве, не забуду.

Он и сейчас в глазах стоит.

И крики, крики отовсюду:

«Горит наш хлебушко, горит!»

Огонь шел по полю стеною

И превращал пшеницу в дым.

И очень дорогой ценою

Спасли мы хлеб наш от беды.

Николай Татаркин, поэт и ветеран Пожарной охраны из г. Краснодара, написал эти строки.

Звучит песня «Баллада о спасенном хлебе. На экране – видеоряд борьбы с огнем в поле.

Ведущий 2

Юные пожарные выставляли посты и следили, чтобы у тракторов сзади не вылетали искры из выхлопной трубы. Это было очень важно. Так как усталый тракторист мог просто не заметить крошечную неисправность, а на поле это сыграет роковую роль.

Звучит песня «Вкус хлеба» Е.Птичкин, В.Фирсов, Л.Сметанников. На экране изображение белой булки

Ведущий 1

Мы не всегда бываем бережны к хлебу.

Ведущий 2

Читает стихотворение. Сергей Михалков «Булка».

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо дядя,

Остановился и вздохнул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

- Ты кто такой – спросили дети,

Забыв на время про футбол.

- Я - пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой

Ведущий 1

Об этом же и стихотворение поэта Бобо Ходжи.

Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик,

Голодных не знающий лет,

Помни,

Что были лихие года

Хлеб – это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,

За него умирали,

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится.

Вот что

В народе у нас говорится:

Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал.

На экране слайд «Хлеб и молоко в крынке»

Ведущий 2

В старину для солдат пекли очень большие хлебы, на обозной телеге умещалось 3-4 штуки.

Космонавты берут с собой хлебцы меньше спичечного коробка – чтобы не кусать, а класть целиком в рот. Иначе крошки будут летать по космическому кораблю.

Звучит песня «Русское поле» 1 куплет. Выходят дети, читают по одному куплету стихотворение Я.Аким

Дети

Положит в землю Человек зерно,

Прольется Дождь – зерно орошено.

Крутая Борозда и мягкий Снег

Зерно укроют на зиму от всех.

Весною Солнце выплывет в зенит

И новый колосок позолотит.

Колосьев много в урожайный год,

И Человек их с поля уберет.

И золотые руки Пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей.

А Женщина на краешке доски

Готовый хлеб разрежет на куски.

Всем, кто лелеял хлебный колосок,

По совести достанется кусок.

Зато великодушней не найдешь,

Чем Борозда и Солнце, Снег и Дождь:

Свои ломти от щедрой доброты,

Уступят малышам, таким как ты.

Звучит песня «Хлебом мы живем» (В.Левашов, Н.Палькин) в исполнении хора им. Пятницкого.

Ведущие угощают детей хлебом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». «Золотые ключи» Константина Листова (1 страница)

Слушая военную музыку, кажется, что внутри тебя рождается гордость за свою страну, за её талантливых и героичных людей. Сегодня мы открываем первую страницу «Устного журнала «Музы тоже не молчали». Ре...

Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». «Тепло любимых песен» Василий Павлович Соловьёв – Седой (2 страница).

Песни как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не встревожив. Другие вспыхнут ярко, но скоро угаснут. А есть такие, которые долго живут и не старят...

Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». Поэзия Михаила Исаковского «С думой о России» (3 страница).

Герой сегодняшней встречи поэт Михаил Исаковский. Его принято называть «ровесником века», потому что он родился в 1900 году. Михаил Исаковский принадлежит к тому времени, которое пронесло на своих пле...

Методическая разработка занятия с обучающимися начальных классов "Дети и гаджеты"

Методическая разработка занятия с обучающимися начальных классов "Дети и гаджеты". Занятие направлено на формирование осознанного использования электронных устройств. Раскрываются полож...

Методическая разработка занятия для обучающихся начальной школы с ОВЗ на тему: "Стихи детям «Мир детства Агнии Барто»

Технологическая картавнеклассного занятия : Стихи детям «Мир детства Агнии Барто» ______ для обучающихся  П1 Б класса ...

Методическая разработка внеурочного занятия для начальной школы "Остров профессий"

Цель: создание максимально разнообразных впечатлений о мире профессий у младших школьников , знакомство младших школьников с подгруппой творческих профессий.Задачи: 1. Познакомить учащихся с новыми пр...

Методическая разработка внеурочного занятия для начальной школы : «Остров профессий»

Цель: создание максимально разнообразных впечатлений о мире профессий у младших школьников , знакомство младших школьников с подгруппой творческих профессий.Задачи: 1. Познакомить учащихся с новыми пр...