Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». «Золотые ключи» Константина Листова (1 страница)
методическая разработка (3, 4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka_muzy_tozhe_ne_molchali_1_stranitsa.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Липовская основная общеобразовательная школа»
Методическая разработка
мероприятия для обучающихся начальных классов
«Музы тоже не молчали»
1 страница
« Золотые ключи »
Константина Листова
п. Совхозный
2015 г.
Цель: воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, уважение к людям старшего поколения
Задачи:
- развивать интерес к творчеству композиторов и авторов песен военных лет;
- ознакомить с историей создания музыкальных произведений о Великой Отечественной войне.
Виды детской деятельности:
- коммуникация;
- восприятие музыки;
- пение;
- восприятие художественных произведений;
- музыкально – ритмические движения.
Предполагаемые результаты:
- формирование устойчивой нравственно – гражданской позиции;
- расширение кругозора посредством литературно – музыкального восприятия;
- социализация.
1 страница
« Золотые ключи »
Константина Листова
\Предварительная работа.
- Разучивание песен К. Листова «Тачанка», «В землянке», «Севастопольский вальс».
- Прослушивание аудиозаписи песен.
- Рисунки детей на военную тему.
- Изготовление буденовок.
Оформление.
- Заголовок «Золотые ключи» Константина Листова.
- Портрет К. Листова.
- Скрипичный ключ.
- Картина «Тачанка», картинки о моряках - севастопольцах.
- Плакаты с песнями «Тачанка», «В землянке», «Севастопольский вальс»
Ведущий: Держит в руках книгу «Любимые песни военных лет»
- Скажите, дети, о каких песнях мы с вами говорили, слушали, пели.
(Ответы детей).
- Вы знаете много песен, а кто сочинил музыку на песню «Катюша», «Священная война», «Шумел сурово Брянский лес». (Ответы детей).
- Какое чувство всегда вселяет в вас военная музыка? (Ответы детей).
Ведущий: Действительно, слушая военную музыку, кажется, что внутри тебя рождается гордость за свою страну, за её талантливых и героичных людей. Сегодня мы открываем первую страницу «Устного журнала «Музы тоже не молчали». Речь пойдет о замечательном человеке, композиторе. И называется эта страничка «Золотые ключи» Константина Листова.
Чтец: Кто сказал, что надо бросить
Песню о войне?
После боя сердце просит
Музыку в двойне. (В. Лебедев-Кумач).
Ведущий: Ребята, когда-то на телеэкране был показан детский фильм с военным названием – «Если завтра в поход», где прозвучала старая песня, «Севастопольский вальс». Давайте послушаем её начало.(Исполняется начало песни «Севастопольский вальс»
Ведущий: Замечательная мелодия. И сегодня мы поговорим об авторе музыки этой песни – композиторе Константине Листове, которому 2 октября 2014г. Исполнилось бы 114 лет.
Чтец: Согласен. Но думается, разговор о его творчестве надо начать не с этой песни, а с той, которая сделала композитора знаменитым. (Подходят к картине художника М. Грекова «Тачанка»). Вот смотрите, на картине изображен момент гражданской войны - стремительно мчащаяся повозка, на которой установлен пулемет. Как вы думаете, что, а музыка должна звучать в этот момент?
Чтец: Вы хотите проверить, что это за картина? Её нарисовал художник Греков. И называется она «Тачанка».
Чтец: Верно. Потому что такая повозка, иначе говоря – тачанка, с боевым орудием - пулеметом – получила название тачанка.
Ведущий: Посмотрите на рисунок. Повозка мчится с бешеной скоростью, лошади скачут изо всех сил. Значит, и музыка тут должна быть быстрая, молниеносная, отважная. Что тут говорить, ведь существует такая музыка, эта песня с таким же названием «Тачанка», которую тоже написал композитор Константин Листов. Вот эта песня и сделала юного композитора знаменитым. Давайте послушаем её.
(Исполняется песня «Тачанка»).
Чтец: Замечательная песня. В ней сочетаются и живость, и романтика, и удивительный дар мелодии.
- А что еще написал Константин Листов? (Ответы детей).
Ведущий: Константин Листов родился в 1900г., в Одессе. Одесса – это особый город, морской город. Море покорило Листова еще в детстве и на всю жизнь. Мы с вами уже слышали песню «Севастопольский вальс». Вслушайтесь в эти слова:
«Тихо плещет луна,
Ярко светит луна,
Мы вдоль берега моря идем
И поем, и поем…»
Ведущий: Давайте вернемся к песне «Тачанка». Я напомню некоторые строчки её текста. Вот смотрите начало – «Ты лети с дороги птица./ Зверь с дороги уходи./ Видишь облако клубится./ Кони мчаться впереди. Эти слова даже трудно читать – они так и просятся, что бы их напели. Это именно песня композитора Листова вдохновила художника Грекова на создание картины «Тачанка». Давайте попробуем вместе исполнить её припев. Запоминайте, ребята:
Эх, тачанка – ростовчанка,
Наша гордость и краса,
Конармейская тачанка,
Все четыре колеса.
Ведущий: А что значит слово «ростовчанка»?
Чтец: Это означает место, где проходили сражения в годы Гражданской войны – город Ростов.
- А сейчас ребята исполнят танец «Тачанка»
(Исполняется танец)
Ведущий: Мне кажется, что композитор Константин Листов сумел найти для отражения этой песни какой-то свой музыкальный ключ, особенный. Композитор для многих стихов сумел подобрать свои золотые ключи. Давайте перелистаем несколько страниц нашей истории. Говоря об истории России, невозможно пройти мимо героического подвига нашей страны в Великой Отечественной войне. Тогда композиторы сочиняли не только военные марши и строевые произведения. В тяжелые времена потерь и утрат в ходу были и песни лирические, в которых говорилось о даме, о любви, где чувствовалась надежда на скорую встречу. В числе таких песен было и знаменитая «В землянке» Константина Листова.
(Звучит мелодия песни «В землянке»)
Ведущий: Говорят, что из песни слов не выкинешь. История еще одного произведения Листова показывает обратное. Когда стихи песни опубликовали в газете, вскоре ее запел весь фронт. Ее мотив запомнился быстрее слов и на эту мелодию сами солдаты сочинили более трехсот вариантов текстов.
Чтец: А вот как потом рассказывал о возникновении слов этой песни поэт Алексей Сурков.
Ведущий: За мою довольно долгую жизнь в литературе, - рассказывает Алексей Сурков, мне привалило большое счастье написать несколько стихотворений, которые были переложены на музыку и стали всенародными песнями. К числу таких песен относится «В землянке», которая начинается словами «Бьется в тесной печурке огонь». Эта песня была адресована сердцу человека отстаивавшего или отстаивающего честь и независимость своей Родины с оружием в руках. Сурков рассказывает историю песни, которая родилась в конце ноября 1941г. поем одного очень трудного фронтового дня под Истрой. Песня «Бьется в тесной печурке огонь» была первой лирической песней, Рожденной из пламени Великой Отечественной войны, принятой и сердец солдата, и сердцем тех, кто его ждал с войны. А дело было так, - рассказывает Алексей Сурков,- 27 ноября мы, корреспонденты Западного фронта, прибыли в 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию, чтобы поздравить бойцов и командиров с только что присвоенным ими гвардейским званием, написать о боевых подвигах героев. Мы проскочили на грузовике на командный пункт этой дивизии, который был отрезан от батальонов. Быстро темнело. Оставшиеся в деревне бойцы и командиры сбились в небольшом блиндаже у командира полка подполковника М.А.Суханова. Немцы были уже в деревне, они стреляли по ним непрерывно.
- Ну, а мы, так и будем сидеть в блиндаже?- сказал начальник шестого полка капитан И.К. Величкин. Переговорив о чем-то с командиров полка, он обратился ко всем, кто был в блиндаже:
- А ну-ка, у кого есть «карманная артиллерия» - давай!
Собрав десятка полтора ручных гранат, капитан, заткнув потуже ремень на своей телогрейке, вышел из блиндажа. – Прикрывайте! – коротко бросил он.
Мы тотчас же открыли огонь по гитлеровцам. Величкин пополз и стал бросать гранаты. Взрыв и в доме стало тихо. Тогда отважный капитан пополз к другому дому, затем к третьему. Вражеский огонь поредел. Наш командный пункт поменял свое положение, мы стали отходить к речке. Когда вошли в первое селение, остановились, то самое страшное обнаружилось здесь. Начальник инженерной службы вдруг говорит Суханову: «Товарищ подполковник, а мы же с вами по нашему минному полю прошли!»
И тут Сурков увидел, что Суханов – человек, обычно не терявший присутствия духа ни на секунду, - побледнел как снег. Он знал: если бы кто-нибудь наступил на мину во время этого отхода, ни один из нас не уцелел бы.
Нечеловеческое напряжение переносили люди на войне! И только от того, что они были такими, их ничем нельзя было запугать.
Под впечатлением пережитого за этот день под Истрой, Сурков написал письмо жене, в нем было шестнадцать «домашних» строк, которых он не хотел опубликовывать. Стихи «Бьется в тесной печурке огонь» так бы и остались частью письма домой, если бы в феврале 1942г. не приехал в Москву во Фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить текста для песни. И тут на счастье Сурков вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и отдал Листову. Через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил гитару и спел свою новую песню, назвав её «В землянке». Все, затаив дыхание слушали песню. Мелодия её запомнилась с первого исполнения. Её пели по всем фронтам – от Севастополя до Ленинграда. (Исполняется песня «в землянке». Инсценировка. Вокруг «костра» сидят бойцы, одетые в гимнастерки, шинели, с санитарными сумками, винтовками).
Чтец: Песня впоследствии оказалась очень известной, её и по сей день поют, у многих она просто слезы вызывает.
Ведущий: Песни композитора Листова созданы с помощью удивительного золотого ключа – его таланта, который сотворил произведения удивительной красоты и мелодичности. И давайте сейчас все вместе споём его знаменитую песню «Тачанка».
Все участники и ведущая исполняют песню К. Листова «Тачанка»
Ты лети с дороги, птица,
Зверь с дороги уходи.
Видишь облако клубится,
Кони мчатся впереди.
И с налета с поворота
По цепи врагов густой!
Застрочил из пулемета
Пулеметчик молодой
Припев:
Эх, тачанка – ростовчанка,
Наша гордость и краса,
Конармейская тачанка
Все четыре колеса.
Ведущий: Мне приятно, что вы знаете много военных песен и поете их в свободное время.
̶ Скажите, что интересного и нового вы узнали сегодня на занятии? (ответы детей).
̶ Мы говорим: поэт, композитор. Чем отличается поэт от композитора? (ответы детей).
̶ Давайте еще раз вспомним, какие песни написал К. Листов? (Ответы детей).
Ведущий: Следующая страничка устного журнала «Музы тоже не молчали» называется «С Думой о России». Поэзия Михаила Исаковского.
- А теперь я предлагаю вам нарисовать рисунки на сегодняшнюю тему. Кто-то нарисует знаменитую тачанку. Все рисунки мы поместим на стенде, подведем итоги и ребят, чьи рисунки будут самыми лучшими, получат награды.
Литература
- М.В.Видякин, Н.А.Касаткина. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. Волгоград, изд. «Учитель» 2005 год.
- Н.Н.Леонова, Н.В.Неточаева. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Волгоград, изд. «Учитель» 2013 год.
- А.П.Козакова, Т.А.Шарыгина. Детям о Великой Победе. Москва, изд. «ГНОМ» 2011 год.
- И. A. Агапова, М.А. Давыдова. Мы - патриоты. Классные часы и внеклассные мероприятия. Москва «ВАКО» 2006г.
- М.В. Вилякин, Н.К. Касаткина Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. Волгоград. 2005г.
- М.Ю. Картушина. День Победы. Сценарии праздников для ДОУ и начальной школы. Москва 2005.
- Газета «Телесемь» апрель 2007год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». «Тепло любимых песен» Василий Павлович Соловьёв – Седой (2 страница).
Песни как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не встревожив. Другие вспыхнут ярко, но скоро угаснут. А есть такие, которые долго живут и не старят...
Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». Поэзия Михаила Исаковского «С думой о России» (3 страница).
Герой сегодняшней встречи поэт Михаил Исаковский. Его принято называть «ровесником века», потому что он родился в 1900 году. Михаил Исаковский принадлежит к тому времени, которое пронесло на своих пле...
Методическая разработка занятия для обучающихся 1 класса "Золотое сердечко". Социокультурные истоки.
Методическая разработка к уроку Социокультурные истоки "Золотое сердечко". В данной разработке раскрывается понятие "Золотое сердечко", учащиеся совместно с учителем пы...
Методическая разработка занятия для обучающихся 3Г (класс особый ребенок) "Русская изба"
Занятие разработано для детей с ограниченными возможностями здоровья....
Разработка районного открытого мероприятия для обучающихся начальных классов "Мисс Осень - 2020г"
Данное мероприятие разработано для районного мероприятия "Мисс Осень - 2020" для обучающихся начальной школы. Мероприятие разработано в виде конкурсной программы со множеством конкурсов для ...
Методическая разработка занятия с обучающимися начальных классов "Дети и гаджеты"
Методическая разработка занятия с обучающимися начальных классов "Дети и гаджеты". Занятие направлено на формирование осознанного использования электронных устройств. Раскрываются полож...
Методическая разработка занятия для обучающихся начальной школы с ОВЗ на тему: "Стихи детям «Мир детства Агнии Барто»
Технологическая картавнеклассного занятия : Стихи детям «Мир детства Агнии Барто» ______ для обучающихся П1 Б класса ...