Программа профориентационной деятельности «Город мастеров. Мастерская «Чудесная лепка»
рабочая программа

Чеченева Наталья Григорьевна

Пояснительная записка.

Направленность деятельности – художественно-эстетическая. Способ освоения содержания программы – творческий.

Цели и задачи программы:

– дать возможность учащемуся в полной мере реализовать свой творческий потенциал, раскрыть и развить его творческие способности;
– развивать художественно-творческие способности учащихся, их фантазию, образное мышление, воображение, навыки самостоятельной деятельности, инициативы, творческой активности, мелкой моторики рук;
– формирование умения планировать работу по реализации замысла предвидеть результаты достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

– устойчивого интереса к культуре народов Севера;

– воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности, художественный вкус и любовь к искусству, формировать способность учащихся воспринимать и оценивать продукты художественно-декоративной деятельности с эстетической точки зрения;

Режим занятий. Данная программа рассчитана на обучение с 7 лет. Продолжительность реализации программы – 1 год.

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержание уроков. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждого года основывается на 4-х тематических блоках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа  профориентационной деятельности 

«Город мастеров. Мастерская «Чудесная лепка»

Пояснительная записка.

Направленность деятельности – художественно-эстетическая.

Способ освоения содержания программы – творческий.

Цели и задачи программы:

– дать возможность учащемуся в полной мере реализовать свой творческий потенциал, раскрыть и развить его творческие способности;
– развивать художественно-творческие способности учащихся, их фантазию, образное мышление, воображение, навыки самостоятельной деятельности, инициативы, творческой активности, мелкой моторики рук;
– формирование умения планировать работу по реализации замысла предвидеть результаты достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
– устойчивого интереса к культуре народов Севера;

– воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности, художественный вкус и любовь к искусству, формировать способность учащихся воспринимать и оценивать продукты художественно-декоративной деятельности с эстетической точки зрения;

Режим занятий. Данная программа рассчитана на обучение с 7 лет. Продолжительность реализации программы – 1 год.

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержание уроков. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждого года основывается на 4-х тематических блоках:

I – “Мир природы”

– дети лепят листья деревьев, грибы, овощи, фрукты с натуры, по памяти и по представлению; знакомятся с исходными формами лепки: шар, конус, цилиндр; с произведениями художников, работающих в жанрах пейзажа и натюрморт.

II – “Мир животных”

– лепка из пластилина (глины) птиц, насекомых, рыб, млекопитающих диких и домашних животных по памяти, по представлению; знакомство с произведениями художников, работающих в анималистическом жанре.

III – “Мир фантазий” – лепка сказочных, фантастических, декоративных композиций, изразцов (масок).

IV – “Мир человека”

– мир фантазий и увлечений человека (посуда, костюмы, транспорт, архитектура) и тематические композиции по темам сюжетов быта и труда человека. Но это деление не означает деление по четвертям. В четверть включаются задания со всех разделов соответственно по классам.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

– Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы.
– Практические умения и навыки.
– Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.
– Итоговые просмотры работ участие в выставках, конкурсах.
– Создание коллекции сувенирных игрушек для ветеранов, инвалидов, а так же для выставок-ярмарок.

Первый год.

Тема: Введение.  

Задачи: Введение в профессию скульптор. Вводный инструктаж

Тема: Розовое настроение.

Лепка цветов розы. Лепка бутонов и листьев розы. Изготовление панно из  бутонов и листьев розы.

Задачи: учить передавать в лепке различия в форме и величине цветов; продолжать учить детей основную форму предмета лепить кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами.

Тема: Цирк.

Задачи: учить передавать различия в форме людей и характерные особенности артистов,  обратить внимание на пластичность фигур, особенности лепки из солёного теста. Материал: солёное тесто, стеки, дощечка.

Тема:  Лепка овощей.

Задачи: учить передавать различия в форме овощей и характерные особенности, используя нужные исходные формы учить передавать различия в форме овощей и характерные особенности, используя нужные исходные формы (например, свекла-шар, морковь-конус), дорабатывать детали. Материал: пластилин, стеки.

Тема: Эти замечательные басни.

Задачи: учить передавать в лепке различия в форме и величине; продолжать учить детей основную форму предмета лепить кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стеку для прорисовки некоторых деталей у фруктов.

Тема: Что созрело в саду?

Лепка фруктов.

Задачи: учить передавать в лепке различия в форме и величине фруктов; продолжать учить детей основную форму предмета лепить кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стеку для прорисовки некоторых деталей у фруктов.

Материал: пластилин, стеки (или бумажное тесто, мучной клейстер). Задание: слепить муляж фрукта, покрасить.

Тема: Кто на листике живет?

Лепка кузнечика, бабочки, стрекозы, жуков, пауков.
Задачи: расширить представление детей о представителях фауны нашей страны, обратить внимание на их форму и строение, на прозрачность и сетчатый узор крыльев (стрекозы, бабочки), учить лепить конструктивным способом, передача динамики, характера и намерения насекомых.
Материал: пластилин, стеки. Задание: слепить насекомых на выбор и составить композицию.

Тема: Композиция “Подводный мир” (рыбки, медузы, морской конек, осьминог, крабы).

Задачи: учить строить многофигурную композицию, использовать прием вытягивания, соблюдение пропорций, научить оформить композицию в картонной коробочке, где должен быть фон, травы, водоросли, камушки – ракушки и т.д. Материал: пластилин, стеки, дощечка, короб очка.

Задание: лепка обитателей моря; составление композиции.

Тема: Лепим зоосад (лев, тигренок, жираф, зебра, носорог, бегемот).

Задачи: рассказать о разнообразии форм животного мира, о понятии пластика, анализ строения фигуры животного, научить собрать фигуру животного из доработанных исходных форм, передачи в динамике, знакомство с художниками-анималистами, их произведениями, показ иллюстраций. Материал: по выбору учителя. Задание: слепить животных и составить коллективную композицию.

Тема: Птица (сова, воробышек, сорока, ворона, тетерев, глухарь)

Задачи: формировать у детей обобщенное представление о внешнем облике птиц; слепить птиц из целого куска, передавать характерные особенности: пропорции тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста; учить передавать в динамике: в полете, сидящей на ветке, с повернутой головой, клюющего зерна и т.д.

Материал: по выбору: пластилин или (глина с последующей росписью).

Тема: Выражение характера животных в выразительной позе (белка, лиса и т.д. по выбору).

Задачи: вспомнить с детьми русские сказки, в которых есть описание животного, обратить внимание на пластичность фигуры, на то, как глядя на зверя, можем догадаться, что животное подкрадывается, или у него сломана лапа и т.д., особенности лепки из солёного теста. Материал: солёное тесто, стеки, дощечка.

Задание: лепка животного, составить композицию по сказке.

Тема: Композиция “Древний мир” (лепка динозавров и т.д.)

Задачи: учить соблюдать формы деталей и их соразмерность в изделии и изделий в композиции, знания исходных форм и приемы их доработки, использовать плоские рисованные изображения для объемных форм, пользоваться схемами с условными обозначениями. Материал: пластилин, стеки, дощечка. Задание: лепка динозавров.

Тема: Диковинных сосудов.

Задачи: обогащение художественных представлений детей о декоративно-прикладном искусстве; формирование у учащихся представления о связи эстетических и функциональных качеств посуды развитие у учащихся умений конструирования художественной формы, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: глина, стеки, дощечка, акриловые краски.

Задание: Слепить сосуд и расписать.

Тема: Декоративные пластины.

Задачи: дать понятие о барельефе, продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры рыбок (птиц), прикреплять к основе (пластине), украшать налепами, ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм.

Материал: по выбору учителя.

Задание: слепить барельеф.

Тема: Зимние игры. Лепка фигуры человека в движении: “Я на лыжах”, “Я на коньках”.
Задачи: закрепление приёмов восприятия; обучение созданию художественного образа, учить передавать движения человека, выделяя характерные особенности каждой фигуры в зависимости от вида спорта, воспитывать аккуратность, усидчивость в работе, размещать на подставке.

Материал: пластилин, стеки, дощечка.

Задание: лепка фигуры человека в движении.

Тема: Сказочный олень.

Задачи: Создание художественного образа, утрируя особенности частей тела (П.Бажову “Серебряное копытце”), совершенствование представлений о композиции в скульптуре, дальнейшее развитие пространственного воображения.
Материал: глина, акриловые краски, кисти, грунт.

Тема: Русский пряник.

Задачи: Знакомство с новым видом народного творчества, обучение приемам переработки форм предметов окружающего мира (растительных, животных, техники) в декоративную композицию; совершенствование технических приемов изготовления рельефа.

Материал: глина, стеки, дощечка.

Задание: лепка рельефа.

Тема: Ваза для цветов.

Задачи: обратить внимание детей на то, для какой цели предназначены вазы, на выразительность и разнообразие их форм, научить детей лепить вазу и украшать ее (можно использовать за основу банку), развивать моторику пальцев, эстетическое восприятие, вкус, воспитывать усидчивость.

Материал: разнообразной формы банки, пластилин, семена растений, засушенные цветы и плоды, тесьма, гуашь, кисти, вода, салфетки, пластилин.

Задание: лепка вазы

Тема: Тарелка, украшенная рельефом.

Задачи: научить детей делать настенное панно, развивать мелкую моторику рук, глазомер, зрительное восприятие, фантазию, творчество, желание украсить свой дом. Материал: пластилин или глина с последующей росписью тарелки

Задание: слепить тарелку – панно.

К концу 1 года обучения дети должны:

Знать:

– творчество художников-анималистов;

– произведения современных художников России;

– свойства материала (пластилин, глина, солёное тесто);

– об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных промыслов;
– понятия: рельеф, барельеф;

– правила планирования и организации труда.

Уметь:

– пользоваться стекой, печаткой, самостоятельно определять количество глины (пластилина, солёного теста);

– лепить конструктивным, пластичным, комбинированным способом: лепить простейшие объекты действительности по памяти и представлению; видеть общую, форму и отдельные детали, движение;

– выполнять рельефные и объемные композиции;

– оформить готовое изделие соответственно его назначению.

Тематический план. 1 год обучения

 

Название темы

дата

1

Введение.  

Введение в профессию скульптор. Вводный инструктаж

7,09

2

 Розовое настроение.

Розовое настроение. Лепка цветов розы.

14,09

3

 

Розовое настроение. Лепка бутонов и листьев розы.

21,09

4

 

Розовое настроение. Изготовление панно из  бутонов и листьев розы.

28,09

5

Цирк.

Веселые клоуны

5,10

6

 

Цирковые артисты

12,10

7

 

Воздушные гимнасты

19,10

8

 

Животные на арене.

26,10

9

 

Изготовление арены цирка

9,11

10

Эти замечательные басни.

Стрекоза и муравей

16,11

11

 

Мартышка и очки

23,11

12

 

Лиса и виноград

30,11

13

 

Ворона и лисица

7,12

14

 

Герои Крылова.

14,12

15

Украшения. Брошка

21,12

16

Мир природ

Что созрело в саду?  Лепка фруктов.

28,12

17

 

Кто на листике живет. Лепка кузнечика, бабочки, стрекозы, жуков, пауков.

11,01

18

 

Композиция “Подводный мир”. (Рыбки медузы, морской конёк, осьминог крабы)

18,01

19

 

Композиция “Подводный мир”. (Рыбки медузы, морской конёк, осьминог крабы)

25,01

20

Мир животных

Лепим зоосад. (Лев, тигрёнок, жираф, зебра, носорог, бегемот).

1,02

21

 

Птица. (Сова, воробышек, сорока, ворона, тетерев).

8,02

22

 

Выражение характера животных в выразительно позе (белка, лиса и т.д., по выбору).

15,02

23

 

Выражение характера животных в выразительно позе (белка, лиса и т.д., по выбору).

22,02

24

Мир фантазий

Композиция “Древний мир”. (Лепка динозавров, мамонтов и т.д.)

1,03

25

 

Лепка диковинных сосудов.

15,03

26

 

Декоративные пластины. Барельеф.

25,03

27

 

Декоративные пластины. Барельеф.

5,04

28

Мир человека

Зимние игры. Лепка фигуры человека в движении.

12,04

29

 

Сказочный олень. Лепка по представлению.

19,04

30

 

Русский пряник.

26,04

31

 

Ваза для цветов.

3,05

32

 

Тарелка, украшенная рельефом.

10,05

33

Подготовка поделок для выставки

17,05

34

Подготовка поделок для выставки

24,05

35

Выставка работ

31,05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Город мастеров"

Данный материал содержит программу по внеурочной деятельности "Город мастеров". В программу включена пояснительная записка, содержание курса, личностные и метапредметные результаты освоения курса, тем...

Программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" 3 класс

Программа кружка «Город мастеров» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования  и авторской программы Т.М. Рогозиной «Город мастеров».Ц...

Программа внеурочной деятельности " Город мастеров"

Программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 - 4 классов. Дети работают с бумагой в технике "оригами" и "квиллинг"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров".1-4 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров".1-4 класс....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» для учащихся 4 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования с учетом программы в...

Программа внеурочной деятельности «Город мастеров»

    Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов  во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения на...

Программа внеурочной деятельности "Город мастеров", 4 класс

Программа внеурочной деятельности "Город мастеров", 4 класс. 2016- 17 уч. год...