Программа преемственности детей с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования
материал
Программа преемственности детей с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-мансийского автономного округа-Югры
«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»
| Утверждено на педагогическом совете протокол № от «____»__________20___г. Директор школы ___________ Л.Б. Козловская Приказ от «___» _________20__г. №_____ |
ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ
С УРОВНЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
г. Нижневартовск
2018г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Содержание программы | Страницы | |
Паспорт программы | 3-4 | |
1. | Актуальность программы | 5 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
3. | Цель программы | 6 |
4. | Задачи программы | 6 |
5. | Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста | 6 |
6. | Формы осуществления преемственности | 7 |
7. | Механизмы внедрения программы | 8 |
8. | Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования | 9 |
9. | Ожидаемые результаты | 10 |
10. | План совместной работы по преемственности дошкольного и начального общего образования (Приложение 1) | 11 |
11. | Портрет выпускника детского сада на этапе завершения дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО) (Приложение 2) | 14 |
12. | Коррекционно-развивающая программа для детей 5 года обучения по психологической готовности к школе «Скоро в школу» (Приложение 3) | 16 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа преемственности дошкольного и начального общего образования |
Учреждение, реализующее программу | КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» |
Разработчики программы |
|
Юридический адрес учреждения | г. Нижневартовск, ул. Мира, 83А e-mail: Schoolnv37@yandex.ru |
Цель программы | обеспечить физиологическое и психологическое благополучие ребенка с ограниченными возможностями здоровья на этапе перехода от дошкольного уровня к начальному общему уровню образования, обеспечивающее максимальное развитие его личностного потенциала с учетом опоры на предыдущий опыт. |
Задачи программы |
|
Сроки реализации программы | 2018-2023гг. |
Нормативно-правовые основы для разработки программы |
|
Место реализации программы | г. Нижневартовск, КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1» |
Исполнители Программы | Администрация, педагогический коллектив образовательной организации |
Объем и источники финансирования | Средства бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Управление реализацией Программы | Управление реализацией программы осуществляется администрацией школы в процессе управленческих мероприятий и контроля за ходом образовательного процесса |
- Актуальность программы
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального общего образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного отделения, начальной школы и родителями.
В ФГОС НОО одной из задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных). Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Чтобы сделать переход детей с ОВЗ в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в ДО, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Начальная школа призвана помочь обучающимся с ОВЗ в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка с ОВЗ в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.
Таким образом, школа и детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка с ОВЗ дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.
- Пояснительная записка
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли интегративные качества дошкольника: метапредметные - предпосылки универсальных учебных действий и личностные – характеристики мотивационного, эмоционально-волевого, морально-нравственного развития, а не только наличие или отсутствие у него определенных знаний по учебным предметам. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника с ОВЗ качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.
- Цель Программы
обеспечить физиологическое и психологическое благополучие ребенка с ограниченными возможностями здоровья на этапе перехода от дошкольного уровня к начальному общему уровню образования, обеспечивающее максимальное развитие его личностного потенциала с учетом опоры на предыдущий опыт.
- Задачи Программы
• формирование системы взаимодействия дошкольного и начального общего образования в контексте требований ФГОС и обеспечение готовности и адаптивного перехода дошкольников в начальную школу;
• формирование положительной самооценки ребенка с ОВЗ, мотивации к обучению в школе, развитие у него инициативности и самостоятельности в различных сферах деятельности;
• разработка системы учета личностных достижений детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста в процессе непрерывного психолого-педагогического сопровождения;
• организация и проведение работы по психологической подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению;
• повышение уровня родительской компетентности в вопросах развития, обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
Основными принципами содержания программы являются:
- системность - обеспечивает системный, всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- соблюдение интересов ребёнка - определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- непрерывность - гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- вариативность - предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- поступательность - понимается как сохранение самоценности каждого этапа развития, максимальное использование приобретений предыдущего этапа развития, обеспечение возможности безболезненного перехода и успешного функционирования ребенка на следующем этапе развития.
- принцип дифференциации - требует учета способностей и возможностей ребенка с ОВЗ, индивидуального темпа его продвижения. Применительно к образования детей младшего школьного возраста это понимается как создание благоприятных условий для развития детей как с высокой, так и с низкой обучаемостью.
- рекомендательный характер оказания помощи - обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
- Формы осуществления преемственности
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности.
Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования, для этого могут быть использованы различные формы организованной деятельности педагогов ДО, учителей начальных классов.
1. Работа с детьми - с целью знакомства детей со школой, учителями, организацией совместных мероприятий.
Работа с детьми включает:
- экскурсии по школе;
- посещение библиотеки;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
- совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
- участие в театрализованной деятельности;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов - (создание практических и методических основ обмена опытом между учителями начальных классов и воспитателями старших групп в ДО в рамках обеспечения преемственности образовательного процесса).
Взаимодействие педагогов включает:
- совместные педагогические советы (ДО и школа);
- семинары, мастер- классы;
- круглые столы педагогов ДО и учителей школы;
- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- открытые показы образовательной деятельности в ДО и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.
3. Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями.
Сотрудничество с родителями – с целью всестороннего психолого-педагогического просвещения родителей (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Сотрудничество с родителями включает:
- совместные родительские собрания с педагогами ДО и учителями школы;
- круглые столы, дискуссионные встречи;
- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
- консультации с педагогами ДО и школы;
- встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- творческие мастерские;
- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
- образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей пред дошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
- проведение психологических тренингов для родителей и детей (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
7. Механизмы внедрения программы
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью форм и методов взаимодействия с детьми с ОВЗ, реализуемых в процессе специально организованной деятельности педагогов ДО, учителей начальных классов, педагога-психолога по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу. Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования может проходит в три этапа.
I этап |
Поступление ребенка в дошкольное отделение |
∙ Адаптационный период при поступлении в детский сад (от 2 недель до 6 месяцев). |
II этап |
Воспитательно-образовательная деятельность с детьми в ДО |
Педагогическая деятельность: ∙ Занятия с детьми по программе дошкольного образования с использованием современных технологий. ∙ Взаимосвязь с социумом (экскурсии, музеи и др.). ∙ Праздники, развлечения. |
Психологическое сопровождение ребенка: ∙ Сопровождение адаптации ребенка к условиям ДО. ∙ Сопровождение детей группы риска. ∙ Наблюдение. Диагностика дошкольной зрелости. ∙ Коррекционно-развивающие занятия по психологической готовности к школе. |
Методическая работа |
∙ Проведение общих методических объединений, собраний по вопросам воспитания и обучения детей. ∙ Проведение открытых уроков и занятий (в течение года). ∙ Применение новых технологий по воспитанию и обучению детей (знакомство с технологиями применяемыми ДО, начальной школе). ∙ Создание педагогических условий построения преемственной предметно-развивающей образовательной среды. ∙ Выявление проблем: дезадаптации, школьной незрелости первоклассников в школе. |
III этап |
Переход дошкольника в школу |
∙ Отслеживание адаптации детей в первом классе (сентябрь-октябрь). ∙ Оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям. ∙ Проведение общих, классных родительских собраний, консультирование, беседы, рекомендации, психологические тренинги. |
8. Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования
Реализация общей цели и задач образования детей с ОВЗ требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей с ОВЗ в различных видах деятельности;
∙ предоставление каждому ребенку c ОВЗ возможности выбора деятельности, средств и пр.;
∙ ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
∙ создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
∙ формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка с ОВЗ; опора на игру при формировании учебной деятельности;
∙ сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных норм активности;
Психологические условия реализации непрерывного образования:
- психологическая диагностика, направленная на изучение развития познавательных процессов дошкольников, исследование психологической готовности к школьному обучению;
- коррекционно-развивающая работа, включающая в себя индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы и психологической готовности к школе;
- психологическое просвещение всех участников образовательного процесса (педагоги, родители) через просветительскую информацию на сайте образовательной организации, стендовую информацию, памятки, буклеты, родительские собрания, МО педагогов образовательной организации;
- психологическое консультирование всех участников образовательного процесса (педагоги, родители).
- Ожидаемые результаты
Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:
∙ Создание и совершенствование благоприятных условий для обеспечения личностного развития ребенка, укрепления психического и физического здоровья, целостного восприятия картины окружающего мира, формированию социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению.
- Совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДО и начальной школе.
- Обеспечение более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться, формирование позиции успешного первоклассника.
- Для педагогов организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием.
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальных классов и воспитателей дошкольного отделения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся с ОВЗ должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе (см. Приложение 2 «Портрет выпускника детского сада в соответствии с ФГОС ДО»).
Приложение 1.
План совместной работы по преемственности дошкольного и начального
общего образования
№ | Содержание мероприятий | Сроки | Ответственные |
I. Организационно-методическая работа | |||
1.1. | Обсуждение плана совместной работы. | сентябрь | учителя начальных классов, воспитатели ДО, воспитатели ГПД, педагоги-психологи |
1.2. | Посещение учителями школы открытых занятий в детском саду с целью знакомства с уровнем образовательной подготовки воспитанников дошкольных отделений. | в течение года | учителя начальных классов |
1.3. | Посещение воспитателями открытых занятий в школе с целью знакомства с требованиями, предъявляемыми к ученикам первых классов. | в течение года | воспитатели ДО |
1.4. | Совместное заседание МО «Адаптация первоклассников к обучению в школе». | ноябрь | руководители МО, учителя начальных классов, воспитатели ГПД, воспитатели ДО, педагоги-психологи |
1.5. | Круглый стол «Будущий первоклассник – какой он?» (Портрет первоклассника в системе ФГОС). | январь | воспитатели ДО, учителя начальных классов, воспитатели ГПД, педагоги-психологи |
1.6. | Оформление наглядных материалов для родителей (создание памяток, буклетов, составление рекомендаций). | в течение года | учителя начальных классов, воспитатели ГПД, педагоги-психологи |
1.7. | Анализ успеваемости первоклассников за 1-е полугодие, за учебный год. | в течение года | учителя начальных классов |
II. Работа с родителями | |||
2.1. | Родительское собрание по теме: «Особенности адаптации первоклассников к школе» | октябрь | педагог-психолог НОО |
2.2. | Родительское собрание по теме «Готовимся в школу вместе» | декабрь | педагог-психолог ДО |
2.3. | Индивидуальные консультации для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе?» | январь, май | педагог-психолог ДО |
2.4. | Психологический тренинг с родителями и дошкольниками 5 года обучения «Мы вместе» | 4 неделя апреля | педагоги-психологи |
2.5. | Круглый стол для родителей дошкольников 5 года обучения и родителей обучающихся 1-х классов на тему «Ребенок на пороге школьной жизни» | май | педагоги-психологи |
2.6. | Психолого-педагогическое просвещение родителей: «С 6 или 7 лет идти в школу»; «Физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет»; «Почему ребенок не хочет идти в школу?»; «Baш ребенок идет в первый класс...»; «Воспитание ребенка 6-7 лет»; «Кризис семи лет» и т.д. | в течение года | педагог-психолог ДО |
2.7. | Родительские собрания в 1-х классах на тему: «Трудности адаптационного периода первоклассников», «Ваш ребенок - школьник. Режим дня первоклассника и его влияние на учебную деятельность». | в течение года | учителя начальных классов, воспитатели ГПД |
2.8. | Консультации для родителей «Индивидуальное сопровождение ребенка тьюторанта». | в течение года | педагоги-тьюторы |
2.9. | Психолого-педагогическое просвещение родителей: «Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе»; «Психологические особенности младших школьников» и т.д. | в течение года | педагог-психолог НОО |
III. Работа с детьми | |||
3.1. | Экскурсии по школе: знакомство со спортивным залом; знакомство с классами (кабинетами); знакомство с библиотекой. | сентябрь | учителя начальных классов, воспитатели ГПД |
3.2. | Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе. | сентябрь | педагог-психолог НОО |
3.3. | Посещение уроков в 1-х классах. | октябрь | Зам. директора по УВР, педагог-психолог НОО |
3.4. | Выставка-обмен рисунков дошкольников 5 года обучения и обучающихся 1-х классов «Дети и правила дорожного движения». | октябрь, май | учителя начальных классов, воспитатели ГПД, воспитатели ДО |
3.5. | Диагностика готовности к школьному обучению воспитанников 5 года обучения | декабрь | педагог-психолог ДО |
3.6. | Мастер-класс «Мастерская деда мороза» (участие дошкольников 5 года обучения и обучающихся 1-х классов). | декабрь | воспитатели ДО, учителя начальных классов, воспитатели ГПД |
3.7. | Проведение мониторинга УУД среди обучающихся 1-х классов. | декабрь-апрель | учителя начальных классов, педагог-психолог НОО |
3.8. | Совместное участие в праздничных концертах ко Дню защитника Отечества, ко Дню 8 Марта. | февраль, март | педагог-организатор воспитатели ДО, учителя начальных классов |
3.9. | Тематическая выставка рисунков «Что такое школа?» (с участием дошкольников 5 года обучения и обучающихся 1-х классов). | март | учителя начальных классов, воспитатели ГПД |
3.10. | Совместные игры на сплочение и снятие тревожности с дошкольниками 5 года обучения и обучающимися 1-х классов «Большая перемена»: 1 встреча в группе дошкольного отделения; 2 встреча в холле 1 этажа начальной школы. | апрель, май | педагоги-психологи |
3.11. | Оформление фотоальбома воспитанниками 5 года обучения «Наши мамы и папы в школе». | апрель | воспитатели ДО |
3.12. | Проведение совместного мероприятия «Школа – Дом знаний» (участие дошкольников и обучающихся 1-х классов совместно с родителями). | апрель | воспитатели ДО, учителя начальных классов |
3.13. | Совместное участие дошкольников 5 года обучения и обучающихся 1-х классов в оформление коллажа на тему «Что я знаю о школе?». | 2 неделя мая | педагоги-психологи |
3.14. | Проведение классных часов со следующей тематикой: «Мы теперь ученики», «Посвящение в первоклассники», «Что такое дружба», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Да здравствует вежливость и доброта», «Здоровый образ жизни». | в течение года | учителя начальных классов |
3.15. | Групповые коррекционно-развивающие занятия по психологической готовности к школе «Скоро в школу». | 1 раз в неделю апрель-май | педагог-психолог ДО |
3.16. | Экскурсия с воспитанниками дошкольного отделения в библиотеку, учебные классы и игровой холл начальной школы, столовую. | май | воспитатели ДО |
3.17. | Сюжетно-ролевая игра с воспитанниками 5 года обучения «Школа». | май | воспитатели ДО |
3.18. | Совместное мероприятие «Прощание с букварем»: совместный выбор сценария, сотрудничество и помощь родителей в подготовке мероприятия. | май | педагог-организатор воспитатели ДО, учителя начальных классов |
Приложение 2.
Портрет выпускника детского сада в соответствии с ФГОС ДО
В соответствии с разделом 4 п.4.6 «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (ФГОС ДО) можно выделить следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ребенок:
- овладевает основными культурными способами деятельности
- проявляет инициативу и самостоятельность во всех видах деятельности, способен выбирать себе род занятий
- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, обладает чувством собственного достоинства, способен договариваться
- обладает развитым воображением, умеет подчиняться правилам и социальным нормам
- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания
- у ребенка развита мелкая и крупная моторика, он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими.
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» под моделью выпускника детского сада понимается: предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения — это ребенок, который обладает следующими характеристиками:
- У ребёнка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
- Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).
В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. С целью развития необходимо заниматься исследовательской деятельностью с детьми, организовать мини-огород в зимний период на подоконнике и т.п.
- Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Целесообразно прослушивание разной по характеру музыки (грустная, веселая), чтение художественной литературы.
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.) В целях формирования проводится обыгрывание игровых ситуаций, беседы.
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребёнок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Для формирования представлений в группе могут быть созданы уголок «Моя семья», уголок патриотического воспитания.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Приложение 3.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 ГОДА ОБУЧЕНИЯ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
«СКОРО В ШКОЛУ»
Пояснительная записка
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается младшим школьником как его собственная трудовая обязанность, как его участие в жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет учиться ребенок, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Значит, проблема обучения в школе связана не только с вопросами образования, развития интеллектуальных способностей ребенка, но и формирования его личности, вопросами воспитания.
В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации – работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в “зону ближайшего развития” ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т. к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников.
Предлагаемая программа направлена на формирование психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению.
Цель программы:
Создание условий и содействие интеллектуальному развитию дошкольников.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Развивать визуальное, аудиальное, тактильное восприятие, память, внимание;
2. Развивать наглядно-образное, творческое, логическое мышление;
3. Развивать зрительно-пространственную ориентацию;
4. Развивать интерес к решению познавательных и творческих задач, самостоятельность и инициативность;
5. Развивать способность к установлению закономерностей;
6. Развивать слуховую и зрительную память;
7. Расширять словарный запас;
8. Развивать произвольную сферу, учить согласовывать свои действия с действиями взрослого и других детей.
Необходимые условия для реализации программы:
- Благоприятный психологический климат в группе.
- Создание ситуации успеха для каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей, возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.
- Позиция сотрудничества взрослого с ребенком, как равным партнером.
- Новое занятие вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.
Структура занятий реализуется в три этапа: организационный, основной, заключительный.
Организационный этап
цель: создание эмоционального настроя, благоприятного психологического климата в группе, формирование у дошкольников интереса и положительного отношения к предстоящей деятельности.
Основной этап
цель: развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством системы дидактических развивающих игр и упражнений.
Заключительный этап
цель: подведение итогов, сплочение группы, прощание.
Формы организации занятий: Программа предусмотрена для детей старшего дошкольного возраста. Тематический план рассчитан на 7 занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам. Продолжительность занятий – 30 минут.
Ожидаемые результаты:
Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к развивающим играм и упражнениям, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. По окончании реализации программы у дошкольников формируется произвольность, улучшаются процессы памяти, мышления, внимания, воображения. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях. Формируются коммуникативные способности.
Тематическое планирование занятий
по психологической готовности детей 5 года обучения
«Скоро в школу»
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Содержание |
1. | Изучение психологической готовности к обучению в школе | 1 | 1.Диагностика эмоционально-волевой сферы готовности к школе 2.Диагностика умственной готовности к школе |
2. | «Путешествие в страну знаний» Цель: Создать эмоционально-положительную атмосферу в детском коллективе; Закрепить знания детей об эмоциях. | 1 | 1.Вводная часть (приветствие) Упражнение «Здороваемся глазами». Упражнение «Распевка» 2.Основная часть. Упражнение «Игра с цифрами» Упражнение «Художники» 3.Прощание. Упражнение «Башенка» |
3. | «Сосед слева-сосед справа». Цель: Развитие пространственных представлений. | 1 | 1.Вводная часть (приветствие) Упражнение «Здороваемся глазами». Упражнение «Распевка» 2.Основная часть. Упражнение «Сосед слева-сосед справа». Упражнение «Природный массаж» Релаксация «Пляж» 3. Прощание. Упражнение «Башенка» |
4. | «Интересный рисунок». Цель: Развитие произвольности движений. | 1 | 1.Вводная часть (приветствие) Упражнение «Здороваемся глазами». Упражнение «Распевка». 2.Основная часть. Упражнение «Двигаемся по команде». Упражнение «Четыре стихии». Упражнение «Поиграем с пальчиками». Упражнение «Интересный рисунок» 3. Прощание. Упражнение «Башенка» |
5. | «Копирование». Цель: Развитие произвольности внимания. | 1 | 1.Вводная часть (приветствие) Упражнение «Здороваемся глазами». Упражнение «Распевка». 2.Основная часть. Упражнение «Выполняй по хлопку». Упражнение «Копирование». Упражнение «Поиграем с пальчиками». 3. Прощание. Упражнение «Башенка» |
6. | «Самый, самый». Цель: Развитие пространственных представлений. | 1 | 1.Вводная часть (приветствие) Упражнение «Здороваемся глазами». Упражнение «Распевка». 2.Основная часть. Упражнение « Художники». Упражнение «Самый, самый». Упражнение «Поиграем с пальчиками». Релаксация «Ковер-самолет». 3. Прощание. Упражнение «Башенка» |
7. | «Поиграем с пальчиками». Цель: Развитие мелкой моторики. | 1 | 1.Вводная часть (приветствие) Упражнение «Здороваемся глазами». Упражнение «Распевка». 2.Основная часть. Упражнение «Путешествие друзей». Упражнение «Поиграем с пальчиками». Релаксация «Пляж». 3. Прощание. Упражнение «Башенка» |
8. | «Лабиринты». Цель: Развитие произвольности восприятия | 1 | 1.Вводная часть (приветствие) Упражнение «Здороваемся глазами». Упражнение «Распевка». 2.Основная часть. Упражнение «Лабиринты». Упражнение «Поиграем с пальчиками». Релаксация «Кораблик» 3. Прощание. Упражнение «Башенка» |
9. | Изучение психологической готовности к обучению в школе | 1 | 1.Диагностика эмоционально-волевой сферы готовности к школе 2.Диагностика умственной готовности к школе |
Список литературы
- Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокорреционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) [Текст] / И.В. Ганичева. – М.: Книголюб, 2004.-144с.
- Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий [Текст] / Л.И.Катаева. - М.: 2004.
- Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений – М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003.-192с.
- Останкова, Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятии по подготовке детей к школе [Текст] / Ю.В. Останкова. – М.: Издательство «Учитель», 2006.
- Холодова О.А. За три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет) / О.Холодова. – М.: Росткнига, 2010. – 80с.
Приложение 1
Методики по определению уровня эмоционально-волевой регуляции и произвольности внимания.
- Методика «Лабиринт» Н.О. Озерецкого
Цель: определение уровня эмоционально-волевой регуляции.
Стимульный материал: бланк «Лабиринт»
Описание процедуры исследования: испытуемому предлагается провести непрерывную линию, повторяя все изгибы лабиринта, но, не «дотрагиваясь» до его «стенок» (ограничительных линий). На проведение линий в двух лабиринтах отводится 1 минута 30 секунд без перерыва. Инструктаж сопровождается демонстрацией. Для левшей упражнение выполняется левой рукой.
Критерии оценки: ошибкой при выполнении задания считается:
1. выход за пределы лабиринта;
2. отрыв руки от бумаги при рисовании линий;
3. нарушение изгибов лабиринтов при их повторении. Ошибки фиксируются в виде штрафных баллов (очков).
- Методика: «Шифровка» Векслера
Цель: выявление уровня развития волевых действий и произвольности внимания.
Стимульный материал: бланк «Шифровка»
Описание процедуры исследования:
Перед детьми кладутся чистые бланки и даётся словесная инструкция: Посмотрите на доску. На ней нарисованы: звёздочка, круг, треугольник, крестик, квадрат. В каждой из фигур нарисовано что – то. Психолог вместе с детьми изучает "шифр" и заполняет первые 5 фигур. Затем предлагает детям самостоятельно заполнить фигуры в соответствии с образцом; приступить к работе по команде "начали". На выполнение задания отводится 1 минута.
Оценка результатов:
Высокий уровень – 3б. (24-25 знаков выполнено без ошибок); Средний – 2б. (18-23 знака); Низкий – 1б. (12-17 знаков).
- Методика : «Эталоны» О.М. Дьяченко (для старших дошкольников, 5-7 лет) Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.
Материал. Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы, а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.
Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из следующих четырех фигур - эталонов:
Инструкция. Детям даются тетрадки и говорится: «Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда вы отметите все картинки, похожие на фигурку, переверните страницу и на следующей странице тоже отметьте картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так вы должны отметить фигурки на всех четырех страницах».
Во время выполнения задания необходимо обратить внимание детей на анализ формы фигурок-эталонов, чтобы избежать случайного выбора картинок. («Внимательно смотрите на фигурку под картинками».)
Обработка результатов и интерпретация
Максимальный балл (по всем 4 страницам) - 32 балла. Ошибками считаются неправильно отмеченная картинка и неотмеченная нужная картинка. Реальный балл равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок (за каждую ошибку вычитается 1 балл).
Уровни развития восприятия:
32-27 баллов - высокий
26-20 баллов - средний
от 19 и ниже - низкий
Качественный анализ результатов
1-й тип. Дети с синкретической ориентировкой. На основе выделения одной детали или, наоборот, без учета характерных деталей контура дети ошибочно относят весь предмет в целом к какому-либо из эталонов. Так, например, изображения гитары или груши относятся к эталону, имеющему форму угла, на основании одной детали — выемки сбоку. Или, наоборот, гитара относится к эталону конусообразной формы на основании общего направления линии контура, без учета характерных деталей.
2-й тип. Дети со смешанной ориентировкой, которая меняется в зависимости от сложности объекта. Простые объекты, детали которых находятся внутри общего контура (например, ботинок, голова собаки), дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе объектов с выступающими за контур деталями (например, корзинка с ручкой) проявляется синкретический тип ориентировки.
3-й тип. Дети с адекватной ориентировкой: при анализе формы предмета они ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Дети с таким типом ориентировки могут допустить лишь 1-2 случайные ошибки.
- Методика «4 лишний»
Цель: диагностика уровня мыслительных операций.
Стимульный материал: 12 карточек с четырьмя словами (или четырьмя изображениями), одно из которых лишнее.
Инструкция: Посмотри на эти картинки. Одна из них лишняя, она не связана с остальными картинками. Подумай, какая картинка, и назови ее.
Проведение теста. При проведении диагностики дошкольников каждую карточку с изображениями предметов (или со словами, если детям 6-7 лет, и они хорошо развиты) дают отдельно. Таким образом, в процессе тестирования детям последовательно предъявляют все двенадцать. Каждое следующее задание дают ребенку после его ответа, независимо от того, правильный он или нет.
- Методика «Последовательные картинки»
Цель: Изучение логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.
Оборудование: Рисунок из четырех последовательных изображений. Процедура проведения: Перед ребенком на столе в произвольном порядке кладут четыре картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20—30 сек. Инструкция: "Все эти картинки про одного мальчика. Разложи их по порядку, что было сначала, что потом". Если ребенок не начинает работу, уточняют: "Что сначала делал мальчик? Положи эту картинку сюда, первой"; "А что потом?". После того как ребенок разложит картинки, предлагают составить по ним рассказ.
Анализ результатов: Дети с нормальным умственным развитием с интересом рассматривают картинки, понимают инструкцию и выполняют задание. Они самостоятельно устанавливают последовательность событий, раскладывают картинки в нужном порядке, сопровождают свои действия речью.
Дети умственно отсталые справляются с этим заданием значительно позже (к 7—8 годам). В 5—6 лет они ограничиваются называнием отдельных картинок ("Мальчик", "Еще мальчик", "Кушает") с помощью наводящих вопросов. Последовательности изображенных на картинках действий они не устанавливают. Помощь не используют.
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. К 6 годам им доступно понимание последовательности изображенных событий. Однако при раскладывании они часто нуждаются в наводящих вопросах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по факультативному курсу внеурочной деятельности «Легкая атлетика» На уровень начального общего образования 4 года реализации
Программа по физкультуре (внеурочка по легкой атлетике ФГОС 1-4 класс)...
Аннотация к рабочей программе учебного предмета ОКРУЖАЮЩИЙ МИР на уровень начального общего образования
Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" составлена на основе:- Закона Российской Федерации «Об образовании»,- Федерального государственного образовательного стандарта н...
Приложение к рабочей программе учебного предмета «Русский язык» на уровень начального общего образования 4 «А» класс
Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы "Русский язык" (С.Иванов, М:Вентана-Граф)....
Приложение к рабочей программе учебного предмета «Математика» на уровень начального общего образования 4 «А» класс
Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы "Математика" (автор В.Н.Рудницкая, М: Вентана-Граф, 2013)...
Приложение к рабочей программе учебного предмета «Литературное чтение» на уровень начального общего образования 4 «А» класс
Календаро -тематическое планирование составлено на основе авторской программы "Литературное чтение" (автор Л.А.Ефросинина, М: Вентана-Граф, 2013)...
Приложение к рабочей программе учебного предмета «Окружающий мир» на уровень начального общего образования 4 «А» класс
Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы "Окружающий мир" (автор Н.Ф.Виноградова, М:Вентана -Граф, 2013)...
Рабочая программа по окружающему миру («Школа России») на уровень начального общего образования 1-4 класс
Рабочая программа содержит планируемые результаты освоения учебного курса, содержание учебного предмета и тематическое планирование по курсу "Окружающий мир"...