Конспект урока по шахматам по теме "Ладья"
план-конспект занятия (2 класс)
Тема урока: Ладья
Цели:Образовательная – знакомство с новой шахматной фигурой – ладьей.
Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.
Развивающая – развивать логику и мышление, память
Воспитательная – воспитывать интерес к игре в шахматы, волю к победе в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_ladya.docx | 781.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Академия дополнительного профессионального образования
Программа профессиональной переподготовки
Методика преподавания курса «Шахматы» в условиях реализации ФГОС НОО (144)
Дисциплина: Модуль 1. ФГОС НОО как основа изучения младшими школьниками курса «Шахматы»
Практическое задание 1, Модуль 1. ФГОС НОО как основа изучения младшими школьниками курса «Шахматы»
Выполнил:
слушатель Ягудина Нажия Гафуановна
Преподаватель:
Полетова Марианна Викторовна
г. Курган - 2017
Тема урока: Ладья
Цели:Образовательная – знакомство с новой шахматной фигурой – ладьей.
Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.
Развивающая – развивать логику и мышление, память
Воспитательная – воспитывать интерес к игре в шахматы, волю к победе в игре.
УУД: Регулятивные - учиться высказывать свои предположения.
Познавательные - делать предварительный отбор источников информации,
- ориентироваться в учебнике, добывать новые знания,
- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные - знать названия шахматных фигур, ходы фигур, взятие фигур.
Коммуникативные - оформлять свою мысль в устной и письменной речи,
- поддерживать диалог, отстаивать свое мнение.
Планируемые результаты: Личностные - осознание себя жителем планеты Земля. Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, раскрыть свои творческие способности. Развивать и совершенствовать в себе внимание, память, воображение, мышление, волевое управление поведением.
Метапредметные - моделирование ситуаций, при которых необходимо действовать решительно и четко. Анализировать ситуации, при которых нужно действовать правильно и быстро. Использовать знания в различных жизненных ситуациях.
Предметные - освоить правила игры в шахматы
УМК: 1. Примерная рабочая программа и планируемые результаты по предмету «Шахматы в школе».
2. Учебник «Шахматы в школе» 1 класс, Е.А.Прудникова. Москва. «Просвещение» 2017г.
3. Методические рекомендации по курсу «Шахматы в школе» пособие для учителя. Москва. «Просвещение 2017 г.
Оборудование:Учебник, тетрадь на печатной основе (по программе Е.А.Прудниковой), иллюстрации, демонстрационная шахматная доска и магнитные шахматы, наборы шахмат у детей, шаблоны, таблички с названиями, альбомный лист и цветные карандаши у каждого ребёнка.
Ход урока:
1 Актуализация знаний.
(дети стоят у своих рабочих мест, один заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение)
ШАХМАТЫ
Вся в квадратах – белых, чёрных -
деревянная доска,
а ряды фигур точёных -
деревянные войска.
Люди их передвигают,
коротают вечера,
люди в шахматы играют -
интересная игра!
Ты, дружок мой, без опаски,
без смущения вступай,
словно в мир чудесной сказки,
в чёрно-белый этот край.
Что? Трёхглавые драконы
нас не ждут здесь? Не беда!
Тут зато лихие кони
и пехота хоть куда!
Тут ферзи, слоны отважны,
мчатся поперёк и вдоль,
и, совсем как в сказке, важный
возвышается король.
Тут герои в каждом войске,
и выходит рать на рать
хитроумно и геройски
воевать и побеждать
- Мы начинаем шахматный урок. Садитесь.
-Ребята, как вы думаете, достаточно ли знать названия шахматных фигур и месторасположение их на шахматной доске, чтобы играть в шахматы? Какими еще знаниями необходимо обладать?
-Расставьте на шахматной доске фигуры в начальную позицию. Сейчас я предлагаю вам отгадать загадки, а отгадки – шахматные фигуры – показывать мне.
На доске есть у меня
Две лошадки – два… (коня)
Безопасные поля
Поищи для … (короля)
Ни к чему такая спешка
Потеряться может … (пешка)
Учила Леночка: Нельзя
Спешить вводить в игру … (ферзя)
Вперёд и назад ходит браво,
Помчится налево, направо
Ту фигуру знаю я
Как зовут её? …(ладья)
-Какую фигуру вы мне показали последней? (ладью) Об этой фигуре мы сегодня и поговорим. Узнаем, как ходят шахматные ладьи, как называют эту фигуру разные народы и почему ладью так назвали.
2.Постановка учебной задачи и пути ее реализации.
- Возьмите в руки фигурки шахматную ладью. Внимательно рассмотрите. Опишите ее.
- Сколько всего на доске ладей? (4: два чёрных и два белых) Как расположены?
Назовите «адреса» ладей на шахматной доске (белые: а1, h1; чёрные: a8, h8)
Следующей по силе шахматной фигурой после ферзя на шахматной доске по праву считается шахматная ладья. Выглядит шахматная ладья и на демонстрационной и на шахматной досках одинаково – это фигура похожа на крепостную башню. Иногда у нее на голове есть небольшие зубцы, которые выглядят как небольшие кирпичики.
Шахматная ладья - ее названия - Тура, Крепость, Башня
Во многих странах Востока Шахматную Ладью очень любили, так как считали ее самой сильной фигурой, даже намного сильнее Ферзя. Она не всегда стояла, как крепость, на месте. Была и боевой колесницей – Ратхи – самым грозным оружием того времени, носилась по полям и по доске.
А в Иране шахматную ладью даже называли Судьбой – Рухом. Птица Рух – покровительница войска, появлялась на самых важных участках сражения и могла в любой момент решить Судьбу шахматной битвы.
Повоевав, войско всегда возвращалось в город и зиму проводило за высокими крепостными башнями. Иногда башни брали с собой, ставили на колеса и получался настоящий Гуляй-город. Ехала такая крепостная башня на колесах по полям и дорогам.
Под особо большие башни подкладывали толстые бревна и катили. Сотня солдат из пушек поливала огнем врага. Сзади за крепостными стенами пряталось остальной войско, готовое наскочить и атаковать врага в любой момент. Появление таких гуляющих крепостей в армии Шаха было совершенно неожиданным для врага.
Во всех странах эта шахматная фигура так и называется: Крепость, Башня, Тура (многие дедушки эту фигуру как раз так и называют), привыкли и отвыкнуть не могут
ЛАДЬЯ
Фигуру вам представлю я
С красивым именем- ладья!
Как танк могучий и стальной,
Она несётся по прямой,
Любые ей доступны дали
На вертикали, диагонали.
Зато умеет делать ловко
Ход необычный- рокировку!
Её манёвр- сплошной кроссворд:
Горизонтали, вертикали…
Ладье по нраву тихий ход,
Но вот удар и враг в печали!
Возьмём ладью и поставим её на любую клетку на шахматной доске. Несмотря на то что ладья очень похожа на башню, она может быстро передвигаться, как маленький танк. Ладья ходит по прямым линиям вперёд и назад, вправо и влево на столько клеток, на сколько захочет. И когда хочет, может остановиться.
Ладья ходит по прямым линиям: горизонталям и вертикалям. (показать на демонстрационной доске горизонтали и вертикали ,диаграмма2,3 на42)
- Ладья считается тяжелой фигурой (ценность ладьи – 5 пешек)
Если у ладьи встретится на пути какая-нибудь фигура другого цвета, то ладья может эту фигуру взять (съесть, побить). При этом фигура снимается, а ладья ставится на её место.
Такой шахматный ход будем называть «взятием».
Далее учитель вызывает желающих учеников к демонстрационной доске давая задания:
-поставить ладью на поле е2 и сделать ход на 3 поля влево по горизонтали.
- поставить ладью на поле с4 и сделать ход на 4 поля вверх по вертикали.
-поставить ладью на поле d4 и сделать ход на 3 поля вверх горизонтали
4. Физкультминутка.
5.Самостоятельная работа и самопроверка.
1) Игра «Один в поле воин»
(Дети работают с раздаточным материалом в парах.)
- Белая ладья должна побить все черные фигуры, уничтожая каждым ходом по фигуре.
2) Игра «Кратчайший путь»
- Как белой ладье быстрее всего добраться до ракеты? Посчитайте, сколько ходов вы сделали?
Учащимся предлагается выполнить задания из урока 8 в рабочей тетради ,задание 3 из учебника,которые затем проверяются.(ученики сидящие за одной партой меняются тетрадями и проверяют работы друг друга
- Давайте вместе придумаем сказку про ладью.
6. Закрепление знаний. (10 мин)
Игра «ДА – НЕТ»
Ходит ли ладья по белым и черным полям?;
Может ли ладья пойти с белого поля на белое? С белого поля на черное? С черного поля на черное? С черного поля на белое?
Может ли ладья перепрыгнуть через одно поле? Через 2 поля? Через 3 поля? Через 4 поля? Через 5 полей? Через 6 полей?
Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную ладью? А черная ладья через белую?
Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью?
Сколько различных ходов по горизонтали может сделать ладья из углового поля? А из центрального? Сколько ходов по вертикали может сделать ладья из углового поля? А из центрального?
Сколько различных ходов по диагонали может сделать ладья из углового поля? А из центрального?
На сколько сторон может пойти ладья из углового поля? А из центрального?
Может ли в начальном положении ладья сделать хотя бы один ход?
7. Итог урока. (5 минут)
- Что вам показалось интересным на уроке?
- В чем были затруднения?
8. Домашнее задание.
Слепить из пластилина шахматную ладью ( показать образцы рисунков).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по шахматам "Ладья", 1 класс, с презентацией
Тема: Ладья, 1 класс.1. Организационный моментСегодня мы будем изучить новую тему. Будем играть, решать шахмат...
Конспект уроков по шахматам по темам "Слон", "Ладья"
Цели уроков:Образовательная – знакомство шахматными фигурами – ладьей, слоном. Развивающая – развивать логику и мышление, памятьВоспитательная – воспитывать интерес к игре в шахматы, ...
Конспект урока по шахматам "Сравнительная сила фигур"
Развиваем логическое мышление....
Конспект урока по шахматам "Защита фигур и пешек от нападения"
В конспекте наглядно показано как защитить фигуры от нападения....
Конспект урока шахматы
Конспкт урока шахматы по теме "Шахматная доска"...
конспект урока по шахматам на тему "Шах или не шах" (1 класс)
На уроке обучающиеся в игровой форме повторяют названия фигур и их игровые возможности, знакомятся с понятием "шах", узнают о способах защиты от шаха, работая в паре решают дидак...
конспект урока по шахматам 1 класс
Тема: «Шах»....