Шуя литературная
план-конспект занятия (4 класс)
ШУЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ.
Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством поэтов-земляков: Бальмонта и Серебрякова.
Задачи:
1. Прививать любовь к родному краю, ее истории.
2. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению.
3. Развивать творческие способности учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shuya_literaturnaya.docx | 350.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ШУЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ.
Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством поэтов-земляков: Бальмонта и Серебрякова.
Задачи:
1. Прививать любовь к родному краю, ее истории.
2. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению.
3. Развивать творческие способности учеников.
Ход занятия
Дети стоят в кругу.
Я: -Добрый день, ребята! Давайте поздороваемся улыбками. Теперь за руку, как взрослые люди. Теперь все протянем руку в центр нашего круга, как настоящая команда. Раз, два, три - начинаем наше занятие.
- Возьмите у меня по листочку бумаги. Посмотрите, какого цвета буква на вашем листе, и сядьте за тот стол, на котором флажок соответствует цвету вашей буквы. На столах флажки трех разных цветов (зеленый, розовый и фиолетовый)
- Соберите слово. Что у вас получилось? (поэты, стихи, Шуя)
- Как вы думаете, какая будет тема нашего занятия? (предложения детей)
- Прочитайте тему занятия.(на доске- Шуя литературная).
- А как вы думаете, что мы с вами будем делать сегодня?
- Да, правильно. Мы познакомимся в поэтами, жившими в нашем городе, почитаем их стихи.
На прошлых наших занятиях мы с вами знакомились с памятниками, известными людьми нашего города. Кого из этих людей мы уже знаем? (На доске фото Горелова, Павлова, Посылина, Киселева, Бальмонта и Серебрякова).
- Кто из них связан с темой нашего занятия? (Дети называют , убираем тех, кто не поэт. Оставляем Бальмонта и Серебрякова)
На доске фото и запись: Константин Дмитриевич Бальмонт 1867-1942
Про него расскажет Андрей Ф.
Поэт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии. (ФОТО )Мать Бальмонта, Вера Николаевна, образованная, умная женщина. Она ввела маленького Костю в мир музыки, поэзии, истории. Отец, Дмитрий Константинович, был тихим, добрым, молчаливым человеком. Очень любил природу. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве полюбил красоту лесов, полей, лесных речек. В 5 лет будущий поэт научился читать самостоятельно, а в 10 лет написал свои первые стихи.
Стихи о детстве К.Д.Бальмонта прочитают Даниил С. и Даниил К
«Часы»
В саду многоцветном, в деревне,
Я рос без особых затей.
Не видел я снов о волшебной царевне,
И чужд я был играм детей.
Я помню, любил я под солнцем палящим
Один приютиться в саду.
Один по лесным пробирался я чащам,
Один я смотрел на звезду.
За ласточкой быстрой, воробушком, славкой
Следил я, притупив глаза.
Был каждой утешен зелёною травкой,
И близкой была стрекоза.
И счастье большое – смотреть у забора,
Как ящериц серых семья
Купается в солнце, не видя дозора,
Любил и не трогал их я.
Бабочка.
Помню я, бабочка билась в окно.
Крылышки тонко стучали.
Тонко стекло, и прозрачно оно.
Но отделяет от дали.
В мае то было. Мне было пять лет.
В нашей усадьбе старинной
Узнице воздух вернул я и свет.
Выпустил в сад наш пустынный.
Если умру я, и спросят меня —
В чем твое доброе дело? —
Молвлю я. Мысль моя майского дня
Бабочке зла не хотела.
Таня Д.: Затем семья переезжает в Шую на улицу Садовая. ФОТО дома на Садовой). Константин поступает учится в Шуйскую классическую гимназию. ( ФОТО гимназии) Первые годы учится хорошо, но потом учение ему надоедает, он все больше внимания уделяет чтению. Из гимназии его исключают . Но Бальмонт постоянно учится, самостоятельно выучил 15 языков, много путешествовал. Но больше всего он любил Россию: "Нет для меня ничего прекраснее и священнее её. Верю в неё - и жду."
Я: К.Д. объехал весь мир и из каждого путешествия он привозил стихи, сказки, поэмы. Но любовь к Шуе, России, тоска о ней отражались в его стихах.
Стихи о Родине, России прочитают Ксения К. и Марианна Х.
Россия
Есть слово – и оно едино.
Россия. Этот звук – свирель.
В нём воркованье голубино.
Позвавший птиц к весне апрель.
Весенним дождиком омочен,
Весенним солнцем разогрет,
Мой край, в покров весны одет,
Другого в мире счастья нет.
Родная картина
Стаи птиц. Дороги лента.
Повалившийся плетень.
С отуманенного неба
Грустно смотрит тусклый день,
Ряд берез, и вид унылый
Придорожного столба.
Как под гнетом тяжкой скорби,
Покачнулася изба.
Полусвет и полусумрак,
И невольно рвешься вдаль,
И невольно давит душу
Бесконечная печаль.
Я: - Последние годы жизни Бальмонт провел во Франции, он часто жалел, что уехал из России. В последние годы он не пишет, а только перечитывает старые книги. Умер поэт в декабре 1942 года, в пригороде Парижа. В Россию ему так и не удалось вернуться: шла война. На его надгробной плите по-французски написано: Константин Бальмонт - русский поэт.
У Бальмонта есть стихотворение
Как я пишу стихи
Рождается внезапная строка,
За ней встает немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвертая смеется набегая.
И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом,
И право никогда - не сочиняю.
Попробуйте и вы стать поэтами.
Задание1. В стихотворениях Бальмонта пропущены некоторые слова, вставьте их на свои места. Каждой группе дается одно четверостишие с пропущенными словами, слова для справок внизу листа.
Небосвод сегодня новый,
Свежий, светлый, бирюзовый,
За ночь мылся он дождем,
У зари он занял рано,
И белила, и румяна,
И лазурности притом,
От лучистой желтой пыли
Облака его прикрыли
Вскипом белых покрывал,
И звенит наш день веселый,
И припали к розам пчелы,
Нежа розовый бокал.
От каждой группы выходит один человек и читает свой отрывок.
Я: - Именем К.Д.Бальмонта назван литературно-краеведческий музей (ФОТО), один из залов посвящен семье поэта. Рядом с музеем стоит памятный камень, на котором выбиты слова из стихотворения Бальмонта. Мы с вами сейчас их воспроизведем. Смотрим на меня и повторяем движения:
«Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
Весною светлой, как вестник мая,
Целую ландыш, в мечту влюбленный,
И внемлет ветру лазурь немая,-
Я вею, млею, воздушный, сонный».
-Спасибо!
Рождается внезапная строка,
За ней встает немедленно другая.
Мелькает третья, ей издалека „
Четвертая смеется, набегая.
И пятая, и после, и потом,
Откуда, столько, я и сам не знаю.
Но я не размышляю над стихом
И, право, никогда - не сочиняю
Бальмонт написал 35 книг стихов, то есть 3750 печатных страниц, 20 книг прозы,
перевел, сопроводив статьями с комментариями Эдгара По - 5 книг, Шелли - 3 книги,
Кальдерона - 4 книги, Уальда, Кристофора Марло, Шарля ван Леберга, Гауптмана,
Зундермана, огромную "Историю скандинавской литературы" Иегера (сожженная рус-
ской цензурой). Словацкого, Верхлицкого, Руставели "Витязь в тигровой шкуре", бол-
гарскую поэзию, югославские народные сказки, песни и загадки, литовские народные
песни, предания Полинезии, мексиканские сказки, драмы Калидасы и другие бальмон-
верстах от города Шуи, где 4 июня 1867 года родился его сын Константин Дмитриевич.
Отец всю свою жизнь прослужил в Шуйском уезде, был мировым посредником, судьей,
председателем Уездной земской Управы. Бальмонт вспоминал отца как необыкновенно
тихого, доброго, молчаливого человека, ничего не ценившего в мире, кроме вольности,
деревни, природы и охоты. "Не сделавшись сам охотником - с ним, еще в самом
начальном детстве, я глубоко проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек,
которых так много в моих родных местах".
Большую роль в жизни Бальмонта играла мать, Вера Николаевна, урожденная
Лебедева, женщина властная, неординарная. Поэт любил подчеркивать, что по матери он
татарского происхождения и предок его был монгольский князь Белый Лебедь Золотой
Орды. Вера Николаевна играла заметную роль в жизни города Шуи, она была то,
что называется душой общества. Устраивала любительские спектакли, писала заметки
местной печати. "Из всех людей, - вспоминал Бальмонт, - моя мать, высокообразованная,
умная и редкостная женщина, оказывала на меня в моей поэтической жизни наиболее
глубокое влияние. Она ввела меня в мир музыки, словесности, истории, языкознания. Она
первая научила меня постигать красоту женской души, а этой красотой, полагаю -
насыщено все мое творчество."
товские переводы в цифрах представляют более 10000 печатных стра
Я: - Теперь познакомимся с другим поэтом, чье имя связано с нашим городом. Итак, Геннадий Викторович Серебряков 1937 - 1996 (ФОТО)
О нем нам расскажут Петя и Коля Калмыковы.
Геннадий родился 30 января прямо в пути, во время одного из служебных переездов отца-пограничника. Родители его Виктор Алексеевич и Клавдия Ивановна происходили из знаменитого села Палех.(ФОТО) Отец поэта был красным командиром и служил в пограничных войсках. Он встретил войну на границе, был командиром партизан и погиб в бою. Маленький Гена с мамой в начале войны успели уехать в Палех. В его детстве была война, голод, солдатские госпитали. После войны Геннадий Серебряков учился в городе Шуя в гимназии №1. (ФОТО). Потом в индустриальном техникуме (ФОТО), после его окончания работал на текстильных фабриках.
Увлечение поэзией пришло к нему в детстве. Но лишь в пятидесятых годах Геннадий Серебряков послал тетрадку со стихами в Москву. Потом была учеба в Литературном институте. Затем поэт вновь возвращается в Шую журналистом в газету «Знамя коммунизма».(ФОТО) Первые книги Серебрякова вышли в начале 1960-х. Поэт создавал светлые, пронзительные стихи, воспевал любовь, справедливость, лучшие человеческие качества и каждое его произведение – признание в любви к России.
Стихи о Родине прочитают Слава и Борис Б.
Неотлётные птицы
Под окном воробьи да синицы…
По-особому дороги мне
Неотлётные скромные птицы,
Что зимуют в родной стороне.
Как бы ни было зябко и вьюжно,
Их отсюда ничем не сманить.
Знают: всё это выдержать нужно,
Всё с землёю своей разделить.
Ничего, что живут не в достатке
Под суровой защитой лесов, –
На заморские блага не падки, –
И тому же научат птенцов…
Травы
Мне почему-то хочется остаться
Вот здесь, в глуши, среди дремучих трав.
Вдали от городов с радиостанциями
Упасть, как крылья руки распластав…
…Всему свой срок. Цветы исходят мёдом.
Рождаются и рушатся миры…
Но, предвещая добрую погоду,
Камаринскую пляшут комары.
Я: Лучшее, что было в творчестве Геннадия Серебрякова неотделимо от нашего края. Он писал стихи, поэмы, издал исторический роман о поэте-воине Денисе Давыдове. За 30 лет издано более 15 поэтических книг.
Рома К. Шуяне помнят о своем известном земляке. В 2003 году на здании редакции газеты "Шуйские известия" была открыта мемориальная доска в честь Г.Серебрякова. Благодаря директору "Шуйских ситцев" Богаделину переиздали книгу поэта "Между прошлым и будущим".
Ты откуда, русская зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась? Как ты зазвучала?
Пролетели утки — уронили дудки.
Пролетели гуси — уронили гусли.
Их порою вешней нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней на Руси родились.
Умер поэт в поселке под Москвой от сердечного приступа. Но его стихи живут. На некоторые написаны песни. Сейчас мы сейчас исполним песню "Гуси-лебеди летят".
Задание 2. Составьте коллаж. На столах заготовки календарей с фото Бальмонта и Серебрякова и фотографиями памятных мест. Каждая команда создает свой коллаж.
Рефлексия. Вот и подошла к концу наша встреча с шуйскими поэтами. Но ваше знакомство с ними, я думаю, не закончилось. Надеюсь, что стихи заинтересовали вас, что вы почитаете их еще и узнаете много интересного и нового о творчестве этих и других шуйских поэтов.
На доске наша главная достопримечательность - колокольня. Прикрепите к ней свое имя. Внизу - если вы ничего не узнали нового. Если узнали, но хотите узнать еще - прикрепите выше. Если знаете все - на самый шпиль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
программа по литературному чтению Н. А. Чураковой «Литературное чтение» по системе системе Л.В. Занкова
планирование примерное по литературному чтению...
Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка
Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...