Выступлeниe на общешкольном родительском собрании пo тeмe: «Роль семьи в развитии нравственных качеств ребенка.»
консультация (1 класс)

Филина Лилиана Александровна

Какую  же роль семья играет  в развитии нравственных качеств  ребенка?

Семья для ребёнка – это место его рождения, становления. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от отношений в семье. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумения хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть. Рассматривая значение семьи для ребенка, педагоги и психологи, считали и считают, что только семья закладывает основы нравственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальнoe бюджeтнoe oбщeoбразoватeльнoe учрeждeниe

«Тoпканoвская oснoвная oбщeoбразoватeльная шкoла»

Выступлeниe на общешкольном родительском собрании пo тeмe:

«Роль семьи в развитии нравственных качеств  ребенка.»

Учитeль начальных классoв:

Филина Л.А.

2018 гoд

   «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».
                                                                                                 
Антуан де сен Экзюпери.

                                             «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы

                                              они путем правильного воспитания сделались хорошими – это

                                              в нашей власти».                        Плутарх.

 «Наши дети – это наша старость; плохое воспитание – это наше горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

                                                     (А. С. Макаренко)

«Характер и нравственное поведение ребёнка –это слепок с характера родителей, он развиваетсяв ответ на их характер и их поведение»    Эрих Фромм

Точка, точка, запятая – вышла рожица смешная.

Ручки, ножки, огуречик – получился человечек…

Что увидят эти точки? Что построят эти ручки?

Далеко ли эти ножки уведут его? Как он будет жить на свете?

Мы за это не в ответе. Мы его нарисовали – только и всего.

Что вы! Что вы! Это важно! Чтобы вырос он отважным,

Чтобы мог найти дорогу. Рассчитать разбег.

Это трудно, это сложно, но иначе невозможно.

Только так из человека выйдет человек.

Какую  же роль семья играет  в развитии нравственных качеств  ребенка?

Семья для ребёнка – это место его рождения, становления. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от отношений в семье. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумения хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть. Рассматривая значение семьи для ребенка, педагоги и психологи, считали и считают, что только семья закладывает основы нравственности.

Нравственность -  это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу.

       Морально – нравственные качества наших детей не заложены в них при рождении, их нужно формировать. На формирование этих качеств оказывают влияние десятки и сотни составляющих, среди которых можно выделить три  основных, определяющих, главных. Это,в первую очередь, семья,  телевидение, общение.

В своих письмах Л. Н. Толстой говорил о том, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке всеобщей ненависти и злобы.

     Уровень нравственности родителей, их жизненные планы,  опыт общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств маленького человека. Поведение родителей - самое решающее в воспитании. Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных, является профессия быть родителем. Стать родителем зачастую гораздо проще, чем состояться как родитель.

     В глазах ребенка отец и мать выступают в нескольких ролях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, распорядитель наказаний и поощрений; как образец для подражания; как старший друг, советчик, которому можно доверить все.

Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьей и в семье.

     Задатки  добра успешно формируются у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы  слово не расходилось с делом.

   - Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их детей».

- Есть много разновидностей этой уродливой любви. Вот некоторые из них: любовь умиления,  любовь деспотическая и любовь откупа.

Любовь умиления – это самое печальное, что можно представить себе в отношения родителей и детей. Это  неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия: «можно», «нельзя», «надо». Ребенку  кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, он не видит, что у тех кто его окружает, есть свои желания, свои потребности.  У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность неразумной родительской любви - деспотическая любовь. Это форма – одна из причин того, что ребенок перестает верить в человека и в человечность. В обстановке деспотичного самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков маленький человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять его желание быть хорошим. Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын или дочь – такой же человек, как и вы, его душа протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в том, чтобы ребенок был всем обеспечен. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей, но им  не знакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают, и он уважает других;

и неблагополучным, когда он – баловень семьи, а затем нередко – деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он – «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

  - С помощью родителей у ребенка постоянно закладываются представления  о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи.  Зачастую семья, в которой вырос ребенок, становится моделью  его будущей семьи.

Дочка принесла с улицы чужую куклу, спрятала ее среди своих игрушек. Когда мать увидела куклу и спросила, откуда она взялась, дочка ответила, что ее дала ей подружка, поиграть. Мать на этом успокоилась и больше не вспоминала, не проверила, так ли это было на самом деле. Затем были еще чужие вещи, которые также кто-то якобы давал дочери. Через несколько лет дочка стала красть деньги. Вот только тогда родители всполошились и забили тревогу. А начало этому положила та первая кукла. Если бы мать пошла с девочкой к ее подружке, то выяснила бы, что подружка не давала куклу ее дочке, что дочь просто взяла ее без разрешения. Меры были бы приняты вовремя, и дурной привычки красть у девочки не сформировалось бы.

Особенно внимательно надо следить за денежными операциями в семье. Часто детей посылают в магазин за мелкими покупками: хлеб, молоко, соль и т. п., сдачу обычно не проверяют, мелочь отдают детям в копилку. Но могут возникнуть такие ситуации, когда дети пытаются схитрить, оставить себе больше, чем положено.

     Для ребёнка младшего школьного возраста характерно то, что он копирует поведение взрослых, подражает им, берёт с них пример. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Дети часто видят то, что мы хотим скрыть от них.

     «Мальчик оскорбил свою бабушку, назвав её «дурой». Когда бабушка рассказала  об этом отцу ребёнка, то отец стал кричать на мальчика:

- Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь!

Сын отвечает:- Но ведь ты маме тоже так говорил!?

- Да как ты смеешь отца учить!

Вмешивается мать: - Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости!»

     Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении — хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных качеств. В то время как крик, грубые интонации — приведут к противоположным результатам. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему. В воспитании следует пользоваться правилом: прежде, чем предъявлять требование к ребёнку – предъяви их к себе.

     «Отец ругает сына за неряшливость, хотя сам бросает свою одежду на стул. Мать требует уважения к себе, но в присутствии детей грубит бабушке, неуважительно отзывается о соседке, учителе, близких». Постоянно в школе проходят различные конкурсы. Часто учителям  приходится слышать от детей, что мама или папа сказали – обойдутся и без тебя. Пусть другие делают.

     Очень часто родители хотят добиться от своих детей выполнения требований, которым не следуют сами. И очень часто им это удаётся с помощью мер принуждения: ребёнок будет выполнять требования  формально, из страха перед наказанием. Этот страх порождает обман, лицемерие и хитрость.

      Иногда родители говорят о том, что у маленьких детей достаточно сложно воспитать отзывчивость. С этим нельзя согласиться. Простой пример. Ребёнку дают конфету, он берёт её и пытается угостить ею маму, папу, бабушку, но взрослые отказываются, говоря ребёнку, что он должен кушать сам, так как ему нужно расти. Проведя такой «эксперимент» несколько раз, можно быть уверенным, что ребёнок вскоре перестанет что-либо кому-либо предлагать. В этом случае об отзывчивости можно будет забыть.

     Огромное влияние на формирование моральных качеств ребёнка в настоящее время играют компьютер и телевидение. Необходимо помнить о том, что ребёнок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, становится раздражительным, неуравновешенным, агрессивным. Вам – родителям, необходимо контролировать в какие компьютерные игры играет ваш ребёнок, какие передачи и фильмы он смотрит.

     Очень часто дети поступают «неправильно» именно в силу незнания, как поступить правильно! Родителям, взрослым необходимо постоянно учить, направлять, помогать своим детям. Например, пригласил ваш ребёнок своих друзей в день своего рождения. Вот повод обсудить маленькие секреты радушия хозяев. Как рассадить и чем их занять, как завязать общую беседу, как поблагодарить за подарок, какой-бы он не был.

     Воспитать нравственные качества и культуру поведения  - главнейшая задача родителей. Чтоже нужно для её успешного решения?

     - Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье. Основы трудолюбия должны закладываться с детства;

     - во-вторых, в семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

Например:  В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это.        

     - в-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

- в- четвертых, ребенок нуждается в похвале и ласке,

СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил. Вместе накрыли на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его.  Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

         - в – пятых, родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

   Таких законов существует достаточно много. Каждая семья создаёт свои собственные законы нравственного поведения.  Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как личность.

- Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям                                     нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от  ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина?  Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши падения, срывы, как бы мы не старались скрыть это. В семейном воспитании имеются самые разнообразные приёмы и средства формирования культуры поведения, нравственных качеств. Но случается, к сожалению, что выбираются из них далеко не самые лучшие. «Убери локти со стола…  Кто за тебя всё это будет убирать?.. Я что сказал?.. Делай, что тебе говорят!..» Бесконечные упрёки, замечания, наказания и угрозы – малоэффективное средство воспитания.

Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Если:

ребенка постоянно критикуют, он учится ..(ненавидеть);

ребенок живет во вражде, он учится ... (быть агрессивным);

ребенок растет в упреках,он учится ... (жить с чувством вины);

ребенок растет в терпимости, он учится ... (понимать других);

ребенка хвалят, он учится . . (быть благородным);

ребенок растет в честности, он учится ... (бытьсправедливым);

ребенок растет в безопасности, он учится . (верить в людей);

ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя);

ребенка высмеивают ,он учится ... (быть замкнутым);

ребенок живет в понимании и дружелюбии,он учится . (находить любовь в этом мире).

 В заключении я хотела бы отметить, что взрослый человек должен быть не «хозяином», не главою, который всё знает и всегда прав, а товарищем, который вместе с ребёнком ищет истину и отличается от ребёнка только тем, что более зрел и опытен. Такое понимание между ребёнком и взрослым составляет основу действительно близкого контакта между ними. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения. И в наших силах помочь ребёнку вырасти добрым, умным, активным, смелым, храбрым, сильным, ответственным, творческим. Одним словом – ЧЕЛОВЕКОМ!

     Свое выступление хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:

 

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха, поймут все без труда.

Слова порой запутаны, пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –  кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.

И если всё мне показать, я выучу урок.

Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить и  мыслям, и словам.

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь, по правде или нет.

. 

                                           Используемая литература

1. Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» 1981г Захаров

2.Дереклеева Н.И. «Организация родительских собраний в 1-11 классах» Москва 2000г.

3.Корчак Я. Избранное. Киев. 1983г.

4. Мир детства: Подросток (под ред. А.Г.Хрипковой). Москва 1988г.

5. Мир детства : Юность (под редакцией А.Г. Хрипковой) Москва 1986г.

6. Спиваковская А.С. «Как быть родителем». Москва 1986г.

7.А.И. Неврозы у детей / А. И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 336 с.

8.Хухлеева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлеева // Школьный психолог. – 2006. № 19. – С. 38.

9.Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) /Ф. П. Черноусова /М.: Педагогический поиск, 2004. – 160 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное родительское собрание: «Семья и школа – партнёры в воспитании»

Цель выступления:осознание родителями роли и значения семейного воспитания в общей системе воспитания ребенка;нацеливание родителей на плодотворное педагогическое сотрудничество;активизация педагогиче...

Родительское собрание во 2 классе "Воспитание и развитие нравственных качеств у ребёнка младшего школьного возраста"

Родительское собрание "Воспитание и развитие нравственных качеств у ребёнка младшего школьного возраста" проведено с целью помощи родителям в воспитании культуры поведения у детей, рассмотрения недост...

Общешкольное родительское собрание от 16 декабря 2014 года (выступление учителя начальных классов Комаровой Екатерины Витальевна) «Здоровая семья – здоровый ребенок»

Цель: воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; познакомить с простыми средствами его поддержания. Задачи: дать информацию о направлениях здоровья школьника, сформировать рекомендаци...

Выступление на общешкольном родительском собрании "Круг общения подростков и и его влияние на формирование нравственного поведения"

Выступление на общешкольном родительском собрании "Круг общения подростков и и его влияние на формирование нравственного поведения" включает в себя сообщение по теме, памятку для родителей ...

Родительское собрание в 1 классе по теме "Развитие нравственных качеств в младшем школьном возрасте"

Младший школьный возраст – время интенсивного приобретения ребёнком социальных знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных си...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 4 КЛАССЕ «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У РЕБЁНКА»

Теория морального развития Лоуренса КолбергаРОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 4 КЛАССЕ «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У РЕБЁНКА»...