Общешкольное родительское собрание "Одаренность ребенка: выявление, поддержка и развитие способностей талантливых детей"
презентация к уроку

Материал для выступления на родительском собрании по теме "Одаренность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennost._psiholog.pptx612.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие «Одаренность» Общешкольное родительское собрание Одаренность ребенка: выявление, поддержка и развитие способностей талантливых детей Подготовила: педагог- психолог МОУ «Ломоносовская школа №3» Запорожец О.А.

Слайд 2

Одаренность - э то системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких ( необычных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Слайд 3

Одаренный ребенок : это ребенок, который выделяется яркими, очевидными , иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слайд 4

Виды одаренности Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка). Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо деятельности). Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии). Потенциальная или скрытая одаренность (показатели возможности реализации неких способностей при соблюдении определенных условий).

Слайд 5

Специальная одаренность Эта классификация позволяет увидеть и развить специальную одаренность в каждом ребенке. Причем один и тот же ребенок может проявлять разные типы специальной одаренности.

Слайд 6

Факторы, влияющие на развитие одарённости.

Слайд 7

Уровень развития одаренности - это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. Способности – это индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Способности развиваются на основе задатков, под влиянием социальной среды (обучения и воспитания) в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.

Слайд 8

В учебной деятельности одаренные дети отличаются рядом черт. 1 . Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой. 2. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. 3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений. 4. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания. 5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников. 6. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо ( перфекционизм ). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения. 7. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи». 8. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации. 9. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы. 10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации. 11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал. 12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.

Слайд 9

Как еще родитель может определить одаренность? У детей уже с раннего возраста задатки одаренности обнаруживаются в самодеятельных занятиях. Как правило, в той сфере, которая привлекает, дети проявляет повышенный интерес и чувствительность. Ч резвычайная любознательность и потребность в познании, опережение сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития, высокая требовательность к результатам собственного труда.

Слайд 10

Негативными сторонами одаренных ребят являются следующие качества личности: Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, т. к. одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, т. к. уже с первых слов схватывает суть проблемы. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах. Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс. Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.

Слайд 11

Рекомендации родителям: Как развивать одаренность детей? При организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и ответственности ребенка . Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии: Интернет, дистанционное и интерактивное обучение. Также родители должны помнить, что дополнительное образование способствует расширению сферы творчества одаренного ребенка . Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы. Для одаренного ребенка особенно важно повышенное внимание родителей и условия в семье, где он растет. Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий. Предоставление большей самостоятельности. Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах. Придание большего внимания физическому и нравственному развитию. Удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви, уважении к себе и окружающим. Терпимость к кажущимся странными идеям, уважение к любопытство ребенка. Дать возможность быть ребенку одному одного и позволить ему самому заниматься своими делами. Желания и цели детей принадлежат им самим.

Слайд 12

Тест для родителей «Выявление и направленность одаренности ребенка». Используйте тест, определяющий направленность ребенка к какой-то области деятельности. На предлагаемые вопросы необходимо ответить утвердительно («да» - 1 очко) и отрицательно («нет» – 0 очков),затем все складывается. Ответ определяется по шкале результата.

Слайд 13

Случается, ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету? Меняет ли он свои наклонности? Любит ли рисовать воображаемые предметы? Любит ли рисовать абстрактные картинки? Любит ли фантастические истории? Сочиняет ли рассказы или стихи? Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги? Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует? Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус? Боится ли темноты? Изобрел ли когда-нибудь новое слово? Считал ли это слово понятным без разъяснений? Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению? Был ли удачен этот замысел? Использовал ли когда-нибудь вещи не по ее назначению? Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов? Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему? Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим? Ищет ли объяснение тому, чего еще не понимает? Часто ли просит объяснить окружающие его явления? Любит ли читать книжки без иллюстраций? Изображает ли собственные игры или развлечения? Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

Слайд 14

Тест для родителей «Выявление и направленность одаренности ребенка». Шкала результата От 20 до 23 очков – ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, следует помогать ему в этом. От 15 до 19 очков – ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен лишь, когда чем-то заинтересован. От 9 до 14 очков – большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на лещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает. От 4 до 8 очков – ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности. Менее 4 очков – ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.

Слайд 15

Одарённость , талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности. Несмотря на многочисленные исследования, многие вопросы, касающиеся одарённости, до сих пор остаются дискуссионными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для учащихся общеобразовательных школ проводятся различные предметные конкурсы и олимпиады, а в системе специального (коррекционного) образования этот вопрос остается открытым....

Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей «Одаренные дети»

Выявление способностей обучающихся продиктовано главным принципом: каждый ребенок талантлив и талант может проявиться не сразу! Программа содержит комплекс методик для выявления способностей....

Практические диагностические тесты для выявления музыкальных и двигательных способностей у детей младшего школьного возраста

Данные диагностические тесты подобраны для выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей, состояния эмоциональной сферы детей и дальнейшего их развития....

Доклад из опыта работы "Эффективные формы поддержки и развития способностей детей дошкольного возраста в рамках проекта «Успех каждого ребенка»

Главная задача нашего детского сада – это раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности.Основная идея «Успеха каждого ребенка» – выстраивание системы  о...

Педагогический совет "Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в современных условиях"

Педагогический совет " Создание условий для выявления , поддержки и развития одаренных детей  в современных условиях"...

«Эффективные школьные практики выявления, поддержки и развития талантливых детей»

Выявление талантливых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация талантливых посредством какой-либо одноразовой процедуры тестировани...