РУКА, ОТКРЫТАЯ ДОБРУ Конспект вводного занятия по изучению дактиля (пальцевой азбуки) для учащихся 4В класса ГБОУ средней школы № 365 (слышащие дети)
план-конспект занятия (4 класс)
Конспект вводного занятия по изучению дактиля (пальцевой азбуки) для учащихся 4В класса ГБОУ средней школы № 365 (слышащие дети)
Занятие строится на принципах интеграции учебной и внеучебной деятельности, так как работа учителя и воспитателя в тандеме наиболее плодотворно сказывается на формировании личностных качеств учащихся. Поэтому начало занятия – это индукция, отсыл к ранее проводившимся урокам по теме «Притча. Сочинение-притча по видеосюжету»
Цель:
Создание условий для формирования толерантного сознания учащихся путём обучения способам коммуникации со слабослышащими и глухими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruka_otkrytaya_dobru.docx | 374.14 КБ |
Предварительный просмотр:
РУКА, ОТКРЫТАЯ ДОБРУ
Конспект вводного занятия по изучению дактиля (пальцевой азбуки) для учащихся 4В класса ГБОУ средней школы № 365 (слышащие дети)
Занятие строится на принципах интеграции учебной и внеучебной деятельности, так как работа учителя и воспитателя в тандеме наиболее плодотворно сказывается на формировании личностных качеств учащихся. Поэтому начало занятия – это индукция, отсыл к ранее проводившимся урокам по теме «Притча. Сочинение-притча по видеосюжету»
Цель:
Создание условий для формирования толерантного сознания учащихся путём обучения способам коммуникации со слабослышащими и глухими людьми.
Задачи:
- дать возможность осознать необходимость поиска способа включения «особенных» людей в общую коммуникацию
- расширить представление детей о языке как средстве общения, о различных способах вербального и невербального общения
- познакомить с основами пальцевой речи и некоторыми правилами дактилирования
- создать условия для совершенствования социальных и поведенческих навыков
Ход занятия.
- ВСТУПЛЕНИЕ
Наше занятие сегодня называется «Рука, открытая добру». Как вы думаете, о чём пойдёт речь? (Слушаем прогнозы детей) Какие интересные предположения! Но я вам не скажу, правы ли вы. Я хочу, чтобы в конце занятия вы сами объяснили мне это название.
- ИНДУКЦИЯ, ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
- В начале занятия детям предлагается пересмотреть видеосюжет «Мальчик и мячик» (https://vk.com/doc218993953_443062329), а затем прочитать с экрана текст:
Затем задаются вопросы:
– Какие слова у вас ассоциируются с просмотренным и прочитанным? (слова записываются на доске: доброта, дружба, сочувствие, помощь, одиночество…)
– Чем похожи ситуации видеосюжета и мини-рассказа? (В обеих ситуациях все вместе стараются сделать человека неодиноким, почувствовать себя равным и нужным и т.п.)
Вывод: ограниченность чьих-то возможностей не должна быть поводом ограничения ОБЩЕНИЯ (упор делается на слово «общение», т.к. это подводит к следующему этапу занятия).
- БЕСЕДА:
– А что такое общение? (Читаем словарную статью: Общение – обмен сообщениями, идеями, чувствами и взаимодействие между людьми.)
– А когда люди общаются, они используют какой-то язык. Какие языки общения вы знаете? (русский, финский…)
– Но только ли словами общаются люди? (нет, они ещё показывают знаки, рисунки, выражают чувства при помощи музыки и т.д. – в ходе беседы важно выяснить, что существует множество невербальных систем передачи информации: таблицы, схемы, дорожные знаки, искусство, звуковой сигнал – например, свист – жесты, сигналы флажками, световые сигналы и др.)
Вывод: бывают ситуации, когда невозможно использовать слово для передачи информации.
- ЗНАКОМСТВО С ПАЛЬЦЕВОЙ АЗБУКОЙ И ПРАВИЛАМИ ДАКТИЛИРОВАНИЯ
- К просмотру предлагается ещё один видеосюжет – о том, как весь класс выучил язык жестов ради глухого одноклассника (https://www.youtube.com/watch?v=LMEQG5vLGvI)
Обсуждение:
Если в нашем классе появится такой человек, как мы могли бы помочь ему стать «своим»? (Можем выучить жестовый язык)
Но жестовый язык – это более 10 тыс. слов-жестов. Сможешь ли ты сразу овладеть ими? (нет, наверно…)
Сколько жестов можно выучить за одно занятие? (…) А общаться нужно сразу! Что будет делать глухой? Ждать, пока ты выучишь эти свои три жеста? А если то слово, которое нужно прямо сейчас, ты ещё не выучил? (Можно написать на бумаге или на доске)
Да, можно. Если даже на прогулку ты берёшь с собой ручку и тетрадь. Правда, такое общение, письменное, не получится живым. Когда пишешь – не видно глаз, мимики лица, которая так нужна глухому человеку для «разговора»…
- Разучивание первых букв.
И тут нам на помощь приходит волшебный ДАКТИЛЬ. Что же это такое?
Дактилос – по-гречески «палец», и так же называется пальцевая азбука.
В ней каждую букву можно показать особым пальцевым знаком, как показано на таблицах, лежащих у вас на партах. Таким образом можно как бы «писать» слова, но не ручкой на бумаге, а пальцами в воздухе. Давайте попробуем выучить несколько букв (разучиваются буквы А, О, М)
- Правила дактилирования.
Вот теперь мы можем «написать» пальчиками целое слово: МАМА. Только для этого нужно усвоить несколько простых правил (текст на экране):
- дактилируем правой рукой (поднимите руку вот так: предплечье вверх, вертикально)
- кисть руки не закрывает лицо
- рука движется от плеча к носу (справа налево)
- глаза обращены на собеседника.
4. Дактилирование слова «мама»
5. Разучивание букв Ш, К, Л
Давайте составим ещё одно слово6 ШКОЛА. Каких букв нам для него не хватает?
Сейчас мы их выучим (учим, дактилируем)
6. Работа в парах (самостоятельное изучение таблицы дактильной речи).
А сейчас нужно каждому при помощи таблицы научиться дактилировать своё имя и имя соседа по парте. Покажите друг другу то, чему смогли научиться.
(учитель оказывает индивидуальную помощь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект вводного занятия кружка "Умелые руки"
Занятие способствует формированию представления детей о работе кружка. Знакомить учащихся с видами ручных работ.Обобщает и расширяет представления детей о рукоделии....
Конспект коррекционного занятия, тема:" Полет на планету «Память»", для учащихся 1 класса
Учащиеся знакомятся с понятием «память» и ее видами. Занятие способствует развитию слуховой, зрительной, двигательной памяти....
Выступление на тему: «Самооценка и самоконтроль в начальной школе».Учитель начальных классов ГБОУ средняя школа №412 Виволанец Людмила Александровна
В этом выступлении на районной конференции содержатся статья и презентация на данную тему...
вводное занятие по изучению ПДД
вводное занятие по изучению с детьми правил дорожного движения, основные термини и понятия....
Конспект внеурочного занятия по духовно – нравственному воспитанию «Азбука добра» 3 класс
Конспект внеурочного занятия по духовно – нравственному воспитанию «Азбука добра» 3 классТема - «Правила поведения в школе, в классе».Цель: воспитание культуры пове...
Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Грибы"
Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича методическая разработка урока по окружающему миру на тему во 2 классе на тему"Грибы"...
Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича статья на тему "Подвижные игры на уроках окружающего мира во 2 классе".
Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича статья на тему "Подвижные игры на уроках окружающего мира во 2 классе"....