Выступление на тему: «Самооценка и самоконтроль в начальной школе».Учитель начальных классов ГБОУ средняя школа №412 Виволанец Людмила Александровна
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

В этом выступлении на районной конференции содержатся статья и презентация на данную тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samokontrol1.docx31.35 КБ
Файл prezentatsiya_samootsenka1_-_kopiya.pptx2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Самооценка и самоконтроль в начальной школе»

1.Что такое самооценка и самоконтроль.

Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря -формирование умения учиться

Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают

возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они оздают условия развития личности и ее самореализации.

В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения .

Самоконтроль-один из важнейших факторов,

 обеспечивающих самостоятельную деятельность обучающихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении  уже совершенных ошибок.

Самооценка - это оценка личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Самооценка играет очень важную роль в повышении качества успеваемости, организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство

Самооценка помогает детям определить границы своего знания -незнания,

своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.

2.Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов.

1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

4. Оценивать можно только то, чему учат.

5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

3.Самооценка имеет следующие функции :

  • констатирующую (это знаю хорошо или недостаточно);
  • мобилизационно-побудительную (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я не совсем разобрался);
  • проектировочную (чтобы не испытывать затруднения, я должен сделать).

4.Вопросы для самооценки обучающимся результатов деятельности на уроке

Фамилия, имя_____________________________________

Класс________

Вид задания______________________________________________

№п/п

Вопрос

Ответ

Выполнение этой работы (задания) мне понравилось (не понравилось) потому, что

Наиболее трудным мне показалось

Я

допустил ошибки, потому, что

Самым интересным было

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я сделал бы следующее

Я бы хотел попросить учителя помочь мне в

.

5.Без адекватной самооценки личности не получится адекватной рефлексивной самооценки урока

В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля. Электронное приложение к учебникам дает возможность ребѐнку

отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.

6.Алгоритм самооценивания в1 классе, 2классе, 3 классе, 4 классе

1.Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы)

2.Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)

3.Задание выполнено верно или не совсем?(Учимся находить и признавать ошибки)

4.Выполнил самостоятельно или с чьей-

то помощью? (Учимся оценивать процесс)

5.Какое умение развивали при выполнении задания?

6.Каков был уровень задания (задачи)?

7.Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8.Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

7.Классификация самооценки по цели:

 1)Самооценка настроения и эмоционального состояния

(карточки с изображением лиц, цветовое изображение, эмоционально

художественное оформление)

2).Самооценка деятельности

(лестница успеха, чтение с остановками, ключевые термины, запись промежуточных выводов, письмо в будущее

3).Самооценка содержания учебного материала

(подбор афоризма, дискуссия, сочинение, анкета, синквейн, тест, исправь ошибки, составление плана).

4)Самооценка настроения и эмоционального состояния

Приѐмы:

«Тир. Попади в мишень»

«Лестница успеха»

 «Строим здание»

«Гномик веселый и грустный

«Солнышко с тучкой»

 «Светофор»

«Сосед по парте»

«Дерево успеха»

«Путешествуем»

«Волшебные линеечки»

8.Бланки по оценке и самооценке  деятельности на уроке

Самооценка общеучебных умений.

№п/п

Умения

Самооценка

+, ?, –

Оценка

учителя

Умение организовывать свою деятельность:

  1. определять цель
  2. составлять план решения

Умение находить информацию:

  1. находить информацию в разных источниках
  2. фиксировать еѐ в виде таблицы, схемы...

Умение мыслить, преобразовывать

информацию:

  1. наблюдать и сравнивать
  2. выделять существенное, группировать
  3. анализировать,
  4. определять причины явлений
  5. обобщать знания, делать выводы.

. Умение общаться:

  1. слушать и понимать других людей
  2. культурно высказывать свою точку зрения

Умение работать в коллективе:

  1. выполнять правила поведения школьников
  2. сотрудничать, работать в группе

Умение оценивать свою деятельность:

  1. определять критерии для оценки
  2. адекватно оценивать работу, состояние
  3. уважительно относиться к позиции других

(ЛИСТ САМООЦЕНКИ И ОЦЕНКИ ЗАНИЙ

Математика

Тема:

20_20__ учебный год

1__класс

Фамилия, имя_______________________

№п/п

Предметные знания и умения

Моя оценка

+ - ?

Оценка учителя

Дата

Дата

Дата

Дата

Дата

Дата

Дата

Дата

Счѐт предметов (от 1 до 10)

Образование, состав чисел первого десятка

Образование, состав чисел первого десятка

Сравнение группы предметов

Сравнение чисел

Сложение чисел в пределах 10

Вычитание чисел в пределах 10

Умение составлять четыре равенства по рисунку

(части и целое)

Умение делить фигуры, предметы на группы по

разным признакам (цвет,

размер, форма)

Умение составлять выражения по рисункам

Раздел «Карта- наш экскурсовод», 1 четверть

Умение

Равнины

Горы

Реки

Озера

Моря

№п/п

Умею

Не умею

Умею

Не умею

Умею

Не умею

Умею

Не умею

Умею

Не умею

итог

Умение находить природные объекты на карте

Умение отмечать природные объекты на контурной карте

Знание определений

Умение дать характеристику природного объекта

Умение сравнивать природные объекты

Умение рассказывать о природных объектах своего края

7.Результаты самооценки

Анализ результатов выявленных в ходе моей работы по формированию самооценки показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной деятельности учащихся, что соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Следовательно, обучение с формированием самооценки оказало положительное влияние на личностное развитие учащихся.

Нужно стремиться к тому, чтобы каждый наш ученик обрѐл здоровую спокойную уверенность в себе и столь же здоровую самокритичность. Это позволит ребѐнку осознать свои возможности, развить их и реализовать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Самоанализ и самооценка, взаимопроверка на уроках в начальной школе». Учитель ГБОУ школы №412 Виволанец Людмил а Александровна

Слайд 2

Самоконтроль-один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность обучающихся Самооценка- это оценка личностью себя, своих качеств и места среди других людей

Слайд 3

Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов . Оценивание является постоянным процессом , естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется - диагностическое (стартовое , текущее) - срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное , итоговое) оценивание.

Слайд 4

2. Оценивание может быть только критериальным . Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

Слайд 5

6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке

Слайд 6

3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика , но не его личные качества. 4. Оценивать можно только то, чему учат . 5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно .

Слайд 7

Основные функции самооценки: констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно ?); мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца ); проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Слайд 8

5.Классификация самооценки по цели: Самооценка настроения и эмоционального состояния (карточки с изображением лиц, цветовое изображение, эмоционально-художественное оформление) я этого не могу, мне трудно я не совсем в этом разобрался мне всѐ ясно, я с этим справлюсь.

Слайд 9

Цветовые дорожки 1.Дети показывают насколько они поняли материал, ставят значки в тетрадях. Учитель видит , где нужна помощь 2.Дети показывают насколько усвоен материал на уроке, к ак реализованы цели урока 3.Оценка ответа другого ученика.

Слайд 10

Методика: «Древо творчества» Яблоко-урок прошел плодотворно, цветы –испытывал трудности , но преодолел их. лист –не все получилось

Слайд 11

М етодика «Кораблик»

Слайд 12

Способ оценивания, направленный на оценку формирования определенного навыка Учитель договаривается с детьми, за что ставится та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню с оответствует их работа.

Слайд 13

Методика: «Радуга». Учащимся выдается карточка –круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно, дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зеленым цветом, 3 и более ошибок – желтым цветом. Эффективно используется на обобщающих уроках.

Слайд 14

Методика «Лесенка» 1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился; 2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки; 4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его использовать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

Слайд 15

Методика «Тир» Ребенок сам определяет уровень своих знаний, у мений, навыков, качество выполненного задания

Слайд 16

Методика «Ракета отправляется в полет» При правильном выполнении задания, раскрашиваем ступени у ракеты, отправляем ракету к цели

Слайд 17

Мне было трудно Я научился Теперь я могу У меня получилось Было интересно Меня удивило Сегодня я узнал Самооценка деятельности

Слайд 18

№п/п Вопрос Ответ Выполнение этой работы (задания) мне понравилось (не понравилось) потому, что… 2 Наиболее трудным мне показалось… 3 Я допустил ошибки, потому, что… 4 Самым интересным было … 5 Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я сделал бы следующее 6 Я бы хотел попросить учителя помочь мне в… 2.Вопросы для самооценки обучающимся результатов деятельности на уроке Фамилия, имя_____________________________________ Класс________ Вид задания______________________________________________

Слайд 19

Памятка для самооценки или взаимопроверки Основные умения Номер задания Прогностическая оценка Итоговая оценка Я умею находить… Я знаю правило о… Я смогу правильно… 1.Что нужно было сделать? 2.Удалось ли сделать? 3.Все правильно или есть недочеты? 4. Сделал сам или с чьей-то помощью? 5.Как будем оценивать «5», «4», «3»? 6. Какую поставишь отметку?

Слайд 20

Пометки при работе с текстом V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО; + - НОВОЕ; ? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС; 0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ;

Слайд 21

Методика «Строим дом» Дети раскрашивают бревнышки в соответствии с результатами в ыполненных заданий на уроке, называют задачи , которые они решали при выполнении данных заданий

Слайд 22

Кодификатор ( Бланки по оценке и самооценке деятельности на уроке ) Умение Равнины Горы Реки Озера Моря №п/п Умею Не умею Умею Не умею Умею Не умею Умею Не умею Умею Не умею итог 1 Умение находить природные объекты на карте 2 Умение отмечать природные объекты на контурной карте 3 Знание определений 4 Умение дать характеристику природного объекта 5 Умение сравнивать природные объекты 6 Умение рассказывать о природных объектах своего края

Слайд 23

№п/п Предметные знания и умения Моя оценка + - ? Оценка учителя Дата Дата Дата Дата Дата Дата Дата Дата 1 Счѐт предметов (от 1 до 10 ) 2 Образование, состав чисел первого десятка 3 Образование, состав чисел первого десятка 4 Сравнение группы предметов 5 Сравнение чисел 6 Сложение чисел в пределах 10 7 Вычитание чисел в пределах 10 8 Умение составлять четыре равенства по рисунку (части и целое ) 9 Умение делить фигуры, предметы на группы по разным признакам (цвет, размер , форма )

Слайд 24

Умения Самооценка +, ?, – Оценка учителя Умение организовывать свою деятельность: определять цель составлять план решения Умение находить информацию: находить информацию в разных источниках фиксировать еѐ в виде таблицы, схемы ... Умение мыслить, преобразовывать информацию: наблюдать и сравнивать выделять существенное, группировать анализировать, определять причины явлений обобщать знания, делать выводы . . Умение общаться: слушать и понимать других людей культурно высказывать свою точку зрения Умение работать в коллективе: выполнять правила поведения школьников сотрудничать, работать в группе Умение оценивать свою деятельность: определять критерии для оценки адекватно оценивать работу, состояние уважительно относиться к позиции других Самооценка общеучебных умений .

Слайд 25

Умения % Умение организовывать свою деятельность: определять цель составлять план решения 60 % 70% Умение находить информацию: находить информацию в разных источниках фиксировать еѐ в виде таблицы, схемы ... 90% 85% Умение мыслить, преобразовывать информацию : наблюдать и сравнивать выделять существенное, группировать анализировать, определять причины явлений обобщать знания, делать выводы . 78% 82% 68% 75% 92% Итоги по оценке и самооценке деятельности на уроке Самооценка общеучебных умений.

Слайд 26

Умение общаться: 1. слушать и понимать других людей 75% 2. культурно высказывать свою точку зрения 80% Умение работать в коллективе: 1. сотрудничать, работать в группе 90% Умение оценивать свою деятельность: 1. определять критерии для оценки 70% 2. адекватно оценивать работу, состояние 80% 3. уважительно относиться к позиции других 90%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практический семинар по обмену опытом работы учителей начальных классов ГБОУ РТ Школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Кызыла и Тоджинского кожууна в условиях ФГОС

Что такое работать в современной сельской школе в отдаленном кожууне (районе)? Требования для всех едины, но информация запаздывает. Интернет работает плохо, если не сказать что его нет совсем, период...

Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Шестиногие и восьминогие». Автор: Шоронихина Инна Александровна, учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа № 8» г. Когалыма.

Направление: начальная школа.Тема, класс: Шестиногие и восьминогие, 2 класс.Тип: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Учебник: Окружающий мир 2 класс. Ч.1: учебник/Плешаков А.А., Новицк...

Программа «Перспектива», авторы учебника А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая . Урок по окружающему миру. Тема урока: «По морским просторам» 4 класс (базовый уровень);Автор: Виволанец Людмила Александровна,учитель начальных классов, ГБОУ школы №412

Урок "По морским просторам" представлен в форме технологической карты, с заданиями для команд, экспертов, проведен с использованием интерактивной доски, содержит слайды , используемые на дос...

Сценарий осеннего праздника «Осенняя пора». Начальное звено 1–4-й классы ГБОУ "НИжнекамская школа №18" 2016-2017 уч.год

Сценарий  осеннего праздника  «Осенняя пора».  Начальное звено  1–4-й классы ГБОУ "НИжнекамская школа №18" 2016-2017 уч.год.Цели : -закрепить знан...

РУКА, ОТКРЫТАЯ ДОБРУ Конспект вводного занятия по изучению дактиля (пальцевой азбуки) для учащихся 4В класса ГБОУ средней школы № 365 (слышащие дети)

Конспект вводного занятия по изучению дактиля (пальцевой азбуки) для учащихся 4В класса ГБОУ средней школы № 365 (слышащие дети) Занятие строится на принципах интеграции учебной и внеучебной деят...

Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Грибы"

Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича методическая разработка урока по окружающему миру на тему во 2 классе на тему"Грибы"...

Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича статья на тему "Подвижные игры на уроках окружающего мира во 2 классе".

Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича статья на тему "Подвижные игры на уроках окружающего мира во 2 классе"....