классный час на тему: "Хлеб - всему голова!"
классный час (2 класс)
Данное занятие предназначено для учащихся начальных классов. Тема о хлебе затронута не случайно. Эта тема актуальна всегда, связана с жизнью. С хлебом дети встречаются ежедневно и у многих из них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к нему. Поэтому важно воспитывать у детей бережное отношение к хлебу. Разнообразные виды работы способствует повышению мотивации познавательной деятельности, развитию любознательности. Задачи, которые поставлены на данном занятии, ориентированы на воспитание трудолюбия, формирование приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей младших школьников (бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду людей). В занятие включены элементы здоровьесберегающих технологий. Использованы приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, развитие словаря ребенка. В основе занятия лежат принципы: доступность, научность, последовательность, взаимосвязь, осознанность. В ходе всего мероприятия формируются все УУД, присутствует наличие информации для общего развития, современные приемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb-vsemu_golovadocx.docx | 572.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
Большенизовцевский филиал
Рыльский район
Учитель начальных классов
Шульгина Марина Александровна
Большенизовцевский филиал
1 квалификационная категория
с. Большенизовцево
2018 г.
2 класс
Форма проведения: беседа с игровыми элементами.
Тема: «Хлеб - всему голова»
Цель:
- расширить имеющиеся знания о хлебе, его производстве, значении хлеба в жизни человека;
- воспитывать любовь, бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда, кому мы обязаны хлебом.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся осознают значение хлеба, научатся ценить труд земледельца, расширят знания о процессе создания хлеба и о его пользе.
Личностные: научатся, уважительно относится к иному мнению, к иной точке зрения; отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы по изученному материалу.
Метапредметные: коммуникативные УУД - учащиеся научатся работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать); выстраивать речевые высказывания;
регулятивные УУД - работать в статичных группах и парах; оценивать свои достижения на уроке.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная работа, групповая работа.
Оборудование: презентация, музыкальная запись (песни о России, о хлебе) карточки с пословицами, каравай с солью на подносе, кусочек хлеба 125 грамм, выставка книг «Хлеб – всему голова!».
Краткая аннотация: Данное занятие предназначено для учащихся начальных классов. Тема о хлебе затронута не случайно. Эта тема актуальна всегда, связана с жизнью. С хлебом дети встречаются ежедневно и у многих из них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к нему. Поэтому важно воспитывать у детей бережное отношение к хлебу. Разнообразные виды работы способствует повышению мотивации познавательной деятельности, развитию любознательности. Задачи, которые поставлены на данном занятии, ориентированы на воспитание трудолюбия, формирование приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей младших школьников (бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду людей). В занятие включены элементы здоровьесберегающих технологий. Использованы приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, развитие словаря ребенка. В основе занятия лежат принципы: доступность, научность, последовательность, взаимосвязь, осознанность. В ходе всего мероприятия формируются все УУД, присутствует наличие информации для общего развития, современные приемы.
Актуальность мероприятия определяется необходимостью усиления духовно – нравственного воспитания школьников, как одного из важных направлений внеурочной деятельности
Ход занятия
Мне больно, когда я, случается, вижу,
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
П. Бровка
- Актуализация знаний
Тихо звучит песня о Родине. Учитель читает стихотворение.
- Ребята, угадайте, о чем идет речь?
Кто-то любит с маслом,
Кто-то любит с сыром,
А иной и с мясом
Или же с кефиром.
Кто-то любит белый,
Кто-то любит черный,
Кто-то любит с маком
Или запеченный.
Он бывает длинным,
Но бывает узким.
Кто-то любит с тмином
Или же французский.
Он зерно, он колос,
Он мука и тесто.
За праздничным столом
Он знает свое место.
(Ответы детей.)
- Правильно, о хлебе. Тема нашего занятия: Хлеб – всему голова! Слайд 1
- К нам пришли гости, давайте мы встретим их хлебом-солью, как делали это задолго до нас.
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!
Слайд 2
Ученик читает стихотворение
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим...
2. Проблемная ситуация
- Но всё-таки, что же такое хлеб?
- Всегда ли хлеб был таким, как сейчас? Часто ли мы задумываемся, когда берем хлеб в руки, сколько лет хлебу?
- Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда. В старину люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом, где был хлеб, считался богатым, зажиточным. Мы едим хлеб и не задумываемся, что его путь к нам на стол очень долог.
3. Основная часть
Учащиеся рассказывают стихотворение
Вот он хлебушко душистый
С хрустом, корочкой витой
Вот он… теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Беседа
- Для того, чтобы к нам пришёл хлеб на стол, трудятся много людей. Как вы думаете, ребята, легко ли вырастить хлеб? (обсуждение детей)
- Да, хлеб растить трудно. Давайте сейчас выполним такое задание – вам необходимо определить правильную последовательность работ, которые нужны для того, чтобы вырастить хлеб.
Работа с карточками.
Этапы выращивания и приготовления хлеба:
Вспахивание поля,
Боронование,
Высевание семян,
Уход за всходами,
Молотьба,
Просушка,
Помол,
Выпекание.
Слайд 3-4
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием.
- Много людей должны потрудиться, чтобы мы с вами съели кусочек хлеба к завтраку или к обеду. Сейчас эту работу выполняют машины под руководством многих специалистов.
(Показывает иллюстрации.)
Загадки «Волшебный колосок»
Мы с вами узнали, как хлеб приходит к нам в дом. А теперь я предлагаю отгадать загадки, связанные с нашей темой
(Учащиеся по очереди выбирают любую загадку)
- Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос).
- Не море, а волнуется (нива, поле)
- Я сильней десяти коней.
Где в полях пройду весной –
Летом станет хлеб стеной (трактор)
- Ходит с края на край,
Режет чёрный каравай (трактор)
- Сзади ходит другой,
Сыплет солью золотой (сеялка)
- За лесом усатое море лежит,
Волна за волною по полю бежит.
Пройдёт по волнам великан-пароход
И каждую каплю с собой заберёт (комбайн)
- Вырос в поле колоском,
На столе лежит куском. (Хлеб.)
- Железный нос в землю врос,
Режет, копает, зеркалом сверкает. (Плуг.)
- Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья. (Зерно.)
- Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол он... (хлебом).
- Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнешь его в ладони - золотым зерном набит. (Колос.)
Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились!
Страничка из истории
- А как раньше готовили землю к севу, сеяли хлеб? Какие орудия труда использовали для пахоты?
Слайд 5-10
- Об этом нам расскажут наши гости, которые помнят трудные детские годы. Они много лет проработали в бывшем колхозе «Красный Октябрь» Рыльского района.
Выступление Михаленко Е.С.
- Это была трудная и нужная работа. Нередко куски хлеба валяются на дороге или среди мусора, дети играют с хлебом за столом. А у крестьян, которые сами растили хлеб, было правило: «Каждую крошку – в ладошку». Хлеб берегли, не давали пропасть, понимали его истинную цену.
Просмотр притчи о хлебе.
- В Музее блокады Санкт-Петербурга хранится прозрачный кусочек хлеба – когда-то это был дневной паек жителей осажденного немцами города.
Нам об этом расскажет ученица 5 класса.
Слайд 11-13
Сообщение о блокадном хлебе
- Во время Великой Отечественной войны Ленинград был окружен фашистскими войсками. Запасы продовольствия в городе иссякали, а людям нужно было продолжать работать, спасать себя и близких от бомбежек и обстрела. Единственной связью с внешним миром стала автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера. По ней в зимний период осуществлялись доставка в город продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых. Ее называли Дорогой жизни. Люди постоянно умирали от голода и холода. Очереди за хлебом были огромные. Его выдавали по карточкам. Дневная норма хлеба на человека падала день ото дня. Нормы выдачи хлеба на один день составляли: для рабочих - 250 г, для служащих и детей - 125 г. В городе Зеленогорске Ленинградской области стоит памятник Хлебу. На гранитном постаменте высотой 80 см, лежат бронзовые хлебобулочные изделия. Основа композиции - это черный хлеб, 125 суточных граммов которого сохранил жизнь тысячам голодных блокадников.
4. Закрепление
- Мы с вами убедились, ребята, какое это богатство – хлеб! И не зря народ сложил о хлебе множество пословиц, поговорок. Давайте мы их вспомним.
Игра « Собери пословицу»
Хлебушко - пирогу дедушка.
Без печки холодно - без хлеба голодно.
Не в пору и обед, если хлеба нет.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Нет хлеба - нет обеда.
Не шуба греет, а хлеб.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Много снегу - много хлеба.
Хлеб всему голова.
Хлеб в пути не в тягость.
- Перед вами – правила обращения с хлебом. Давайте обсудим их, скажем, с чем вы согласны, а с чем – нет. И, конечно, мы будем тоже выполнять эти правила
Слайд 14
- Берите хлеба столько, сколько потребуется вам.
- Резать хлеб надо на чистой дощечке, крошки не выбрасывайте.
- Хранить хлеб лучше в специальных хлебницах.
- Выполняй такой завет: не бросай на землю хлеб.
5. Подведение итогов
- О чем вас заставил задуматься наше занятие? (Ответы детей.)
В заключение послушайте стихотворение Николая Рыленкова.
Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув на свежей скатерти узлом
Во дни страды исхоженные стежки.
Я тоже в поле вырос и окреп,
Шел не прохожим по родному краю
И по тому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбираю.
6. Рефлексия
«Украсим каравай»
Красный – занятие интересное,
мне понравилось
Синий – было скучно, ничего не понял.
- Спасибо вам всем, ребята! Спасибо, уважаемые гости, за радость встречи. Я от всей души хочу всем пожелать мира в ваших домах, тепла, уюта. И пусть в каждом доме, на каждом столе всегда пахнет свежим ароматным хлебом!
- А сейчас я вас всех хочу угостить караваем.
Учитель включает песню «Русское поле»
Список использованной литературы и источников
- Алмазов Б. А. Хлеб наш насущный. – Л.: Лениздат, 1991
- Ахияров К. Ш., Петрова З. П. Поклонимся хлебу. – Уфа: Баш. кн. изд – во, 1997
- Володарская М.О.Час общения.. – Х.: Изд-во «Ранок», 2011.- 176с. – (Классный руководитель).
- Ивин М.«Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.
- Кузнецов И. Хлеб – всему голова // Экология и жизнь. – 2007. - №5. – с.74 – 77.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему «Хлеб всему голова» (сценарий)
Данный классный час призван расширить знания учеников о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба. А также, воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к тр...
Классный час по теме «Хлеб – всему голова»
Цели:1.Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба.2. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к ро...
Классный час на тему "Хлеб - всему голова!"
Разработка классного часа используется в 1 классе.Она даёт возможность расширить имеющиеся у детей знания о значении хлеба в жизни человека, помочь учащимся понять, каким трудом достаётся хлеб н...
Классный час на тему"Хлеб - всему голова"
Представлен материал для подготовки и проведения классного часа....
Классный час по теме: "Хлеб-всему голова".
Цели: расширить знания о тяжёлом повседневном труде хлебороба, процессе выращивания хлеба, о пользе хлеба и его ценности; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу. Познакомить со знатными хле...
Классный час на тему: "Хлеб – всему голова"
"Хлеб – всему голова"...
Конспект классного часа по теме: "Хлеб всему голова" 3 класс
Конспект классного часа по теме: "Хлеб всему голова" разработан для учащихся начальной школы....