Конспект классного часа по теме: "Хлеб всему голова" 3 класс
классный час (3 класс)
Конспект классного часа по теме: "Хлеб всему голова" разработан для учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час по теме:"Хлеб всему голова" | 40.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Хлеб всему голова!»
Цель: Познакомить с историей возникновения хлеба как продукта питания. Воспитывать бережное отношение к хлебу, людям, производящим хлеб.
Ход классного часа:
Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку и узнаете тему нашего мероприятия.
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто,
В магазине занял место. (Хлеб)
- Правильно. Сегодня мы будем говорить о хлебе, как он "пришёл" к нам на стол. И для этого я приглашаю вас принять участие в путешествии. Вы согласны? Отправимся мы в путешествие не ради развлечения, а для того, чтобы показать всем, что к хлебу надо относится бережно. Наше путешествие пройдет под девизом: «Хлеб всему голова!»
Станция Историческая
Это было давно, во времена каменного века. Человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Сначала зерна смачивали водой, а потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.
Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом, тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на Земле.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Станция Как хлеб на стол пришел
Мы прибываем на следующую станцию, где мы узнаем как хлеб на стол пришел
в игру «Свое место»
На столе карточки, ваша задача - разложить по порядку и выстроить по очереди все действия.
1 ОБРАБОТКА ЗЕМЛИ
2 ПОСЕВ ЗЕРНА
3 УХОД ЗА ПОСЕВОМ
4 СБОР УРОЖАЯ
5 СОРТИРОВКА ЗЕРНА
6 ПОМОЛ ЗЕРНА В МУКУ
7 ЗАМЕС ТЕСТА 8 ВЫПЕЧКА
Вот видите, ребята, какой большой и долгий путь проделало зернышко, чтобы стать хлебом. Хлеб начинается с зернышка. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.
1 За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
2
На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно –
Сеют сеялки зерно.
3
Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода.
4
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
5
Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною.
И слышит страна:
За уборку пора!
Для хлеба комбайны нужны, Трактора.
6
Каждому знакомы
Мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома,
Всему он голова!
7
Силою державы
Его звали встарь,
Хлебушек по праву
В государстве царь!
Вы запомните, дети,
Золотые слова!
Хлеб – всему голова!
Хлеб – всему голова!
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Ведущая: Мы приближаемся к
Станции «Хлеб военных лет»
Ведущая:
В годы Великой Отечественной Войны г. Санкт-Петербург (в прошлом Ленинград) был окружён войсками Гитлера и выдержал длительную блокаду. Люди во время блокады умирали от голода, в городе нечего было есть и самой большой ценностью был хлеб выпекаемый на единственной уцелевшей пекарне города. В музее истории Санкт-Петербурга храниться маленький черный кусочек блокадного ленинградского хлеба – это суточная норма хлеба для жителей города.
- ”125 граммов - блокадный хлеб - это с трудом можно назвать хлебом - в нем было много примесей: жмых, древесные опилки, трава - лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки.
Посмотрите ребята, вот такой кусочек хлеба давали один раз день в день во время войны, а теперь задумайтесь над своим отношением к хлебу
Город выстоял несмотря ни на что, но те, кто выжил в окруженном Ленинграде, знают настоящую цену хлеба.
Послушаем стихотворения в исполнении группы
Я помню хлеб,
Военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Читает ученица:
Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года.
Хлеб –
Это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали.
Не для того,
В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
"Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!"
Ведущая:
Видите, какое тяжелое время было для людей. Как они ценили и дорожили каждой крошкой этого хлеба. Помните это и бережно относитесь к хлебу.
Итак, мы пребываем на станцию Бережливых
Посмотрим сценку приготовленную ребятами 3 б
Сценка «Святой хлеб».
(входит бабушка, на тарелке несёт нарезанный хлеб, подбегает внучка, берёт кусочек, откусывает)
Внучка: - Фу, какой плохой хлеб!
Бабушка:- Так нельзя про хлеб говорить! Его уважать надо. А если не вкусный, говорят: «Плохо выпечен».
Внучка: А Пашка тоже хлеб не уважает. Не доел на улице и бросил на землю.
Бабушка: Ай, как нехорошо! Ты так никогда не делай и другим не позволяй. Не доешь кусочек – в хлебницу положи. Увидишь, кто бросит из ребят, вели поднять. Ведь без хлеба голод, смерть. Сколько людей умерло без хлеба.
Хлеб – святой!
Внучка: Говорила бабушка, мама говорила:
Хлеб наше богатство, в хлебе наша сила!
Но мальчишки в школе с этим не считаются
И в столовой корками хлебными бросаются.
А я хлеба корку никогда не брошу,
Потому что хлеб наш вкусный и хороший.
Потому что много стоило труда,
Чтобы хлеб наш вкусный был у нас всегда!
Выбрасывать хлеб нельзя, ведь в него вложено столько человеческого труда. Трактористы, комбайнеры, пекари работают круглый год, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд.
Ребята как вы думаете, хорошо ли мальчик обращался с хлебом? А почему плохо? Что он сделал?
Правильно, ребята хлеб – это наше богатство и к нему надо относиться бережно. Мы должны быть благодарны людям, которые выращивают для нас хлеб.
Ведущий: Давайте составим свои правила обращения с хлебом:
Нельзя играть с хлебом
хлеб нужно брать столько, сколько съешь
а остатки хлеба отдавать птицам или домашним животным.
Ведущий: У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.
Приглашаю ребят собрать наш «урожай пословиц».
Игра «Собери урожай».
Пословицы разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном колоске. Нужно найти колоски и составить пословицу верно.
У кого хлеб родился, тот всегда веселится.
Без хлеба сыт не будешь.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Плох обед, коль хлеба нет.
На чужой каравай рот не разевай
Много снегу – много хлеба
Кто пахать не лениться, у того хлеб уродиться.
Рыбе - вода, ягодам - трава, а хлеб всему голова!
Хлебушко - от земли, силушка - от хлеба.
Ребята, посмотрите на слайд скажите какие хлебобулочные изделия изображены
1.Батон
2.Плюшка – это скрученная булочка
3.Хлебная косичка
4.Крендель - Витая сдобная булка, обычно напоминающая по форме восьмёрку.
5.Рогалик - Маленькая булочка в форме рога, рожка.
Для следующего конкурса мне нужно 9 человек, по три человека в команде.
Поделка из солёного теста «Каравай».
В наши дни лепка из солёного теста стала очень популярным занятием. И это неудивительно. Лепить из солёного теста – большое удовольствие и радость. Считается, что любая поделка из солёного теста,находящаяся в доме,- символ богатства и благополучия. И хлеб с солью всегда будут на столе.
На слайде изображены разные хлебобулочные изделия, выберите одно изделие и слепите его.
А пока ребята занимаются лепкой, я предлагаю вам отгадать кулинарные загадки.
- Я пузырюсь и пыхчу, Жить в квашне я не хочу. Надоела мне квашня, Посадите в печь меня. (тесто)
- В доме еда, а дверь заперта. (яйцо)
- Зимой твёрдое, как лёд. Летом плавает, как мёд. (масло)
- Из меня пекут ватрушки, И оладьи, и блины. Если делаете тесто, Положить меня должны. (мука)
- Маленькое, сдобное Колечко съедобное. Я одна тебя не съем, Разделю ребятам всем. (бублик)
- Меня испекут На твой день рожденья, С орехами, кремом И даже вареньем. (торт)
- Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают? (блин)
- С виду он, как батон, Но с начинкой сладкой он. (рулет)
- В кусочке пышного теста нашлось для повидла место, Внутри него не бывает пусто - Есть мясо или капуста. (пирожок)
- деревянная темница — А в ней хлеб всегда хранится. (Хлебница)
- Попало наше тесто в горячее место. Попало – не пропало, румяной булкой стало. (Печь).
Великое благо иметь каждый день на столе хлеб. Без хлеба трудно себе представить завтрак, обед или ужин. Мы не задумываемся, каким длительным был путь хлеба к нашему столу. Сколько труда было вложено в каждое золотое зернышко! Оно ведь и в самом деле золотое. Сколько людей потрудилось над созданием золотистой теплой булочки!
Запомните ребята: для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, — трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.
Давайте вспомним, как приходит хлеб на стол. (отвечают дети)
А путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. Нужно поле вспахать, землю разрыхлить бороной, потом в поле работает сеялка. Чтобы был большой урожай, нужно подготовить землю и посеять зерно вовремя, иногда трактористы работают, сменяя друг друга, день и ночь. Идет время, зерна прорастают из земли, появляются всходы и вот уже все поле в золотых колосьях.
Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Пришла пора, что делать? (Собирать урожай.)
Правильно, потому что медлить нельзя: колоски могут осыпаться.
Кто знает какие машины начинают работать в эту пору? (Комбайны)
Комбайны срезают колосья, обмолачивают – отделяют зерна от колосьев и зерно насыпает в грузовик.
А дальше зерна везут на элеватор. Элеватор - это особое хранилище для зерна. Хранят зерно по нескольку месяцев. И не только хранят, но и сохраняют – от холода, от сырости.
Дальше путь зерна лежит на мельницу. Там зерно перемалывают в муку.
Далее муку везут на пекарни и хлебозаводы в специальных машинах, там пекут хлеб. А кто печет хлеб? (пекарь)
А дальше куда испеченный хлеб везут? (В магазины, столовые, школы, дет.сады).
В магазинах люди покупают на выбор хлеб и хлебобулочные изделия. Почему хлеб бывает белым и черным?
Оказывается все дело в муке, есть мука пшеничная и ржаная. Из пшеничной муки пекут белый хлеб, а из ржаной – черный.
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа "Тайна имени" для учащихся 2 класса
Представлена разработка занятия по данной теме, дополнена детскими работами. Конспект можно использовать для проведения классного часа во 2 классе, а также на уроках развития речи....
Конспект классного часа «Мой путь к доброте» 2 класс
Цель: формирование у детей представлений об общечеловеческих качествах – о добре, доброте, о хороших и добрых поступках и их значимости в системе человеческих отношений. Задачи:...
Конспект классного часа "Семья и семейные ценности" 3 класс
Конспект классного часа для учащихся 3 класса. Тема "Семья и семейные ценности". Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья». Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «сча...
Конспект классного часа на тему «Золотая осень» 4 класс
Понятие «игра» воспринимается как развлекательная деятельность, присущая детям. Однако уже давно игровые программы рассматриваются учеными как важнейшее средство педагогического воздействия. При грамо...
Конспект классного часа по пожарной безопасности во 2 классе.
· Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную;· Проверить знания детей п...
Презентация классного часа по теме: "Хлеб всему голова" 3 класс
Презентация классного часа по теме: "Хлеб всему голова" разработана для учащихся начальной школы....
Конспект классного часа "Общение-ключ ко всему"
Цель: Развитие интереса к проблеме общения в современном обществе и формирование навыка культурного общенияЗадачи:• Привить младшим школьникам нормы общения • Узнать уров...