Классный час на тему: "Собака - друг человека"
классный час (4 класс)

Ооржак Джамиля Огаан-ооловна

интересный и познавательный классный час о четвероногом друге

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas._sobaka-drug_cheloveka.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Классный час

Тема: Собака – друг человека.

Цели: Познакомить учащихся с историей собаки, наукой – кинологией, ролью собак в жизни человека;

Воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленным собакам;

Развивать любознательность, внимательность

Оборудование: проектор, пословицы, картинки.

Задачи:

  • способствовать формированию бережного отношения ко всему живому;
  • развивать готовность к участию в различных сферах жизни человека;
  • расширить кругозор, пробудить познавательный интерес детей;
  • прививать ответственность за свои поступки.

Подготовка:

1. Задание детям:

а) нарисовать свою собаку;

б) написать небольшое сочинение о своем питомце;

Содержание

  1. История одомашнивания собак.
  2. Породы и некоторые характеристики собак.
  3. Интересные факты из жизни собак.
  4. Рассказы детей о своих собаках.
  5. Вывод. Заключительная песня.

Ход мероприятия

1.Орг часть. Приветствие.

- Чтобы узнать тему нашего классного часа, отгадайте загадку.

Скажите, почему мой друг 
Спит без подушки, ест без рук, 
Зимой без валенок гуляет, 
А если рад - хвостом виляет? (собака)

-Догадались, о ком же мы будем говорить в классном часу? (О собаке).

- А теперь давайте подумаем, как будет звучать тема нашего классного часа? Тема нашего классного часа «Собака - друг человека».

-Сегодня мы с вами поговорим о собаках. Как вы думаете почему? (Ответы детей)(они живут  с нами, сторожит дом, верные друзья)

-Какую же цель мы поставим? (узнать новое о собаке, об истории собак, правила обращения с собакой, какие бывают собаки, породы собак,).

-Скоро праздник Шагаа. Провожаем год собаки, встречаем год свиньи.

(На столах календарь)

-Откуда пришла к человеку собака? (Ответы детей)

1.Послушайте историю про собак. (1 ученица)

   - Давным - давно, 40 миллионов лет  назад, появились предки хищных животных миадисы. Прошло немало времени, прежде чем появилась собака. Но какая? Волк, динго, дикая собака и шакал до сих пор не знают, кто из них был пра-пра-пра-прадедом  современной собаки.

   В те давние времена, когда охота была главным занятием, человек позавидовал быстроте и чутью собаки, а собака - уму и силе человека. С этого и началось. Собака пришла в пещеру человека и стала охотиться вместе с ним. Она помогала добывать пищу пещерным людям, вступала в битвы вместе с римскими воинами, охраняли замки сеньоров  средневековья, принимала участие в пышных царских охотах, пасла стада, приспосабливалась к условиям жизни в городе.

-Значит собака –волк?

Группы собакслужебные, охотничьи и декоративные.)

С древних времен люди стали приручать волков.

Собаки помогают пасти домашний скот. Они управляют стадом, а если нужно, то предупреждают пастуха об опасности.

Собаки верные помощники на границе. И днем, и ночью с пограничниками они охраняют нашу Родину от врагов.

Человеку, потерявшему зрение, собака-поводырь заменяет глаза: приводит на работу и домой, оберегает его в пути, сообщая лаем о всевозможных трудностях. В Берлине есть памятник собаке-поводырю.

Собака – воин. Собаки были первыми помощниками солдат на войне. На спину собак привязывали сумки с красными крестами, под пулями они пробирались к раненым, приносили им бинты и медикаменты.

Когда раненый не мог сам себе помочь, то собака-санитар могла его вытащить с поля боя и доставить туда, где ему оказывали помощь.

Собаки помогали саперам находить мины. Прокладывать кабель для телефонной связи.

Собака – пожарный

Специально обученные собаки помогают спать утопающих людей.

Первыми, кто полетел в космос, были собаки – Белка и Стрелка

Собака – помощник ученых Собаки способны не только на трюки, они верно служили и науке. Под Санкт-Петербургом, где работал биолог П.П. Павлов, установлен памятник собаке – надежному помощнику ученых.

Ездовые собаки.

Охотничьи собаки. Комнатно – декоративные собаки. Пёс – артист.

Взгляните в собачьи глаза. Там вы увидите безмерную преданность и нежность, любовь и верность. Будьте немного милосердней и добрей к нашим четвероногим спутникам.

2. Породы собак

- Человек всегда старался вырастить таких собак, которые соответствовали бы его вкусам и нуждам, поэтому сегодня мы можем видеть породы собак любого размера, формата и окраса. До сих пор не существует единой классификации известных пород собак.

                    Рассказы детей о породах собак.

1 ученик.Русская борзая – охотничья собака, выведенная в России. Узкая, высокая, длинная. Используется для охоты на зайцев, лисиц, волков. Некоторые борзые решались выходить даже на диких кабанов и медведей. Русская борзая обычно бывает неагрессивной, мало лает; она послушно льнет к своему хозяину,  к другим злобна. Как и другие борзые, она любит пробежаться на воле, и поэтому маленькие городские квартиры стесняют ее. Они плохо переносят жару.

2 ученик. Доберман-пинчер – сторожевая собака, отличается преданностью, бесстрашием, злобностью и редким чутьем. Она недоверчива по отношению к чужим, в любых условиях защищает своего хозяина.

3 ученик. Восточно-европейская овчарка – собака умная, смышленая, обладает острым чутьем, легко дрессируется, но для этого у нее должен быть только один хозяин. Восточно-европейская овчарка используется не только в животноводстве, но и для розыскной службы, для охраны государственных границ. Она чаще других пород используется для сопровождения слепых.

4 ученик. Шотландская овчарка – колли- пастушья собака. Колли можно доверить пасти овец и оленей. Колли – чуткие собаки, отличные товарищи, привязанные к своим хозяевам и любящие их детей.

5 ученик. Самой известной породой спасательных собак является сенбернар. Триста лет назад эта крупная порода собак была выведена монахами в монастыре Святого Бернаса в Швейцарии и использовалась для поиска и спасение заблудившихся и замерзающих путников в горах. Сенбернар – добродушная собака, любящая детей.

6 ученик. Ньюфаундленд – выведен на острове Нью-Фаундленд. Эта собака хорошо плавает, может спасать утопающих. Ньюфаундленд – добродушная, верная и бесстрашная собака, ласковая к детям, но при этом бдительный сторож.

7 ученик. Пекинес. В течение долгих столетий эта крошечная собака жила только в китайском императорском дворце и в его садах в Пекине. Право разводить пекинеса было предоставлено только китайскому императору. Несмотря на небольшой рост, собака сильная, смелая. К ее недостаткам можно отнести то, что пекинес разборчив в еде и храпит во сне.

3.Интересные факты из жизни собак.

-Да собаки все разные. А сколько интересных фактов о них известно.   Я расскажу вам некоторые истории знаменитых собак, а вы подумайте и  решите какая из историй произведет на вас  более яркое впечатление.

1.Самый знаменитый памятник установлен собаке Барри. Он находится в Париже на кладбище собак. При входе посетителей встречает огромный памятник собаке- Барри. На памятнике  надпись: “Он спас 40 людей и убит при спасении 41-  го”. Барри с ребёнком на спине изображен на фоне гор. Однажды Б. принес в монастырь ребенка. Никто не знал, что ребенок попал в беду. Неизвестно как он оказался на перевале, так далеко от жилья. И только старый Барри чувствовал, что ему надо спасти малыша; он успел вовремя, ребенок хоть и потерял сознание, но был жив.

Барри помогал находить людей, попавших под снежные лавины. Он разгребал снег своими сильными лапами. Откопав человека, собака ложилась рядом с ним, чтобы теплом своего тела отогреть замерзшего. За 12 лет  Барри спас 40 жизней.

2. Зимним вечером 1941 года итальянский рабочий Карло нашел крошечного, дрожащего от холода белого щенка. Он был белый с чёрными пятнышками по всему телу – обычная дворняга. Получил кличку Фидо, что значит «верный». Каждое утро Фидо провожал хозяина до автобуса, а вечером встречал на остановке. Но вот однажды Фидо прибежал на остановку, а знакомого автобуса не было, а вместо него через некоторое время пришел другой. В этот день была бомбежка, и не все жители поселка вернулись домой, в том числе и Карло.
Следующие четырнадцать лет Фидо каждый вечер бежал на остановку, ожидая хозяина.
После этого он прожил еще два года, не переставая каждый день приходить к остановке. История об удивительной собаке разлетелась не только по Италии, она дошла даже до Москвы.

  1. Тольятти установлен памятник “Преданности” псу, который 7 лет, до самой смерти, ждал своих погибших хозяев на месте аварии. Подобные же памятники устанавливались в разных странах в разные времена.
  2. В годы Великой Отечественной войны колли Дик, обнаружил 11 тысяч немецких мин и огромную бомбу, спрятанную в фундаменте Павловского дворца. Талант и выдержка Дика, спасли жизнь тысячам солдат

    3.Рассказы детей о своих собаках. 2 -3 ученика.

-У вас есть собака?

-Какая кличка у твоей собаки? К

-

Дети рассказывают о собаках, которые живут у них дома.

 - Постарайтесь никогда не забывать слова писателя Антуана Сент-Экзюпери: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Литературная викторина.

Викторина «Собачья жизнь»

  1. Как называется домик собаки? (будка)
  2. Как называется «общежитие» для собак? (псарня, питомник, вольер)
  3. Как звали собаку, впервые полетевшую в космос? (Лайка 1958 год)
  4. Какая собака появляется каждый вечер на экранах телевизора? (Филя, Спокойной ночи малыши)
  5. Как звали собаку, которая помогала вытянуть из земли большой овощ? (Жучка, сказка»Репка»)

Старинные русские поговорки и пословицы. Тувинские пословицы

- Не только в литературных произведениях описывались собаки и их повадки, но и в устном народном творчестве отмечены особенности поведения собак.

( Дети зачитывают поговорки и пословицы).

О науке кинологии.

- Существует наука, которая занимается изучением собак.

Мультфильмы

«Голубой щенок»

«Бобик в гостях у Барбоса»

«Трое из Простоквашино»

«Пёс в сапогах»

«Каштанка»

«Бременские музыканты»

«Котёнок по имени Гав»

«Том и Джерри»

«Волшебник Изумрудного города»

«Бюро находок»

«Белолобый»

«Муму»

«Малыш и Карлсон»

«Лев и собачка»

«Барбос и Жулька»

Вопросы и ответы

  1. Кто лаял на слона? (Моська.)
  2. Какой породы был Артемон? (Пудель.)
  3. Как звали собачку, тянувшую репку? (Жучка.)
  4. Кличка собаки из мультфильма «Трое из Простоквашино». (Шарик.)
  5. Как звали пса Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города?» (Тотошка.)
  6. Как звали собаку Мальвины? (Артемон.)
  7. Какой породы была собака Электроника? (Эрдельтерьер.)
  8. Как звали собаку Малыша? (Бимбо.)
  9. Как звали собаку Электроника? (Рэсси.)

10. Кто написал рассказ «Бобик в гостях у Барбоса»? (Н. Носов.)

11. Назовите кличку щенка, оставленного без присмотра, из стихотворения С. Михалкова. (Трезор.)

- Собака, как известно, друг человека, древний и верный.

Может быть, поэтому в известной Книге рекордов Гиннеса, где собраны разнообразные рекорды, не забыты и собаки.

1 ученик. Крупнейшие породы домашней собаки – английский мастифф и сенбернар; самцы обеих пород обычно весят 77-91 кг.

О бездомных Собаках.

Не все собаки – домашние. В городах появилось много бродячих собак. Лучше подальше от них держаться.

А знаете ли вы ,как узнать, бродячая собака или нет?

(Если собака в ошейнике – значит, она чья-нибудь, если нет – бродячая.)

Правила

И еще запомните – гладить незнакомых собак нельзя!

-нельзя трогать щенков и пытаться отобрать предмет, с которым собака играет.

- Что будете делать , если собака всё-таки нападает?

( Если собака собирается напасть, могут помочь такие слова: «Фу!», «Стоять!», «Сидеть!».)

Если собака всё-таки напала, отбивайтесь от неё при помощи камней, палки, портфеля. Самое уязвимое место у собаки – нос. Достаточно попасть чем-нибудь в нос, собака убежит.

-Хоть собака – друг человека , но не каждому. Сейчас многие воспитывают собак так, чтобы они охраняли своих хозяев от любого постороннего. Будьте всегда бдительны и осторожны

- Собака  - друг человека. Как часто сам человек забывает об этом. Сначала приручает, заботится, а потом, когда животное надоест или заболеет, выбрасывает его на улицу, как надоевшую игрушку.

Итог.

- Как и чему учить собак?

- Научите ее правилам «собачьего тона»: послушанию, терпению, выносливости, доверию, добру. Но сначала всему этому нужно научиться тебе. Хорошо воспитывать собаку может только хороший человек.

Сл. И. Лама, муз. В. Шаинского «Пропала собака»

(дети исполняют песню)

!

- О чём говорили на классном часе?

-Какие бывают собаки?

- У вас на парте лежат  листочки с изображением дерева, его корней и ветвей без листьев.

* Если вам  не понравился классный час, то изображение на листке не надо дорисовывать;

* Если вам было интересным, то карандашом дорисуйте листья;

* Если вам оказалось полезным, то рисунок дополните изображением травы;

* Если в подготовке и проведении вы принимали участие, то  можете дополнить изображение  цветам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Собака - друг человека"

Цели: познакомить учащихся с историей собаки, с породами собак, наукой- кинологией, ролью собак в жизни человека; воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленным собакам, ...

Классный час "Собака - друг человека"

Материал классного часа познакомит детей с разными породами собак, отличительными признаками собак, с их ролью в жизни человека....

Внеклассное мероприятие для учащихся I класса. Тема: Собака - друг человека".

Внеклассное меропрятие II этапа работы по формированию познавательного интереса учащихся  по теме:  Собака - друг человека".I  этап - этап самостоятельной работы в группах по 6-8 челове...

Презентация к внеклассному занятию в 1 классе по теме "Собака-друг человека".

Презентация поможет показать и раскрыть разнообразные взаимоотношения человека и собаки; заострить внимание на ответственности человека за прирученных животных...

Проектная работа по теме "Собака-друг человека"

В работе рассказывается история одомашнивания собак с научной точки зрения.Полностью раскрыта тема "Собаки на службе у человека."Автор описала все основные породы собак.В практической части,...

Исследовательская работа на тему «Собака - верный друг»

Цель: научить, самостоятельно находить нужную информацию о собаках, создать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.Объект исследования: собаки разных пород.Предмет исследов...