методическая разработка (2 класс) по теме: "Собаки - друзья человека"
методическая разработка (2 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Собаки – лучшие друзья человека»
Цель: познакомить детей с собаками.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с происхождением собак
- Познакомить с породами собак
- Показать, какую пользу они приносят человеку
- Познакомить с правилами ухода и содержания собак
Развивающие:
Любовь к животным, речь, память, мышление
Воспитательные:
Воспитывать гуманное отношение к животным
Форма проведения занятия: беседа.
Оборудование: иллюстрации с изображением собак, карточки с названиями пород собак.
Методы воспитания: беседа, игра, рассказ.
Литература:
Ю. Дмитриев «Соседи по планете»
Журнал «Начальная школа» - 12, 2000г.
С.В. Савинова «Праздники в начальной школе»
Ход занятия.
- Вступление.
- Орг. Момент.
(Проверка готовности детей к занятию).
Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы скажите о чём мы с вами сегодня поговорим.
Едва мы чуть-чуть обогнали мартышку,
К высотам прогресса направив шаги, -
За нами сейчас же погнались в припрыжку
Мордочка, хвост и четыре ноги.
Порою с пути нам случается сбиться
(Кругом темнота и не видно ни зги).
Но нам не дают насовсем заблудиться
Мордочка, хвост и четыре ноги.
Пусть в чаще свирепые хищники воют
Тебе не страшны никакие враги.
«Не бойся, мы рядом!» - тебя успокоят
Мордочка, хвост и четыре ноги.
А если порою тоска тебя гложет
(Бывает такая тоска – хоть беги!)
Поверь, что никто тебе так не поможет,
Как мордочка, хвост и четыре ноги.
Маленечко мяса, маленечко каши…
(Короче влезать не придется в долги!)
Матрасик в углу… И вот они наши:
Мордочка, хвост и четыре ноги.
(Дети угадывают, вывешиваю тему урока)
- Вводная беседа.
Сегодня на занятии вы узнаете о породах собак, о том какую важную роль они играют в жизни человека, о том, как ухаживать за своими питомцами, о бездомных собаках. Мы обязательно поиграем, вы будете участвовать в конкурсах и победители (а их будет не один) получат призы.
- Основная часть.
- Самые – самые.
Собаки… сколько их и какие они разные! Есть совсем маленькие – они умещаются на ладони и весят не больше ½ кг. И есть великаны, вес которых достигает 80 кг. Есть длинноногие, и есть коротконогие. Есть лохматые, а есть совсем гладкие. У одних уши висят, а у других – торчком. Одни быстрые, подвижные, другие неуклюжие. И все они – самые верные наши друзья. И самые древние. Самые древние – потому что собаки первыми из всех животных стали домашними.
- Происхождение собак.
Собаки – самые близкие соседи человека по планете. Человек издавна уделяет им огромное внимание, существует колоссальное количество книг, мало, того, есть целая наука о собаках. А вы знаете, как она называется? (Кинология). От греч. «кинос» - собака, «логос» - наука. Ребята, а кто знает от каких диких животных произошли собаки? Правильно, они произошли от волков. Собака верный друг и помощник человека с давних времён. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, незнакомому звуку, и не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом – пещеру, заблаговременно подавать сигнал тревоги. Собака стала помогать человеку на охоте. Повсюду, где живут люди, рядом встречают собак.
- Закрепление.
- Кто является предком собак?
- Как называется наука, изучающая собак?
- Деление пород на группы.
А сейчас, ребята, я хочу узнать, какие породы собак вы знаете. Мы поиграем в игру – аукцион. Тот, кто последним назовёт породу собак – победитель.
Ребята, а кто знает, на какие три основные группы делятся породы собак?
Правильно. Они делятся на служебных, охотничьих и декоративных. К служебным относятся: овчарки, сенбернары, доги, колли и др. охотничьи собаки – это гончие, такса, спаниель, лайка. А к декоративным: пекинская дворцовая собачка, пудель и др.
А) Охотничьи.
Охотничьи помогают людям на охоте. И у каждой собаки есть своя специальность. С одними собаками ходят на пушных зверей, лосей, кабанов. С другими – на водоплавающую дичь, с третьими – на зайцев, волков и лисиц. И на охоте они ведут себя по разному. Таксы выгоняют зверей из нор. Для этого, как видите у них маленькие, короткие ножки, чтобы было легче залезть в нору. Лайки отыщут добычу и облаивают её, задерживают, пока не подоспеет хозяин. Гончие с громким лаем преследуют зверя. Посмотрите на их тело и сравните с таксой.
Б) Служебные.
А теперь давайте поговорим о служебных собаках. А как вы понимаете «служебная собака»? можете мне её описать? А какая самая распространённая порода служебной собаки? Это овчарка – обладает хорошо развитым чутьём. Сенбернар – мощная, пропорционально сложенная собака, необычайно сильная, с человеческой душой, заключённой в собачьем теле. Служебные собаки сильные, с хорошо развитым телом.
В) Декоративные.
В отличие от служебных собак декоративные не отличаются сильной злобностью и размером. (Рассказ о пуделе).
Г) Закрепление.
Ребята, я сейчас попрошу вас отвернуться или закрыть глаза. Только чур не подглядывать. Если я узнаю, что кто-то подглядывал, то этот человек в игре участвовать не будет. (Дети отворачиваются. Я меняю таблички на доске, путаю породы. Дети поворачиваются и ищут ошибки).
- Собака на службе человека.
Собаки приносят огромную пользу и всегда готовы помочь людям, даже порой рискуя своей жизнью.
А) Пограничные собаки.
Так, например, по поведению собак пограничники своевременно узнают о приближении лазутчиков. Обнаружив следы нарушителя, пограничные собаки находят его и, если понадобится, вступают в схватку. А вы можете привести мне конкретный пример? (Овчарка Султан – о нём снят фильм «Ко мне, Мухтар». Собака – ищейка – гроза для всех нарушителей закона. Почти 10 лет помогал работнику милиции. Розыскной пёс Султан не раз спасал своего хозяина от гибели. И пёс Алмаз – задержал на границе 3 нарушителей.)
Б) Собаки во время Вов.
А как вы думаете, как собаки помогали (какую роль играли) во время Вов? В годы войны собаки выносили и вывозили раненых из-под огня, работали связными, помогали сапёрам разыскивать мины, подтаскивать снаряды. С помощью собак было подбито 300 немецких танков. Вот как описывает писатель Ржевская бесстрашный подвиг собак – взрывников танков: « На лесной опушке сбились в кучу, лают, резвятся собаки. Но взвоет за кустами танк – и собаки замрут нервно, настороженно. А он движется сюда – страшная громада! Переваливаясь, оглушая. Собаки мучительно ждут, подрагивая. Внимание! И бросок в перёд, безудержный, ликующий – собаки мчатся под танки противника, неся смертельный груз на спине.»
В) Служебные собаки.
Служебные собаки пасут и охраняют стада (овчарки).
В горах сенбернары спасают попавших в беду людей; ньюфаундленды спасают тонущих людей.
Благодаря великолепному чутью собаки освоили некоторые новые, необычные обязанности. После специального обучения они «работают» газовщиками – почуяв запах газа, лаем сообщают об этом. Геологам помогают отыскивать полезные ископаемые. Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: приводят на работу и домой, оберегают его в пути.
Служебные собаки очень серьёзные животные, но ведь они тоже когда-то были маленькими щенками. И как все дети, они мечтают совершать подвиги, хотят быстрее вырасти.
Г) Роль собак в освоении космоса.
Почему-то к дворняжкам иногда бывает неправильное, несправедливое отношении. А ведь именно они, беспородные дворняжки, летают в космос. (А вы знаете их?) Лайка, Белка, Стрелка, Уголёк и Ветерок, Денёт, Альбина, Белянка, Волга, Отважная, Пальма и др.
Д) Закрепление.
Как собаки служат человеку?
- Памятники собакам.
Трудно даже представить себе сколько подвигов, больших и маленьких, известных и неизвестных совершили собаки. И не случайно во многих странах установлены памятники этим необыкновенным животным. (А вы знаете хотя бы один?)
- В Ленинграде, где жил и работал великий русский учёный академик И.П. Павлов сооружён памятник собаке, служившей наук.
- В Париже есть необычный памятник. На фоне стены, изображающей горы, стоит собака с умной и доброй мордой. А на её спине – ребёнок. Малыш крепко обнял руками шею собаки. Это памятник сенбернару по кличке Барри – собаке, которая в Альпийских горах спасла 40 человек во время снежных заносов. Среди спасённых им людей был полузамёрзший мальчик, лежавший под снежной лавиной рядом с погибшей матерью. Барри распластался на теле мальчика, чтобы согреть его, и лизал ему лицо до тех пор, пока ребёнок не пришёл в себя. Затем Барри привёл его к ближайшему жилью. 41-вый человек, которого Барри хотел вывести из гор к людям, принял сенбернара за медведя и убил собаку.
- В Берлине – собаке – проводнику слепых.
- На Аляске – вожаку упряжки Бальту, доставившему во время эпидемии лекарство в занесённый снегом посёлок. По этому случаю был даже снят мультик. Правда там собаку зовут Болто.
- В Испании – Верному, который 14 лет каждый вечер приходил встречать хозяина; который погиб на войне.
О собаках, их преданности человеку, красоте и уме можно рассказывать очень много. Не зря о них написаны сотни книг, рассказов, стихов, сложены песни. Недаром им поставлены памятники.
Закрепление.
Какие памятники вы запомнили?
- Уход за собакой.
А вы знаете, как правильно ухаживать за своим другом? Собака это верный друг и помощник человека. Если вы решили приобрести собаку помните, что она не игрушка. Щенок пока не вырастет требует массу внимания. Вам придётся выводить собаку на прогулку в любую погоду. И воспитывать её вы должны начинать с первых минут общения с ней. Важный совет:
Нельзя воспитывать щенков
По средствам крика и пинков.
Щенок, воспитанный пинком
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй позови щенка.
Разговаривать со щенком нужно тихо и нежно. Даже если он провинился, то в первую очередь вините себя, а не его, ведь он ещё ребёнок.
У щенка должны быть свои игрушки: старая обувь, зверюшки. А так же своё место, своя подстилка или коврик, которые необходимо периодически стирать. Ещё у неё должны быть свои мисочки! В одной из мисок всегда должна быть чистая вода. Рацион собаки должен быть разнообразен и содержать полезные витамины и вещества нужные собакам, чтобы оставаться сильными и энергичными. И помните, что только от ваше терпения и настойчивости будет зависеть вырастет ли ваша собака верным и любящим другом.
- Мини-сочинения детей.
А теперь, ребята, я хочу спросить у вас: вы написали мини-сочинения, которые я вам задавала? Замечательно! Тогда вы сейчас их зачитаете, и все кто написал, получит звёздочку.
- Бездомные собаки.
Я смотрю, ваши собачки очень довольны своей жизнью и это очень хорошо! А как вы думаете, почему ваших собак можно назвать счастливыми? Правильно, потому что у них есть вы – хозяева. Но , к сожалению, так бывает не всегда. Кто-то сказал: «Если вокруг нас живут бездомные собаки, значит, мы стали жестокими». И это правда. Бывает завёл человек собаку, а она требует внимания, заботы. Надоели человеку эти заботы. И выбросил он собаку на улицу, предал друга.
Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы попробуйте проанализировать его и ответить на мои вопросы. Э. Асадов «Рыжая дворняга».
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но всё же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пёстрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу,
Лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза.
С почти человечью тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал: - Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!
… В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали…
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела.
Труп волны снесли под коряги…
Старик1 ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце – чистой породы!
Предательство – один из самых отвратительных поступков человека! Надо помнить об этом.
- Ребята, какие чувства вы испытали, когда я читала стихотворение?
- Как вы оцениваете поступок хозяина?
- Как бы вы поступили на месте хозяина; старика?
- Игра-аукцион по пословицам о собаках.
Кто последним назовёт поговорку о собаке победитель.
- Заключение.
- Стихотворение.
Ну вот, ребята, наше занятие подходит к концу. И я хочу прочитать вам ещё одно стихотворение. А. Пресман «Мой щенок»:
Задирает Вовка нос.
У него отличный пёс,
Родословная в порядке –
Не какой-нибудь барбос.
Задирает Юрка нос,
У него не хуже пёс.
Чистокровная овчарка –
На таких особый спрос.
Мой щенок ещё не пёс:
Не окреп и не подрос.
- Он у вас какой породы? –
Задаёт сосед вопрос. –
На бульдога не похож.
И на дога не похож.
Он скорей всего дворняга
И цена такому грош.
Я в ответ махнул рукой.
Дорогой – недорогой,
Умный, добрый и отважный –
Вот породы он какой!
- Награждение .
А теперь я соберу у вас звёздочки и вручу призы (календари с изображением собак).
Я надеюсь вам понравилось наше занятие.
До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка праздника "Путешествие Вольки и его друзей по городам-героям"
Сценарий праздника....
Методическая разработка урока английского языка по теме «Друзья по переписке» во 2 (втором) классе общеобразовательной школы
Методическая разработка урока английского языка по теме «Друзья по переписке» во 2 (втором) классе общеобразовательной школы с цклью формирования навыков чтения и работы с текстом; развитиякоммуникати...
Презентация к внеклассному занятию в 1 классе по теме "Собака-друг человека".
Презентация поможет показать и раскрыть разнообразные взаимоотношения человека и собаки; заострить внимание на ответственности человека за прирученных животных...
Методическая разработка по окружающему миру на тему "Организм человека", 3 класс.
Методическая разработка к уроку окружающий мир, 3 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Методическая разработка по учебному предмету "Мир природы и человека" для 1 класса школы VIII вида
Технологическая карта к уроку Мир природы и человека 1 класс...
Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека.
Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека План:1. Глаза.2. Уши.3. Нос.4. Рот....
Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека
Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека План:1. Глаза.2. Уши.3. Нос.4. Рот....