Исследовательская работа на тему «Собака - верный друг»
проект по окружающему миру (2 класс)

Мукашева Жемс Сагынгалиевна

Цель: научить, самостоятельно находить нужную информацию о собаках, создать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

Объект исследования: собаки разных пород.

Предмет исследования: собака-друг человека.

Гипотеза исследования: если доброжелательно относиться к собаке, то она станет верным другом.

Задачи: расширять знания о жизни собак, понять роль животного в жизни человека, определить смысл слова - друг, узнать всё о породах собак, памятниках собакам, профессии собак; развивать умения ориентироваться в информационном пространстве, сопоставлять и анализировать полученную информацию, творческие способности учащихся; воспитывать коллективизм, взаимопомощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа.

2 класс.

Тема: «Собака - верный друг».

Цель: научить, самостоятельно находить нужную информацию о собаках, создать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

Объект исследования: собаки разных пород.

Предмет исследования: собака-друг человека.

Гипотеза исследования: если доброжелательно относиться к собаке, то она станет верным другом.

Задачи: расширять знания о жизни собак, понять роль животного в жизни человека, определить смысл слова - друг, узнать всё о породах собак, памятниках собакам, профессии собак; развивать умения ориентироваться в информационном пространстве, сопоставлять и анализировать полученную информацию, творческие способности учащихся; воспитывать коллективизм, взаимопомощь.

Тип проекта: информационный, творческий, групповой, краткосрочный.

Методы проекта: теоретический анализ литературы, наблюдения, беседа, анализ продуктов деятельности.

Этапы проекта:

         1.Выбор темы.

        2.Выход на тему с помощью взрослых.

        3Выбор направлений сбора сведений.

        4.Определение под проектных шагов, сбор информации.

5.Выбор формы представления проекта, завершение работы над темой.

Результаты проекта:

1.Умение находить нужную информацию.

2.Умение взаимодействовать в работе на общий результат.

Практический результат:

Сборник «Всё о собаках»

Место занятия в системе работы.

Это занятие можно проводить после уроков как классный час, а также на уроках окружающего мира, чтобы расширить знания учащихся о жизни домашних животных. Материалы того занятия могут пригодиться и на уроках русского языка, например, при подготовке к сочинению «Мое любимое домашнее животное». На уроках рисования описание пород собак поможет детям правильно представить и нарисовать собаку той или иной породы. На уроках математики, прочитав рекорды наших питомцев, можно составить задачи различной трудности, а на уроках литературного и внеклассного чтения – рассказать много интересного о жизни наших домашних животных.

Ход работы над проектом.

Перед началом работы учитель на родительском собрании рассказала родителям об основных этапах проектной деятельности, о том, как они могут помочь своим детям. Предупредила, что помогать можно только советом, информацией, проявлением заинтересованности, чтобы поддержать мотивацию и обеспечить самостоятельность школьников. Поиск  информации о собаках организован по группам, у каждой из них своё задание.

Названия групп и их задания.

        «Следопыты». Устное народное творчество.(друг - это кто ?)

        «Знайки». Как всё началось?(происхождение собак)

        «Фантазёры». Породы собак.

        «Умелые ручки». Памятники собакам.

        «Мечтатели». Профессии собак.

        Работа над проектом шла 3 недели. В первые дни  «вспышка интереса» у детей была высокой. Ученики принесли фотографии своих питомцев, к ним придумали стихотворения, написали интересные сочинения, нарисовали своих любимцев, нашли и оформили материал. Ребята, которые собирали материал о породах собак, о памятниках собакам и о их профессиях, педагог помогла составить презентацию «Наши питомцы».

        Первыми зрителями завершающего этапа проектной деятельности – презентации (защита проекта) стали родители. Ребята выступили на родительском собрании-празднике, тема которого была «О воспитании любви к живому». Родители задавали вопросы детям и благодарили их за интересную работу. Ученики артистично защищали свой проект.

 Все дети получили высокую оценку за работу в проекте.

Ход классного часа.

Учитель. На одном из уроков окружающего мира мы говорили о домашних животных. Вы очень много рассказали о своих питомцах. Я узнала, что у вас почти у каждого есть любимое домашнее животное – собака. Каждому было что рассказать о жизни своего друга. Вот поэтому мы решили поговорить на классном часе на тему «Собака– верный друг».

        Вы готовились к этому внеклассному мероприятию. С каждой группой мы обговорили, какой материал они будут подбирать про этих животных. В течение 3 недель вы готовились и оформляли свои работы. Сегодня вы нам расскажите всё, что узнали о собаках.

Следопыты. Друг - кто это?

 На этот вопрос мы получили такие ответы:

Друг – это тот, кто всегда рядом в трудную минуту.

Друг  - это тот,  кто помогает не только советом, но и делом.

Он с тобою дружит не ради выгоды, пользы для себя, а бескорыстно.

Это тот, кто с тобой и в радости, и в горе.

 В сборнике русских пословиц мы отыскали пословицы о дружбе:

        Без беды друга не узнаешь.

        Без друга на сердце вьюга.

        Верному другу цены нет.

        Верный друг лучше сотни слуг.

        Для друга всё не туго.

        Друг в нужде истинный друг.

Собаки всегда были рядом с человеком: и на охоте, и в походах, и даже летали в космос. Собака не раз спасала человека, рискуя собственной жизнью. И порой она не только друг, а очень близкое, родное существо. Иногда она заменяет нам родных и любимых. «Собака–друг человека»–это не пустые слова. Сколько песен, фильмов посвящено нашим четвероногим друзьям! А сколько стихов, рассказов, повестей, сказок, романов–не сосчитать!

Знайки. Как всё началось.

–Происхождение собак относится к далёкой древности, к концу каменного века. Учёные однозначно установили: именно волк был предком домашних собак.

Первобытным людям приходилось постоянно бороться за свою жизнь. Дикие животные были главными соперниками в этой борьбе. По ночам стойбище людей окружали шакалы, которые следовали за людьми, подбирая объедки. Шакалы приносили пользу первобытным людям. Они были часовыми и начинали тявкать и завывать, едва неподалёку появлялся опасный хищник.

Шакалы и люди привыкали друг к другу. И вполне возможно, что однажды, когда охотники гнались за раненым зверем, сильно оголодавшие шакалы не выдержали и бросились вперед, помогая людям загонять зверя. Так шакалы стали людям помогать на охоте.

Существуют различные мнения учёных о происхождении собак. Они считают, что собаки произошли от волков, и от шакалов, и от койотов, и даже от гиеновидных собак. Поэтому собаки и бывают разных пород, и выглядят по–разному.

Фантазёры. Породы собак.

В мире известно около 400 пород собак. Всех собак можно разделить на три большие группы: охотничьи, служебные, декоративные.

Кроме породистых собак, есть и беспородистые – дворняжки.

Их рисуют на картинках, о них сочиняют стихи, именно они первыми полетели в космос.

Существует даже наука о собаках. А как её называют, вы узнаете из стихотворения Тима Собакина.

                Будущая профессия.

Минералы ищет геолог,

Языки изучает филолог

 Раскопки ведёт археолог.

Это понятно, но

Кто же такой кинолог?

Тот, кто смотрит кино?

Я кинологом стать хочу,

Кинология мне по плечу!

Но папа сказал: «А ну-ка,

Откроем словарь…

Итак:

Кинология –это наука,

Изучающая собак»

Решено– буду кинологом.

От собак не оттащите волоком!

Нравятся очень бульдоги мне

И другие четвероногие!..

Вы кто: археолог?

Филолог? Геолог?

Спросят меня и услышат в ответ:

–Я по профессии просто кинолог…

Другими словами, собаковед!

Показ слайдов.

Умелые ручки.  Памятники собакам.

–Человек не остался равнодушен к поступкам животных. В мире насчитывается огромное количество памятников «верным друзьям человека». Самым первым памятником собаке можно считать памятник волчице.

В Древней Греции в городе Коринфе в 4 веке до нашей эры собаке был поставлен памятник с надписью «Защитнику и спасителю Коринфа». Древний город вёл войну с городом–государством Спартой. Под покровом ночи враг подкрался к городу, но собака Соэрт разбудила гарнизон и этим предупредила вторжение неприятеля. Она была награждена серебряным ошейником. Благодарные горожане не остались в долгу, сохранив на века память о верной собаке.

В Париже (Франция) самым знаменитым памятником собаке по праву считается памятник собаке – спасителю на собачьем кладбище в Париже. Маленький ребёнок верхом на большой собаке – это памятник сенбернару Барри, спасшему 41 человека. 41-м был маленький мальчик, неизвестно как попавший на перевал. Ребёнок замёрз и потерял сознание. Барри нашёл его, согрел своим теплом и вынес к людям.

В Токио (Япония) памятник собачьей верности и преданности стоит на станции Сабуя, недалеко от японской столицы. Он был поставлен в память о псе Хачико, который ежедневно провожал и встречал своего хозяина, уезжавшего в Токио на работу. Хозяин неожиданно заболел и умер. Но Хачико каждый день приходил к поезду на станцию и ждал до последнего поезда. Так продолжалось 10 лет, пока он трагически не погиб на этой станции. По всей Японии дети собрали деньги на памятник Хачико.

В Берлинском зоопарке есть памятник собакам-поводырям. «Немецким собакам-поводырям от незрячих берлинцев»,–такую надпись можно прочесть на памятнике.

В г.Номе (Аляска) и в центральном парке Нью-Йорка есть памятник ездовой собаке–вожаку Балто, который в 1925 году в составе ездовой упряжки в ураганную ночь доставил в город Ном лекарства и спас город от эпидемии. Он пять дней и ночей сквозь разыгравшуюся пургу вёл упряжку в город, где вспыхнула эпидемия дифтерии. В далёком трудном пути погибли все собаки в упряжке, кроме Балто.

А расстояние до Нома было  ещё очень большим, и тогда хозяин привязал коробки с вакциной к ошейнику собаки и велел бежать домой. Балто добежал до города, но как только с него сняли ошейник, стал звать людей за собой в пургу. Он привел их к хозяину, замерзавшему на снегу, и спас его.

В память о собачьем подвиге Балто возведено целых два памятника–один в самом Номе, другой в Нью-Йорке.

Есть много  памятников  собакам. Трудившимся на войне. Но главная память о них–сотни спасённых человеческих жизней.

Учитель. А теперь давайте поиграем-полаем на разных языках:

                        –английский: уау-уау;

                        –греческий: гав-гав;

                        –испанский: гуау-гуау;

                        –немецкий: аву-аву;

                        –польский: хау-хау;

                        –русский: гав-гав;

                        –французский: ау-ау;

                        –шведский: вув-вув;

                        –японский: ван-ван.

Мечтатели. Профессии собак.

–Служебные собаки имеют разные профессии: ищейки, сторожа, пограничники, водолазы.

Не так давно собаки овладели профессией газовщика. Они проходят вдоль газовой  магистрали, проверяя, нет ли утечки газа.

Собаки-геологи обнаруживают полезные ископаемые на глубине нескольких метров.

Собак используют для поисков потерпевших(авария самолетов).

Четвероногие таможенники прекрасно научились взрывчатку, оружие, наркотики.

Собаки работают почтальонами – они доставляют письма и телеграммы на туристические базы и дома отдыха, расположенные в горах.

Собаки умеют нас успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе.

Вот мы открываем калитку во двор, дверь квартиры. Радостный визг, преданный собачий взгляд…

Когда мы болеем, разве не лежит часами возле кровати лохматый друг? А если на руке царапина или порез, разве он своим лизанием не старается залечить это место?

Вот мы посмотрели на охотничьих и служебных собак. Взгляните теперь на собак, которых называют декоративными (служащими для украшения).

Зачем люди заводят таких собак? С какой целью?

Дети отвечают.

–Они названы декоративными потому, что украшают нашу жизнь, делают её не такой серой и однообразной. Эти собаки–сама прелесть! В большей части они маленького размера. Они всегда рядом, на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные. И еще у них очень достойное качество–они очень ревнивы: не подпускают к своему хозяину никого.

Следопыты. Вывод.

Выдвинутая перед исследованием гипотеза, что собака–друг человека–нашла своё подтверждение в пословицах. О чём говорит народная мудрость?

–Хорошая собака без хозяина не останется.

–Собака человеку– неизменный друг.

–При верной собаке сторож спит.

–Добрый пёс на ветер не лает.

–По хозяину и собаке честь.

–Предан, как собака.

–И с собаками не сыщешь.

Учитель.

–А вы, ребята, знаете, в каких случаях говорят:

*собачий холод;

*собачья жизнь;

*как кошка с собакой?

Дети отвечают.

–Есть в русском языке и другие фразеологические обороты, связанные с собакой. И об этом мы поговорим в другой раз. Значит, мы продолжим свои исследования! Спасибо всем за проделанную плодотворную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме " Наши четвероногие друзья - собаки"

Предком домашней собаки считается волк, он был первым животным, которого человек принял в свой дом. Это произошло 20 тысяч лет назад. Первобытный человек постоянно подвергался опасности. Он прислушива...

Любимые домашние животные. Собака верный друг.

В жизни каждого человека, и ребёнка в особенности, должна быть собака. Забота о живом существе делает человека лучше, воспитывает в нём заботу и ответственностьСобаки – испытание нас на человечн...

Беседа "Собака - верный друг"

Беседа для детеё 6-8 лет, из которой дети узнают каких пород бывают собаки и какую роль собака играла и играет в жизни человек....

Собака-верный друг.

История происхождения собаки,бескорыстная собачья служба и породы собак....

Собака - верный друг

Методическая разработка....

Собака - верный друг человека

Тема защиты животных актуальна всегда. У ребят с детства нужно формировать чувство долга и ответственности за своих питомцев.Перед мероприятием была проведена подготовительная работа: ребята нари...

Проектная работа по теме "Собака-друг человека"

В работе рассказывается история одомашнивания собак с научной точки зрения.Полностью раскрыта тема "Собаки на службе у человека."Автор описала все основные породы собак.В практической части,...