Курс внеурочной деятельности "Час общения"
методическая разработка (1 класс)
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_obshcheniya_apkina_permskiy_kray_zato_zvyozdnyy_mbu_sosh.docx | 36.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.
Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах.
Формирование базовой культуры личности первоклассника через
курс дополнительного образования «Час общения»
А.Д.Апкина, учитель начальных классов, МБУ СОШ ЗАТО Звёздный Пермского края
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностных взаимодействий с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития. Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Навыки конструктивного общения, приобретенные в младшем школьном возрасте, во многом определят успешность подростка.
Цель курса – формирование базовой культуры личности младшего школьника
Задачи:
- способствовать формированию этической культуры
- способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся (навыков общения: умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию; умение оценивать свои поступки и поступки других людей)
- способствовать формированию навыков поведения в обществе
- способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни
- выработать защитные качества личности: уверенность в себе, открытость, чувство юмора
- побудить к желанию самосовершенствоваться, развиваться всесторонне, гармонично
- развивать речь
Предполагаемые результаты, которые должен достичь ребёнок
- Овладеть нормами этической культуры. Овладеть навыками коммуникативной культуры (навыками общения) и культурного поведения
- Выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни
- Стремиться к самосовершенствованию и гармоничному развитию
Метапредметные и личностные УУД:
- Личностные:
определять степень вежливого поведения, оценивать его, учитывая ситуацию;
развивать этические чувства, умения понимать и сопереживать чувствам других людей;
- Метапредметные:
-регулятивные
составлять план действий по достижению результата творческого характера;
работать по предложенному плану;
-познавательные
ориентироваться в обществе, находить ответы на поставленные вопросы;
ориентироваться в своей системе знаний: приводить свои примеры удачного и неудачного общения в своей жизни;
-коммуникативные
соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности
Учебно – тематический план (36 часов)
Направления | Теория | Практика | ||
экскурсии | игры | праздники | ||
Правила школьной жизни | 1 час | - | - | - |
Традиции школы | - | 2 часа | 4 часа | 1 час |
Традиции класса | - | 1 час | 4 часа | 5 часов |
Азбука этики Секреты общения | 17 часов (теоретические занятия с практической направленностью) | |||
Защита социального проекта | 1 час |
Ожидаемые результаты
п/н | Ожидаемый результат | Как проверяем |
1 | Овладеть нормами этической культуры Овладеть навыками коммуникативной культуры (навыками общения) и культурного поведения | Наблюдение Рассматриваются навыки культурного поведения:
Высокий уровень – выполняются 5 позиций Средний уровень – 3-4 позиции Низкий уровень – 1-2 позиции |
2 | Выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни | Тест «Сформированность мотивации учащихся на здоровый образ жизни» Интерпретация результатов теста |
3 | Стремиться к самосовершенствованию и гармоничному развитию | Уровень самооценки (Методика Дембо-Рубинштейна) Уровень мотивации (Анкета Лускановой) Данные психолога |
4 | Педагогическое просвещение | Праздник Родительские собрания Опрос детей |
Содержание занятий (учитываются традиции школы и класса), а также используемые формы и методы ее реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение ценностных нормативов и навыков.
1 | Экскурсия по школе Знакомство с правилами школьной жизни |
2 | Туристический слёт (традиция школы) |
3 | Игра «Личная безопасность» |
4 | Экскурсия по улицам городка «Мы пешеходы» |
5 | Экскурсия в школьный музей (традиция школы) |
6 | Праздник «День рождения школы». Акция «Подарок школе (сбор макулатуры)» (традиция школы) |
7 | Азбука этики. Что значит быть вежливым? |
8 | Азбука этики. Основные способы общения. Понятие общения. Виды общения: речь, мимика, жесты. Секрет 1. Называй друга по имени и он будет обращаться к тебе так же. Решение этикетных задач |
9 | Игра «День юного спасателя» (традиция школы) |
10 | Игра «Права и обязанности школьника» |
11 | Праздник «Осенние посиделки» (традиция класса) |
12 | Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» (традиция школы) |
13 | Школьная научно-практическая конференция (традиция школы) |
14 | Секреты общения. Внимание к окружающим людям. Этикет, правила поведения. Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнера в общении. Секрет 2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя. Решение этикетных задач |
15 | Решение этикетных задач «Тренировка восприятия партнёра в общении» |
16 | Секреты общения. Умение слушать. Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. Осознание своих чувств. Помехи и затруднения в общении. Секрет 3. Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового. |
17 | Секреты общения. Правила вежливости. |
18 | Новогодние ёлки (традиция школы и традиция класса) |
19 | Секреты общения. Вежливое отношение к людям. Секрет 4. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя. |
20 | Секреты общения. Взаимоуважение. Секрет 5. Будь вежлив, и у тебя будет много друзей. Решение этикетных задач |
21 | Секреты общения. Умение понимать состояние другого человека. Тренировка восприятия партнера в общении. Решение этикетных задач |
22 | Секреты общения. Умение учитывать позицию другого человека. Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. Причины психологического дискомфорта, агрессии. Секрет 6. Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки. Решение этикетных задач |
23 | Праздник ко Дню Защитника Отечества (традиция класса) |
24 | Секреты общения. Как разрешать конфликты |
25 | Праздник ко Дню 8 Марта (традиция класса) |
26 | Конкурс социальных проектов (традиция школы) |
27 | Решение этикетных задач «Культура спора» |
28 | Секреты общения. Умение задавать вопросы вежливого обращения Решение этикетных задач «Обращение к собеседнику». Вербальное общение. Конструктивные и деструктивные формы влияния на собеседника. Правила “хорошего слушания”. Интонирование голоса и результативность общения. Этикет отношений. Решение этикетных задач |
29 | Игра «Путешествие к звёздам» |
30 | Секреты общения. Твоё настроение |
31 | «Парад русских войск» (традиция школы). Операция «Ветеран» |
32 | Секреты общения. Что такое дружба? Дружба. Важность коммуникативных качеств (видеть и понимать сверстников, ценить каждого, выделять характерные черты). Тренировка восприятия партнера в общении Решение этикетных задач |
33 | Игра «Вперёд, мальчиши!» (традиция школы) |
34 | Решение этикетных задач «Смеёмся вместе» |
35 | Праздник «До свидания, 1 класс» (традиция класса) |
36 | Праздник «За честь школы» (традиция школы) |
В качестве организации занятий могут быть использованы следующие формы работы:
- развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации), дидактические и игры-инсценировки;
- игровые ситуации;
- упражнения (подражательного и творческого характера);
- импровизации;
- наблюдения, прогулки, экскурсии;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- свободное и тематическое рисование;
- чтение художественных произведений;
- рассказ учителя и рассказы детей;
- беседы;
- сочинение историй;
- мини-конкурсы, игры-соревнования;
- этюды;
- праздники, утренники, кружки.
Список литературы
- «Этикет. Умение жить и вести себя в обществе» сост. Николаева Е.С. Петров А.Г.
- «Хорошие манеры в рисунках и примерах» Арина Гольдникова
- «Вредные советы» Г. Остер
- «Школа вежливости» – 1 кл. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
- Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях.– Ростов н./Д: Изд-во «Феникс», 1995.
- Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» – ВИУГУЛ, 1996.
- «Уроки этикета» Насонкина С.А.
- «Я познаю мир. Этикет во все времена» сост. Яковлев А.А.
- Игра-раскраска «Хорошие манеры»
- «Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.
- «Уроки Мойдодыра» Г. Зайцев.
- http://www.etikets.ru
Описание социального проекта «Творческий калейдоскоп».
Проблема, на решение которой направлен проект.
Специфика военных городков – постоянные переезды их жителей.
Лишь несколько лет назад наш городок начал становиться постоянным местом жительства для молодых семей. Неудивительно, что так велика разорванность среди поколений в таких населённых пунктах.
Молодым всегда легче адаптироваться к стремительным изменениям
жизни. Пожилые же люди всегда нуждаются в поддержке и понимании со стороны молодого поколения. Особенно много тепла и любви им могут подарить чистые детские души. Они – же наиболее восприимчивы к богатейшему жизненному и творческому опыту старшего поколения.
Наш проект: попытка научить взаимопониманию, взаимоподдержке и любви именно между этими поколениями – 7-8–летних малышей и 70-летних мудрецов.
Мини – исследование.
- Выход учащихся и родителей в центр социальной помощи с вопросом об
организации встречи.
- Мини – опрос учащихся класса.
- Анализ данных и выводы.
Цель проекта: организовать взаимосвязь поколений через детское творчество.
Задачи по реализации цели проекта:
- Знакомство, общение и обмен опытом со старшим поколением (дети, родители учащихся, люди пожилого возраста).
- Самовыражение детей через их творчество.
- Организовать концертную программу с участием родителей.
Механизм реализации: план действий, деление на группы по желанию, определение исполнителей и сроков проведения мероприятий.
Анализ ресурсов (что у нас есть): интеллектуально-творческие ресурсы; материальные ресурсы.
Ожидаемый результат.
- Оценить удовлетворённость встречи данного проекта через отзывы
участников всех поколений (дети, родители детей, люди пожилого
возраста).
- Видеоматериалы (интервью).
- Выпуск газеты «Калейдоскоп» с отзывами, с фрагментами данной
программы.
- Наладить новые встречи.
Препятствия успеха.
- Материальные затруднения.
- Отсутствие содействия центра социальной помощи.
- Не умение совместной работы в группе у ребёнка.
- Не умение ребёнка самовыражаться в творческих мероприятиях.
Составление бюджета (примерная смета).
Внешняя презентация.
- Подготовка внешней презентации (все участники проекта).
- Выступления на презентации (группа детей и родителей)
Описание хода занятия по теме «Толерантность»
Задачи: 1. Познакомить детей с многообразием культур мира.
2.Уточнить значение понятия «толерантность».
3. Показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми и группами.
I. Организационный момент.
- Старательные девочки. Здесь?
- Умные мальчики?
- Доброжелательные гости?
- Сегодня на уроке мы будем общаться...
- Давайте улыбнёмся друг другу, и пусть нам сегодня сопутствует удача!
II. Актуализация знаний.
- Что такое общение?
- Для чего нам нужно общение?
III. Новый материал.
- Живёт на Земле человек. Он маленький, Земля – огромная. Человек любит свою Землю, потому что не может прожить без шелеста луговых трав, без звонкой песни ручья, без звёздного ночного неба. У нас над головой общая крыша – голубое небо, под ногами общий пол – земная поверхность, у нас на всех одна лампа и печка – ласковое солнышко. Но мы, земляне, живём в разных частях этой голубой планеты. Мы все разные...
- Чем мы отличаемся?
- Но, несмотря на то, что мы все разные – мы радуемся и плачем, удивляемся и грустим, любим и ненавидим.
На Земле должны дружить маленькие и большие, толстые и худые, белые и чёрные, взрослые и дети, Африка и Евразия...
- Какие качества человека помогают в этом общении? (Работа в группах).
- Как называется слово, которым можем объединить эти слова? (Толерантность)
- Но ведь у толерантности должно быть лицо! Выберите лицо, которое подойдёт к данным качествам.
- Социологи дают такие определения толерантности.
- Какие качества подойдут к другой схеме? Как назовём такого человека? (Интолерантный). Слово иностранного происхождения, имеет приставку ин-.
- Каким человеком вам хотелось бы общаться?
- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путём?
- А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающим миром. Но иногда в школе, классе у нас часто возникают ссоры. Как вы считаете, что является причиной ссор?
(Групповая работа) Составим правила толерантного общения.
IV. Игровые упражнения.
- Игра «Туземцы». (Невербальное общение: жесты, мимика)
- Объяснить туземцам жестами, мимикой следующие просьбы:
- Где можно построить хижину?
- Можно пожить у вас 3 дня?
- Мы не ели 4 дня!
- Где можно набрать дрова для костра?
- Помогите построить лодку.
- Упражнение «Комплименты» (Ладошки)
V.Подведение итогов. Рефлексия.
Описание хода занятия по теме «Права и обязанности ребёнка»
Задачи: 1. Познакомить детей с правами, соотнести права и обязанности детей.
2.Уточнить значение понятий «конвенция», «декларация», «право», «обязанность».
3. Воспитать ответственное отношение к своим правам и обязанностям.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Кто заботится о вас, пока вы маленькие? (родители)
Взрослые люди имеют много различных прав. Слайд 1.
Основные из них изложены во Всеобщей декларации прав человека.
Какое слово для вас новое?(декларация)
Слайд 2.
Декларация – это документ, который провозглашает что-либо. Декларация – это цель, к которому стремится общество.
III. Формулирование темы урока.
Чтобы попасть в мир взрослых людей надо пройти детство.
- Как вы думаете, какая будет тема урока? (Права ребёнка)
IV. Новый материал.
1) – Что мы желаем человеку, который нам дорог? (счастья, добра, здоровья, благ …)
Люди задумались, как защитить себя и своих близких от людей непорядочных, жадных и жестоких.
- Кто стоит на страже всех этих благ? (государство).
2) Сообщение. Слайд 3.
В нашем государстве действуют законы, защищающие права ребёнка. Этот важный документ – Конвенция о правах ребёнка. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла конвенцию по правам ребёнка, которая сегодня является международным законом. Конвенция закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет, и состоит из 54 статей.
Слайд 4.
Конвенция – это международный договор по специальному вопросу с взаимными обязательствами. Это свод правил, обязательных для выполнения тех сторон, кто его подписал. Те государства, которые подписали Конвенцию, обязаны выполнять всё, что написано в этом документе.
Слайд 5.
Вы видите высокое, светлое здание Организации Объединённых Наций (ООН). Находится эта организация в Соединённых штатах Америки в городе Нью-Йорке. В солнечную погоду оно кажется лёгким, воздушным. Вечером в его окнах зажигаются огни. Тогда здание напоминает маяк.
- Ребята, вы знаете, что такое маяк и зачем он нужен?
Это здание – тоже маяк, но не для кораблей, а для всех государств нашей планеты. И она (организация) указывает народам Земли путь к миру, согласию и справедливости.
3) Определение цели занятия.
- Какая цель урока? (Узнать: какие права имеют дети.)
Слайд 6.
Главная мысль важного международного документа – Конвенции о правах ребёнка это то, что «Дети имеют право на особую заботу и помощь»
4) Словарная работа. Слайд 7.
- Что такое право? (Высказывания детей).
В кратком политическом словаре право – это совокупность обязательных к исполнению правил поведения (норм), установленных государством.
- Как вы понимаете эти строчки? (Высказывания детей).
Каждый ребёнок должен знать, о чём говорится в Конвенции, для того, чтобы…
Ребята, продолжите мою мысль! (Правильно поступить в той или иной ситуации; помочь друзьям, себе в беде)
Чтоб смеяться, улыбаться,
Никогда не огорчаться,
Чтобы не было беды,
Чтобы не было войны.
Чтобы жить нам – не тужить,
Радость людям приносить!
5) Знакомство с некоторыми правами детей, изложенными в Конвенции о правах ребёнка.
Слайд 8. Право на жизнь.
- Согласитесь ли вы с утверждением, что все дети рождаются одинаковыми, поэтому давать им имена не надо. (Высказывания детей).
Слайд 9. Право на имя.
- На одном из занятий вы готовили сообщения о своём имени.
(Выступления детей)
Слайд 10. Право на защиту и помощь.
Слайд 11. Право на неприкосновенность жилища.
Слайд 12. Право на владение собственным имуществом.
Слайд 13. Право на охрану здоровья.
- Только ли государство должно заботиться о здоровье ребёнка?
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Высказывания детей).
Слайд 14. Право на бесплатное начальное образование.
- Что значит иметь данное право?
- Кто в этом помогает?
- Кто из вас пользуется услугами школьной библиотеки?
- Какие условия создаёт государство? (Высказывания детей).
Слайд 15. Право выбора.
Вы посещаете …
- Какое это право?
Слайд 13. Право на отдых, на участие в играх, в культурной жизни, на занятия искусством.
- Какие различные мероприятия проводятся в нашей школе, в ЦДТ, в школе Искусств? Можете ли вы принять участие в этих мероприятиях? О каком праве идёт речь?
Физкультминутка .(Показ соответствующих движений).
+ 1) законы любого государства должны обеспечивать социальную защиту ребёнка;
2) каждый ребёнок нуждается в любви и внимании;
3) желательно, чтобы многодетным семьям государство оказывало материальную помощь.
- 1) государство должно заботиться только о здоровых людях. Все остальные должны лечить себя сами;
2) каждого ребёнка нужно любить и выполнять все его желания;
3) каждый ребёнок до 10 лет должен быть ограждён от жестокости и эксплуатации в любой форме.
7) Групповая работа.
(Учебное пособие для начальных классов Е.С.Шабельник «Права ребёнка», страница 37.)
- Представим, что сказочные герои тоже пользовались правами.
Рассмотрим сюжет. Какие права выделила Василиса Премудрая, а какие Баба-Яга? С какой точки зрения рассматривал этот сюжет каждый герой? (Высказывания детей). Слайд 14.
- Ответьте на вопросы к размышлению:
а) Удивительно, но оба варианта текста полностью совпадают. Как вы думаете, что понимает Баба Яга под «культурным развитием» ребёнка?
б) Какие игры и развлечения, на ваш взгляд, способствуют культурному развитию ребёнка?
Отсюда дорога всего лишь одна.
В сказку ведёт она – и не зря,
По мудрым тропинкам – ходить и ходить –
Сказка научит, как надобно жить!
9) Словарная работа. Слайд 15.
Обязанность – это круг действий, возложенных на кого-либо и обязательных для выполнения.
- Какие обязанности есть у вас, как школьников? (Высказывания детей).
10) Работа в парах. Работа с пословицами.
- Даже в русских пословицах перекликается мысль, что у каждого человека, несмотря на права, есть ещё и обязанности.
Например: любишь кататься, люби и саночки возить. Право участников – кататься на саночках; обязанность – возить саночки.
Вам представлены карточки-картинки, в которых зашифрованы русские пословицы. Угадайте пословицу, найдите в смысле пословицы права или обязанности участников.
11) Домашние сочинения детей «Мои права».
(Зачитывание отрывков из лучших работ.)
V. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по курс «Уроки правильного общения» 3 класс
Программа разработана на основе- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;- авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность программы определена тем, ч...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Час общения»
Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и тради...
Программа курса внеурочной деятельности «Школа общения» 3 класс .
Общение – основное условие развития ребѐнка, важнейший фактор формированияличности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познаниеи оценку самого себя через посредство других лю...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения"
Программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения» имеет общекультурную направленность развития личности.Актуальность данной программы в том, что она направлена на решение задач воспитания и ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Этикет и культура общения"
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжел...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения" 3 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения" 3 класс...