Программа курса внеурочной деятельности «Школа общения» 3 класс .
методическая разработка (3 класс) на тему
Общение – основное условие развития ребѐнка, важнейший фактор формирования
личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание
и оценку самого себя через посредство других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_shkola_obshcheniya_3.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В условиях реформирования современной российской школы возрастает интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей ФГОС. В концептуальных основах Стандартов второго поколения в аспекте универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.
Программа построена на основе документов: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года N 373.Закон Российской Федерации «Об образовании»
Поскольку коммуникативная компетентность имеет исключительно многогранный характер, разработчикам новых Стандартов необходимо было выделение основного состава коммуникативных и речевых действий, т. е. тех действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования. Ключевым значением коммуникации для психического и личностного развития ребенка являются содействие и сотрудничество учащихся, направленные на деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. Кроме того, “благодаря своей знаковой (вербальной) природе общение изначально связано с обобщением (мышлением): возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания”.
Общение – основное условие развития ребѐнка, важнейший фактор формирования
личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание
и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребѐнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за еѐ пределами. Культура общения людей основана на соблюдении определѐнных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Он определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, вежливость, дружелюбие, учтивость, уважительное отношение к людям. Современное общество предъявляет новые требования к личности учащегося и к его поведению, в частности, в рамках формирования адекватного коммуникативного поведения. Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определѐнной ситуации нормам и является эффективным.
Цель:
Формирование у младших школьников адекватного коммуникативного поведения.
Задачи:
- повышение уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной
коммуникации;
- формирование умения выбирать нужную формулу с учѐтом ситуации общения
(с кем, когда, зачем говоришь);
- освоение речевых норм осуществлять в единстве с изучением общих правил
культурного поведения;
- обучение умению соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и
скромность, и уважительное отношение к другим.
Уроки общения проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40мин.
Структура занятия: каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия; основное содержание, которое направленно на развитие навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.
В ходе работы используются: игровые методы, элементы тренинга, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типо. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения.
Наполняемость группы — 17 человек. Возраст 8-10 лет.
Основные принципы работы со школьниками на занятиях:
- создание условий для активного продуктивного общения,
- отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений;
- развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.);
- расширение кругозора, систематизация знаний по интересующим детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.
Результаты реализации программы.
Личностные универсальные учебные действия:
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- Ученик получит возможность для формирования: морального сознания; способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их мотивы и чувства;
- устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учѐта характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач;
- строить монологическое высказывание,
- владеть диалогической формой коммуникации;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Ожидаемые результаты:
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения;
- овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик
- ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок
Курс занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
- -осознание себя с позиции школьника
- - умение адекватно вести себя в различных ситуациях
- - умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
- - способность справляться со страхами, обидами, гневом
- - умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
- - умение справляться с негативными эмоциями
- - стремление к изучению своих возможностей и способностей
- - успешная адаптация в социуме.
Содержание программы
Раздел 1. Умение владеть собой (8часов)
Я – третьеклассник. Как я изменился за лето? Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми. Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным. Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?
Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений ( 5 часов)
Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие качества меня в нём привлекают? Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»? Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными, а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают? Конфликт. Как он возникает? Моё поведение в трудных ситуациях
Раздел 3. Культура общения (6часов)
Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения? Правила общения, которые вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо соблюдать, чтобы не обидеть собеседника и самому не попасть в неловкую ситуацию. Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что можно. Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать, поддержать и вести разговор. Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине. Как эти правила помогают в общении. Мальчик и девочка. Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки. Как правильно познакомиться? Как правильно держать себя, чтобы понравиться?
Раздел 4. Что такое сотрудничество? (15 часов)
Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений: -из умения понять другого; - из умения договориться; - из умения уступить, если это нужно для дела; --из умения правильно распределить роли в ходе работы. Что значит понимать другого и как можно этому научиться? Как научиться договариваться с людьми? Что такое коллективная работа.
Тематическое планирование
Тема раздела | Количество часов | дата | |||
Теория | Практика | Общее | по плану | по факту | |
Умение владеть собой (8 ч) | |||||
1.Я – третьеклассник. Я – фантазёр. | 1 | 1 | |||
2.Я умею фантазировать. | 1 | 1 | |||
3.Мои сны. | 1 | 1 | |||
4.Я умею сочинять. | 1 | 1 | |||
5.Я – ученик. | 1 | 1 | |||
6. Я – ученик | 1 | 1 | |||
7.Мои мечты. | 1 | 1 | |||
8. Ложь большая и маленькая. | 1 | 1 | |||
Фантазия характеров. (5 ч) | |||||
1.Качества человека | 1 | 1 | |||
2. Добро и зло | 1 | 1 | |||
3. Что такое хорошо и что такое плохо | 1 | 1 | |||
4. Конфликт. | 1 | 1 | |||
5.Пьедестал успехов | 1 | 1 | |||
Культура общения (6ч) | |||||
1.Что такое «этикет»? | 1 | 1 | |||
2. Правила общения | 1 | 1 | |||
3.Волшебные слова | 1 | 1 | |||
4. Правила хорошего тона | 1 | 1 | |||
5. Умею ли я дружить? | 1 | 1 | |||
6.Как справиться с «Немогучками»? | 1 | 1 | |||
Что такое сотрудничество (15 ч) | |||||
1. Что такое сотрудничество? | 1 | 1 | |||
2. «Что значит понимать другого?» | 1 | 1 | |||
3. Я умею договариваться с людьми. | 1 | 1 | |||
4. Мы умеем действовать сообща. | 1 | 1 | |||
5. Что такое коллективная работа? | 1 | 1 | |||
7. Коллективная работа «Мы» | 1 | 1 | |||
8. Коллективная работа «Мы» | 1 | 1 | |||
9. Коллективная работа «Мы» | 1 | 1 | |||
9. Рисунок «Мой класс» | 1 | 1 | |||
10. Наши мечты | 1 | 1 | |||
11. Наши достижения. | 1 | 1 | |||
12. Этюды: «Кто лишний?», | 1 | 1 | |||
13. Этюды: «Кто лишний?», | 1 | 1 | |||
14. Наши таланты. | 1 | 1 | |||
15. Праздник «Наш удивительный класс» | 1 | 1 | |||
8 | 26 | 34 |
Список использованной литературы.
- Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1998. – 298 с. (Практическая психология в образовании).
- Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей Учеб. пособие [Текст] / Л. Н. Блинова. – М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2002. – 136 с.
- Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов [Текст] / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999. – 173 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы курса внеурочной деятельности.Школа развития речи 4 класс.
Разработка программы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Школа Докторов» для обучающихся 4 класса.
В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обуч...
программа по внеурочной деятельности "Школа общения"
Программа по внеурочной деятельности "Школа общения"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Школа общения»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Школа общения» по социальному направлению разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной програм...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Школа добрых дел"
Данная программа предназначена для социального направления развития личности младшего школьника. Программа реализуется в форме кружка....
Программа курса внеурочной деятельности "Школа общения"
Программа курса внеурочной деятельностиНаправление: обществоведческое, психологическоеНаименование программы: «Школа общения»...
рабочая программа по внеурочной деятельности " школа общения"
Рабочая программа совместно с календарно- тематическим планированием...