Конспект занятия по теме Шахматные фигуры 1 класс
план-конспект занятия (1 класс)

Устюгова Алёна Юрьевна

Конспект занятия по теме Шахматные фигуры 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_teme_shahmatnye_figury_1_klass.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт занятия

Тема: Шахматные фигуры.

Цель: Организация деятельности обучающихся по закреплению изученного материала, совершенствования знаний о шахматных фигурах.

Образовательная: создать условия для закрепления изученных тем: названия шахматных фигур, названия горизонтальных и вертикальных линий, диагоналей;
На практике закрепляются названия фигур, их свойства;
Развивающая: развитие наблюдательности, внимания, умения думать и составлять план действий, расширение кругозора учащихся;
Воспитательная: воспитание интереса к шахматам, привитие любви к шахматной игре;
Оборудование, дидактическое оснащение урока: 
1. Демонстрационная магнитная доска;
2.Наборы шахматных фигур;
3. Комплекты учебников, автор И.Г. Сухин «Шахматы» 1 год обучения

Планируемые результаты:

Метапредметные:

 Регулятивные УУД

1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место

2.Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

3.Принимать и сохранять учебную задачу;

 Коммуникативные УУД

1.Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом учебных ситуаций.

 Познавательные УУД

1.Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы .

Личностные

1.Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

2. Умение анализировать свое эмоциональное состояние на конец урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат деятельности

УУД

Организационный момент

 Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Настрой на урок

Р1.

Л1

Актуализация знаний.

–Сегодня на уроке мы закрепляем ранее пройденные темы, а также узнаем очень многое о шахматных фигурах, с которыми мы познакомились на предыдущем занятии.
–К нам на урок пришёл Шахматный король. Он принёс к вам на урок очень интересные задания, и тем, кто будет хорошо отвечать на уроке будет давать призы.
И первое его задание: что это? (Учитель показывает поле, затем шахматную доску).

А что больше поле или шахматная доска?
–А как показать пальчиками поле?

–А теперь покажите горизонтали (вертикали и диагонали).
–А теперь покажите руками горизонталь


–А теперь диагональ (Самолёт наклоняется, чтобы сделать поворот)
–А теперь покажите вертикаль


(Шахматный король поощряет хорошо отвечавших детей)

показывают, соединив четыре пальца в виде квадрата

 имитируют самолёт,
размахнув руки в стороны

 поднимают руки вверх

пешка

Р3.

К1

П1

Закрепление изученного материала

Начинаем наш урок и у нас первое задание.
Задания Шахматного короля:
–Отгадайте загадку: «Маленькая, удаленькая много полей вперёд прошла и фигуру нашла»
–Конечно, Пешка! Именно она, смелая, храбрая Пешка.
–Что ещё можете сказать о пешках? Они стоят на переднем строю, закрывают своим строем всех больших фигур. И ходят только вперёд и не могут перешагивать сразу через несколько полей. Потому что это солдаты - пехотинцы. Они не должны быстро продвигаться. И них приказ: «Только вперёд! Ни шагу назад!». И они же первыми вступают в бой и многие из них погибают в поле сражения. Но если с боем, с «синяками» и «шишками» прорвётся пешка до последней линии горизонтали шахматной доски, в награду Пешке предоставляется право превратиться в любую фигуру, кроме короля.

Они стоят на переднем строю, закрывают своим строем всех больших фигур. И ходят только вперёд и не могут перешагивать сразу через несколько полей.

 

П1

Р2.

П1

К2

Игра «Чудесный мешочек»
Король вам задаёт новую загадку «Стою на краю, откроют путь– я пойду. Только прямо хожу, как зовут, не скажу»

–Это Ладья.
–Вы должны на ощупь достать из чудесного мешочка эту фигуру.
–В каждом войске по две ладьи. Оценивается ладья в 5 очков, т.е. по силе приблизительно равна пяти пешкам. При записи обозначается буквой «Л». Где стоят ладьи до начала сражения?
–Кто сильней, ладья или восемь пешек?

Король задаёт следующую загадку: 
«Не живёт в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит,
Хоботом не водит».
–Это слон
Теперь достаем из нашего чудесного мешочка на ощупь слонов.
Раньше слонов называли офицерами. Но сейчас их называют только слонами.
–А почему фигура называется слон, если нисколечки не похожа на него? –часто спрашивают дети.
–Шахматы возникли много столетий тому назад в древней стране –Индии. А там раньше воевали на слонах. Поэтому это название и сохранилось в шахматной игре. Когда-то эта фигура вырезалась из слоновой кости (из бивня) в виде миниатюрного, маленького слоника. Но потом ее стали изображать по-иному. И хотя сейчас эта фигура по внешнему виду не похожа на слона, название за ней закрепилось прежнее–слон.
При краткой записи эта фигура обозначается большой буквой «С» (эс). До начала игры слоны располагаются на 1-й и 8-й горизонталях, на следующих полях: белые–Сс1 и С f1, чёрные Сс8 и Cf 8. Есть чернопольные и белопольные слоны и перемещаются они по полям (диагоналям) своего цвета. Слон стоит 3 очка.
Слушаем следующую загадку-вопрос: 
«Какая самая могучая и сильная фигура в шахматах?» (Ферзь)
–В чем заключается сила ферзя?
–Он может передвигаться, как две фигуры сразу: ладья и слон–по горизонталям и вертикалям и по диагоналям. Ферзь оценивается в 9 очков, т.к. он один соединяет в себе свойства сразу двух фигур: ладьи и слона.
–Слушаем следующую загадку Шахматного короля:
 «Какая фигура может перепрыгивать через свои и чужие фигуры?»
–Конь,
–Да, слон и конь примерно равны по силе. Конь обозначается буквой
«К». Это очень подвижная, коварная фигура. Его стремительные, неожиданные, лихие ходы-наскоки весьма опасны для противника. Учитель:
–В шахматном войске есть самая главная фигура, кто это?
–Это Король. Но как это понимать?
–Это значит, что ферзь хотя и сильная фигура, но без него игра может
продолжаться. А без короля ни в коем случае. Король руководит сражением и он должен находится в самом безопасном месте под надежной охраной своих телохранителей.

Ладья

Дети достают

показывают: до начала шахматной битвы белые ладьи располагаются на полях а1 и h1, чёрныена а8 и h8 Восемь пешек

Слон

показывают всем фигуры слонов

Он может передвигаться, как две фигуры сразу: ладья и слон–по горизонталям и вертикалям и по диагоналям.

Конь

король

Подведение итогов урока

А теперь, давайте по порядку назовём всех шахматных фигур. А на следующем уроке мы научимся правильно расставлять фигуры в начале игры, т.е. в начальном положении.

Вопросы из шахматной шкатулки:
–У какого слона нет хобота? (У шахматного.)
–Что это за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону?
(Шахматное поле.)

Рефлексия

Какие задания понравились больше всего

Что показалось трудным?

Спасибо всем за работу.

Л2

К1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Шахматные фигуры»

Открытый урок предназначен для обучения шахматам младших школьников по программе федерального курса "Шахматы - школе", первый год обучения...

Конспект занятия по математике в 3 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: «В стране геометрических фигур»

Конспект занятия по математике в 3 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: «В стране геометрических фигур» Цели:Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в те...

Конспект занятия по математике в 3 классе коррекционной школы 8 вида.Тема: «Страна геометрических фигур»

Конспект занятия по математике в 3 классе коррекционной школы 8 вида.Тема: «Страна геометрических фигур»...

Конспект занятия по теме Шахматная нотация

Конспект занятия по теме Шахматная нотация...

План-конспект урока "Знакомство с шахматной фигурой Слон"

Знакомство с фигурой Слон, ее особенностями...

Внеклассное занятие по теме "Шахматные фигуры"

Цель: знакомство с шахматными фигурами.Задачи:Повторить направления на шахматной доске: горизонталь, вертикаль, диагональ; познакомить с шахматными фигурами.Выработать навык работы с шахматной доской....