Система воспитательной работы в 4Б классе
рабочая программа (4 класс)

Киргизова Светлана  Александровна

Система воспит.работы в 4б классе на 2016 - 2017 уч.год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4b-vospit._sist.2016-17_kirgizova.doc287 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Муйского района

МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3»

"Утверждаю"

"Согласовано"

директор МБОУ  «ТСОШ №3»

зам. директора по ВР

___________________

_____________________

"_____"_______2016 г.

"_____"_______2016 г.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

 

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников

в рамках ФГОС»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 2016- 2017

Классный руководитель: Киргизова С.А.

п. Таксимо


Паспорт программы

Наименование системы: Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы

Основание для разработки

Цель: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи:

  •  формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
  • формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
  • Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.

Срок реализации программы- 4 года

Ожидаемые результаты:  

  •  -активная жизненная позиция школьника;
  • -приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
  • -патриотическое и гражданское самосознание;
  • -уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
  • -соблюдение народных традиций, интерес к бурятском фольклору и песням;
  • -эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
  • -представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.

             


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитательная система для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Школа создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Актуальность программы

Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.

 Инновационность разработанной воспитательной программы, на мой взгляд,  заключается в следующем:

  • использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и  социализации обучающихся в рамках духовно- нравственного развития;
  • возможность адаптировать традиционные формы работы к современным  требованиям, целям;
  • наличием заинтересованности участников  образовательного процесса в реализации данной программы;
  • согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью обучающихся.

Принципы реализации программы

  • принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
  • личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
  • принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;
  • деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
  • принцип мотивации деятельности обучающихся –предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
  • принцип педагогического руководства –организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Методы и формы

  • беседы и наблюдения
  • классные часы
  • занятия- практикумы
  • экскурсии
  • тематические праздники и вечера
  • устные журналы
  • дискуссии
  • конкурсы
  • игры, соревнования
  • родительские собрания в различных формах


Направления

Направление I. «Здоровье»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи работы в направлении «Здоровье»:

- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

- Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:

1. Сотрудничество с медицинским работником школы, с целью изучения состояния физического здоровья обучающихся класса.

2. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение обучающихся к занятиям физкультурой и спортом.

4. Формирование собственной Я-позиции обучающихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом:

            - психическое и физическое здоровье,

- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,

- культура сохранения собственного здоровья,

- ответственность за здоровье других людей,

- гармония души и тела, режим дня и здоровье,

- воля и её значение в сохранении здоровья,

- самовоспитание, саморегуляция и здоровье.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:

спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;

- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами, , активно занимающимися спортом; посещение спортивных соревнований;

- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;

- беседы и дискуссии на различные темы;

- тематические консультации для родителей;

- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.

План-сетка. Направление «Здоровье»

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

3-й год реализации

4-й год реализации

Примечания

(вносятся по мере необходим-сти)

Сентябрь

День здоровья

(поход)

День здоровья

(поход)

День здоровья

(поход)

День здоровья.

(поход)

Запись в спорт. секции

Октябрь

Игры на свежем воздухе «Веселые старты»

Кл.час «Режим дня»

Кл.час «Здоровье сгубишь - новое не купишь»

Классные часы по ПДД.

Пересаживание детей с целью охраны зрения.

1раз в четверть

Ноябрь

Утренник «Откуда берутся грязнули?»

«История возникнове-ния Правил дорожного движения»

«Тормозной путь автомобиля»

Встречи с медсестрой

«Уроки здоровья» - организация просветительской работы с учащимися.

Декабрь

«Дорога и её главные составные части»

Праздник «В гостях у Мойдодыра»

Кл. час «История олимпийских игр»

Кл. час: Безопасное поведение в школе и дома»

Январь

Зимние игры

«Дорожные знаки и их виды»

Беседа «Меры безопасного поведения покрытых льдом»

Дни здоровья во время зимних каникул.

Февраль

«Знакомство с дорожными знаками»

Игры-состязания «Богатырская сила наша»

Беседа «Жизнь прожить- не море перейти»

Игровая программа «Ярмарка подвижных игр»

Март

Игра –путешествие «Наше питание»

Беседа «Сигналы, подаваемые водителем»

Беседа «Что такое перекрёсток?»

Кл. час «Полезные привычки»

Апрель

Беседа «Мы-пассажиры!»

Устный журнал «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!»

«Веселый урок здоровья»

7 апреля – Всемирный день здоровья.

Май

«Наши верные друзья. Светофор и его сигналы»

«Правила перехода улиц и дорог»

Спортивный праздник «Народные игры»

Впереди летние каникулы: инструктаж.

Направление II. «Учение»

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи работы по направлению «Учение» :

- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.

- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

- Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Учение»:

1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности обучающихся класса и организации коррекционной работы.

2. Интеллектуальное развитие обучающихся класса, формирование культуры умственного труда.

3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.

4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.

5. Участие во Всероссийских интеллектуальных конкурсах, Интернет -проектах идр.

Основные понятия направления «Учение»:

- умственное развитие,

- способности,

- уровни интеллектуального развития,

- умственные способности,

- фантазии в жизни человека,

- способности к творчеству,

- культура умственного труда.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Учение»:

- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

- интеллектуальные игры внутри класса, в параллели;

- интеллектуальные бои.

План-сетка. Направление «Учение»

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

3-й год реализации

4-й год реализации

Примечания

(вносятся по мере необходим-сти)

Сентябрь

«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!»

«Путешествие по рекам, странам, городам»

Игра «Что нам стоит дом построить»

Праздник «День знаний»

Выбор и запись в   кружки, секции

Октябрь

Участие в Интернет конкурсах

Кл. час «В песне душа народа»

Участие в Интернет конкурсах

Участие в Интернет-проектах»

Ведение портфолио

Ноябрь

Урок-исследование «Во саду ли, в огороде»

Внеклассное занятие «Как хорошо уметь считать»

Игра-исследование «Больше-меньше»

Предметные недели «Мир моих увлечений»

Декабрь

Праздник поэзии

Игровая программа «Огонек»

КВН по русскому языку

Организация взаимопомощи в учебе. Участие в олимпиадах, конкурсах

Январь

Час загадок и отгадок

Устный журнал «И вот сама идет волшебница-зима»

Экскурсия «Встреча с прекрасным»

КВН «Волшебный мир»

Февраль

Кл. час «Животные родного края»

Ролевая игра «Мистер ИКС- званый гость»

«Путешествие по стране Геометрии»

Олимпиады по предметам

Март

Участие в Интернет конкурсах

«Путешест-вие по сказкам»

Кл. час «В гостях у дедушки Корнея»

Участие в научно-практической конференции

Апрель

Внеклассное занятие «На лесной поляне»

«Желтый, красный, зеленый»- игра-путешествие

Устный журнал «У лукоморья»

Литературный ринг «Смеяться, право, не грешно над тем, кому кажется смешно»

Май

Урок-презентация «В гостях у русских умельцев»

Экскурсия «Ищем клад»

«Вечер веселых вопросов и ответов»

Представление достижений уч.

Презентация   портфолио

Направление III. «Общение»

Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи деятельности в направлении «Общение»:

1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

2. Формировать у обучающихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».

3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех обучающихся класса.

4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Общение»:

- Изучение способности к общению каждого обучающегося в детском коллективе.

- На материале диагностики определение проблем в общении обучающихся и организация коррекционной работы.

- Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений.

- Обучение детей конструированию и моделированию в сфере общения.

- Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.

- Изучение положения отдельных обучающихся и всего класса в целом в детском коллективе.

- Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

Основные понятия направления «Общение»:

-эмоции и чувства,

- рефлексия,

- сочувствие,

- сопереживание,

- умение управлять собой,

-лидерство,

- изолированность,

-одиночество.

Форма работы классного руководителя в направлении «Общение»:

- интерактивные игры;

- тематические классные часы;

- тренинг общения детей и родителей;

- самопрезентации и самопредставление;

-праздники, конкурсы, ролевые игры.

План-сетка. Направление «Общение»

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

3-й год реализации

4-й год реализации

Примечания

(вносятся по мере необходим-сти)

Сентябрь

«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!»

Кл. час «Чтение- вот лучшее учение»

Кл. час «Дружба крепкая»

Кл. час «Планирование работы класса на 2016-2017 уч. год»

Октябрь

Кл. час «Правила поведения в школе»

Игра-викторина «Мои четвероногие друзья»

«Правила поведения в транспорте»

Беседа «Мир моих увлечений»

Ноябрь

Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»

«Ярмарка талантов»

Путешествие в страну «Именинник»

Кл. час «Учимся общаться»

Декабрь

Праздник «Откуда берутся грязнули?»

Беседа «Спешите делать добро»

Концертное представление «Я и мои таланты»

Час доверительного разговора

«Наши классные дела»

Январь

Кл. час «Ежели вы вежливы…»

Музыкальная гостиная «Времена года»

Круглый стол «Поговорим  о вежливости»

Урок благотворительности «Кому нужна моя помощь?»

Февраль

Беседа «Слово огорчает, веселит, утешает»

Кл. час «Делу- время, потехе-час»

Беседа «Считаете ли вы себя культурным человеком»

Игровая программа «Ярмарка подвижных игр»

Март

Доверительная беседа- «Друг- это..»

Праздник «Мамочка, милая мама»

Конкурс «Коса-девичья краса»

Смотр детских талантов «Сияние звезд»

Апрель

Ролевая игра «Разговор о честности»

Экологичес-кая беседа «Человек- хозяин природы»

Кл. час «Праздник –проказник»

Беседа «Береги природу – наш дом»

Май

Игра-путешествие «На волшебном поезде»

Утренник «Праздник цветов»

Познаватель-ная программа

«Скуку, лень из жизни вон»

Итоговое классное собрание «Наши дела за год»

Направление IV. «Нравственность»

Цель: обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

1. Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.

2. Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность»:

Развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

- Знакомство обучающихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.

- Формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Основные понятии направления «Нравственность»:

- нравственный выбор,

- нравственная позиция,

- нравственное поведение,

- нравственные ценности,

- жизненные ценности,

- самоактуализация и самореализация.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:

- Тематические классные часы по нравственной тематике.

- Дискуссии по нравственной тематике.

- Изучение нравственного наследия мира.

- Читательские конференции.

- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».

- Праздники, сюрпризы, конкурсы.

- Экскурсии, походы.

- Изучение нравственного наследия своей страны.

- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.

План-сетка. Направление «Нравственность»

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

3-й год реализации

4-й год реализации

Примечания

( вносятся по мере необходимо-сти)

Сентябрь

«Посёлок, в котором ты живёшь»

Конкурс рисунков «Осенние зарисовки»

КТД «Школа – наш дом, будь хозяином в нём»

Урок мира «Мир – высшая ценность»

Октябрь

«Золотое сердце учителя»

«Моя любимая учительница»

«Мой учитель лучше всех»

Концерт «День учителя»

Ноябрь

«Законы класса»

Конкурс фотографий «Чудесная пора – очей очарованье

«История школы в лицах и фактах»

Кл.час «Учимся общаться»

Декабрь

«Ваши права, дети»,

«Российская Конституция – основной закон твоей жизни»,

«Прикоснуться к вечности»

Кл. час «Конституция - основной Закон государства»

Январь

«Волшебные слова»

«О поступках плохих и хороших»

«Имею право»

Кл.час «Умей работать в коллективе»

Февраль

«Если добрый ты»

«Без друзей меня чуть-чуть»

«Аты–баты, шли солдаты»

День Святого Валентина «Миром правит любовь»

Март

«Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах семьи)

В гостях у минуток.

«Что значит быть хорошим сыном и дочерью»

Праздничный концерт для мам, посвященный 8 марта.

Апрель

Проект «День птиц»

Май

«Лучше деда друга нет»

«С любовью к бабушке»

«Чем сердиться, лучше помириться»

Собрание  «Модель выпускника»

Направление V. «Досуг»

Цель: создание условий для проявления обучающимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.

2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям.

3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

4. Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений обучающихся и становление этических понятий.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Досуг»:

- Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.

- Просвещение и консультация в выборе кружков, секций.

- Представление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.

- Изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях.

- Предоставление родителям обучающихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений обучающихся.

- Стимулирование инициативы и активности обучающихся в жизни классного коллектива и жизни школы.

Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Досуг»:

- празднование памятных дат в жизни обучающихся;

- празднование памятных дат календаря;

- посещение музеев, выставок,

- театрализованные представления;

- презентации;

- конкурсы.

План-сетка. Направление «Досуг»

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

3-й год реализации

4-й год реализации

Примечания

(вносятся по мере необходимо-сти)

Сентябрь

Игры «Мой веселый, звонкий мяч!»

Праздник «Учебный день, которого нет в расписании»

Урок знаний «Звездный час»

День знаний «Здравствуй, 4 класс!»

Октябрь

Утренник «Здравствуй, осень!»

Конкурс поделок из природного материала

Кл. час «Наполним музыкой сердца»

Ярмарка «Дары природы»

Ноябрь

«Герои любимых мультфильмов»

Выпуск газеты «Мои любимые игрушки»

Кл. час «Мир моих увлечений»

Праздник «День Матери»

Декабрь

Утренник «Здравствуй, Новый год!»

«Гостиная деда Мороза»

Праздник- репортаж «Встреча Нового года в разных странах»

Новогоднее представление

Январь

Зимние праздники «Рождество. Святки. Крещение»

Зимние праздники «Рождество. Святки. Крещение»

«Путешествие по телепередачам»

Игра  «Колядки»

Февраль

Праздник «Папа может» Праздник девочек и мам

«Сагаалган»

День святого Валентина, Сагаалган

Праздник «Сагаалган»

Март

Праздник «Азбука, прощай!»

Праздник «В светлый день 8 марта»

Экологический КВН

Игровая программа «А ну-ка, девочки!»

Апрель

Кл. час «Мы весну встречаем»

«Полюбуйся, весна наступает»

Праздник «Чаем угощаем»

Конкурсы «День смеха»

Май

«Стали мы на год взрослее!»

Игровая программа «Здравствуй, Лето!»

Познавательная программа «В гостях у тети Кошки!»

Праздник  До свиданья, начальная школа!»

Направление VI. «Гражданин»

Цель: формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.

2. Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин»:

- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения обучающихся к законам и правовым нормам.

- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения обучающихся.

- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.

- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.

Основные понятия направления «Гражданин»:

право,

- закон,

- права и обязанности,

- правонарушения,

- преступления,

- ответственность,

- долг,

- честь,

- достоинство,

- личность,

- правовые нормы,

- совесть,

- справедливость.

Формы работы классного руководителя в направлении «Гражданин»:

- Тематические классные часы.

- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.

- Конкурсы, викторины по правовой тематике.

- Праздники, читательские конференции по праву.

План-сетка. Направление «Гражданин»

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

3-й год реализации

4-й год реализации

Примечания

(вносятся по мере необходимо-сти)

Сентябрь

Кл час «С чего начинается Родина»

Праздник «Родина любимая моя»

«С любовью к России»

Праздник «Первый звонок» Беседы в классах по ППД.

Октябрь

Экскурсия «Люблю тебя, мой посёлок»

Заочное путешествие «Чем богата наша республика»

«Быт и праздники русского народа»

Изготовление открыток для бабушек и дедушек к празднику.

Ноябрь

Утренник

«Фольклор родного края»

«Живем в мире и согласии»

Кл. час  «Путешествие в страну Законию»

Декабрь

Игра –викторина «Знаю ли я свою страну»

Праздник

Беседа «Символы Российского государства»

Подготовка кабинета  «Новый год у ворот!»

Январь

Кл. час «Мой посёлок»

«Газетное слово о жизни в мире»

Моя малая родина-Таксимо

Кл.час. Выборы актива класса на 2 полугодие

Февраль

Утренник«Служу России»

А ну-ка мальчики

Рыцарский турнир

Конкурс инсценированной военно-патриотической песни

Март

Утренник, посвященный 8 Марта

А ну-ка, девочки

Мисс Весна

Изготовление открыток учителям.

Апрель

«Человек- хозяин природы»

«Праздник русской березки»

Беседа «И вот он, дом, в котором мы живем»

Субботник «Чистый посёлок»

Май

Утренник «Давно закончилась война»

«О чем рассказал орден?»

Кл. час «Поговорим о земляках!»

Викторина «Салют, Победа!»

Направление VII. «Семья»

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

1. Организация и совместное проведение досуга детей и  родителей.

2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.

4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Основные моменты деятельности классного руководителя:

- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.

- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.

- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.

- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Основные понятия направления «Семья»:

- семья,

- уклад жизни и традиции семей,

- родительский дом,

- родословная,

- семейные корни,

- авторитет отца и матери,

- духовное общение в семье,

- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,

- младшие и старшие дети,

- традиции отношения к старшим в семье,

- положение ребенка в семье.

Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:

- Тематические классные часы.

- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.

- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы)

- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.

- Дни творчества, дни открытых дверей.

- Индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.

План-сетка. Направление «Семья»

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

3-й год реализации

4-й год реализации

Примечания

(вносятся по мере необходимости)

Сентябрь

«Я, ты, он, она- вместе-целая страна!»

Подготовка материалов к проекту «Моя родословная»

Проведение совместно с родителями экскурсии «Улицы родного посёлка»

Родительское собрание «Организация работы в 4 классе».

Октябрь

Беседа «Дорогие мои старики» (ко Дню пожилого человека)

Исследовательская работа «Моя родословная»

Участие в проектах

Консультации «Как помочь ребёнку хорошо учиться?»

Ноябрь

Организация экскурсий

Конкурс рисунков «Кем работает моя мама?» (ко Дню матери)

Кл. час «Самые дорогие для нас слова : «Мама, Родина, мир»

Рисунки ко Дню матери. Выставка .

Декабрь

«Что означает моё имя?»

Устный журнал «Загляните в семейный альбом»

Беседа «Что означает моя фамилия?»

Род. Собр. «По итогам первого полугодия».

Январь

Беседа «Новый год в моей семье»

Беседа «Семья- это семь «Я»

Устный журнал «Семейные ценности»

Встречи с родителями

Февраль

Конкурс рисунков «Кем служил мой папа?»

«Папа, мама, я- спортивная семья»

Поисковая операция «Как образовалась моя семья»

Участие в интернет -конкурсах

Март

Подготовка открыток для мам, бабушек , сестёр

Утренник для мам «Мамин день»

Встреча с бабушками и мамами «Как трудно быть мамой»

Родительское собрание по итогам 3 четверти

Апрель

Участие в Интернет конкурсах

Участие в Интернет конкурсах

Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем»

Посещение уроков «День открытых дверей»

Май

Заочное путешествие «В семью детского писателя».

Организация с родителями похода

«Во имя любви» (Ко Дню семьи, любви и верности)

Праздник «Прощание с начальной школой»

Работа с родителями

Основная задача: создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Основные направления классного руководителя и родителей :

Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность- человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.

Интерес к жизни -это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности, быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы.

Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).

Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Познавательная сфера жизни ребенка.

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:

а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;

б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;

в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных обучающихся и всего класса на родительских собраниях;

г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у обучающихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации ;

- посещение на дому;

-тематические консультации;

- родительские чтения;

- проведение совместных праздников;

- общешкольные родительские собрания.

Тематика проведения классных родительских собраний в начальных классах

1 класс

1.Знакомство с родителями детей – первоклассников.

2. Проблема адаптации первоклассников в школе.

3. Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника.

4. Эмоции положительные и отрицательные.

2 класс

1.Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.

2.Агрессивные дети, причины и последствия детской агрессии.

3.Наказание и поощрение в семье.

4.Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…»

3 класс

1.Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.

  2.Трудовое участие ребенка в жизни семьи, его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.

 3.Воображение и его роль в жизни ребенка.

 4.Итоги прошедшего года – музыкальный праздник «Мы и наши таланты»

4 класс

 1.Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.

 2.Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.

 3.Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.

 4. Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!»

Программное содержание воспитательной работы

 Тема школы.

Название воспитательной системы: «Дружные ребята»

Цель: Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, сохранения и улучшения здоровья.

        

Задачи:

  • создание условий для развития творческих возможностей личности;
  • формирование нравственной и духовной культуры учащихся;
  • воспитание культуры межнационального общения;
  • воспитание гуманного отношения к ближнему, окружающему миру;
  • воспитание достойного гражданина страны.

Анализ ВР:  

           На протяжении 2014 - 2015 учебного года в работе с ученическим  коллективом 3Б класса осуществлялось комплексное решение задач воспитательной работы  по направлениям:

  • Научно-познавательное
  • Спортивно-оздоровительное
  • Художественно-эстетическое
  • Гражданско-патриотическое
  • Общественно-полезная деятельность

          Систематическая работа по реализации плана   воспитательной работы позволила достичь положительных результатов в становлении и развитии классного коллектива, повышении уровня воспитанности уч-ся. Так в 1-м полугодии с высоким уровнем воспитанности было 4 уч-ся, то в конце года – 11 уч-ся, с низким уровнем было 3, стало – 2.

           Коллектив сформировался, повысилась самостоятельность но проявляется конфликтность среди мальчиков. При проведении конкурсов, соревнований наблюдается сплочённость, чувство «Мы». Дети выполняют поручения, дежурят по классу, школе. Более добросовестнее к делам относятся девочки, чем мальчики. Все учащиеся (с высоким и низким уровнем активности, застенчивые и гиперактивные) вовлекались в разнообразные по форме и содержанию мероприятия в течение всего учебного года. Благодаря этому ребята включились в проект «Сотвори добро руками».

           Поручения распределялись с участием детей и с учётом их склонностей и пожеланий. Дети сами учились планировать предстоящую деятельность, составляли план действий, хотя ещё нуждаются в поддержке и контроле со стороны учителя. Дети активно и охотно участвовали в проводимых в классе и  школе мероприятиях. Наиболее запоминающимися стали: Ярмарка «Дары осени»; Проект «Доброе дело»; «Президентские состязания», Новогодний праздник;   Кл. час «Сотвори добро руками»;

«Рыцарский турнир», посвященный дню защитника Отечества;  Флешмоб, посвящённый 70-ю Победы; Кл. час «Прощание с 3 классом».

Достижения учащихся за прошедший учебный год:

          Таким образом, результаты показывают, что в классе проявляются  способные, гармонично-развитые учащиеся. И в то же время есть дети, относящиеся к группе «риска», которые  нуждаются в пристальном внимании и развитии.

Направления воспитательной работы.

  • Научно-познавательное
  • Спортивно-оздоровительное
  • Художественно-эстетическое
  • Гражданско-патриотическое
  • Общественно-полезная деятельность

3.5. Планирование работы с обучающимися

Характеристика классного коллектива

          В  классе  18 учеников, из них   девочек и   мальчиков.  По анатомо-физиологическим  показателям развитие  детей в основном соответствует возрастной норме, но 3 уч-ся имеют отклонения в состоянии здоровья (Сакуев Никита, Журкова Вероника,).

        По уровню обученности класс средний: с высоким уровнем обученности   4 уч-ся (Залукаева В, Сингеева К, Масалыга И.,Залуцкий А,); с низким  -  уч-ся (Купсер А. ,Максимов Владислав, Гордеева Е, Коблева К. ).

             Уровень воспитанности учащихся класса  выше среднего: с высоким уровнем воспитанности  4 уч-ся (Сингеева К., Залукаевав.,).  Дети, систематически нарушающие общепринятые нормы и правила поведения в классе – Максимов В., Морозов И.

         Учащиеся подвижны, активны, любознательны.  В учении  преобладающим является познавательный мотив (потребность в знаниях), не менее значимы социальные мотивы (для чего надо учиться), личностные (позитивные – самоутвердиться, негативные – страх наказания).  Наиболее высокий уровень познавательной активности у уч-ся: Пронин А.,Масалыга И, Сингеева К., Мирчева Д.

        Особенности познавательной деятельности учащихся класса таковы:

1. Внимание у большей части уч-ся класса произвольное, устойчивое, дети способны его распределять и переключать с одного объекта на другой. Характерны излишняя подвижность, несобранность и рассеянность для  Максимова В,  Масалыга И., Курьевич В.

2. Восприятие преимущественно зрительное и наглядно-действенное.

3. Память непроизвольная, у большинства уч-ся кратковременная, частично отсутствует оперативность.

4. Мышление, в основном, наглядно-образное, хотя у некоторых уч-ся сохраняется ещё наглядно-действенное

5. Воображение репродуктивное, воспроизводящее, хотя присутствуют в отдельных случаях элементы творческого  продуктивного.

            К особенностям психического развития отдельных учащихся следует отнести недостаточную зрелость  эмоционально-волевой сферы. В отношениях детей присутствует:

  • некоторая доля нервозности, раздражительности, нетерпимости к окружающим (Максимов В);
  • склонность к созданию конфликтных ситуаций (Максимов В)
  •  застенчивость (Мирчева  Д, Коблева К).
  • безучастность (Янц Ек.)

В  волевой сфере побудительная функция преобладает над тормозной (Максимов В).

              Преобладающий тип темперамента – сангвиники. Детям, в основном,  присуще радостное и бодрое состояние.

               Самосознание и самоанализ на  среднем  уровне.  Сознание, достигло уровня, когда мнение товарищей имеет  критерий оценки. Моральное сознание на уровне требований учителя.

               Дети ориентируются в своих правах и обязанностях, отстаивают самостоятельность в общении, выборе друзей. Умеют, в основном, управлять своими эмоциями и поведением.  Характерно проявление рефлексии (самооценки), что позволяет строить модель поведения по – взрослому. Постепенно исчезает импульсивность, дети учатся планировать свою деятельность, осознают себя носителями пола, возраста, национальности.  Понимают, что надо удерживать себя от плохих и эгоистичных поступков, но не все ещё могут это сделать в реальной жизненной ситуации.

                Межличностные отношения  сформированы, основаны на общности внешних жизненных обстоятельств.

                Дети, в основном,  коммуникабельны, доброжелательны, без явно выраженных черт агрессии.  Стараются быть внимательными друг к другу, правильно строить взаимоотношения в классном коллективе и микрогруппах.  Дети ещё не  могут сами решать конфликтные ситуации - нуждаются в помощи учителя.

Учащиеся активны, все посещают кружки и секции.

Ученический коллектив сформировался: осознают правила дружбы, толерантности.

Родители воспитанием детей занимаются, участвуют во внеклассных мероприятиях  класса, посещают родительские собрания,  оказывают помощь в организации учебно-воспитательного процесса в классе.  

Сведения об обучающихся класса

Всего уч-ся     20

мальчики: 7        

девочки: 13

2005г      -       1      

 

 1

2006г      -       18          

 6

12

2007 -               1

 -

1

Русских -         19

Украинцы     -  1                    

 7

 

 

12

  1

Органы классного самоуправления.

                     Председатель – Лиценко Мария

Заместитель председателя – Сингеева Кристина

Сектор культуры –Масалыга Илья.

Учебный сектор – Сакуев Н

Спортивный сектор – Купсер Арина

Медицинский сектор – Гордеева Ек,Журкова В. 

Трудовой сектор – Курьевич В,максимов В., Шаврова В, Морозов И..

Информационный сектор – Залукаева В

Сектор правопорядка – Янц Ек,Пронин А..

План работы с детьми «группы риска»

  1. Ведение ежедневного учета посещаемости и успеваемости.
  2. Посещение кружков. Наблюдение за поведением детей.
  3. Включение учащихся в проведение мероприятий.
  4. Диагностирование семьи.
  5. Индивидуальные консультации с родителями.
  6. Педагогические рейды в семью.
  7. Совместная работа классного руководителя, соц. педагога, психолога.
  8.  Подведение итогов участия социально — педагогической службы.
  9. Организация  отдыха  детей на  каникулах.

       10.   Пропаганда здорового образа жизни с семьями «трудных детей».

      11.  Посещение школьного летнего лагеря.

      12.   Мониторинг занятости обучающихся во внеурочное время.

План проведения индивидуальных бесед с обучающимися

  1. Беседы о культуре поведения, правильном питании, здоровом образе жизни;
  2. Урок нравственности «Все мы разные»;
  3. Деловая игра «В мире прав»;
  4. Беседы о способах выхода из конфликтов, взаимоотношениях со сверстниками;
  5. Беседа на тему «Жить в мире с собой и другими»;
  6. Беседа на тему «Умей сказать «нет»»

3.6. Планирование работы с родителями:

Тематика родительских собраний

 1.Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.

 2.Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.

 3.Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.

 4. Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!»

План индивидуальных бесед с родителями

  1. Особенности здоровья ребенка
  2. Увлечения, интересы ученика
  3. Предпочтения в общении в семье
  4. Поведенческие реакции
  5. Особенности характера
  6. Мотивация учения
  7. Моральные ценности семьи

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы в начальных классах "Формирование "Я"-концепции"

 Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образ...

Система воспитательной работы в начальных классах

Из опыта работы. Моя система воспитательной работы в начальных классах....

Презентация "Система воспитательной работы в 1 классе" по целевой программе "Я берегу!...Я человек!"

Презентация выступления на ШМО учителей начальных классов. Презентация "Система воспитательной работы в 1 классе" по целевой программе "Я берегу!...Я человек!" Из опыта работы....

Система воспитательной работы в начальных классах

В данной статье рассказывается об основных направлениях воспитательной системы в начальных классах, которые позволяют воспитать всесторонне развитую личность. Представлены разные формы работы внекласс...

Система воспитательной работы 4-а класса за 2018-2019 уч.год

Обоснование актуальности проблемы          Каждый ребенок - это растущая личность, маленький зарождающийся источник, ручеек, ищущий путь к большому океану....

Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"

Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...