Система воспитательной работы в 4Б классе
рабочая программа (4 класс)
Система воспит.работы в 4б классе на 2016 - 2017 уч.год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4b-vospit._sist.2016-17_kirgizova.doc | 287 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Муйского района
МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3»
"Утверждаю" | "Согласовано" | |
директор МБОУ «ТСОШ №3» | зам. директора по ВР | |
___________________ | _____________________ | |
"_____"_______2016 г. | "_____"_______2016 г. |
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников
в рамках ФГОС»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 2016- 2017
Классный руководитель: Киргизова С.А.
п. Таксимо
Паспорт программы
Наименование системы: Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы
Основание для разработки
Цель: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи:
- формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
- формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
- Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.
Срок реализации программы- 4 года
Ожидаемые результаты:
- -активная жизненная позиция школьника;
- -приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
- -патриотическое и гражданское самосознание;
- -уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
- -соблюдение народных традиций, интерес к бурятском фольклору и песням;
- -эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
- -представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитательная система для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Школа создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Актуальность программы
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
Инновационность разработанной воспитательной программы, на мой взгляд, заключается в следующем:
- использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации обучающихся в рамках духовно- нравственного развития;
- возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;
- наличием заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы;
- согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью обучающихся.
Принципы реализации программы
- принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
- личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
- принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;
- деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
- принцип мотивации деятельности обучающихся –предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
- принцип педагогического руководства –организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Методы и формы
- беседы и наблюдения
- классные часы
- занятия- практикумы
- экскурсии
- тематические праздники и вечера
- устные журналы
- дискуссии
- конкурсы
- игры, соревнования
- родительские собрания в различных формах
Направления
Направление I. «Здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Здоровье»:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:
1. Сотрудничество с медицинским работником школы, с целью изучения состояния физического здоровья обучающихся класса.
2. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение обучающихся к занятиям физкультурой и спортом.
4. Формирование собственной Я-позиции обучающихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом:
- психическое и физическое здоровье,
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
- культура сохранения собственного здоровья,
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела, режим дня и здоровье,
- воля и её значение в сохранении здоровья,
- самовоспитание, саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами, , активно занимающимися спортом; посещение спортивных соревнований;
- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
- беседы и дискуссии на различные темы;
- тематические консультации для родителей;
- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
План-сетка. Направление «Здоровье»
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации | Примечания (вносятся по мере необходим-сти) |
Сентябрь | День здоровья (поход) | День здоровья (поход) | День здоровья (поход) | День здоровья. (поход) Запись в спорт. секции | |
Октябрь | Игры на свежем воздухе «Веселые старты» | Кл.час «Режим дня» | Кл.час «Здоровье сгубишь - новое не купишь» | Классные часы по ПДД. Пересаживание детей с целью охраны зрения. | 1раз в четверть |
Ноябрь | Утренник «Откуда берутся грязнули?» | «История возникнове-ния Правил дорожного движения» | «Тормозной путь автомобиля» | Встречи с медсестрой «Уроки здоровья» - организация просветительской работы с учащимися. | |
Декабрь | «Дорога и её главные составные части» | Праздник «В гостях у Мойдодыра» | Кл. час «История олимпийских игр» | Кл. час: Безопасное поведение в школе и дома» | |
Январь | Зимние игры | «Дорожные знаки и их виды» | Беседа «Меры безопасного поведения покрытых льдом» | Дни здоровья во время зимних каникул. | |
Февраль | «Знакомство с дорожными знаками» | Игры-состязания «Богатырская сила наша» | Беседа «Жизнь прожить- не море перейти» | Игровая программа «Ярмарка подвижных игр» | |
Март | Игра –путешествие «Наше питание» | Беседа «Сигналы, подаваемые водителем» | Беседа «Что такое перекрёсток?» | Кл. час «Полезные привычки» | |
Апрель | Беседа «Мы-пассажиры!» | Устный журнал «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» | «Веселый урок здоровья» | 7 апреля – Всемирный день здоровья. | |
Май | «Наши верные друзья. Светофор и его сигналы» | «Правила перехода улиц и дорог» | Спортивный праздник «Народные игры» | Впереди летние каникулы: инструктаж. |
Направление II. «Учение»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы по направлению «Учение» :
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
- Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Учение»:
1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности обучающихся класса и организации коррекционной работы.
2. Интеллектуальное развитие обучающихся класса, формирование культуры умственного труда.
3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
5. Участие во Всероссийских интеллектуальных конкурсах, Интернет -проектах идр.
Основные понятия направления «Учение»:
- умственное развитие,
- способности,
- уровни интеллектуального развития,
- умственные способности,
- фантазии в жизни человека,
- способности к творчеству,
- культура умственного труда.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Учение»:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные игры внутри класса, в параллели;
- интеллектуальные бои.
План-сетка. Направление «Учение»
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации | Примечания (вносятся по мере необходим-сти) |
Сентябрь | «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!» | «Путешествие по рекам, странам, городам» | Игра «Что нам стоит дом построить» | Праздник «День знаний» Выбор и запись в кружки, секции | |
Октябрь | Участие в Интернет конкурсах | Кл. час «В песне душа народа» | Участие в Интернет конкурсах | Участие в Интернет-проектах» Ведение портфолио | |
Ноябрь | Урок-исследование «Во саду ли, в огороде» | Внеклассное занятие «Как хорошо уметь считать» | Игра-исследование «Больше-меньше» | Предметные недели «Мир моих увлечений» | |
Декабрь | Праздник поэзии | Игровая программа «Огонек» | КВН по русскому языку | Организация взаимопомощи в учебе. Участие в олимпиадах, конкурсах | |
Январь | Час загадок и отгадок | Устный журнал «И вот сама идет волшебница-зима» | Экскурсия «Встреча с прекрасным» | КВН «Волшебный мир» | |
Февраль | Кл. час «Животные родного края» | Ролевая игра «Мистер ИКС- званый гость» | «Путешествие по стране Геометрии» | Олимпиады по предметам | |
Март | Участие в Интернет конкурсах | «Путешест-вие по сказкам» | Кл. час «В гостях у дедушки Корнея» | Участие в научно-практической конференции | |
Апрель | Внеклассное занятие «На лесной поляне» | «Желтый, красный, зеленый»- игра-путешествие | Устный журнал «У лукоморья» | Литературный ринг «Смеяться, право, не грешно над тем, кому кажется смешно» | |
Май | Урок-презентация «В гостях у русских умельцев» | Экскурсия «Ищем клад» | «Вечер веселых вопросов и ответов» | Представление достижений уч. Презентация портфолио |
Направление III. «Общение»
Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Задачи деятельности в направлении «Общение»:
1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
2. Формировать у обучающихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех обучающихся класса.
4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Общение»:
- Изучение способности к общению каждого обучающегося в детском коллективе.
- На материале диагностики определение проблем в общении обучающихся и организация коррекционной работы.
- Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений.
- Обучение детей конструированию и моделированию в сфере общения.
- Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.
- Изучение положения отдельных обучающихся и всего класса в целом в детском коллективе.
- Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.
Основные понятия направления «Общение»:
-эмоции и чувства,
- рефлексия,
- сочувствие,
- сопереживание,
- умение управлять собой,
-лидерство,
- изолированность,
-одиночество.
Форма работы классного руководителя в направлении «Общение»:
- интерактивные игры;
- тематические классные часы;
- тренинг общения детей и родителей;
- самопрезентации и самопредставление;
-праздники, конкурсы, ролевые игры.
План-сетка. Направление «Общение»
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации | Примечания (вносятся по мере необходим-сти) |
Сентябрь | «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!» | Кл. час «Чтение- вот лучшее учение» | Кл. час «Дружба крепкая» | Кл. час «Планирование работы класса на 2016-2017 уч. год» | |
Октябрь | Кл. час «Правила поведения в школе» | Игра-викторина «Мои четвероногие друзья» | «Правила поведения в транспорте» | Беседа «Мир моих увлечений» | |
Ноябрь | Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» | «Ярмарка талантов» | Путешествие в страну «Именинник» | Кл. час «Учимся общаться» | |
Декабрь | Праздник «Откуда берутся грязнули?» | Беседа «Спешите делать добро» | Концертное представление «Я и мои таланты» | Час доверительного разговора «Наши классные дела» | |
Январь | Кл. час «Ежели вы вежливы…» | Музыкальная гостиная «Времена года» | Круглый стол «Поговорим о вежливости» | Урок благотворительности «Кому нужна моя помощь?» | |
Февраль | Беседа «Слово огорчает, веселит, утешает» | Кл. час «Делу- время, потехе-час» | Беседа «Считаете ли вы себя культурным человеком» | Игровая программа «Ярмарка подвижных игр» | |
Март | Доверительная беседа- «Друг- это..» | Праздник «Мамочка, милая мама» | Конкурс «Коса-девичья краса» | Смотр детских талантов «Сияние звезд» | |
Апрель | Ролевая игра «Разговор о честности» | Экологичес-кая беседа «Человек- хозяин природы» | Кл. час «Праздник –проказник» | Беседа «Береги природу – наш дом» | |
Май | Игра-путешествие «На волшебном поезде» | Утренник «Праздник цветов» | Познаватель-ная программа «Скуку, лень из жизни вон» | Итоговое классное собрание «Наши дела за год» |
Направление IV. «Нравственность»
Цель: обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
1. Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность»:
- Развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство обучающихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Основные понятии направления «Нравственность»:
- нравственный выбор,
- нравственная позиция,
- нравственное поведение,
- нравственные ценности,
- жизненные ценности,
- самоактуализация и самореализация.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:
- Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Изучение нравственного наследия мира.
- Читательские конференции.
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
- Праздники, сюрпризы, конкурсы.
- Экскурсии, походы.
- Изучение нравственного наследия своей страны.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
План-сетка. Направление «Нравственность»
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации | Примечания ( вносятся по мере необходимо-сти) |
Сентябрь | «Посёлок, в котором ты живёшь» | Конкурс рисунков «Осенние зарисовки» | КТД «Школа – наш дом, будь хозяином в нём» | Урок мира «Мир – высшая ценность» | |
Октябрь | «Золотое сердце учителя» | «Моя любимая учительница» | «Мой учитель лучше всех» | Концерт «День учителя» | |
Ноябрь | «Законы класса» | Конкурс фотографий «Чудесная пора – очей очарованье | «История школы в лицах и фактах» | Кл.час «Учимся общаться» | |
Декабрь | «Ваши права, дети», | «Российская Конституция – основной закон твоей жизни», | «Прикоснуться к вечности» | Кл. час «Конституция - основной Закон государства» | |
Январь | «Волшебные слова» | «О поступках плохих и хороших» | «Имею право» | Кл.час «Умей работать в коллективе» | |
Февраль | «Если добрый ты» | «Без друзей меня чуть-чуть» | «Аты–баты, шли солдаты» | День Святого Валентина «Миром правит любовь» | |
Март | «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах семьи) | В гостях у минуток. | «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» | Праздничный концерт для мам, посвященный 8 марта. | |
Апрель | Проект «День птиц» | ||||
Май | «Лучше деда друга нет» | «С любовью к бабушке» | «Чем сердиться, лучше помириться» | Собрание «Модель выпускника» |
Направление V. «Досуг»
Цель: создание условий для проявления обучающимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям.
3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
4. Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений обучающихся и становление этических понятий.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Досуг»:
- Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.
- Просвещение и консультация в выборе кружков, секций.
- Представление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.
- Изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях.
- Предоставление родителям обучающихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений обучающихся.
- Стимулирование инициативы и активности обучающихся в жизни классного коллектива и жизни школы.
Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Досуг»:
- празднование памятных дат в жизни обучающихся;
- празднование памятных дат календаря;
- посещение музеев, выставок,
- театрализованные представления;
- презентации;
- конкурсы.
План-сетка. Направление «Досуг»
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации | Примечания (вносятся по мере необходимо-сти) |
Сентябрь | Игры «Мой веселый, звонкий мяч!» | Праздник «Учебный день, которого нет в расписании» | Урок знаний «Звездный час» | День знаний «Здравствуй, 4 класс!» | |
Октябрь | Утренник «Здравствуй, осень!» | Конкурс поделок из природного материала | Кл. час «Наполним музыкой сердца» | Ярмарка «Дары природы» | |
Ноябрь | «Герои любимых мультфильмов» | Выпуск газеты «Мои любимые игрушки» | Кл. час «Мир моих увлечений» | Праздник «День Матери» | |
Декабрь | Утренник «Здравствуй, Новый год!» | «Гостиная деда Мороза» | Праздник- репортаж «Встреча Нового года в разных странах» | Новогоднее представление | |
Январь | Зимние праздники «Рождество. Святки. Крещение» | Зимние праздники «Рождество. Святки. Крещение» | «Путешествие по телепередачам» | Игра «Колядки» | |
Февраль | Праздник «Папа может» Праздник девочек и мам | «Сагаалган» | День святого Валентина, Сагаалган | Праздник «Сагаалган» | |
Март | Праздник «Азбука, прощай!» | Праздник «В светлый день 8 марта» | Экологический КВН | Игровая программа «А ну-ка, девочки!» | |
Апрель | Кл. час «Мы весну встречаем» | «Полюбуйся, весна наступает» | Праздник «Чаем угощаем» | Конкурсы «День смеха» | |
Май | «Стали мы на год взрослее!» | Игровая программа «Здравствуй, Лето!» | Познавательная программа «В гостях у тети Кошки!» | Праздник До свиданья, начальная школа!» |
Направление VI. «Гражданин»
Цель: формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
2. Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин»:
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения обучающихся к законам и правовым нормам.
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения обучающихся.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Основные понятия направления «Гражданин»:
- право,
- закон,
- права и обязанности,
- правонарушения,
- преступления,
- ответственность,
- долг,
- честь,
- достоинство,
- личность,
- правовые нормы,
- совесть,
- справедливость.
Формы работы классного руководителя в направлении «Гражданин»:
- Тематические классные часы.
- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
- Конкурсы, викторины по правовой тематике.
- Праздники, читательские конференции по праву.
План-сетка. Направление «Гражданин»
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации | Примечания (вносятся по мере необходимо-сти) |
Сентябрь | Кл час «С чего начинается Родина» | Праздник «Родина любимая моя» | «С любовью к России» | Праздник «Первый звонок» Беседы в классах по ППД. | |
Октябрь | Экскурсия «Люблю тебя, мой посёлок» | Заочное путешествие «Чем богата наша республика» | «Быт и праздники русского народа» | Изготовление открыток для бабушек и дедушек к празднику. | |
Ноябрь | Утренник | «Фольклор родного края» | «Живем в мире и согласии» | Кл. час «Путешествие в страну Законию» | |
Декабрь | Игра –викторина «Знаю ли я свою страну» | Праздник | Беседа «Символы Российского государства» | Подготовка кабинета «Новый год у ворот!» | |
Январь | Кл. час «Мой посёлок» | «Газетное слово о жизни в мире» | Моя малая родина-Таксимо | Кл.час. Выборы актива класса на 2 полугодие | |
Февраль | Утренник«Служу России» | А ну-ка мальчики | Рыцарский турнир | Конкурс инсценированной военно-патриотической песни | |
Март | Утренник, посвященный 8 Марта | А ну-ка, девочки | Мисс Весна | Изготовление открыток учителям. | |
Апрель | «Человек- хозяин природы» | «Праздник русской березки» | Беседа «И вот он, дом, в котором мы живем» | Субботник «Чистый посёлок» | |
Май | Утренник «Давно закончилась война» | «О чем рассказал орден?» | Кл. час «Поговорим о земляках!» | Викторина «Салют, Победа!» |
Направление VII. «Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления «Семья»:
- семья,
- уклад жизни и традиции семей,
- родительский дом,
- родословная,
- семейные корни,
- авторитет отца и матери,
- духовное общение в семье,
- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
- младшие и старшие дети,
- традиции отношения к старшим в семье,
- положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:
- Тематические классные часы.
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы)
- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
- Дни творчества, дни открытых дверей.
- Индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
План-сетка. Направление «Семья»
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации | Примечания (вносятся по мере необходимости) |
Сентябрь | «Я, ты, он, она- вместе-целая страна!» | Подготовка материалов к проекту «Моя родословная» | Проведение совместно с родителями экскурсии «Улицы родного посёлка» | Родительское собрание «Организация работы в 4 классе». | |
Октябрь | Беседа «Дорогие мои старики» (ко Дню пожилого человека) | Исследовательская работа «Моя родословная» | Участие в проектах | Консультации «Как помочь ребёнку хорошо учиться?» | |
Ноябрь | Организация экскурсий | Конкурс рисунков «Кем работает моя мама?» (ко Дню матери) | Кл. час «Самые дорогие для нас слова : «Мама, Родина, мир» | Рисунки ко Дню матери. Выставка . | |
Декабрь | «Что означает моё имя?» | Устный журнал «Загляните в семейный альбом» | Беседа «Что означает моя фамилия?» | Род. Собр. «По итогам первого полугодия». | |
Январь | Беседа «Новый год в моей семье» | Беседа «Семья- это семь «Я» | Устный журнал «Семейные ценности» | Встречи с родителями | |
Февраль | Конкурс рисунков «Кем служил мой папа?» | «Папа, мама, я- спортивная семья» | Поисковая операция «Как образовалась моя семья» | Участие в интернет -конкурсах | |
Март | Подготовка открыток для мам, бабушек , сестёр | Утренник для мам «Мамин день» | Встреча с бабушками и мамами «Как трудно быть мамой» | Родительское собрание по итогам 3 четверти | |
Апрель | Участие в Интернет конкурсах | Участие в Интернет конкурсах | Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем» | Посещение уроков «День открытых дверей» | |
Май | Заочное путешествие «В семью детского писателя». | Организация с родителями похода | «Во имя любви» (Ко Дню семьи, любви и верности) | Праздник «Прощание с начальной школой» |
Работа с родителями
Основная задача: создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Основные направления классного руководителя и родителей :
Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность- человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.
Интерес к жизни -это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности, быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы.
Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).
Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.
Познавательная сфера жизни ребенка.
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:
а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;
б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных обучающихся и всего класса на родительских собраниях;
г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у обучающихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации ;
- посещение на дому;
-тематические консультации;
- родительские чтения;
- проведение совместных праздников;
- общешкольные родительские собрания.
Тематика проведения классных родительских собраний в начальных классах
1 класс
1.Знакомство с родителями детей – первоклассников.
2. Проблема адаптации первоклассников в школе.
3. Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника.
4. Эмоции положительные и отрицательные.
2 класс
1.Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.
2.Агрессивные дети, причины и последствия детской агрессии.
3.Наказание и поощрение в семье.
4.Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…»
3 класс
1.Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.
2.Трудовое участие ребенка в жизни семьи, его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.
3.Воображение и его роль в жизни ребенка.
4.Итоги прошедшего года – музыкальный праздник «Мы и наши таланты»
4 класс
1.Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
2.Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.
3.Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.
4. Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!»
Программное содержание воспитательной работы
Тема школы.
Название воспитательной системы: «Дружные ребята»
Цель: Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, сохранения и улучшения здоровья.
Задачи:
- создание условий для развития творческих возможностей личности;
- формирование нравственной и духовной культуры учащихся;
- воспитание культуры межнационального общения;
- воспитание гуманного отношения к ближнему, окружающему миру;
- воспитание достойного гражданина страны.
Анализ ВР:
На протяжении 2014 - 2015 учебного года в работе с ученическим коллективом 3Б класса осуществлялось комплексное решение задач воспитательной работы по направлениям:
- Научно-познавательное
- Спортивно-оздоровительное
- Художественно-эстетическое
- Гражданско-патриотическое
- Общественно-полезная деятельность
Систематическая работа по реализации плана воспитательной работы позволила достичь положительных результатов в становлении и развитии классного коллектива, повышении уровня воспитанности уч-ся. Так в 1-м полугодии с высоким уровнем воспитанности было 4 уч-ся, то в конце года – 11 уч-ся, с низким уровнем было 3, стало – 2.
Коллектив сформировался, повысилась самостоятельность но проявляется конфликтность среди мальчиков. При проведении конкурсов, соревнований наблюдается сплочённость, чувство «Мы». Дети выполняют поручения, дежурят по классу, школе. Более добросовестнее к делам относятся девочки, чем мальчики. Все учащиеся (с высоким и низким уровнем активности, застенчивые и гиперактивные) вовлекались в разнообразные по форме и содержанию мероприятия в течение всего учебного года. Благодаря этому ребята включились в проект «Сотвори добро руками».
Поручения распределялись с участием детей и с учётом их склонностей и пожеланий. Дети сами учились планировать предстоящую деятельность, составляли план действий, хотя ещё нуждаются в поддержке и контроле со стороны учителя. Дети активно и охотно участвовали в проводимых в классе и школе мероприятиях. Наиболее запоминающимися стали: Ярмарка «Дары осени»; Проект «Доброе дело»; «Президентские состязания», Новогодний праздник; Кл. час «Сотвори добро руками»;
«Рыцарский турнир», посвященный дню защитника Отечества; Флешмоб, посвящённый 70-ю Победы; Кл. час «Прощание с 3 классом».
Достижения учащихся за прошедший учебный год:
Таким образом, результаты показывают, что в классе проявляются способные, гармонично-развитые учащиеся. И в то же время есть дети, относящиеся к группе «риска», которые нуждаются в пристальном внимании и развитии.
Направления воспитательной работы.
- Научно-познавательное
- Спортивно-оздоровительное
- Художественно-эстетическое
- Гражданско-патриотическое
- Общественно-полезная деятельность
3.5. Планирование работы с обучающимися
Характеристика классного коллектива
В классе 18 учеников, из них девочек и мальчиков. По анатомо-физиологическим показателям развитие детей в основном соответствует возрастной норме, но 3 уч-ся имеют отклонения в состоянии здоровья (Сакуев Никита, Журкова Вероника,).
По уровню обученности класс средний: с высоким уровнем обученности 4 уч-ся (Залукаева В, Сингеева К, Масалыга И.,Залуцкий А,); с низким - уч-ся (Купсер А. ,Максимов Владислав, Гордеева Е, Коблева К. ).
Уровень воспитанности учащихся класса выше среднего: с высоким уровнем воспитанности 4 уч-ся (Сингеева К., Залукаевав.,). Дети, систематически нарушающие общепринятые нормы и правила поведения в классе – Максимов В., Морозов И.
Учащиеся подвижны, активны, любознательны. В учении преобладающим является познавательный мотив (потребность в знаниях), не менее значимы социальные мотивы (для чего надо учиться), личностные (позитивные – самоутвердиться, негативные – страх наказания). Наиболее высокий уровень познавательной активности у уч-ся: Пронин А.,Масалыга И, Сингеева К., Мирчева Д.
Особенности познавательной деятельности учащихся класса таковы:
1. Внимание у большей части уч-ся класса произвольное, устойчивое, дети способны его распределять и переключать с одного объекта на другой. Характерны излишняя подвижность, несобранность и рассеянность для Максимова В, Масалыга И., Курьевич В.
2. Восприятие преимущественно зрительное и наглядно-действенное.
3. Память непроизвольная, у большинства уч-ся кратковременная, частично отсутствует оперативность.
4. Мышление, в основном, наглядно-образное, хотя у некоторых уч-ся сохраняется ещё наглядно-действенное
5. Воображение репродуктивное, воспроизводящее, хотя присутствуют в отдельных случаях элементы творческого продуктивного.
К особенностям психического развития отдельных учащихся следует отнести недостаточную зрелость эмоционально-волевой сферы. В отношениях детей присутствует:
- некоторая доля нервозности, раздражительности, нетерпимости к окружающим (Максимов В);
- склонность к созданию конфликтных ситуаций (Максимов В)
- застенчивость (Мирчева Д, Коблева К).
- безучастность (Янц Ек.)
В волевой сфере побудительная функция преобладает над тормозной (Максимов В).
Преобладающий тип темперамента – сангвиники. Детям, в основном, присуще радостное и бодрое состояние.
Самосознание и самоанализ на среднем уровне. Сознание, достигло уровня, когда мнение товарищей имеет критерий оценки. Моральное сознание на уровне требований учителя.
Дети ориентируются в своих правах и обязанностях, отстаивают самостоятельность в общении, выборе друзей. Умеют, в основном, управлять своими эмоциями и поведением. Характерно проявление рефлексии (самооценки), что позволяет строить модель поведения по – взрослому. Постепенно исчезает импульсивность, дети учатся планировать свою деятельность, осознают себя носителями пола, возраста, национальности. Понимают, что надо удерживать себя от плохих и эгоистичных поступков, но не все ещё могут это сделать в реальной жизненной ситуации.
Межличностные отношения сформированы, основаны на общности внешних жизненных обстоятельств.
Дети, в основном, коммуникабельны, доброжелательны, без явно выраженных черт агрессии. Стараются быть внимательными друг к другу, правильно строить взаимоотношения в классном коллективе и микрогруппах. Дети ещё не могут сами решать конфликтные ситуации - нуждаются в помощи учителя.
Учащиеся активны, все посещают кружки и секции.
Ученический коллектив сформировался: осознают правила дружбы, толерантности.
Родители воспитанием детей занимаются, участвуют во внеклассных мероприятиях класса, посещают родительские собрания, оказывают помощь в организации учебно-воспитательного процесса в классе.
Сведения об обучающихся класса
Всего уч-ся 20 | мальчики: 7 | девочки: 13 |
2005г - 1 |
1 | |
2006г - 18 | 6 | 12 |
2007 - 1 | - | 1 |
Русских - 19 Украинцы - 1 | 7
| 12 1 |
Органы классного самоуправления.
Председатель – Лиценко Мария
Заместитель председателя – Сингеева Кристина
Сектор культуры –Масалыга Илья.
Учебный сектор – Сакуев Н
Спортивный сектор – Купсер Арина
Медицинский сектор – Гордеева Ек,Журкова В.
Трудовой сектор – Курьевич В,максимов В., Шаврова В, Морозов И..
Информационный сектор – Залукаева В
Сектор правопорядка – Янц Ек,Пронин А..
План работы с детьми «группы риска»
- Ведение ежедневного учета посещаемости и успеваемости.
- Посещение кружков. Наблюдение за поведением детей.
- Включение учащихся в проведение мероприятий.
- Диагностирование семьи.
- Индивидуальные консультации с родителями.
- Педагогические рейды в семью.
- Совместная работа классного руководителя, соц. педагога, психолога.
- Подведение итогов участия социально — педагогической службы.
- Организация отдыха детей на каникулах.
10. Пропаганда здорового образа жизни с семьями «трудных детей».
11. Посещение школьного летнего лагеря.
12. Мониторинг занятости обучающихся во внеурочное время.
План проведения индивидуальных бесед с обучающимися
- Беседы о культуре поведения, правильном питании, здоровом образе жизни;
- Урок нравственности «Все мы разные»;
- Деловая игра «В мире прав»;
- Беседы о способах выхода из конфликтов, взаимоотношениях со сверстниками;
- Беседа на тему «Жить в мире с собой и другими»;
- Беседа на тему «Умей сказать «нет»»
3.6. Планирование работы с родителями:
Тематика родительских собраний
1.Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
2.Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.
3.Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.
4. Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!»
План индивидуальных бесед с родителями
- Особенности здоровья ребенка
- Увлечения, интересы ученика
- Предпочтения в общении в семье
- Поведенческие реакции
- Особенности характера
- Мотивация учения
- Моральные ценности семьи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система воспитательной работы в начальных классах "Формирование "Я"-концепции"
Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образ...
Система воспитательной работы в начальных классах
Из опыта работы. Моя система воспитательной работы в начальных классах....
Презентация "Система воспитательной работы в 1 классе" по целевой программе "Я берегу!...Я человек!"
Презентация выступления на ШМО учителей начальных классов. Презентация "Система воспитательной работы в 1 классе" по целевой программе "Я берегу!...Я человек!" Из опыта работы....
конкурс по безопасности в системе воспитательной работы (в системе интернет)
Конспект урокапрезентация...
Система воспитательной работы в начальных классах
В данной статье рассказывается об основных направлениях воспитательной системы в начальных классах, которые позволяют воспитать всесторонне развитую личность. Представлены разные формы работы внекласс...
Система воспитательной работы 4-а класса за 2018-2019 уч.год
Обоснование актуальности проблемы Каждый ребенок - это растущая личность, маленький зарождающийся источник, ручеек, ищущий путь к большому океану....
Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"
Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...