Система воспитательной работы в начальных классах
статья по теме

Хмельницкая Наталья Евгеньевна

В данной статье рассказывается об основных направлениях воспитательной системы в начальных классах, которые позволяют воспитать всесторонне развитую личность. Представлены разные формы работы внеклассной деятельности по всем направлениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_vospitatelnoy_raboty_v_nachalnyh_klassah.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Система воспитательной работы в начальных классах.

Хмельницкая Наталья Евгеньевна

учитель начальных классов

МБОУ «Айшинская СОШ ЗМР РТ»

Ежегодно  педагоги  сталкиваются с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. Поэтому возникла необходимость в создании воспитательной системы  учеников начальных классов. Она позволит педагогу развить познавательный интерес младшего школьника, создаст условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического самовыражения личности ученика, его физического развития. Система поможет развить у учащихся младшего школьного возраста навык общения, взаимодействия и сотрудничества с ровестниками, со взрослыми. В центре внимания должно стать воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

Именно такой и стала система воспитательной работы «Планета Счастливое детство».

Эта система помогает каждому ребенку проявить и развивать все свои таланты, делает внеклассную работу более целенаправленной и интересной.

Цель воспитательной системы:

Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения  общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающим миром.

Задачи воспитательной системы:

  1. Формировать интеллектуальную культуру учащихся.
  2. Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения, сознательное отношение к своим обязанностям.
  3. Прививать навыки здорового образа жизни.
  4. Формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности
  5. Способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся
  6. Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Воспитательная система «Планета Счастливое детство» включает основные направления:

  1. «IQ» - интеллектуальное  направление.
  2. «Орлёнок» - духовно-нравственное направление.
  3. «Мускулюс» - спортивно-оздоровительное направление.
  4. «Муза» - художественно – эстетическое направление.
  5.  «Профи» - профориентационное направление.

«IQ» -направление интеллектуальное.

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Формы работы: конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений; интеллектуальные игры; интеллектуальные бои; спецкурсы для интеллектуального развития; предметные викторины; акция «Читающая мама - читающий ребёнок»;  литературные гостиные.

 «Орлёнок»  - направление духовно-нравственное.

Цель: формирование знаний учащихся о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него, выполнения нравственных норм человека в социуме.

Формы работы: тематические нравственные, правовые часы; изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны; организация цикла нравственных бесед с учетом проблем класса; встречи с представителями правовых структур; встречи с ветеранами труда; конкурсы, викторины по правовой тематике; тематические классные часы; праздники, конкурсы, ролевые игры; акции «Забота»,  «Подари книгу»; уроки Тётушки Совы (уроки вежливости, доброты, безопасности); занятия по нравственной гимнастике.

«Мускулюс»  - спортивно-оздоровительное направление.

Цель: создание  благоприятных  условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся

Формы работы: привлечение учащихся класса к участию в занятиях кружков физкультурно-оздоровительной направленности; спортивные конкурсы, викторины; тематические классные часы по спортивной тематике; соревнования внутри класса и между классами; сотрудничество с медицинской сестрой с целью изучения состояния физического здоровья        учащихся класса;

 «Муза» - художественно – эстетическое направление.

Цель: гармоничное развитие личности ребёнка через обучение и воспитание средствами искусства.

Формы работы: праздники, выставки, конкурсы, город мастеров, концерты.

 «Профи» - профориентационное направление.

Цель: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

Формы работы: привлечение учащихся к выполнению трудовых дел;  организация ознакомительных экскурсий  на предприятия; встречи учащихся с родителями – представителями различных профессий; вовлечение  учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);  формирование портфолио;  знакомство с миром профессий.

Работа с родителями.

Взаимодействие школы и семьи – решающее условие обновления системы воспитания  в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, позволит строить воспитательный  и педагогический процесс на принципах гуманно – личностного подхода к детям. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

  • психолого - педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие в управлении учебно-воспитательным процессом.

Для того, чтобы сделать жизнь ребёнка в школе той «моделью достойной жизни», к которой человек будет стремиться всю жизнь, необходимо строить воспитание личности учащихся на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование жизненной позиции.

Список используемых источников:

  1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни.- М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000г.
  2. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. Учебное пособие. Авторы-составители Черноусова Ф.П., Яковлева Е.Ю. – М., Центр педагогического образования, 2007г.
  3. Родительские собрания. Нравственное воспитание в семье. Авт.-сост. Васильева Е.В. – Волгоград: Учитель, 2008г.
  4. Система работы по формированию здорового образа жизни. Сост. Бочкарёва О.И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".

Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Развитие логического мышления по математике в начальных классах"

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли ...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...