Система воспитательной работы в начальных классах
статья по теме
В данной статье рассказывается об основных направлениях воспитательной системы в начальных классах, которые позволяют воспитать всесторонне развитую личность. Представлены разные формы работы внеклассной деятельности по всем направлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_vospitatelnoy_raboty_v_nachalnyh_klassah.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Система воспитательной работы в начальных классах.
Хмельницкая Наталья Евгеньевна
учитель начальных классов
МБОУ «Айшинская СОШ ЗМР РТ»
Ежегодно педагоги сталкиваются с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. Поэтому возникла необходимость в создании воспитательной системы учеников начальных классов. Она позволит педагогу развить познавательный интерес младшего школьника, создаст условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического самовыражения личности ученика, его физического развития. Система поможет развить у учащихся младшего школьного возраста навык общения, взаимодействия и сотрудничества с ровестниками, со взрослыми. В центре внимания должно стать воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.
Именно такой и стала система воспитательной работы «Планета Счастливое детство».
Эта система помогает каждому ребенку проявить и развивать все свои таланты, делает внеклассную работу более целенаправленной и интересной.
Цель воспитательной системы:
Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающим миром.
Задачи воспитательной системы:
- Формировать интеллектуальную культуру учащихся.
- Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения, сознательное отношение к своим обязанностям.
- Прививать навыки здорового образа жизни.
- Формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности
- Способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся
- Способствовать повышению значения семейных ценностей.
Воспитательная система «Планета Счастливое детство» включает основные направления:
- «IQ» - интеллектуальное направление.
- «Орлёнок» - духовно-нравственное направление.
- «Мускулюс» - спортивно-оздоровительное направление.
- «Муза» - художественно – эстетическое направление.
- «Профи» - профориентационное направление.
«IQ» -направление интеллектуальное.
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
Формы работы: конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений; интеллектуальные игры; интеллектуальные бои; спецкурсы для интеллектуального развития; предметные викторины; акция «Читающая мама - читающий ребёнок»; литературные гостиные.
«Орлёнок» - направление духовно-нравственное.
Цель: формирование знаний учащихся о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него, выполнения нравственных норм человека в социуме.
Формы работы: тематические нравственные, правовые часы; изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны; организация цикла нравственных бесед с учетом проблем класса; встречи с представителями правовых структур; встречи с ветеранами труда; конкурсы, викторины по правовой тематике; тематические классные часы; праздники, конкурсы, ролевые игры; акции «Забота», «Подари книгу»; уроки Тётушки Совы (уроки вежливости, доброты, безопасности); занятия по нравственной гимнастике.
«Мускулюс» - спортивно-оздоровительное направление.
Цель: создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся
Формы работы: привлечение учащихся класса к участию в занятиях кружков физкультурно-оздоровительной направленности; спортивные конкурсы, викторины; тематические классные часы по спортивной тематике; соревнования внутри класса и между классами; сотрудничество с медицинской сестрой с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
«Муза» - художественно – эстетическое направление.
Цель: гармоничное развитие личности ребёнка через обучение и воспитание средствами искусства.
Формы работы: праздники, выставки, конкурсы, город мастеров, концерты.
«Профи» - профориентационное направление.
Цель: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
Формы работы: привлечение учащихся к выполнению трудовых дел; организация ознакомительных экскурсий на предприятия; встречи учащихся с родителями – представителями различных профессий; вовлечение учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской); формирование портфолио; знакомство с миром профессий.
Работа с родителями.
Взаимодействие школы и семьи – решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, позволит строить воспитательный и педагогический процесс на принципах гуманно – личностного подхода к детям. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
- психолого - педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Для того, чтобы сделать жизнь ребёнка в школе той «моделью достойной жизни», к которой человек будет стремиться всю жизнь, необходимо строить воспитание личности учащихся на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование жизненной позиции.
Список используемых источников:
- Амонашвили Ш.А. Школа жизни.- М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000г.
- Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. Учебное пособие. Авторы-составители Черноусова Ф.П., Яковлева Е.Ю. – М., Центр педагогического образования, 2007г.
- Родительские собрания. Нравственное воспитание в семье. Авт.-сост. Васильева Е.В. – Волгоград: Учитель, 2008г.
- Система работы по формированию здорового образа жизни. Сост. Бочкарёва О.И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.
Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...
Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.
Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...
"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...
Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".
Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...
Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Развитие логического мышления по математике в начальных классах"
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли ...
Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.
В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...