Конспект занятия по внеурочной деятельности: "Защитники отечества. Герои былин и сказаний"
классный час (4 класс)

Сердюкова Оксана Николаевна

Конспект с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanjatie_po_vneurochnoj_dejatelnosti.rar43.19 КБ

Предварительный просмотр:

Курс: «В мире книг»

Тема урока: «Защитники Отечества. Герои былин и сказаний»».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технологическая карта урока

Педагогическая цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках земли русской.

Оживить представление о былине, о былинных героях-Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Цель для учащихся:  показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей, воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: правильно читать вслух и про себя текст произведения; отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения; относить произведение к жанру былины.

Личностные УУД: будут сформированы морально-этические нормы в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи и др.

Метапредметные УУД.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: общеучебные – находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – делать выводы в результате совместной работы всего класса; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: формулировать свою позицию, владея приёмами монологической и диалогической речи; совместно с учителем и одноклассниками договариваться о правилах общения и поведения в школе.

Этап урока

Деятельность учителя

Деят-сть учащихся

Планируемые УУД

I.Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин)

Здравствуйте, люди добрые. Присаживайтесь поудобнее, да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.  

А сейчас предлагаю вам посмотреть одну сказочку

Видео мультик

Приветствуют гостей.

Слушают учителя

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

II. Актуализация знаний (4-5 мин)

- Кто догадался, о ком пойдет речь на нашем занятии?

- Кто такие богатыри?

Слайд 3

- Богатырь – герой русских былин, защитник земли Русской, Отечества, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом.

– В какие времена они жили?

– А есть ли они сейчас?

Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, очень сильный.

А что означает слово Отечество?

- Каких русских богатырей вы знаете или слышали?

-А других богатырей знаете?

- Где слышали имена этих богатырей?

-Святогор, Садко, Микула Селянинович.

А что такое былины?

Былины – это народные песни. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.

Былины получили свое название от слова “быль”, то есть поется в них о том, что происходило на самом деле. Но, как и в любом жанре устного народного творчества, былина пересказывалась каждым певцом по-своему: одно место рассказывалась подробнее, дополнялось новыми деталями, другое сокращалось.

На Севере Руси былины называли старинами. Былины, старины – это слова, обозначающие то, что когда-то, в далекую старину происходило и осталось в памяти народа.

Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на нашу землю нападали многочисленные враги: монголы, половцы, печенеги.

В былинах можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и о жизни людей в те времена: где они жили, как одевались, с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились.

О богатырях

-Храбрые, сильные воины, которые защищали свою Родину

Предположения учащихся

Родина, Русь

- Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

Мнения детей

В былинах, сказках

Это то что было на самом деле.

Предметные УУД:

1. Формулировать несложные выводы;

высказывать оценочные суждения,

2. Рассуждать, доказывать свою позицию.

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

3.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

III.Формулирование темы и целей урока (5 мин)

-Хотелось бы вам узнать о богатырях побольше?

– Назовите тему нашего урока.

Слайд 4

«Защитники отечества. Герои былин и сказаний»

– Какова цель нашего занятия?

Предположения детей

-Узнать о защитниках отечества, богатырях

Предметные УУД:

1. Формулировать несложные выводы; высказывать оценочные суждения.

2. Рассуждать, доказывать свою позицию

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

3.Осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты

Регулятивные УУД

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2.Проговаривать последовательность действий на уроке.

IV. Открытие новых знаний

Работа с иллюстрацией.

Посмотрите на картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Кто на ней изображен?

Как изображены богатыри?

Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом даже  и пословицы говорят.

 Если по-русски скроен, и один в поле воин. 

Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит. 

Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.

А какими качествами обладали Богатыри?

Сейчас я вам предлагаю поработать с текстами и заполнить таблицы. Текст читайте внимательно.


-на картине Васнецова изображены три богатыря: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец).
художник изобразил богатырей в виде сказочных героев

Смелость, ловкость храбрость

Выполняют работу.

Предметные УУД:

1. Формулировать несложные выводы; высказывать оценочные суждения,

2. Рассуждать, доказывать свою позицию

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД

1.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

2.Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Прививаем любовь к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа.

2.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

3.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1.Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе и речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4.Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

V.Закрепление полученных знаний.

Организовать деятельность по изучению экипировки богатырей

– Без устали разъезжали богатыри на могучих конях, в снаряжении богатырском, да вооруженные, чтобы защищать землю русскую.

– А, кто знает, как называются доспехи и оружие богатырские? (Шлем, кольчуга), (меч, копье,булава, лук со стрелами в колчане)

Есть поговорка хорошая: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.

– Вот мы и посмотрим, как все это выглядело. ( Слайд)

– Давайте проверим, как вы запомнили внешний вид богатырский, и поиграем в игру “Одень богатыря”

Работа в группе

Ответы учащихся

Познавательные УУД

1. Извлекать нужную информацию из текста, иллюстрации.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

3.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

3.Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Прививаем любовь к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа.

2.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

3.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

4.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1.Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе и речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4.Воспитание здорового образа жизни.

5. Эстетическое воспитание.

Физминутка (1 мин.)

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! 

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо 

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже 

Поглядеть из-под ладошек

И направо, и еще 

Через левое плечо 

Буквой «л» расставим ноги

Точно в танце - руки в боки

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

руки в стороны

ладонь к глазам

ноги на ширине плеч

поворот вправо

поворот влево

поворот вправо

поворот вправо

наклоны вправо, влево

3 Отработка коммуникативных навыков

Ребята, а вы знаете, чем занимались богатыри в свободное время от боевых походов?

Сейчас я вам тоже предлагаю помериться вашей богатырской силой.

Конкурс  «Свою ловкость покажи – что ты ловкий докажи!» (слайд №)

«Верховая езда»

Оседлать шарик, преодолеть дистанцию, прибежать обратно, передать другому.

(У ребят воздушные шары).

Я:   В   ловкости   богатырской   посостязались,   теперь  силушкой померяемся.  Идём   по  жёлтой   дорожке. Были  такие  богатыри  на  Руси – из  камня  воду  выжать могли.

А  покажите-ка  вы  нам  силушку  свою.

Конкурс 5 «Мы богатыри!» 

Приглашаем самого сильного от каждой дружины.

Из лимона выжать сок. Кто больше?

(Участники выжимают сок в стакан).

Я:   Хоть и говорят в народе: «Сила есть – ума не надо», да другие пословицы гласят: «С умом больше сделаешь, чем одной силой», «Где не возьмёшь топором, там возьмёшь смекалкой».

А вот вам и задание. Знает каждый, что богатырь – не богатырь, коль нет у него доспехов. Добыть вам надобно шлем да меч, одеться, да на люди показаться. А мы уж посмотрим.

Конкурс 6 «Нас хоть и маловато, но ума палата!»

(слайд №     )        

Каждой команде предоставляется ватман, ножницы, степлер. Смастерить доспехи (шлем, меч и др).

Отдыхали, подготавливали свое оружие. Мерились богатырской силой, перетягивали канат

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Учиться работать в  паре, группе;

Личностные результаты

1. Прививаем любовь к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа.

2.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

3.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

4.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1.Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе и речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (3-5 мин)

– Что мы делали?

- Вспомните цель, которую ставили в начале урока.

– Кто такие богатыри?

Что они защищали?

Слушайте внимательно, отвечайте только «да» или «нет». 
Наша родина сильна  (да)
И у нас она одна  (да)
На Руси богатыри есть  (да)
Им всегда хвала и честь  (да)  
Илья Муромец герой   (да) 
Он был самый молодой  (нет)  
Соловья он победил  (да)  
Из автомата подстрелил  (нет) 
Алеша Попович тоже герой  (да) 
Он сильный, смелый, молодой  (да) 
Карабаса в бою победил  (нет) 
На танках боролись богатыри с врагом  (нет) 
Они воевали с мечом и копьем  (да) 
Добрыня Никитич был слабым и хилым  (нет) 
Он змея сумел победить своей силой  (да) 
Гордимся мы нашими богатырями  (да) 
Хотим ли быть такими же сами (да)

Оцените свою работу  и работу группы

Слайд 8

-Давайте вернемся к «Лестнице успеха». Поставьте себя соответствующую ступеньку:

1. Ничего нового не узнал

2. Было не интересно и не понятно

3. Узнал много нового и могу рассказать об этом другим.

Читали текст, заполняли таблицу, одевали богатырей. выказывали своё отношение к героям.

- оценивают себя

- показывают смайлики

Предметные УУД:

1. Формулировать несложные выводы;

высказывать оценочные суждения,

2. Пересказывать текст подробно и выборочно

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Коммуникативные

1. Учиться работать в  паре, группе;

2. Осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты

10. Д/З. (по желанию) (1 мин)

Слайд 10

1. Составить синквейн

2. Нарисовать богатыря


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» Тема занятия «Весёлая геометрия»

Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" . Занятие 14

Разработка занятия по РПС " Умники и умницы" для 1 класса....

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» Тема занятия «О названии Балашихи (мельница Балаша)»

Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец  по имени Балаш. (Он) Балаш собирал  лечебные травы и помогал  всем и людям и зверям. У купца  бы...

Конспект занятия гражданско-патриотической направленности "Защитники Отечества"

Материал позволяет дать обучающимся общее представление о военнослужащих нашей страны и  военной технике....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА "ТЕАТРАЛЬНЫЙ СУНДУЧОК" НА ТЕМУ "ТЕМА : Изображение героев. Попробуем измениться."(1 КЛАСС)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА "ТЕАТРАЛЬНЫЙ СУНДУЧОК" НА ТЕМУ "ТЕМА : Изображение героев. Попробуем измениться."(1 КЛАСС).ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятиями &l...