Морально-нравственное воспитание школьника
материал (3 класс)

Савкина Екатерина Владимировна

В данном разделе размещенные конспекты классных часов, направленные навоспитание морально-нравственных качеств учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taktichnost.docx38.7 КБ
Файл taktichnost.pptx72.96 КБ
Файл rasskaz.docx14.13 КБ
Файл pamyatka.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Тактичность

Цель: познакомить с новым понятием «тактичность», развить в учащихся чувство тактичности.

Формируемые УУД:

Познавательные:  самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, размышлять над данной информацией, уметь оценивать себя и других.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении, распределять роли, слушать и понимать других.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности.

Личностные: оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, выражать свои эмоции,

Форма проведения: беседа

Оборудование:  1. Для учителя – конспект, презентация, компьютер, раздаточный материал (карточки, памятки, ребус)

2. Для учащихся – раздаточный материал (карточки, памятки, ребус)

Литература:  http://www.etiket.ru/contact/tact.html; http://www.moi-detki.ru/library/rasskazy_dlya_detei/oseeva_valentina/558-pechene.html;


Ход занятия

Этапы,

время

Содержание

Деятельность учащихся

Организационный момент

(1 мин.)

Постановка задач, сообщение темы

(2 мин.)

Вводная беседа

(10 мин.)

Беседа по содержанию.

(20 мин.)

Практическая направленность беседы.

(7 мин.)

Итог занятия

(5 мин.)

Настраиваемся на активную и плодотворную работу.

Для того, чтобы  узнать, о чём будет наш сегодняшний классный час, предлагаю вам разгадать ребус.

Правильно! И тема нашего классного часа, как вы уже догадались «Тактичность». Ребят, а кто мне скажет, что же такое тактичность? (слайд)

(Тактичность –   умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами. Людей с чувством такта называют тактичными. Тактичность подразумевает не только простое следование правилам поведения, но и умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других людей ситуаций.)

Давайте разберем ситуации, чтобы до конца понять, что же такое тактичность.

  1. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, если надо, то, как это сделать? (Ответ: надо поздороваться кивком головы или жестом, но ни в коем случае не кричать через весь автобус)
  2. В школьном коридоре разговаривают учителя. Мальчик увидел среди них своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: “Здравствуйте, Вера Ивановна!” Какую ошибку допустил мальчик? (Ответ: “Здравствуйте” должно быть адресованным всем учителям, а не только классному руководителю.)
  3. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с неизвестным тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Ответ: надо)
  4. Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто её подарил?

Молодцы, ребята, я вижу, что вы поняли и разобрались на примерах, что же такое тактичность.

Теперь мы можем обобщить и сказать, что Тактичность - одна из самых замечательных черт характера. Тактичный человек привлекает к себе окружающих, он умеет сделать так, чтобы людям было хорошо с ним. Тактичным мы называем человека, который никогда:

  • не будет назойливым,
  • не утомит,
  • не обидит,
  • не пошутит некстати.

Некоторым людям чувство тактичности дано от рождения или привито родителями, а другие его воспитывают в себе самостоятельно. Как это сделать? Лучший способ - это научиться ставить себя на место своего собеседника: если вы шутите, то подумайте, как бы вы отреагировали на подобную шутку в свой адрес, а если даете совет, подумайте, нужен ли он. Нужно как можно чаще «примерять» свои поступки на себя, чтобы выработать в себе чувство тактичности.

Ребята, кто мне скажет, что такое антоним? (слово, противоположное по значению другому слову). А теперь давайте подумаем, какой же антоним может быть у слова тактичность? Правильно бестактность. Соответственно мы можем сказать, что такое бестактный поступок. Так что же это? Давайте прочтем рассказ по ролям, а после разберем его. ( распределяю роли между учениками) 

Печенье.

«Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...»

Правильно ли поступили мальчики?

Почему?

Как можно назвать их поступок?

Как должны были они поступить?

Поступили вы так же, если были на их месте?

 На примере рассказа мы с вами разобрали, как может выглядеть бестактный поступок.

Предлагаю вам немного отдохнуть, встаем из-за парт.

Физминутка:

«Нам на месте не сидится,
Разминаем поясницу.
Корпус крутим влево-вправо —
Так мы отдохнем на славу. (Вращение туловищем.)
Хорошо мы отдохнули,
И к занятиям вернулись. (Дети садятся.)»

Занимайте свои места.

А теперь я предлагаю вам закрепить все то, что мы с вами узнали о тактичных и бестактных поступках. На карточках изображены поступки людей, вам нужно отнести их к тактичным и бестактным поступкам, и объяснить, почему вы так сделали.  Приступайте.

Давайте проверим вашу работу. Итак давайте сначала разберем, что же изображено на картинках? Что изображено на картинке под буквой «А»? К какому виду поступков вы ее отнесли? Почему? И т.д.

Каждый человек может научиться быть тактичным! А для этого достаточно относиться к людям так, как вам хотелось бы, чтобы относились к вам. Если вы будете почаще «примерять» на себя свои поступки, шутки, поведение, то научитесь понимать нужды других людей. Ведь в людях много общего! И то, что не понравится вам, скорее всего, не понравится и другому человеку. То, на что обидитесь вы, обидит и другого! Научитесь чувствовать это, сопереживать другим. А для этого нужно уважать других не меньше, чем себя! А чтобы вы никогда не забывали как правильно себя вести, чтобы быть тактичным, я раздам вам правила. Соблюдая их вы всегда будете тактичным человеком. (раздаю памятки)

Давайте вместе их прочитаем и ответим на вопросы.  ( дети читают по цепочке правила) 

(Вопросы: как слушает собеседника тактичный человек? Как необходимо вести себя с собеседником? Будет ли тактичный человек «раздавать» советы, если его об этом не просят? Можно ли вмешиваться в чужие разговоры? Будет ли тактичный человек указывать на каждую оплошность своего собеседника?)

Этих правил не так уж много, но зато, соблюдая их, вы выработаете в себе чувство такта, а это одна из главных черт культурного человека и хорошего друга.

Вы молодцы! Вы замечательно справились со всеми заданиями, которые мы выполняли на протяжении всего нашего занятия! Но наш классный час подходит к концу. Оцените свою работу на занятии, соответствующую картинку. Всем большое спасибо и до свидания!

Приветствуют учителя

Учащиеся отгадывают ребус

Рассуждения и ответы детей.

Учащиеся рассуждают и разбирают ситуации.

Слушают учителя.

Рассуждают, слушают учителя.

Читают с учителем рассказ, разбирают, отвечают на вопросы.

Следуют ответы детей.

Выполняют физминутку

Выполняют работу с карточками и анализируют ее вместе с учителем.

Читают и повторяют правила вместе с учителем.

Оценивают работу на занятии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тактичность

Слайд 2

Тактичность – умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами. Людей с чувством такта называют тактичными. Тактичность подразумевает не только простое следование правилам поведения, но и умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других людей ситуаций .

Слайд 3

Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, если надо, то, как это сделать? Ситуация 1

Слайд 4

Ситуация 2 В школьном коридоре разговаривают учителя. Мальчик увидел среди них своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: “Здравствуйте, Вера Ивановна!” Какую ошибку допустил мальчик?

Слайд 5

Ситуация 3 Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с неизвестным тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

Слайд 6

Ситуация 4 Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто её подарил?

Слайд 7

Тактичность



Предварительный просмотр:

Печенье.

«Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...»



Предварительный просмотр:

Основные правила тактичного человека:

  1. всегда внимательно выслушает собеседника, не перебив его и не оборвав;
  2. никогда не будет пристально разглядывать внешний вид собеседника, и критиковать его;
  3. никогда не будет давать советы тем людям, которые не просили их;
  4. старается не вмешиваться в чужие разговоры;
  5. никогда не поставит в неловкое положение другого человека, заметив оплошность, которую он допустил;
  6. всегда терпимо относится к проявлению самолюбия другими людьми, но сам старается немного говорить о себе;
  7. всегда первый признает свою вину, если и чем-то ошибся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование рефлексивной морально-нравственной самооценки как условие сохранения психологического здоровья учащихся (2 класс)

Более подробно остановлюсь на  своей работе по формированию рефлексивной самооценки. Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью так...

Родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании школьника. Воспитание сознательной дисциплины.» и Самоанализ.

Цель: познакомить родителей с методами воспитания у детей сознательной дисциплины через семейные традиции...

Педагогический Совет по теме: «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»

I.  Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития  российских школьников...

Воспитание духовных, морально-нравственных качеств и патриотического духа среди младших школьников через уроки милосердия

В данной папке содержится статья и презентация для выступления на "Рождественских чтениях"...

Методические разработки занятий по темам: "Морально-нравственные черты характера"

В методических разработках представлены план-конспекты занятий для учащихся начальной школы....

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...