Воспитание духовных, морально-нравственных качеств и патриотического духа среди младших школьников через уроки милосердия
статья (3 класс)
В данной папке содержится статья и презентация для выступления на "Рождественских чтениях"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdestvenskie_chteniya_nedoshkovskaya.zip | 318.45 КБ |
vospitanie_duhovnyh.zip | 299.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Рождественские образовательные чтения
___________________________________________
Воспитание духовных, морально-нравственных качеств и патриотического духа среди младших школьников через уроки милосердия
Фамилия, имя, отчество : Недошковская Дина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Название места работы: МКОУ Метелевская СОШ
2018 г.
Воспитание духовных, морально-нравственных качеств и патриотического духа среди младших школьников через уроки милосердия
(Слайд 1) Воспитание духовных, морально-нравственных качеств младших школьников является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. За последние годы произошли существенные изменения в обществе, оказавшие влияние на все социальные системы в целом и образование в частности.
Невозможно всерьез говорить о нравственном воспитании подрастающего поколения без обращения к традиционным культурным ценностям русского народа. Образование должно базироваться на воспитании школьников в духе традиционной для страны православной нравственности, достоверных научных знаниях и культурных традициях. Необходимо формировать интерес у детей к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни.
(Слайд 2) К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Школьное образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо (Слайд 3) воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Важно с раннего детства заложить фундамент доброты и милосердия.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, что и становится причиной снижения критериев морали и нравственности подрастающего поколения. Поэтому введение уроков милосердия на данном этапе очень своевременно.
К сожалению предмета как такового у нас нет. Я включаю материал в содержание практически всех предметов начальной школы. (Слайд 4) Например, на уроках изобразительного искусства посвящаем целый урок по знакомству с событиями и традициями Светлой Пасхи. На уроках математики материал ввожу в зашифрованные задания. Художественные образы на уроках литературного чтения заставляют одних ребят почувствовать отрицательные стороны своего поведения, других - укрепиться на своих правильных нравственных позициях. Дети знакомятся со стихами таких авторов как: А.Пушкин, М. Лермонтов, Е. Благинина, А. Майков, А.И. Плещеев, М.Пляцковский, А. Барто и другие. Анализируют рассказы К.Д. Ушинского, В. Осеевой, М. Пришвина, М. Салтыков – Щедрина и др. Велика роль пословиц в нравственном воспитании. Вспомним замечательные слова В. Н. Соколова о пословице: (Слайд 5)
В ней мысль, как озарение,
Слова, как жемчуга,
Для друга одобрение,
Острастка для врага…
Пословицы - это блистательное проявление творчества народа. Они в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Учащиеся объясняют смысл пословиц, например:
- Исправляться – стремись, а оправдываться – стыдись.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Легче ссоры избежать, чем ее прекращать.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Хорошее дерево приносит хорошие, добрые плоды, а плохое – плохие.
Роль сказок в становлении духовного мира ребенка неоценима. Язык сказок очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром русские мыслители Иван Александрович Ильин и Евгений Николаевич Трубецкой видели в сказке отражение души русского народа. На уроках дети раскрашивают картинки к сказкам: «Гуси-лебеди», «Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Такие минуты нравственности направлены на формирование высоких ценностных отношений к духовному историческому и культурному национальному наследию и воспитания качеств, отличавших русский характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие, благородство. Дети обращаются к личному опыту, размышляют и моделируют ситуации, развивают нравственные чувства на примерах жизни литературных героев, культуры, героев отечественной истории.
(Слайд 6) Поэтому виды деятельности на уроках самые разнообразные. Это работа с произведением, репродукциями картин, прикладное творчество, лепка, рисование, раскрашивание рисунков.
Очень важно при знакомстве детей с произведениями литературы и изобразительного искусства, которое вводит детей в мир высоких духовно-нравственных образов, делать это в эмоционально привлекательной, понятной форме. Поэтому важную роль на занятиях играет её музыкальная часть. Музыка обладает эмоциональным воздействием, как на образное восприятие, так и на развитие духовно-нравственной сферы ребёнка. Классическая музыка сама по себе уже оказывает гармонизующее воздействие на психическое состояние и развитие детей. Поэтому на занятиях предполагается знакомство с музыкальными произведениями С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского, Н.А., Римского-Корсакова, С.С.Прокофьева, М.П. Мусоргского и других композиторов. Во время выполнения ручного труда и рисования фрагменты музыкальных произведений могут служить музыкальным фоном.
Очень важно помочь ребёнку ощутить глубокую личную причастность к великим ценностям Православия, которые были созданы нашим народом и его государством, предками, законными наследниками которых и являются современные дети: на них лежит ответственность за сохранение и развитие этой величайшей в истории человечества культуры. В связи, с чем очевидно, что в деле духовно-нравственного воспитания ребёнка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей, которая рассматривается как малая Церковь. Многим родителям просто неизвестно, что уже в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Постепенное включение родителей в активное воспитание своих детей идёт от принятия детских работ в виде подарков до подготовки общих детско-родительских праздников и участия в семейных поездках и экскурсиях, активного участия в благотворительных акциях, концертах.
Таким образом, материал уроков милосердия позволят сформировать ценностные отношения к духовному историческому наследию и воспитанию доброты, открытости, милосердия, благородства, умению отличать добро от зла. Научат детей быть отзывчивыми и разовьют способности к сопереживанию, что так необходимо в наше время. (Слайд 7)
Информационные ресурсы
- Материалы сайта http://ipk.68edu.ru
- Уроки милосердия: Учебное пособие для учащихся 1-3 класссов/ автор-сост.: Г.Д.Зубова. – Тамбов: ОАО «Издательский дом «Мичуринск», 2014
- Материалы сайта http://ped-kopilka.ru
- Материалы сайта http://uchitelya.com/pedagogika
Подписи к слайдам:
«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» К.Д.Ушинский
Воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
ИЗО – знакомство с событиями и традициями Светлой Пасхи. Математика – введение нового через зашифрованные задания. Литературное чтение – анализ поступков героев и самих героев на основе собственного опыта.
Пословица – это блистательное проявление творчества народа. В ней мысль, как озарение, Слова, как жемчуга, Для друга одобрение, Острастка для врага… В.Н. Соколов
Виды деятельности на уроках: - работа с произведением; - работа с репродукциями картин; - прикладное искусство; -лепка; - рисование; - раскрашивание рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки окружающего мира (по УМК"Перспекивная начальная школа"
Данная статья укажет на те темы и разделы в предмете "окужающий мир" по УМК "Перспективная начальная школа", которые позволяют в наибольшей степени воспитать у младшего школьника духовно-нравственные ...
Нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения.
В наши дни многие говорят о падении нравственных ценностей у детей. Так ли это? Может ли учитель повлиять на этот процесс, если может, то как? Я попыталась в своей статье ответить на эти вопросы....
Формирование культуры толерантных отношений среди младших школьников через внеклассную работу
Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. ...
Выступление на МО по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ» (из опыта работы)
Учитель в своём выступлении знакомит коллег с формами и методами применяемыми им в работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников через уроки ОРКСЭ....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭОдной из важных целей образования и главных задач человечества и государства на сегодняшний день является духовно-нравс...
Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность
Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность...
Патриотическое воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность
Материалы собраны на основе моего опыта работы по данной теме. Результаты работы были представлены на педагогическом совете школы....