авторская программа "Клуб юных экологов"
рабочая программа (3 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_ekologi.docx177.94 КБ
Файл avtorskaya_programma_ekologi.docx177.94 КБ

Предварительный просмотр:


C:\Users\Persona\Desktop\Сканировать10001.JPG

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»

Утверждено

на заседании  методического Совета учреждение

протокол №1 от 30 августа 2018 года

директор : Асфендиярова Г.Д.

Авторская образовательная программа

внеурочной деятельности социального направления

«Клуб юных экологов»

«проектная деятельность»

(автор Одекниязова Р.Я.)

Срок реализации: 1 год

рассчитана на детей: 8-11 лет

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Сегодня уже не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Однако задачу социализации можно трактовать по-разному. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечения возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума. [1, с.41].

Основным содержанием второго понимания социализации является постепенный перевод  младшего школьника в позицию активного члена гражданского общества. Именно этому, я надеюсь, будет способствовать «Клуб юных экологов», ведь состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Программа внеурочной деятельности «Клуб юных экологов» продолжает знакомство обучающихся с культурой поведения в социуме. И если в 1- 3 классах  говорили о культуре поведения среди людей (в школе, дома, в транспорте, общественных местах  и т. п.) и о культуре поведения на природе, то данная программа, обобщает знания детей, полученные в предыдущие годы обучения, и расширяет понятие «экология». Впервые в начальной школе  говорится об экологии дома, школы, улиц, производственных помещений. Изменяется и структура содержания: более

60 % занятий планируется провести в практической нетрадиционной форме с использованием методики КТД и выполнением социально-образовательных проектов.

Программа базируется на идеях В. Н. Дружинина («выбор варианта жизни), М. М. Бахтина («опыт поступания»), М. И. Рожкова (социальные пробы), И. П. Иванова (КТД – «реальная забота всех участников воспитательного процесса об окружающем мире,  о себе как товарище других людей»), которые считают, что только в самостоятельном социальном действии человек действительно становится гражданином.

Программа  «Клуб юных экологов» модифицирована на основе «Примерной внеурочной программы социального творчества школьников» Д. В. Григорьева и Б. В. Куприянова. [1, с.55],  которая изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима  и временных параметров осуществления деятельности. Коррективы, внесённые  в программу, не затрагивают концептуальных основ организации внеурочной деятельности, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе,  которая была взята за основу.

Цель  программы -  создание условий для формирования осознанного отношения к объектам природы, находящимся в родном селе (формирование экологической культуры).

        Задачи программы:

- развитие познавательного интереса к окружающей среде, природным явлениям и формам жизни;

- формирование способности видеть и понимать экологические проблемы малой Родины;

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем;

- формирование социальной активности, стремления к личному участию в практических делах по защите и улучшению окружающей среды;

- формирование  уверенности в правоте своих взглядов, ответственности за свои поступки.

Основная идея программы  состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятия законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность;  позволит дополнительно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш край, наш район, наше село (наш город).

Программа  «Клуб юных экологов»  основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, диалогичности, патриотической направленности, проектности.

Принцип неадаптивной социализации предполагает обеспечение возможности создания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях.

Принцип природосообразности предполагает, что социально преобразующая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека.

Принцип культуросообразности предполагает, что социальное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами своего региона.

Принцип коллективности предполагает, что социально преобразующая добровольческая деятельность детей, осуществляемая в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для самопознания и  самоопределения.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляется в процессе взаимодействия педагога и учащихся, родителей и детей. Диалогичность требует искренности общения, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает использование в процессе внеурочной деятельности эмоционально окрашенных представлений об Отечестве, стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют школьников на действия, приносящие благо Отечеству.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и реализацию  коллективных,  индивидуальных  проектов школьниками. В логике действия данного принципа в   программе предусматриваются исследовательские, творческие и социально-образовательные проекты.

Программа состоит из 15 тем, которые реализуются в 4 классе общеобразовательной школы.

Содержание программы внеурочной деятельности «Клуб юных экологов» базируется на общеобразовательных дисциплинах, преподаваемых в начальной школе: «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Светская этика», «Русский язык», «Технология», «Изобразительное искусство».

Содержание соответствует целям и задачам  основной образовательной программы, реализуемой в  МКОУ «СОШ № 15» для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).

        Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе отдельно взятого класса, так и смешанных групп школьников в возрасте 8-11 лет, состоящих из 10-12 учащихся. Набор обучающихся в «Клуб юных экологов» проводится на добровольной основе.

Место проведения занятий – учебный кабинет, читальный зал библиотеки, окрестности села Махмуд -Мектеб, улицы и предприятия села.

         Программа  рассчитана на 1 год занятий, объемом в 40 часов. Программа предполагает как проведение еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю), так и возможность организовывать занятия блоками.

        В конце изучаемого курса по программе внеурочной деятельности «Клуб юных экологов» обучающиеся должны

знать:

- природные явления и формы жизни в селе Махмуд - Мектеб, Ставропольском крае, России;

- понятия «видеоэкология»,  «природная среда»,  «визуальная среда», «природные ресурсы», «экологическая культура»,  «глобальные проблемы»,  «экологическая катастрофа», «автоматизированная информационная система»,  «мониторинг»;

- правила ведения экологического образа жизни,

- принятые в обществе культурные нормы отношения к природе,

- риски  нарушения экологических культурных норм поведения;

уметь:

- осознанно выполнять  правила поведения в природе, детском и взрослом обществе;

- видеть и понимать экологические проблемы малой Родины;

- участвовать в практических делах по защите и улучшению окружающей среды родного села;

- доказывать  правоту своих взглядов, 

- отвечать за свои поступки.

- рационально организовывать свою жизнь и деятельность.  

Содержание программы позволят, на наш взгляд, достичь младшим школьникам следующих личностных  и метапредметных  результатов:

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

- приобретение  знаний о природных явлениях и формах жизни в селе,  Ставропольском крае, Нефтекумском районе, России;

- приобретение  знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, рисках и угрозах нарушения этих норм;

- приобретение  знаний о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

- приобретение  знаний о правилах конструктивной групповой работы;

- приобретение  знаний об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

- приобретение  знаний о способах организации взаимодействия людей и общностей.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

- развитие ценностных отношений к природе, Отечеству, другим людям;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

 - стремление к коллективной творческой деятельности.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России,

 - приобретение опыта экологической деятельности в социальном пространстве,

- приобретение опыта совместной деятельности с другими школьниками, взрослыми (учителем, родителями, представителями молодёжных организации).

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (изготовление буклетов и листовок, исследования и эксперимент, проекты, организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений).

В конце каждой четверти и по итогам года планируется проведение церемонии награждения учащихся за лучшие проекты, которые предусматривают вручение похвальных грамот, что является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. 

        При ведении занятий по данной программе необходимо уделять внимание следующим обстоятельствам:

1. Что школьники уже имеют базовые знания о флоре и фауне родного края, умеют выполнять проекты на основе анализа научной и художественно-публицистической литературы.

2. Практические исследования на местности выполняются группами по 3-4 человек в режиме КТД. Группы занимаются одновременно под руководством учителя, каждая группа выполняет свой объём работы.

3. Результатом исследований является групповой отчёт в любой добровольно выбранной школьниками форме.

4. Социально-образовательный проект является «выходом» в социальное пространство школы, села.

5. Ключевым фактором успешности выполнения проектов является взаимодействие школы и семьи. Именно от отношения семьи во многом зависит, насколько полноценной и продуктивной будет внеурочная деятельность школьников. Поэтому в течение учебного года рекомендуется провести 2-3 встречи с родителями и привлекать их к совместной деятельности.

6. Все результаты исследований можно передать младшим школьникам для ознакомления и продолжения исследований, а в  5-7  классах продолжить внеурочную деятельность по данному направлению.

Тематическое планирование

Продолжительность занятия

Периодичность

в неделю

Количество

часов в неделю

Количество

часов в год

1-2 часа

1 раз

1-2 часа

40 часов

Дата

Наименование тем

Общее

количество

часов

В том числе

теорети-ческих

практи-ческих

1

Вводное занятие. «Почему мы часто слышим слово «экология»?»

1

1

---

2

Природная среда родного края

1

---

1

3

Мир глазами эколога

2

1

1

4

Система натуральных наблюдений за состоянием окружающей природной среды.

1

1

---

5

Водоёмы.

4

1

3

6

Жизнь леса.

3

1

2

7

Жизнь луга.

3

1

2

8

Улицы моего села (города)

4

1

3

9

Социально-образовательный проект «Что в Махмуде_хорошо и что в _Махмуде__плохо»

3

---

3

10

Мониторинг  окружающей природной среды

1

1

---

11

Система мониторинга окружающей природной среды в России

3

1

2

12

Среда обитания человека – экологический фактор.

1

1

---

13

Видеоэкология.

2

2

----

14

Оценка визуальной среды дома, в школе, в селе .

5

1

4

15

Социально-образовательный проект «Как сделать моё село безопасным для жизни»

6

1

5

Итого часов

40

15

25

Содержание программы.

1. Вводное занятие. «Почему мы часто слышим слово «экология»?»

Человек как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2. Природная среда родного края .

Практикум:  создание буклетов для первоклассников о природе родного края.

3. Мир глазами эколога.

Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Экологическая катастрофа.

Практикум:  агитбригада «Сохраним родную природу!»

4. Система натуральных наблюдений за состоянием окружающей природной среды.

Автоматизированная информационная система, обеспечивающая оценку, прогноз и рекомендации по управляющим решениям, направленные на нейтрализацию негативных изменений природной среды и неразумного пользования природными ресурсами.

5. Водоёмы.

Водные ресурсы Земли. Классификация водных ресурсов и их значение. Система и методы наблюдений за реками, прудами, озёрами.  Форма предоставления результатов наблюдений.

Практикум: наблюдение за поверхностными водами, экологической обстановкой вокруг водоёмов, фиксация фактов, представление отчёта.

Эксперимент «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения населения».

6. Жизнь леса.

Система и методы наблюдений за лесными массивами. Форма предоставления результатов наблюдений.

Практикум: экскурсия в лесничество, встреча с работниками; самостоятельное наблюдение за жизнью леса осенью; представление отчёта

7. Жизнь степи.

Система и методы наблюдений за пашнями и лугами. Форма предоставления результатов наблюдений.

Практикум: экскурсия  в совхоз, встреча с работниками; самостоятельное наблюдение за жизнью луга осенью, за озимыми на полях; представление отчёта

8. Улицы моего села.

Система и методы наблюдений за улицами села : дома, предприятия. Форма предоставления результатов наблюдений.

Практикум: экскурсия  на производство, встреча с работниками сельского хозяйства; самостоятельное наблюдение за экологией улиц; представление отчёта

9. Социально-образовательный проект «Что в Махмуде -  хорошо и что в Махмуде  - плохо».

Освоение группой школьников технологии социально-образовательного проекта. Создание замысла проекта.  Обращение к родителям, педагогам и подключение их к проекту. Реализация проекта. Рефлексия проекта. Общественная презентация результатов и материалов проекта.

(Возможно знакомство родителей с результатами наблюдений, совместное решение: «Очистить ближайшую речку от мусора, пустить листовки» и реализация проекта.

10. Мониторинг  окружающей природной среды. 

Понятие, история развития. Современные тенденции научной и практической реализации мониторинга.

11. Система мониторинга окружающей природной среды в России.

Национальный экологический мониторинг России: структура и функционирование. Классификация подсистем мониторинга.

Практикум: результаты экологического мониторинга  в Ставропольском крае: поиск информации, сравнение с обстановкой в селе.

12. Среда обитания человека – экологический фактор.

Примеры развития и роста сёл и городов. Как сделать улицы    села (города) более пригодными для жизни. Роль каждого гражданина в улучшении   среды обитания.

13. Видеоэкология. 

Видеоэкология. Гомогенная визуальная среда. Малые архитектурные формы. Интерьер жилых и производственных помещений. Агрессивная и комфортная визуальная среда. Зрение в агрессивном поле. Цвет и эмоции.  Социальные последствия противоестественной визуальной среды. Формирование комфортной визуальной среды.

14. Оценка визуальной среды дома, в школе, в селе.

 Параметры оценки визуальной среды помещений.

Практикум: поиск и описание агрессивных полей в помещении. Описание комфортной визуальной среды. Составление  фото отчёта.

15. Социально-образовательный проект «Как сделать моё село безопасным для жизни».

Практикум: подготовка видеоматериалов, предложений по улучшению  жизнедеятельности села (города), проведение переговоров с представителями молодёжной организации в школе, селе, рефлексия  переговорной площадки.

Методическое обеспечение программы

Таблица 2.

Тема

Форма

организации  занятия

Методы

Подведение итогов,

контроль

Оснащение

1

Вводное занятие. «Почему мы часто слышим слово «экология»?»

традиционная

беседа,

экологическая игра  «Жалобная книга природы»

рефлексия

информационные материалы для игры

2

Природная среда родного края

Нетрадиционная

просмотр видеофильма.

беседа

 работа с книгой, изготовление буклетов поощрение

выставка буклетов

рефлексия

CD,

компьютер

инструкция для изготовления буклетов

3

Мир глазами эколога

традиционная

беседа,

экологическая игра «Хочу все знать!».

работа в группах,

подготовка сообщений поощрение

рефлексия

CD,

компьютер,

информационные материалы для игры

4

Нетрадиционная

беседа

поощрение

агитбригада «Сохраним родную природу!»

рефлексия

музыка на CD,

магнитофон

5

Система натуральных наблюдений за состоянием окружающей природной среды.

традиционная

лекция,

просмотр презентации

беседа

 поощрение

рефлексия

презентация,

компьютер

6

Водоёмы.

Нетрадиционная

беседа,

эксперимент

поощрение

представление отчёта

презентация,

компьютер

вода, колбы, фильтры

7

Нетрадиционная

наблюдение

фиксация фактов

беседа

поощрение

представление отчёта

Дневник наблюдений,  

8-9

Нетрадиционная

Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?»

рефлексия

бумага, фломастеры

10

Жизнь леса.

Нетрадиционная

беседа,

экскурсия в лесничество

рефлексия

11-12

Нетрадиционная

наблюдение;

беседа

поощрение

представление отчёта

рефлексия

Дневник наблюдений

13

Жизнь степи.

Нетрадиционная

беседа,

экскурсия  

рефлексия

14-15

Нетрадиционная

наблюдение;

беседа

поощрение

представление отчёта

рефлексия

Дневник наблюдений

16

Улицы моего села.

традиционная

беседа,

игра « Узнай-ка» поощрение

рефлексия

презентация,

компьютер

17

Нетрадиционная

беседа,

экскурсия  

рефлексия

18-19

Нетрадиционная

наблюдение

беседа

поощрение

представление отчёта

рефлексия

Дневник наблюдений

20- 22

Социально-образовательный проект «Что в  Махмуде хорошо и что в  Махмуде   плохо»

Нетрадиционная

дискуссия,

социально-образовательный проект обращение

беседа.

поощрение

Рефлексия проекта, общественная презентация результатов и материалов проекта.

презентация,

компьютер

Дневник наблюдений

23

Мониторинг  окружающей природной среды

традиционная

лекция

презентация

беседа

рефлексия

презентация,

компьютер

24

Система мониторинга окружающей природной среды

в России

традиционная

лекция

презентация

беседа

рефлексия

презентация,

компьютер

25-26

Нетрадиционная

поиск информации, сравнение

беседа

поощрение

Отчёт,

рефлексия

презентация,

компьютер

27

Среда обитания человека – экологический фактор.

традиционная

лекция

презентация

беседа

рефлексия

презентация,

компьютер

28-29

Видеоэкология

традиционная

лекция

презентация

беседа

рефлексия

презентация,

компьютер

30

Оценка визуальной среды дома,

в школе, в селе .

традиционная

презентация

беседа

Рефлексия

презентация,

компьютер

31-35

нетрадиционная

поиск информации описание среды.

 фотографирование

беседа

поощрение

фото отчёта.

Рефлексия

Дневник наблюдений

36-40

Социально-образователь-ный проект «Как сделать моё село безопасным для жизни»

нетрадиционная

подготовка видеоматериалов, предложений

проведение переговоров

рефлексия поощрение

Презентация результатов деятельности

переговорной площадки.

Акция «Наш чистый и зелёный школьный двор»

Выставка «Поделки из бытовых отходов».

рефлексия

презентация,

компьютер

Список литературы

Список литературы для учителя

1. Григорьев, Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011

2.. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010

3. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – Новосибирск, 2003

4. Мазаев А.В. Мониторинг малых рек: методическое пособие для учащихся с углубленным изучением экологии. – М., 2000.

5. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.

6. Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования – стратегическое направление развития образования / под ред.  Е. В. Хижняковой. – М., 2007

7. Филин В.А. Видеоэкология. – М., 1997

8. Экологический словарь / авт.-сост. С. Делятицкий, И. Зайонц, Л. Чертков, В. Экзарьян. - М. , 1993.

Список литературы для родителей

1. Буковская Г. В. Игры, занятия по экологической культуре младших школьников. – М., 2004

2. Лопатина А.,  Скребцова М. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание. – М. , 2011

Список литературы для обучающихся

1. Скребцова, М. Природа – глазами души.- М.: 1999.

2. Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

3. Шамионов Р.М. Я и мир вокруг меня. 3-4 класс: тетрадь для занятий.- Волгоград: Учитель, 2010

4. Энциклопедия экологии для детей. Мир вокруг тебя / М. Ануин, Дж. Паркер, Н. Хоукс. – Machaon, 2005



Предварительный просмотр:


C:\Users\Persona\Desktop\Сканировать10001.JPG

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»

Утверждено

на заседании  методического Совета учреждение

протокол №1 от 30 августа 2018 года

директор : Асфендиярова Г.Д.

Авторская образовательная программа

внеурочной деятельности социального направления

«Клуб юных экологов»

«проектная деятельность»

(автор Одекниязова Р.Я.)

Срок реализации: 1 год

рассчитана на детей: 8-11 лет

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Сегодня уже не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Однако задачу социализации можно трактовать по-разному. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечения возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума. [1, с.41].

Основным содержанием второго понимания социализации является постепенный перевод  младшего школьника в позицию активного члена гражданского общества. Именно этому, я надеюсь, будет способствовать «Клуб юных экологов», ведь состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Программа внеурочной деятельности «Клуб юных экологов» продолжает знакомство обучающихся с культурой поведения в социуме. И если в 1- 3 классах  говорили о культуре поведения среди людей (в школе, дома, в транспорте, общественных местах  и т. п.) и о культуре поведения на природе, то данная программа, обобщает знания детей, полученные в предыдущие годы обучения, и расширяет понятие «экология». Впервые в начальной школе  говорится об экологии дома, школы, улиц, производственных помещений. Изменяется и структура содержания: более

60 % занятий планируется провести в практической нетрадиционной форме с использованием методики КТД и выполнением социально-образовательных проектов.

Программа базируется на идеях В. Н. Дружинина («выбор варианта жизни), М. М. Бахтина («опыт поступания»), М. И. Рожкова (социальные пробы), И. П. Иванова (КТД – «реальная забота всех участников воспитательного процесса об окружающем мире,  о себе как товарище других людей»), которые считают, что только в самостоятельном социальном действии человек действительно становится гражданином.

Программа  «Клуб юных экологов» модифицирована на основе «Примерной внеурочной программы социального творчества школьников» Д. В. Григорьева и Б. В. Куприянова. [1, с.55],  которая изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима  и временных параметров осуществления деятельности. Коррективы, внесённые  в программу, не затрагивают концептуальных основ организации внеурочной деятельности, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе,  которая была взята за основу.

Цель  программы -  создание условий для формирования осознанного отношения к объектам природы, находящимся в родном селе (формирование экологической культуры).

        Задачи программы:

- развитие познавательного интереса к окружающей среде, природным явлениям и формам жизни;

- формирование способности видеть и понимать экологические проблемы малой Родины;

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем;

- формирование социальной активности, стремления к личному участию в практических делах по защите и улучшению окружающей среды;

- формирование  уверенности в правоте своих взглядов, ответственности за свои поступки.

Основная идея программы  состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятия законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность;  позволит дополнительно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш край, наш район, наше село (наш город).

Программа  «Клуб юных экологов»  основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, диалогичности, патриотической направленности, проектности.

Принцип неадаптивной социализации предполагает обеспечение возможности создания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях.

Принцип природосообразности предполагает, что социально преобразующая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека.

Принцип культуросообразности предполагает, что социальное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами своего региона.

Принцип коллективности предполагает, что социально преобразующая добровольческая деятельность детей, осуществляемая в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для самопознания и  самоопределения.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляется в процессе взаимодействия педагога и учащихся, родителей и детей. Диалогичность требует искренности общения, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает использование в процессе внеурочной деятельности эмоционально окрашенных представлений об Отечестве, стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют школьников на действия, приносящие благо Отечеству.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и реализацию  коллективных,  индивидуальных  проектов школьниками. В логике действия данного принципа в   программе предусматриваются исследовательские, творческие и социально-образовательные проекты.

Программа состоит из 15 тем, которые реализуются в 4 классе общеобразовательной школы.

Содержание программы внеурочной деятельности «Клуб юных экологов» базируется на общеобразовательных дисциплинах, преподаваемых в начальной школе: «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Светская этика», «Русский язык», «Технология», «Изобразительное искусство».

Содержание соответствует целям и задачам  основной образовательной программы, реализуемой в  МКОУ «СОШ № 15» для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).

        Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе отдельно взятого класса, так и смешанных групп школьников в возрасте 8-11 лет, состоящих из 10-12 учащихся. Набор обучающихся в «Клуб юных экологов» проводится на добровольной основе.

Место проведения занятий – учебный кабинет, читальный зал библиотеки, окрестности села Махмуд -Мектеб, улицы и предприятия села.

         Программа  рассчитана на 1 год занятий, объемом в 40 часов. Программа предполагает как проведение еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю), так и возможность организовывать занятия блоками.

        В конце изучаемого курса по программе внеурочной деятельности «Клуб юных экологов» обучающиеся должны

знать:

- природные явления и формы жизни в селе Махмуд - Мектеб, Ставропольском крае, России;

- понятия «видеоэкология»,  «природная среда»,  «визуальная среда», «природные ресурсы», «экологическая культура»,  «глобальные проблемы»,  «экологическая катастрофа», «автоматизированная информационная система»,  «мониторинг»;

- правила ведения экологического образа жизни,

- принятые в обществе культурные нормы отношения к природе,

- риски  нарушения экологических культурных норм поведения;

уметь:

- осознанно выполнять  правила поведения в природе, детском и взрослом обществе;

- видеть и понимать экологические проблемы малой Родины;

- участвовать в практических делах по защите и улучшению окружающей среды родного села;

- доказывать  правоту своих взглядов, 

- отвечать за свои поступки.

- рационально организовывать свою жизнь и деятельность.  

Содержание программы позволят, на наш взгляд, достичь младшим школьникам следующих личностных  и метапредметных  результатов:

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

- приобретение  знаний о природных явлениях и формах жизни в селе,  Ставропольском крае, Нефтекумском районе, России;

- приобретение  знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, рисках и угрозах нарушения этих норм;

- приобретение  знаний о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

- приобретение  знаний о правилах конструктивной групповой работы;

- приобретение  знаний об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

- приобретение  знаний о способах организации взаимодействия людей и общностей.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

- развитие ценностных отношений к природе, Отечеству, другим людям;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

 - стремление к коллективной творческой деятельности.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России,

 - приобретение опыта экологической деятельности в социальном пространстве,

- приобретение опыта совместной деятельности с другими школьниками, взрослыми (учителем, родителями, представителями молодёжных организации).

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (изготовление буклетов и листовок, исследования и эксперимент, проекты, организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений).

В конце каждой четверти и по итогам года планируется проведение церемонии награждения учащихся за лучшие проекты, которые предусматривают вручение похвальных грамот, что является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. 

        При ведении занятий по данной программе необходимо уделять внимание следующим обстоятельствам:

1. Что школьники уже имеют базовые знания о флоре и фауне родного края, умеют выполнять проекты на основе анализа научной и художественно-публицистической литературы.

2. Практические исследования на местности выполняются группами по 3-4 человек в режиме КТД. Группы занимаются одновременно под руководством учителя, каждая группа выполняет свой объём работы.

3. Результатом исследований является групповой отчёт в любой добровольно выбранной школьниками форме.

4. Социально-образовательный проект является «выходом» в социальное пространство школы, села.

5. Ключевым фактором успешности выполнения проектов является взаимодействие школы и семьи. Именно от отношения семьи во многом зависит, насколько полноценной и продуктивной будет внеурочная деятельность школьников. Поэтому в течение учебного года рекомендуется провести 2-3 встречи с родителями и привлекать их к совместной деятельности.

6. Все результаты исследований можно передать младшим школьникам для ознакомления и продолжения исследований, а в  5-7  классах продолжить внеурочную деятельность по данному направлению.

Тематическое планирование

Продолжительность занятия

Периодичность

в неделю

Количество

часов в неделю

Количество

часов в год

1-2 часа

1 раз

1-2 часа

40 часов

Дата

Наименование тем

Общее

количество

часов

В том числе

теорети-ческих

практи-ческих

1

Вводное занятие. «Почему мы часто слышим слово «экология»?»

1

1

---

2

Природная среда родного края

1

---

1

3

Мир глазами эколога

2

1

1

4

Система натуральных наблюдений за состоянием окружающей природной среды.

1

1

---

5

Водоёмы.

4

1

3

6

Жизнь леса.

3

1

2

7

Жизнь луга.

3

1

2

8

Улицы моего села (города)

4

1

3

9

Социально-образовательный проект «Что в Махмуде_хорошо и что в _Махмуде__плохо»

3

---

3

10

Мониторинг  окружающей природной среды

1

1

---

11

Система мониторинга окружающей природной среды в России

3

1

2

12

Среда обитания человека – экологический фактор.

1

1

---

13

Видеоэкология.

2

2

----

14

Оценка визуальной среды дома, в школе, в селе .

5

1

4

15

Социально-образовательный проект «Как сделать моё село безопасным для жизни»

6

1

5

Итого часов

40

15

25

Содержание программы.

1. Вводное занятие. «Почему мы часто слышим слово «экология»?»

Человек как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2. Природная среда родного края .

Практикум:  создание буклетов для первоклассников о природе родного края.

3. Мир глазами эколога.

Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Экологическая катастрофа.

Практикум:  агитбригада «Сохраним родную природу!»

4. Система натуральных наблюдений за состоянием окружающей природной среды.

Автоматизированная информационная система, обеспечивающая оценку, прогноз и рекомендации по управляющим решениям, направленные на нейтрализацию негативных изменений природной среды и неразумного пользования природными ресурсами.

5. Водоёмы.

Водные ресурсы Земли. Классификация водных ресурсов и их значение. Система и методы наблюдений за реками, прудами, озёрами.  Форма предоставления результатов наблюдений.

Практикум: наблюдение за поверхностными водами, экологической обстановкой вокруг водоёмов, фиксация фактов, представление отчёта.

Эксперимент «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения населения».

6. Жизнь леса.

Система и методы наблюдений за лесными массивами. Форма предоставления результатов наблюдений.

Практикум: экскурсия в лесничество, встреча с работниками; самостоятельное наблюдение за жизнью леса осенью; представление отчёта

7. Жизнь степи.

Система и методы наблюдений за пашнями и лугами. Форма предоставления результатов наблюдений.

Практикум: экскурсия  в совхоз, встреча с работниками; самостоятельное наблюдение за жизнью луга осенью, за озимыми на полях; представление отчёта

8. Улицы моего села.

Система и методы наблюдений за улицами села : дома, предприятия. Форма предоставления результатов наблюдений.

Практикум: экскурсия  на производство, встреча с работниками сельского хозяйства; самостоятельное наблюдение за экологией улиц; представление отчёта

9. Социально-образовательный проект «Что в Махмуде -  хорошо и что в Махмуде  - плохо».

Освоение группой школьников технологии социально-образовательного проекта. Создание замысла проекта.  Обращение к родителям, педагогам и подключение их к проекту. Реализация проекта. Рефлексия проекта. Общественная презентация результатов и материалов проекта.

(Возможно знакомство родителей с результатами наблюдений, совместное решение: «Очистить ближайшую речку от мусора, пустить листовки» и реализация проекта.

10. Мониторинг  окружающей природной среды. 

Понятие, история развития. Современные тенденции научной и практической реализации мониторинга.

11. Система мониторинга окружающей природной среды в России.

Национальный экологический мониторинг России: структура и функционирование. Классификация подсистем мониторинга.

Практикум: результаты экологического мониторинга  в Ставропольском крае: поиск информации, сравнение с обстановкой в селе.

12. Среда обитания человека – экологический фактор.

Примеры развития и роста сёл и городов. Как сделать улицы    села (города) более пригодными для жизни. Роль каждого гражданина в улучшении   среды обитания.

13. Видеоэкология. 

Видеоэкология. Гомогенная визуальная среда. Малые архитектурные формы. Интерьер жилых и производственных помещений. Агрессивная и комфортная визуальная среда. Зрение в агрессивном поле. Цвет и эмоции.  Социальные последствия противоестественной визуальной среды. Формирование комфортной визуальной среды.

14. Оценка визуальной среды дома, в школе, в селе.

 Параметры оценки визуальной среды помещений.

Практикум: поиск и описание агрессивных полей в помещении. Описание комфортной визуальной среды. Составление  фото отчёта.

15. Социально-образовательный проект «Как сделать моё село безопасным для жизни».

Практикум: подготовка видеоматериалов, предложений по улучшению  жизнедеятельности села (города), проведение переговоров с представителями молодёжной организации в школе, селе, рефлексия  переговорной площадки.

Методическое обеспечение программы

Таблица 2.

Тема

Форма

организации  занятия

Методы

Подведение итогов,

контроль

Оснащение

1

Вводное занятие. «Почему мы часто слышим слово «экология»?»

традиционная

беседа,

экологическая игра  «Жалобная книга природы»

рефлексия

информационные материалы для игры

2

Природная среда родного края

Нетрадиционная

просмотр видеофильма.

беседа

 работа с книгой, изготовление буклетов поощрение

выставка буклетов

рефлексия

CD,

компьютер

инструкция для изготовления буклетов

3

Мир глазами эколога

традиционная

беседа,

экологическая игра «Хочу все знать!».

работа в группах,

подготовка сообщений поощрение

рефлексия

CD,

компьютер,

информационные материалы для игры

4

Нетрадиционная

беседа

поощрение

агитбригада «Сохраним родную природу!»

рефлексия

музыка на CD,

магнитофон

5

Система натуральных наблюдений за состоянием окружающей природной среды.

традиционная

лекция,

просмотр презентации

беседа

 поощрение

рефлексия

презентация,

компьютер

6

Водоёмы.

Нетрадиционная

беседа,

эксперимент

поощрение

представление отчёта

презентация,

компьютер

вода, колбы, фильтры

7

Нетрадиционная

наблюдение

фиксация фактов

беседа

поощрение

представление отчёта

Дневник наблюдений,  

8-9

Нетрадиционная

Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?»

рефлексия

бумага, фломастеры

10

Жизнь леса.

Нетрадиционная

беседа,

экскурсия в лесничество

рефлексия

11-12

Нетрадиционная

наблюдение;

беседа

поощрение

представление отчёта

рефлексия

Дневник наблюдений

13

Жизнь степи.

Нетрадиционная

беседа,

экскурсия  

рефлексия

14-15

Нетрадиционная

наблюдение;

беседа

поощрение

представление отчёта

рефлексия

Дневник наблюдений

16

Улицы моего села.

традиционная

беседа,

игра « Узнай-ка» поощрение

рефлексия

презентация,

компьютер

17

Нетрадиционная

беседа,

экскурсия  

рефлексия

18-19

Нетрадиционная

наблюдение

беседа

поощрение

представление отчёта

рефлексия

Дневник наблюдений

20- 22

Социально-образовательный проект «Что в  Махмуде хорошо и что в  Махмуде   плохо»

Нетрадиционная

дискуссия,

социально-образовательный проект обращение

беседа.

поощрение

Рефлексия проекта, общественная презентация результатов и материалов проекта.

презентация,

компьютер

Дневник наблюдений

23

Мониторинг  окружающей природной среды

традиционная

лекция

презентация

беседа

рефлексия

презентация,

компьютер

24

Система мониторинга окружающей природной среды

в России

традиционная

лекция

презентация

беседа

рефлексия

презентация,

компьютер

25-26

Нетрадиционная

поиск информации, сравнение

беседа

поощрение

Отчёт,

рефлексия

презентация,

компьютер

27

Среда обитания человека – экологический фактор.

традиционная

лекция

презентация

беседа

рефлексия

презентация,

компьютер

28-29

Видеоэкология

традиционная

лекция

презентация

беседа

рефлексия

презентация,

компьютер

30

Оценка визуальной среды дома,

в школе, в селе .

традиционная

презентация

беседа

Рефлексия

презентация,

компьютер

31-35

нетрадиционная

поиск информации описание среды.

 фотографирование

беседа

поощрение

фото отчёта.

Рефлексия

Дневник наблюдений

36-40

Социально-образователь-ный проект «Как сделать моё село безопасным для жизни»

нетрадиционная

подготовка видеоматериалов, предложений

проведение переговоров

рефлексия поощрение

Презентация результатов деятельности

переговорной площадки.

Акция «Наш чистый и зелёный школьный двор»

Выставка «Поделки из бытовых отходов».

рефлексия

презентация,

компьютер

Список литературы

Список литературы для учителя

1. Григорьев, Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011

2.. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010

3. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – Новосибирск, 2003

4. Мазаев А.В. Мониторинг малых рек: методическое пособие для учащихся с углубленным изучением экологии. – М., 2000.

5. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.

6. Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования – стратегическое направление развития образования / под ред.  Е. В. Хижняковой. – М., 2007

7. Филин В.А. Видеоэкология. – М., 1997

8. Экологический словарь / авт.-сост. С. Делятицкий, И. Зайонц, Л. Чертков, В. Экзарьян. - М. , 1993.

Список литературы для родителей

1. Буковская Г. В. Игры, занятия по экологической культуре младших школьников. – М., 2004

2. Лопатина А.,  Скребцова М. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание. – М. , 2011

Список литературы для обучающихся

1. Скребцова, М. Природа – глазами души.- М.: 1999.

2. Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

3. Шамионов Р.М. Я и мир вокруг меня. 3-4 класс: тетрадь для занятий.- Волгоград: Учитель, 2010

4. Энциклопедия экологии для детей. Мир вокруг тебя / М. Ануин, Дж. Паркер, Н. Хоукс. – Machaon, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа дополнительного образования "Азбука юного эколога"

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию...

Авторская программа «Юные патриоты»

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся младших классов «Юные патриоты» отражает актуальную потребность нашего общества-воспитание  патриотизма и уважения к Родине. Программа ...

Авторская программа "Юный математик"

      Рабочая программа к курсу «Юный математик» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...

Авторская программа "Юный грамотей" для 1-4 классов

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий по расширению лингвистического кругозора для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В перв...

Авторская программа "Юный эколог"

Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подг...

Авторский опыт по экологии

Наш мир прекрасен и гармоничен. Он многообразен и уникален. И хочется, чтобы таким его увидели наши потомки. Именно поэтому одним из важнейших направлений в своей работе считаю экологическое воспитани...