Авторская программа "Юный грамотей" для 1-4 классов
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий по расширению лингвистического кругозора для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе - 32 часа, во втором, третьем и четвёртом классах - 34 часа (по 1 часу в неделю).
Цель данного курса: развитие интеллектуальных способностей обучающихся на основе системы развивающих лингвистических занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа курса "Юный грамотей" | 416 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №7»
РАССМОТРЕНО
И РЕКОМЕНДОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО 2.11.2011г. приказом МБОУ «Гимназия № 7»
«Начальные классы» зам. директора по УВР №___ от 2.11.2011г.
Протокол №2 от 2.11.2011г. Никитина Н.В.
Директор Дубонос Е.А.
Руководитель МО Савченко И.Ф. ____________________
____________________
___________________
Программа по русскому языку
«Юный грамотей»
Программа рассчитана на детей в возрасте 6-11 лет.
Срок реализации: 4 года.
Составитель:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Программа курса «Юный грамотей» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Краткое содержание и структура инновации. Данная инновация включает программу курса по развитию интеллектуальных способностей обучающихся на основе системы развивающих лингвистических занятий для учащихся 1-4 классов. Рамки уроков литературного чтения и русского языка не позволяют этого сделать в полной мере. Курс «Юный грамотей» даёт возможность восполнить этот пробел по овладению основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы. Вместе с тем развивает психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения на основе занимательного языкового материала. При этом в основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности заданий.
Практическая значимость и научная новизна инновации заключается в том, что на занятиях школьники учатся учиться и общаться; учатся слушать и говорить так, чтобы их слушали; учатся оценивать чужую и свою речь; учатся словесно импровизировать, а значит, учатся развивать мысль и слово. Педагог мотивирует младших школьников к творчеству и стремлению постоянно совершенствовать свои мысли и речь без отметок в журнал.
Сроки осуществления замысла инновации – 4 года.
Актуальность программы заключается в том, что современные младшие школьники определяют учебный предмет «русский язык» как один из наиболее трудных и редко кто выбирает его в категории «Мой любимый учебный предмет». Однако содержание данной программы построено в занимательной форме и таким образом способствует усвоению русского языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, средства познания окружающего мира и развития речевого мышления. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. В программу органично включены задания, способствующие формированию универсальных учебных действий. Планируемые результаты освоения данной программы ранжированы по годам обучения и дифференцированы по уровням (базовый и повышенный).
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий по расширению лингвистического кругозора для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе - 32 часа, во втором, третьем и четвёртом классах - 34 часа (по 1часу в неделю).
Цель данного курса: развитие интеллектуальных способностей обучающихся на основе системы развивающих лингвистических занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения выполнять нестандартные задания;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения русского языка в школе, участия в предметных олимпиадах и конкурсах по русскому языку и в практической деятельности.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми заданий повышенной сложности. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполнения задания определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении заданий любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка выполнения заданий. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задания по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и выполняемых заданий.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Для каждого занятия автором разработана система заданий, направленных на развитие интеллекта у младших школьников. Это специально подобранные нестандартные задания, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам», часть – из различных современных сборников по подготовке учеников к предметным олимпиадам.
Остановимся подробнее на заданиях. В процессе выполнения различных видов заданий происходит развитие внимания, памяти, воображения, мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
Задания этой группы развивают и совершенствуют слуховую и зрительную память. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь).
Задания, развивающие мышление
Совершенствованию мышления способствуют задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Формы контроля:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- участие в дистанционных олимпиадах, играх, конкурсах по русскому языку.
Содержание занятия в 1 классе (32 занятия)
Материал каждого занятия I полугодия рассчитан на 35 минут, II полугодия – на 45 минут. Модель занятия в 1 классе такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (2 минуты)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты)
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (4-5 минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (1-2 минуты)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ЗАНИМАТЕЛЬНО О РУССКОМ ЯЗЫКЕ (5 минут)
На этом этапе происходит беседа между учителем и учениками, имитирующая урок на заданную тему, но затрагивая наиболее трудные вопросы русского языка по возможности в занимательной форме. Цель учителя – дать пояснения к некоторым грамматическим правилам, с которыми будут связаны задания повышенной сложности.
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ РАЗНОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ (15 минут)
Учитель предлагает выполнить задание сначала самостоятельно, затем в паре или группе, а потом уже выносится на коллективное обсуждение.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (5 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь. Начиная с 12 занятия 1 класса, на этом этапе учитель организует введение в речь детей по 1 фразеологическому обороту.
Учебно – тематический план
1 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 |
2 | Фонетика | 8 |
3 | Словообразование | 5 |
4 | Лексикология | 9 |
5 | Орфография | 5 |
6 | Синтаксис | 3 |
7 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 |
32 |
Содержание программы
Содержание курса «Юный грамотей»
Фонетика
Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать, сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;
- классифицировать: звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные — согласные и т. д.); слова по количеству слогов и месту ударения;
- обосновывать выполняемые и выполненные действия;
- осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать выполненное действие с образцом;
- контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания;
- находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа, ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука;
- объяснять причину допущенной ошибки.
Словообразование.
Понятие о корне слова, однокоренных словах, фразеологизмах.
Знакомство со словообразовательным словарём.
Лексикология.
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, антонимов, слов с переносным значением.
Орфография
Расширение и углубление знаний о правилах правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложений.
Универсальные учебные действия:
- группировать слова, которые пишутся с заглавной или со строчной буквы. Объяснять свои действия;
- применять изученные правила при списывании слов и предложений, при письме под диктовку;
- осознавать алгоритм списывания;
- контролировать и уметь объяснить собственное написание, соответствующее изученным правилам;
- использовать орфографическое чтение как средство контроля за правильностью написанного;
- исправлять допущенные на изученные правила ошибки и объяснять свои действия.
Синтаксис.
Слово. Предложение. Знаки препинания в конце предложения. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников. Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.
Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения.
Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Обогащение речи путем использования поговорок и пословиц.
Универсальные учебные действия:
- строить устное речевое высказывание;
- составлять небольшой текст с опорой на серию сюжетных картинок; на сюжетную картинку;
- составлять небольшие описательные и повествовательные рассказы;
- участвовать в учебном диалоге;
- осознавать недостаточность имеющейся информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы;
- включаться в совместную работу;
- высказывать собственное мнение и обосновывать его.
Планируемые результаты освоения программы к концу 1 класса
Личностные результаты изучения курса «Юный грамотей»
В процессе изучения курса «Юный грамотей» закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности младшего школьника, как:
· любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
· способность организовать собственную деятельность;
· доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Направленность курса на формирование умения учиться позволяет заложить основу работы над достижением таких личностных результатов, как:
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
· принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· формирование уважительного отношения к иному мнению;
· развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты изучения курса «Юный грамотей»
Содержание и построение курса дает возможность углубленно заниматься достижением таких метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, как:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формирование умения понимать успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· использование знаково-символических средств представления информации для создания модели изучаемых объектов и процессов;
· использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
· овладение логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты изучения курса «Юный грамотей»
К концу 1-го года изучения курса «Юный грамотей» ученик научится:
различать:
· звуки и буквы; гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;
· звук, слог, слово;
· слово и предложение;
кратко характеризовать:
· звуки русского языка (гласные ударные/ безударные, согласные твердые/ мягкие, согласные звонкие/ глухие);
· условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи:
· выделять предложение и слово из речевого потока;
· правильно писать сочетания «ча – ща, чу – щу, жи – ши» под ударением;
· писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
· ставить точку, восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения;
· грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
· осознавать цели и ситуации устного общения;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
· выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
· использовать алфавит при работе со словарями;
· переносить слова по слогам без стечения согласных;
· выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
· участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Тематическое планирование занятий в 1 классе (32 часа)
№ занятия | Название раздела | Тема занятия | Содержание занятий |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Входной тест на выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | |
2 | ФОНЕТИКА | «Чудо из чудес». Слова состоят из звуков. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. «Чудо из чудес». Слова состоят из звуков. Анаграмма. |
3 | Гласные звуки. Игры со словами. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Уточнение представления детей о гласных звуках. Игры со словами. | |
4 | Согласные звуки. Игры со словами. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Отличия гласных звуков и букв от согласных. Игры со словами. | |
5 | Гласные и согласные звуки. Шарады. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Гласные и согласные звуки. Шарады. | |
6 | «Научное открытие». Звонкие и глухие согласные. | Совершенствование воображения. «Научное открытие». Звонкие и глухие согласные. Парные и непарные звонкие и глухие согласные | |
7 | «Простое объяснение» (Деление слов на слоги). | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. «Простое объяснение» (Деление слов на слоги). | |
8 | «Редкое соседство» (Сколько может быть согласных в одном слоге?) | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. «Редкое соседство» (Сколько может быть согласных в одном слоге?) | |
9 | «Почему же погасла свеча?» «Пульс» в слове. Как найти ударение в слове? | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. «Почему же погасла свеча?» «Пульс» в слове. Как найти ударение в слове? | |
10 | СЛОВООБРАЗОВАНИЕ | «Белы снеги…» Дерево из слов | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. «Белы снеги…» Дерево из слов |
11 | «Хлебный корень человека». | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. «Хлебный корень человека». | |
12 | «Слова с корнем би- .» Фразеологизмы. | Совершенствование воображения. «Слова с корнем би- .» Фразеологизмы. | |
13 | Как найти корень в слове. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Как найти корень в слове. | |
14 | «Бас и басня». Словообразовательный словарь. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания Развитие мышления. «Бас и басня». Словообразовательный словарь. | |
15 | ЛЕКСИКОЛОГИЯ | «Воспрещается ли «гулять собак»?» Тайна лексического значения. | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. В мире слов, или что такое лексика. «Воспрещается ли «гулять собак»?» Тайна лексического значения. |
16 | «Без чего нет леса?» Толковый словарь. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. «Без чего нет леса?» Толковый словарь. | |
17 | «Принцессы, которых водой не разольёшь» (лексика и грамматика). | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. «Принцессы, которых водой не разольёшь» (лексика и грамматика). | |
18 | «Слово может ветвиться» (многозначные слова). | Совершенствование воображения. «Слово может ветвиться» (многозначные слова). | |
19 | «Может ли человек быть слоном?» (переносное значение слова) | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. «Может ли человек быть слоном?» (переносное значение слова) | |
20 | Прямое и переносное значения слов. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Прямое и переносное значения слов. | |
21 | «Силач и Геркулес» (синонимы) | Тренировка внимания. Развитие мышления. «Силач и Геркулес» (синонимы). Подбор синонимов. Исключение лишнего слова из ряда синонимов. | |
22 | Синонимы. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Синонимы. | |
23 | «Упрямые барашки» (антонимы). | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. «Упрямые барашки» (антонимы). Подбор антонимов. Вычленение антонимов из текста. | |
24 | ОРФОГРАФИЯ | Большая буква в именах собственных. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Большая буква в именах собственных. |
25 | Большая буква в именах собственных. Сказочные герои. | Совершенствование воображения. Большая буква в именах собственных. Сказочные герои. | |
26 | «Обиженные гласные» (непроверяемые безударные гласные в корне). | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. «Обиженные гласные» (непроверяемые безударные гласные в корне). | |
27 | «Плод» или «плот»? (проверяемые согласные в корне) | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. «Плод» или «плот»? (проверяемые согласные в корне) | |
28 | Жи-ши, чу-щу, ча-ща. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Жи-ши, чу-щу, ча-ща. | |
29 | СИНТАКСИС | Где работают знаки препинания? | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Где работают знаки препинания? |
30 | Знаки препинания. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Знаки препинания. | |
31 | Пословицы и поговорки. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Пословицы и поговорки. Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы. | |
32 | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | Тест на выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
Структура занятия во 2, 3, 4 классах (по 34 занятия)
Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Модель занятия во 2, 3, 4 классах такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (2 минуты)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты)
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (4-5 минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (1-2 минуты)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ЗАНИМАТЕЛЬНО О РУССКОМ ЯЗЫКЕ (5 минут)
На этом этапе происходит беседа между учителем и учениками, имитирующая урок на заданную тему, но затрагивая наиболее трудные вопросы русского языка по возможности в занимательной форме. Цель учителя – дать пояснения к некоторым грамматическим правилам, с которыми будут связаны задания повышенной сложности.
РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКО-ПОИСКОВЫХ И ТВОРЧЕСЧКИХ ЗАДАЧ (15 минут)
Учитель предлагает выполнить задание сначала самостоятельно, затем в паре или группе, а потом уже выносится на коллективное обсуждение.
КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 мин)
Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ (12 мин)
В целях развития речи предлагаются задания, при выполнении которых ребёнок учится сочинять небольшие рассказы на заданные темы, продолжают начатый рассказ, работают над словом, словосочетанием, овладевает выразительными свойствами русского языка.
Учебно – тематический план
2 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года. | 1 |
2 | Фонетика | 8 |
3 | Словообразование | 5 |
4 | Лексикология | 9 |
5 | Орфография | 5 |
6 | Синтаксис | 5 |
7 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 |
34 |
Содержание программы
Содержание курса «Юный грамотей»
Фонетика.
Повторение изученного в 1 классе: различение звуков и букв; ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.
Определение парных и непарных по твердости-мягкости, по звонкости-глухости согласных звуков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я.
Деление слов на слоги, перенос слов.
Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
Словообразование.
Чередование звуков при образовании новых слов. Образование новых родственных слов. Проблемы словообразования.
Лексикология.
Слово и его лексическое значение. Слово в толковом словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике школьника.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы.
Слова исконные и заимствованные.
Словарь иностранных слов.
Устаревшие слова и неологизмы.
Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.
Орфография.
Повторение правил правописания, изученных в 1 классе.
Формирование орфографической зоркости.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- перенос слов;
- проверяемые безударные гласные в корнях слов;
- парные звонкие и глухие согласные;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов;
- правописание разделительных твердого и мягкого знаков
Использование орфографического словаря для определения написания слова.
Синтаксис.
Предложение. Отличие предложений от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении.
Подлежащее и сказуемое.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Планируемые результаты освоения программы к концу 2 класса
Личностные результаты изучения курса «Юный грамотей»
В процессе изучения курса «Юный грамотей» закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности младшего школьника, как:
· любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
· способность организовать собственную деятельность;
· доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Направленность курса на формирование умения учиться позволяет заложить основу работы над достижением таких личностных результатов, как:
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
· принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· формирование уважительного отношения к иному мнению;
· развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты изучения курса «Юный грамотей»
Содержание и построение курса дает возможность углубленно заниматься достижением таких метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, как:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формирование умения понимать успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· использование знаково-символических средств представления информации для создания модели изучаемых объектов и процессов;
· использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
· овладение логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты изучения курса «Юный грамотей»
К концу 2-го года изучения курса «Юный грамотей» ученик научится:
РАЗЛИЧАТЬ, СРАВНИВАТЬ, КРАТКО ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ:
- звуки и буквы, гласные и согласные звуки и буквы; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- слово и предложение;
- предложения по цели высказывания;
ВЫДЕЛЯТЬ, НАХОДИТЬ:
- лексическое значение слова в толковом словаре, в словаре иностранных слов. РЕШАТЬ УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
- делить слова на слоги;
- подбирать однокоренные слова.
ПРИМЕНЯТЬ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ:
- перенос слов
- парные звонкие и глухие согласные;
- проверяемые безударные гласные в корнях слов;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов;
- непроизносимые согласные;
- разделительного твердого и мягкого знака.
Ученик получит возможность научиться
- подбирать синонимы, антонимы в тексте;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.
Тематическое планирование занятий во 2 классе (34 часа)
№ занятия | Название раздела | Тема занятия | Содержание занятия |
1 | Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года. | Тест на выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года. | |
2 | ФОНЕТИКА | Звуки речи. Анаграмма. | Развитие концентрации внимания. Звуки речи. Анаграмма. |
3 | О количестве гласных и согласных звуков. Алфавит. | Тренировка внимания. О количестве гласных и согласных звуков. Алфавит. | |
4 | «Хитрый» звук (звук [й׳]). «Сто букв» (ребусы). | Тренировка слуховой памяти. «Хитрый» звук (звук [й׳]). «Сто букв» (ребусы). | |
5 | Перенос слов. | Тренировка зрительной памяти. Перенос слов. | |
6 | Согласные звуки твёрдые и мягкие. «Слуги» мягких согласных (работа гласных е, ё, и, ю, я). | Поиск закономерностей. Согласные звуки твёрдые и мягкие. «Слуги» мягких согласных (работа гласных е, ё, и, ю, я). | |
7 | Мягкий знак «создаёт» слова. | Совершенствование воображения. Ребусы. Мягкий знак «создаёт» слова. | |
8 | Вторая «служба» мягкого знака. | Развитие быстроты реакции. Вторая «служба» мягкого знака. | |
9 | Зачем изучать графику. Йотированные гласные. | Развитие концентрации внимания. Зачем изучать графику. Йотированные гласные. | |
10 | СЛОВООБРАЗОВАНИЕ | Чередование звуков при образовании новых слов. | Тренировка внимания. Чередование звуков при образовании новых слов. |
11 | Слова-родственники. | Тренировка слуховой памяти. Слова-родственники. | |
12 | Проблемы словообразования и не только… | Тренировка зрительной памяти. Проблемы словообразования и не только… | |
13 | Про маленький мудрый корень –уч-. | Поиск закономерностей. Про маленький мудрый корень –уч-. | |
14 | Семья слов. | Совершенствование воображения. Ребусы. Семья слов. | |
15 | ЛЕКСИКОЛОГИЯ | Лексическое значение слова. | Развитие быстроты реакции. Лексическое значение слова. |
16 | Слова-близнецы (омонимы). | Развитие концентрации внимания. Слова-близнецы (омонимы). | |
17 | Синонимы. | Тренировка внимания. Синонимы. | |
18 | Антонимы. | Тренировка слуховой памяти. Антонимы. | |
19 | Синонимы и антонимы. | Тренировка зрительной памяти. Синонимы и антонимы. | |
20 | Незадачливые гости (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы). | Поиск закономерностей. Незадачливые гости (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы). | |
21 | «Русские иностранцы» (иноязычные слова). Словарь иностранных слов. | Совершенствование воображения. Ребусы. «Русские иностранцы» (иноязычные слова). Словарь иностранных слов. | |
22 | Старожилы и новосёлы (архаизмы и неологизмы). | Развитие быстроты реакции. Старожилы и новосёлы (архаизмы и неологизмы). | |
23 | «Случай на границе, где живут царь с царицей» (фразеологизмы). | Развитие концентрации внимания. «Случай на границе, где живут царь с царицей» (фразеологизмы). | |
24 | ОРФОГРАФИЯ | Большая буква в именах собственных. Названия сказок. Их авторы. | Тренировка внимания. Большая буква в именах собственных. Названия сказок. Их авторы. |
25 | «Лестница без «т» (непроизносимые согласные в корне). | Тренировка слуховой памяти. «Лестница без «т» (непроизносимые согласные в корне). | |
26 | «Ничего не значат, но другим помогают» (разделительные ь и ъ). | Тренировка зрительной памяти. «Ничего не значат, но другим помогают» (разделительные ь и ъ). | |
27 | «С мечом или с мячом?» (безударные гласные в корне) | Поиск закономерностей. «С мечом или с мячом?» (безударные гласные в корне) | |
28 | Ударный и безударный. | Совершенствование воображения. Ребусы. Ударный и безударный. | |
29 | СИНТАКСИС | «На чём держится предложение?» (подлежащее и сказуемое) | Развитие быстроты реакции. «На чём держится предложение?» (подлежащее и сказуемое) |
30 | Сказка о знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки). | Развитие концентрации внимания. Сказка о знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки). | |
31 | Сказка про знак-невидимку (абзац). | Тренировка внимания. Сказка про знак-невидимку (абзац). | |
32 | Пословицы и поговорки. | Тренировка слуховой памяти. Пословицы и поговорки. | |
33 | Пословицы и поговорки. | Тренировка зрительной памяти. Пословицы и поговорки. | |
34 | Выявление уровня развития познавательных процессов на конец учебного года. | Тест на выявление уровня развития познавательных процессов на конец учебного года. |
Учебно – тематический план
3 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Выявление уровня развития познавательных процессов у третьеклассников в начале учебного года. | 1 |
2 | Фонетика | 6 |
3 | Словообразование | 7 |
4 | Фразеология | 7 |
5 | Орфография | 7 |
6 | Синтаксис | 5 |
7 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 |
34 |
Содержание программы
Содержание курса «Юный грамотей»
Фонетика.
Повторение изученного в 1–2 классах на основе введения фонетического анализа слова
Словообразование.
Повторение изученного в 2 классе на основе введения разбора слова по составу. Суффиксы –ши-, -ёр-.
Однокоренные слова.
Фразеология.
Использование в текстах фразеологизмов. Фразеологический словарь. Многозначные фразеологизмы. Фразеологизмы и омонимичные им свободные сочетания. Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Деревенские фразеологизмы. Фразеологизмы-иноземцы.
Орфография.
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2 классе.
Формирование орфографической зоркости.
Буквы ё-о после шипящих в разных частях слова.
Буква Ю после ж, ш, щ, ч.
Синтаксис.
Словосочетание. Предложение. Тире между подлежащим и сказуемым.
Однородные члены предложения. Использование интонации перечисления. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
Пословицы и поговорки.
Планируемые результаты освоения программы к концу 3 класса
Личностные результаты изучения курса «Юный грамотей»
В процессе изучения курса «Юный грамотей» закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности младшего школьника, как:
· любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
· способность организовать собственную деятельность;
· доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Направленность курса на формирование умения учиться позволяет заложить основу работы над достижением таких личностных результатов, как:
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
· принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· формирование уважительного отношения к иному мнению;
· развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты изучения курса «Юный грамотей»
Содержание и построение курса дает возможность углубленно заниматься достижением таких метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, как:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формирование умения понимать успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· использование знаково-символических средств представления информации для создания модели изучаемых объектов и процессов;
· использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
· овладение логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты изучения курса «Юный грамотей»
К концу 3-го года изучения курса «Юный грамотей» ученик научится:
РАЗЛИЧАТЬ, СРАВНИВАТЬ, КРАТКО ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ:
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
- предложения с однородными членами;
ВЫДЕЛЯТЬ, НАХОДИТЬ:
- собственные имена существительные;
- грамматическую основу простого двусоставного предложения;
- в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
ПРИМЕНЯТЬ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ:
- буквы о, ё после шипящих;
- постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Ученик получит возможность научиться
- находить второстепенные члены предложения;
- разбирать по членам предложения простое двусоставное предложение;
- создавать собственные тексты;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.
Тематическое планирование занятий в 3 классе (34 часа)
№ занятия | Название раздела | Тема занятия | Содержание занятия |
1 | Выявление уровня развития познавательных процессов у третьеклассников в начале учебного года. | Тест на выявление уровня развития познавательных процессов у третьеклассников в начале учебного года. | |
2 | ФОНЕТИКА | Алфавит или азбука. | Развитие концентрации внимания. Алфавит или азбука. |
3 | Как из букв строятся слова. | Тренировка внимания. Как из букв строятся слова. | |
4 | Обозначение мягкости на письме. | Тренировка слуховой памяти. Обозначение мягкости на письме. | |
5 | Волшебник ударение. | Тренировка зрительной памяти. Волшебник ударение. | |
6 | Роль ударения. | Поиск закономерностей. Роль ударения. | |
7 | Хитрый звук [й'] умеет маскироваться (сели и съели). | Совершенствование воображения. Ребусы. Хитрый звук [й'] умеет маскироваться (сели и съели). | |
8 | СЛОВООБРАЗОВАНИЕ | Работа суффиксов. | Развитие быстроты реакции. Работа суффиксов. |
9 | Сказка про суффикс –ищ-. | Развитие концентрации внимания. Сказка про суффикс –ищ-. | |
10 | Как корень слова учил окончания уму-разуму. | Тренировка внимания. Как корень слова учил окончания уму-разуму. | |
11 | Пропал корень. | Тренировка слуховой памяти. Пропал корень. | |
12 | «Актёр ер» (суффикс в словах дирижёр, дублёр…). | Тренировка зрительной памяти. «Актёр ер» (суффикс в словах дирижёр, дублёр…). | |
13 | Новые друзья корней (приставка, суффикс, окончание; удвоенные согласные). | Поиск закономерностей. Новые друзья корней (приставка, суффикс, окончание; удвоенные согласные). | |
14 | Большая родня (однокоренные слова). | Совершенствование воображения. Ребусы. Большая родня (однокоренные слова). | |
15 | ФРАЗЕОЛОГИЯ | «Куда исчезла каша, или тайна фразеологического значения». Фразеологический словарь. | Развитие быстроты реакции. Как рождаются фразеологизмы. «Куда исчезла каша, или тайна фразеологического значения». Фразеологический словарь. |
16 | «И фразеологизмы могут ветвиться» (многозначные фразеологизмы). | Развитие концентрации внимания. «И фразеологизмы могут ветвиться» (многозначные фразеологизмы). | |
17 | «Про близнецов, детей и родителей» (фразеологизмы и омонимичные им свободные сочетания). | Тренировка внимания. «Про близнецов, детей и родителей» (фразеологизмы и омонимичные им свободные сочетания). | |
18 | Маленькое «почти», которое дорого стоит (фразеологические синонимы) | Тренировка слуховой памяти. Маленькое «почти», которое дорого стоит (фразеологические синонимы) | |
19 | «Снова упрямые бараны» (фразеологические антонимы) | Тренировка зрительной памяти. «Снова упрямые бараны» (фразеологические антонимы) | |
20 | «Кошке на ложку», или «деревенские» фразеологизмы. | Поиск закономерностей. «Кошке на ложку», или «деревенские» фразеологизмы. | |
21 | Фразеологизмы-иноземцы | Совершенствование воображения. Ребусы. Фразеологизмы-иноземцы | |
22 | ОРФОГРАФИЯ | Соревнование на знание жи-ши. | Развитие быстроты реакции. Соревнование на знание жи-ши. |
23 | Судьба буквы ю (буква ю после ж, ш, щ, ч). | Развитие концентрации внимания. Судьба буквы ю (буква ю после ж, ш, щ, ч). | |
24 | Капризные шипящие (правописание ё-о после шипящих в разных частях слова). | Тренировка внимания. Капризные шипящие (правописание ё-о после шипящих в разных частях слова). | |
25 | «По букве закона» (правописание ё-о после шипящих в разных частях слова). | Тренировка слуховой памяти. «По букве закона» (правописание ё-о после шипящих в разных частях слова). | |
26 | «Спор согласных» (правописание проверяемых согласных в корне слова). | Тренировка зрительной памяти. «Спор согласных» (правописание проверяемых согласных в корне слова). | |
27 | «Ворчливая «з» и тихая «с» (правописание проверяемых согласных в корне слова). | Поиск закономерностей. «Ворчливая «з» и тихая «с» (правописание проверяемых согласных в корне слова). | |
28 | «Хвастливая буква» (непроизносимые согласные в корне слова). | Совершенствование воображения. Ребусы. «Хвастливая буква» (непроизносимые согласные в корне слова). | |
29 | СИНТАКСИС | «Разговор слов» (словосочетание). | Развитие быстроты реакции. «Разговор слов» (словосочетание). |
30 | Однородные члены предложения. | Развитие концентрации внимания. Однородные члены предложения. | |
31 | Тире между подлежащим и сказуемом. | Тренировка внимания. Тире между подлежащим и сказуемом. | |
32 | Пословицы и поговорки. | Тренировка слуховой памяти. Пословицы и поговорки. | |
33 | Пословицы и поговорки. | Тренировка зрительной памяти. Пословицы и поговорки. | |
34 | Выявление уровня развития познавательных процессов на конец учебного года. | Тест на выявление уровня развития познавательных процессов на конец учебного года. |
Учебно – тематический план
4 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Выявление уровня развития познавательных процессов у четвероклассников в начале учебного года. | 1 |
2 | Фонетика | 3 |
3 | Морфология | 11 |
4 | Орфография | 11 |
5 | Обобщение | 7 |
6 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 |
34 |
Содержание программы
Содержание курса «Юный грамотей»
Фонетика.
Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.
Морфология.
Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора. Степени сравнения имен прилагательных. Краткие прилагательные.
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Глаголы-исключения.
Наречие как часть речи. Способы образования наречий.
Орфография.
Повторение правил правописания, изученных в 1-3 классе.
Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма.
Ознакомление с правилами правописания и их применением:
- правописание личных окончаний глаголов;
- употребление буквы Ь в глагольных формах;
- правописание частицы не с глаголами, прилагательными;
- гласные в окончаниях и суффиксах глаголов прошедшего времени;
- правописание суффиксов –ек-, -ик-;
- правописание –тся, -ться у глаголов.
Использование орфографического словаря.
Обобщение (7 ч)
Планируемые результаты освоения программы к концу 4 класса
Личностные результаты изучения курса «Юный грамотей»
В процессе изучения курса «Юный грамотей» закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности младшего школьника, как:
· любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
· способность организовать собственную деятельность;
· доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Направленность курса на формирование умения учиться позволяет заложить основу работы над достижением таких личностных результатов, как:
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
· принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· формирование уважительного отношения к иному мнению;
· развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты изучения курса «Юный грамотей»
Содержание и построение курса дает возможность углубленно заниматься достижением таких метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, как:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формирование умения понимать успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· использование знаково-символических средств представления информации для создания модели изучаемых объектов и процессов;
· использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
· овладение логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты изучения курса «Юный грамотей»
К концу 4-го года изучения курса «Юный грамотей» ученик научится:
РАЗЛИЧАТЬ, СРАВНИВАТЬ, КРАТКО ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ
- изученные части речи;
- значимые части слова;
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
- слово, словосочетание, предложение;
ВЫДЕЛЯТЬ, НАХОДИТЬ:
- начальную форму глагола;
- глаголы в разных временных формах;
- глаголы в формах 1, 2, 3 лица;
РЕШАТЬ УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
- определять спряжение глагола;
- разбирать по членам предложения простое двусоставное предложение;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- задавать падежные вопросы и определять падеж существительного;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
ПРИМЕНЯТЬ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ:
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов и существительных;
- мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
- безударные личные окончания глаголов.
Ученик получит возможность научиться
- проводить по предложенному алгоритму морфологический анализ имени существительного, прилагательного, глагола и наречия;
- проводить по предложенному алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
- находить наречие и числительное в тексте;
- применять правило правописания гласных в окончаниях и суффиксах глаголов прошедшего времени;
- применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.
Тематическое планирование занятий в 4 классе (34 часа)
№ занятия | Название раздела | Тема занятия | Содержание занятия |
1 | Выявление уровня развития познавательных процессов у четвероклассников в начале учебного года. | Тест на выявление уровня развития познавательных процессов у четвероклассников в начале учебного года. | |
2 | ФОНЕТИКА | Звукобуквенный анализ слов. | Развитие концентрации внимания. Звукобуквенный анализ слов. |
3 | Звукобуквенный анализ слов. | Тренировка внимания. Звукобуквенный анализ слов. | |
4 | Ударение. | Тренировка слуховой памяти. Ударение. | |
5 | МОРФОЛОГИЯ | Род имени существительного (какого рода слово пони?). | Тренировка зрительной памяти. Род имени существительного (какого рода слово пони?). |
6 | Множественное число имён существительных (много помидор или помидоров?). | Поиск закономерностей. Множественное число имён существительных (много помидор или помидоров?). | |
7 | «Ох уж это наречие!» | Совершенствование воображения. Ребусы. «Ох уж это наречие!» | |
8 | «Проделки наречий» (способы образования наречий). | Развитие быстроты реакции. «Проделки наречий» (способы образования наречий). | |
9 | «То же, что было» (тоже или то же?). | Развитие концентрации внимания. «То же, что было» (тоже или то же?). | |
10 | Степени сравнения имён прилагательных. | Тренировка внимания. Степени сравнения имён прилагательных. | |
11 | О и Е после шипящих в окончаниях прилагательных. | Тренировка слуховой памяти. О и Е после шипящих в окончаниях прилагательных. | |
12 | Краткие прилагательные. Ь после шипящих. | Тренировка зрительной памяти. Краткие прилагательные. Ь после шипяших. | |
13 | Не с прилагательными. | Поиск закономерностей. Не с прилагательными. | |
14 | Откуда появились глаголы-исключения. | Совершенствование воображения. Ребусы. Откуда появились глаголы-исключения. | |
15 | Формы глагола. | Развитие быстроты реакции. Формы глагола. | |
16 | ОРФОГРАФИЯ | Удвоенные согласные. | Развитие концентрации внимания. Удвоенные согласные. |
17 | «Правило этики» (уча(?) ствовать). | Тренировка внимания. «Правило этики» (уча(?) ствовать). | |
18 | «Подружки «о» и «е» (правописание сложных слов). | Тренировка слуховой памяти. «Подружки «о» и «е» (правописание сложных слов). | |
19 | Беглое «е» (день – дня). | Тренировка зрительной памяти. Беглое «е» (день – дня). | |
20 | «Ученики –ек и –ик» (правописание суффиксов). | Поиск закономерностей. «Ученики –ек и –ик» (правописание суффиксов). | |
21 | «Правила поведения» (когда в слове суффикс –к-, а когда -ск-? | Совершенствование воображения. Ребусы. «Правила поведения» (когда в слове суффикс –к-, а когда -ск-? | |
22 | «Разрешённая проблема» (правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени). | Развитие быстроты реакции. «Разрешённая проблема» (правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени). | |
23 | «Незнайкин диктант» (правописание разделительных ь и ъ). | Развитие концентрации внимания. «Незнайкин диктант» (правописание разделительных ь и ъ). | |
24 | «Всегда твёрдая буква ш и мягкий знак» | Тренировка внимания. «Всегда твёрдая буква ш и мягкий знак» | |
25 | «Мягкий знак ищет слова» (дочь, меч, туч, печь). | Тренировка слуховой памяти. «Мягкий знак ищет слова» (дочь, меч, туч, печь). | |
26 | «Близнецы –ться и –тся». | Тренировка зрительной памяти. «Близнецы –ться и –тся». | |
27 | ОБОБЩЕНИЕ | Поиск закономерностей. Орфография. | Поиск закономерностей. Орфография. |
28 | Фонетика и графика. | Совершенствование воображения. Ребусы. Фонетика и графика. | |
29 | Лексика. | Развитие быстроты реакции. Лексика. | |
30 | Словообразование. | Развитие концентрации внимания. Словообразование. | |
31 | Морфология. | Тренировка внимания. Морфология. | |
32 | Синтаксис и пунктуация. | Тренировка слуховой памяти. Синтаксис и пунктуация. | |
33 | Олимпиада по русскому языку. | Тренировка зрительной памяти. Олимпиада по русскому языку. | |
34 | Выявление уровня развития познавательных процессов на конец учебного года. | Тест на выявление уровня развития познавательных процессов на конец учебного года. |
Методический конструктор
«Преимущественные формы достижения планируемых результатов во внеурочной деятельности»
Уровень результатов Виды внеурочной деятельности | 1 класс | 2-3 классы | 4 класс |
Проблемно- ценностная деятельность | Программа «Юный грамотей» | ||
Сюжетно-ролевые игры «Изобрази сцену»; выставка «Уголок игровых заданий для юных грамотеев», тематическое рисование, игра-соревнование «Юные академики», дистанционные конкурсы по занимательному русскому языку, практическая работа «Мой словарик русских слов», работа со словарями, составление кроссвордов, тестирование «Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления ». | |||
Родительские собрания «Если хочешь быть грамотным», «Познавательная активность младшего школьника», интеллектуальная игра «Пойми меня», экскурсии, спектакль «Путешествие юных почемучек во времени», игра-проект «Юные грамотеи нужны, юные грамотеи важны», дневник юного грамотея, анкетирование детей и родителей. |
Информационно-методическое обеспечение курса
Учебно – методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г. | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» | Методическое пособие для 1 класса |
2. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2008 г. | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет)» | Методическое пособие для 2 класса |
3. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2008 г. | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет)» | Методическое пособие для 3 класса |
4. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2008 г. | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)» | Методическое пособие для 4 класса |
2. | Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева | «Умники и умницы» | |
3. | В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.З. Розенталь, Ленинград: «Просвещение», 1990 г. | «Занимательно о русском языке» | Пособие для учителя |
4. | В.М. Бурмако, Москва: «Просвещение», 1991 г. | «Русский язык в рисунках» | Пособие для учителя |
5. | Е.Э. Грибанская, Л.И. Новикова, Брянск: «Курсив», 2008 г. | «Лингвистические сказки и рассказы» | Методическое пособие для учителя |
6. | Н.Ф. Дик, Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009 г. | «Лучшие олимпиадные задания по математике и русскому языку в начальной школе» | Пособие для учителя |
7. | Н.А. Касаткина, Волгоград: издательство «Учитель», 2009 г. | «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады)» | Пособие для учителя |
8. | С.Г. Яковлева, Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2009 г. | «Интеллектуальный марафон. Задания, решения, материалы. I-VII Марафоны (2003-2009 гг.)» | Пособие для учителя |
9. | А.О. Орг, Н.Г. Белицкая, Москва: Издательство «Экзамен», 2011 г. | «Олимпиады по русскому языку. 2 класс» | Методическое пособие для учителя |
10. | А.В. Полякова, Москва: «Просвещение», 1991 г. | «Превращения слов» | Книга для учащихся начальных классов |
11. | Л.В. Мищенкова, Москва: Издательство «РОСТ», 2012 г. | «Занимательный русский язык» | Методическое пособие для учителя |
Цифровые образовательные ресурсы
- http://school-collection.edu.ru/
- http://it-n.ru/
- http://nachalka.info/
- http://www.openclass.ru/
- http://fcior.edu.ru/
- http://www.classmag.ru/
- http://nachalka.seminfo.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Технологическая карта контроля.
1 класс
Занятие 1 «Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления»
Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» (1 часть), Москва: РОСТ книга, 2007 г с.1 - 3 (занятие 1)
Занятие 32 «Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года»
Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» (2 часть), Москва: РОСТ книга, 2007 г с.46 – 48 (занятие 36)
2 класс
Занятие 1 «Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года. Тестирование»
Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет)» (1 часть), Москва: РОСТ книга, 2008 г с.1 - 3 (занятие 1)
Занятие 34 «Выявление уровня познавательных процессов на конец учебного года»
Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет)» (2 часть), Москва: РОСТ книга, 2008 г с.54 - 56 (занятие 36)
3 класс
Занятие 1 «Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления»
Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет)» (1 часть), Москва: РОСТ книга, 2008 г с.1 - 3 (занятие 1)
Занятие 34 «Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года»
Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет)» (2 часть), Москва: РОСТ книга, 2008 г с.54 – 56 (занятие 36)
4 класс
Занятие 1 «Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления»
Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)» (1 часть), Москва: РОСТ книга, 2008 г с.1 - 3 (занятие 1)
Занятие 34 «Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года»
Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)» (2 часть), Москва: РОСТ книга, 2008 г с.54 – 56 (занятие 36)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по авторской программе "Энциклопедия дружбы" 2 класс
Тема занятия "Город дружбы". Занятие расписано по всем требованиям ФГОС с указанием УУД, формируемых на каждом этапе занятия....
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Осенний праздник (авторский сценарий для 1-2 класса)
Осень и все осенние месяцы в гостях у ребят не одни, с ними еще и Туча. Но и ребята маху не дали: Солнце позвали, стихи читали, загадки отгадали, пословицы вспоминали - и все это на осеннюю тему. В со...
Отчет об использовании авторских образовательных ресурсов учителя начальных классов МБОУ СОШ 2 им. А.С.Пушкина Лапшиной Светланы Алексеевны
Отчет об использовании авторских образовательных ресурсов учителяначальных классов МБОУ СОШ 2 им. А.С.ПушкинаЛапшиной Светланы АлексеевныНа уроках я регулярно использую цифровые образовательные ресурс...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...