Авторская программа кружка «Юный эколог»
рабочая программа


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zarine_-_kopiya.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ленино-Кокушкинская СОШ»

                                              Пестречинского района

                                                            Республики Татарстан




Авторская программа кружка «Юный эколог»

Духовно- нравственное направление

Краеведческая деятельность

                                                              Руководитель :

                                                        учитель высшей   категории 
                                                      Мирзазянова Залифа Узбековна

                                                                2017- /2018учебный год


Введение.


Необходимость данного курса вызвана с одной стороны тем, чтобы ввести ребенка в мир природы, в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир передающих воображение и нетрадиционных гипотез. Детство – это радостная пора открытий. А в процессе ознакомления с природой и окружающей действительности ребенок учится говорить мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики. Сейчас уже никого не надо убеждать в том, насколько важно привить ребенку любовь к родному краю, его природе.

Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека, отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость. Данная программа обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания счастья открытий и рассчитана для учащихся начальной школы на 4 года.

Одна из задач современной школы, как и общества в целом, - воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью. Высокие темпы урбанизации, засилья технократического мышления, наши социальные условия многократно усиливают отчужденность человека от природы, передавая эту задачу не только в разряд важнейших, но и трудноразрешимых. Необходим комплекс специальных, последовательных мер для формирования особого отношения к природе как основной ценности нашей планеты.

В начальной школе во всех системах и моделях есть предмет «Окружающий мир», на котором дети знакомятся с природой, но везде знания даются в обобщенном виде, изучаются общие законы природы. Это очень хорошо, но при этом теряется самое главное: за общим мы часто не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают названия тех деревьев, трав, животных, которые живут в нашем краю. И поэтому мы зачастую воспитываем абстрактную любовь к природе вообще, а она (любовь к природе) должны быть конкретной и возникать лишь в результате непосредственного эмоционально положительного контакта с природным объектом.



Основная цель данного курса:

  • воспитание нового экологического сознания на основе изучения природы родного края.
  • Задачи курса:
  • развитие интереса к изучению природы родного края;
  • воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
  • углубление уже имеющихся знаний о родном крае;
  • изучить и исследовать вместе с детьми конкретные объекты природы Пестречинского района.



К концу года обучающиеся должны иметь представления:


  • о многообразии растений родного края;

  • о многообразии животных родного края;


знать:


  • наиболее типичных представителей растительного и животного мира родного края;

  • полезные свойства некоторых растений;

  • некоторые легенды и пословицы, поговорки, загадки о растениях и животных.


уметь:


  • узнавать некоторые растения в природе;

  • ухаживать за растениями и животными;

  • выполнять правила бережного отношения к природе родного края.



Пояснительная записка.


Одним из противоречий современной эпохи затрагивающим самые основы существования цивилизации является все углубляющиеся противоречия между обществом и природой. 

В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа кружка по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной потребности в действенном экологическом воспитании школьников призвано служить изучение данной программы экологического кружка «Юный эколог», работающий под девизом: «Рыбе- вода, птице-воздух, зверю-лес и горы. А человеку нужна Родина»
 Цель данной программы – воспитание гуманной, творческой, социально-активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества, формировать знания о предметах и явлениях природы. Одновременно на доступном для детей уровне раскрыть сложившиеся противоречия между обществом и природой, найти пути его разрешения.
Важной
задачей данной программы –

-это преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней,

-способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы как в своем крае, так и в стране, на всей планете.

 Дети приобретают определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы. Воспитанники узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ: охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.


  1. Пояснительная записка

Экологическое воспитание - составная часть духовно- нравственного воспитания.  Поэтому  под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения,  гармоничного с природой.  На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления  формируются на уроках природоведения, во внеурочной деятельности.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде,  которое строится на базе экологического сознания.  Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации,  активную деятельность по  изучению  и охране природы своей местности.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования,  в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды,  пропаганде идей правильного природопользования,  в борьбе со всем,  что губительно отражается на окружающей природе.

Программа « Юный эколог» призвана расширить экологические представления учащихся начальных классов, которые они получают на уроках окружающего мира. В процессе наблюдений, опытов, элементарной исследовательской деятельности, экологических игр и экскурсий дети начинают понимать разнообразие взаимоотношений человека с миром природы, усваивают систему нравственных правил поведения в среде обитания, учатся сопереживать, сочувствовать, помогать живым существам, проводить элементарную созидательную деятельность в природе
Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. 
Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и посёлка, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своей станицы, занимаются изучением культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы. 

Основная идея программы 

состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион. 

Цели программы «Юный эколог»:

формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Задачи программы: «Юный эколог»:

Обучающие:

- расширять представления об окружающем мире;

- формировать опыт участия в природоохранной деятельности; 

- формировать ответственность за свои поступки;

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;

Содержание программы внеурочной деятельности «Юный эколог» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ «Ленино-Кокушкинской СОШ» для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс). 

Место проведения занятий – учебные кабинеты, живой уголок школы и учреждений дополнительного образования, школьные клумбы, читальный зал библиотеки, ООО «Птицефабрика «Ак-Барс», лаборатории кабинетов химии, физики, биологии. 

Содержание программы «Юный эколог» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие. 


Программа «Юный эколог» относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года занятий, объемом в 135 часов, 1 час в неделю. 


Класс


Кол-во часов


Теория 


Практика 


1 класс


33 часа


10 часов


23 часов


2 класс


34часов


8 часов


26 часов


3 класс


34часов


6 часов


28 часов


4 класс


34часов


9 часов


25 часов






2.. «Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Юный эколог»


Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.

Личностные:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; 

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; 

- эстетические потребности, ценности и чувства; 

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия:

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей; 


К концу первого года обучения школьники должны знать:

1.Секреты живой и неживой природы

2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города

3. Нравственные правила обращения с объектами природы

К концу первого года обучения школьники должны уметь:

1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.

2.Оказывать помощь птицам в зимнее время.

3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе.

К концу второго года обучения школьники должны знать:

1. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики

2. Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края

3. Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой

К концу второго года обучения школьники должны уметь

1.Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе

2.Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.

3. Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.

К концу третьего года обучения школьники должны знать:

1.Реальные местные экологические условия

2. Способы охраны природы

3.Некоторые охраняемые растения и животные своего края

К концу третьего года обучения школьники должны уметь:

1. Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить

2. Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке

3.Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога дополнительного образования

К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:

1.Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы

2.Нравственные и правовые принципы природопользования

3. Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края 

К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь:

1.Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах

2.Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе

3. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-проведение самостоятельного поиска информации

-понимание причин и значений событий и явлений повседневной жизни

 -ориентирование на местности и чтения карт

-учёт  наблюдений в природе своей местности
-высказывание собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории

Первый год обучения.(1 класс.33часа) Примерный  тематический план.

Тематика

Количество часов

Теория

Практика

1

Введение в экологию.

2

1

1

2

Молчаливые соседи.        

2

1

1

3

Пернатые друзья.

2

1

1

4

О чем шепчут деревья.

2

1

1

5

Загадки животного мира.

2

2

6

Осень в природе.

6

4

2

7

Комнатные растения.

6

3

3

8

Зима в природе.

6

3

3

9

Весна в природе.

5

3

2

1.Введение в экологию.(2ч)

 Выясняют, что такое экология, узнают, как человек принимает участие в восстановлении богатств природы. Совершат экскурсию в природу.

 2.Молчаливые соседи.( 2ч)

 Наблюдение за домашними питомцами.

Устанавливают природные закономерности, взаимосвязи. Экскурсия в живой уголок .Поездка в зоопарк.

3.Пернатые друзья.(2ч)

 Рассмотрение и анализ иллюстрации с изображением птиц, подборка и прослушивание стихов, рассказов,  загадок.

Наблюдение за поведением птиц на улице.  Участие в акции: «Кормушка», «Птичья столовая». 

4.О чем шепчут деревья. (6ч)

Наблюдение за сезонными изменениями  деревьев в природе.

Анализируют особенности роста и развития деревьев.

   5.Загадки  животного мира. (6ч)

Подбор, прослушивание и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных. Участие в заочном путешествии «Загадки животного мира». Презентация. 

6. Осень в природе. (6ч)

Наблюдение  за осенними  изменениями  в живой и неживой природе. Работа с  календарем наблюдений. Охрана природы родного края.

7.Комнатные растения. (6ч)

Наблюдение  за комнатными растениями. Выполнение  отдельных поручений по уходу за комнатными растениями.  Выполнят исследовательскую работу о влиянии света на рост и развитие комнатных растений

8.Зима в природе.(6ч)

Знакомятся с зимними изменениями в жизни растений и животных. Знакомство с зимующими птицами. Изготавливают и вывешивают кормушки, подкармливают птиц. Наблюдают за снегом во время снегопада и в солнечный день.  Работают с календарём наблюдений.

9.Весна в природе.(5ч)

Наблюдение за весенними изменениями в жизни растений и животных. Цикл наблюдений за ростом лука. Охрана растений и животных. Экскурсия в весенний лес. Наблюдение за первоцветами. Работа на пришкольном участке. 

Второй год обучения.(2 класс.34часа) Примерный  тематический план.

Тематика

Количество часов

Теория

Практика

1

Человек – часть живой природы.        

6

3

3

2

Секреты неживой природы.

4

3

1

3

 Сезонные явления природы. Осень.

3

1

2

4

Досуговые мероприятия

2

1

1

5

Лес- многоэтажный дом

2

1

1

6

Сезонные явления природы. Зима.

3

1

2

7

Охрана природы.

2

1

1

8

 Сезонные явления природы. Весна.

3

1

1

9

Досуговые мероприятия. Экскурсия.

3

2

1

10

Праздник «День птиц».

2

1

1

11

Цветы вокруг нас

4

2

2

1.Человек –часть живой природы.(6 ч)

Познакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Выведут элементарные правила безопасной работы. Посадка  и выращивание  лука  в комнатных условиях. Осенние работы на пришкольном участке.

2.Секреты неживой природы .(4ч)

Знакомство с рекой Ушня. Наблюдение за состоянием воды в природе.

Составление рассказов   в неживой природе. Составление рассказов об обитателях реки. Заботимся о родном крае.

3.Сезонные явления природы. Осень.(3ч)

Знакомство с новым календарем природы. Условными знаками. Как называли осенние месяцы в прошлом. Что происходит осенью в неживой природе. Какие старинные праздники отмечают осенью .Как охраняют природу. Убираем урожай и заботимся о домашних животных.

4. Досуговые мероприятия.(2ч)

Игры на свежем воздухе. Разучивание старинной игры на свежем воздухе «В кулика» Мастерить кормушки для птиц. Разучивание стихов и песен.

5. Лес- многоэтажный дом(2ч)

Узнать о роли леса в природе и в жизни человека в Пестречинском районе. 

6.Сезонные явления природы. Зима.(3ч)

Зимние явления в жизни растений и животных. Значение снегового покрова для растений и животных. Условия обитания домашних животных в зимнее время. Разнообразие домашних животных, их связь с человеком. Охрана природы зимой. Наблюдение и знакомство с зимующими птицами Подкормка птиц. Опыты со снегом и льдом. Заботимся о родном крае.

7.Охрана природы(2ч)

Узнать почему называется «Красная книга». Знакомство с редкими видами растений и животных. Поездка в город Казань, посещение зоопарка.

8.Сезонные явления природы. Весна.(3ч)

Наблюдение за весенними изменениями в природе .Наблюдение за внешним видом растений, прилетом птиц, появлением насекомых. Наблюдение за появлением всходов декоративных многолетних растений, уход за всходами Опыты с воздухом. Охрана природы весной. Заботимся о родном крае.

9.Досуговые мероприятия. (3ч)Экскурсия в парк, на водоём с целью изучения весенних явлений

10.Праздник «День птиц».(2ч)

Знакомство с перелетными птицами. Гнездование перелётных птиц. Разучивание песен и стихов о птицах.

11.Цветы вокруг нас.(4ч)

С какими цветами ты знаком? Какие цветы растут на природе, а какие в цветниках? Как за ними ухаживать? Высаживание цветов в цветник.

Третий год обучения.(3 класс.34часа) Примерный  тематический план.

Тематика

Количество часов

Теория

Практика

1

Трава у нашего дома.

2

1

1

2

Откроем экологический календарь. 4 октября –Международный день защиты животных.

4

2

2

3

Деревья и   кустарники осенью.

2

1

1

4

Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

2

1

1

5

Грибы.

4

2

2

6

Птичьи секреты.

4

2

2

7

Как разные животные готовятся к зиме.

4

2

2

8

Откроем экологический календарь.11января- Всероссийский день заповедников и национальных парков.

4

3

1

9

Откроем экологический календарь.22 марта-Всемирный день воды.

2

1

1

10

Откроем экологический календарь.1 апреля-Международный день птиц.

2

1

1

11

Откроем экологический календарь.22 апреля-День Земли.

2

1

1

12

Откроем экологический календарь.5 июня-Всемирный день окружающей среды.

2

1

1

  1. Трава у нашего дома.(2часа)

Познакомить детей  с дикорастущими растениями нашей местности. К зиме большинство трав буреет и увядает. Но ранней осенью они ещё остаются зелёными, некоторые из них цветут. Почему это так происходит. Самая горькая трава. Трава, которая  обжигает.

  1. Откроем экологический календарь. 4 октября –Международный день защиты животных.(4 часа)

Без доброго отношения человека большинству животных не выжить. В защите нуждаются не только дикие животные, но и наши домашние питомцы. Многие из них страдаю от равнодушия человека и жестокого обращения. Они ждут от нас любви и заботы.

3. Деревья и   кустарники осенью.(2часа)

Осенью у большинства  лиственных деревьев и кустарников изменяется окраска листьев. Удивительно красивы эти растения в осеннем наряде.

     Почему это так происходит? Почему осень называют золотая? Кого           называют великаном на поляне? Можно ли послушать листопад?

Наблюдают за осенней жизнью природы. Ведут календарь природы. Собирают и записывают народные приметы.Вырабатывают правила поведения в природе. Совершают экскурсию в природу.

4.Народные праздники в пору осеннего равноденствия.(2 часа).

В пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользуются дарами природы .Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить её за всё ,что она даёт людям.

5. Грибы.(4 часа)

Грибы- это не растения, а особая группа живых существ. Части гриба-шляпка, грибница. Грибы играют большую роль в жизни леса. Различают съедобные и несъедобные грибы.

6. Птичьи секреты.(4часа)

Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края, называются перелётными. Птицы ,которые остаются на зиму у нас ,называются зимующими.Почему же птицы улетают? Как же птицы узнают о приближении трудного, голодного времени? Как же они это делают? Странички народного календаря.28сентября-Никита-гусепролёт.1 октября- Арина- журавлиный лёт.12 ноября- Синичкин день. 

Работают с иллюстрациями с изображением птиц, читают стихи, рассказы.

Наблюдают за поведением птиц на улице во время экскурсии. Посещение краеведческого музея.

Готовят выставку рисунков, фотографий к тематической линейке «День птиц».

Выпуск буклета «Птицы – наши друзья»

Готовят кроссворды к викторине «Знаешь ли ты птиц своего края».

7.Как разные животные готовятся к зиме.(4часа)

Как встречают зиму лягушки, жабы, змеи и ящерицы? Почему осенью звери линяю? Какие звери запасают на зиму корм, а какие не запасают? Почему? Какие зверьки осенью улетают в тёплые края?

8.Откроем экологический календарь.11января- Всероссийский день заповедников и национальных парков.(4 часа)

Люди создали заповедники и национальные парки, чтобы сохранить прекрасные уголки природы. 

Устанавливают природные закономерности, взаимосвязи. Учатся распознавать встречающиеся в нашей местности растения.

Принимают участие в беседе «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля». Выпускают книжку-малышку «Осторожно, их мало!»

Рисуют к экологической игре «Хочу все знать!»

Придумывают и оформляют материал на конкурс экологических сказок «Украденное солнце».

Акция «Зеленая красавица»

9.Откроем экологический календарь.22 марта-Всемирный день воды.

(2 часа) 

Научатся проводить эксперименты «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения населения». Найдут материал и подготовят презентацию к экологической игре «Водоемы просят о помощи».

Проведут наблюдения для выполнения работы на конкурс «Где мы теряем воду?»

Тематическая линейка «День воды».

10.Откроем экологический календарь.1 апреля-Международный день птиц.(2 часа) Работают с иллюстрациями с изображением птиц, читают стихи, рассказы.

Наблюдают за поведением птиц на улице во время экскурсии. Посещение краеведческого музея.

Готовят выставку рисунков, фотографий к тематической линейке «День птиц».

Выпуск буклета «Птицы – наши друзья»

Готовят кроссворды к викторине «Знаешь ли ты птиц своего края».

11.Откроем экологический календарь.22 апреля-День Земли.(2 часа)

Узнают о глобальных проблемах экологии. Найдут и подготовят презентации с примерами экологических катастроф. Природоохранительная акция «Мой экодом».

Экологическая игра «Не проходите мимо!»

 Исследования экологических связей в окружающей среде.

Работа правительства России и РТ в ликвидации бытовых отходов.

        

12.Откроем экологический календарь.5 июня-Всемирный день окружающей среды.(2 часа)

Исследования экологических связей в окружающей среде. Экологические проблемы моей местности. Участие в их решении. Любовь к растениям. Неотъемлемая черта человека, проявление стремления к сохранению природы, жизни. Узнают о промышленных отходах и их реализации. Бытовые отходы. Готовят выставку поделок из бытовых отходов.

Подбирают материал для устного журнала «Чтобы ты мог сделать для своего двора?»

Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника».

Принимают участие в уборке двора.

етий год обучения.(3 класс.34часа) Примерный  тематический план.

Тематика

Количество часов

Теория

Практика

1

Трава у нашего дома.

2

1

1

2

Откроем экологический календарь. 4 октября –Международный день защиты животных.

4

2

2

3

Деревья и   кустарники осенью.

2

1

1

4

Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

2

1

1

5

Грибы.

4

2

2

6

Птичьи секреты.

4

2

2

7

Как разные животные готовятся к зиме.

4

2

2

8

Откроем экологический календарь.11января- Всероссийский день заповедников и национальных парков.

4

3

1

9

Откроем экологический календарь.22 марта-Всемирный день воды.

2

1

1

10

Откроем экологический календарь.1 апреля-Международный день птиц.

2

1

1

11

Откроем экологический календарь.22 апреля-День Земли.

2

1

1

12

Откроем экологический календарь.5 июня-Всемирный день окружающей среды.

2

1

1

  1. Трава у нашего дома.(2часа)

Познакомить детей  с дикорастущими растениями нашей местности. К зиме большинство трав буреет и увядает. Но ранней осенью они ещё остаются зелёными, некоторые из них цветут. Почему это так происходит. Самая горькая трава. Трава, которая  обжигает.

  1. Откроем экологический календарь. 4 октября –Международный день защиты животных.(4 часа)

Без доброго отношения человека большинству животных не выжить. В защите нуждаются не только дикие животные, но и наши домашние питомцы. Многие из них страдаю от равнодушия человека и жестокого обращения. Они ждут от нас любви и заботы.

3. Деревья и   кустарники осенью.(2часа)

Осенью у большинства  лиственных деревьев и кустарников изменяется окраска листьев. Удивительно красивы эти растения в осеннем наряде.

     Почему это так происходит? Почему осень называют золотая? Кого           называют великаном на поляне? Можно ли послушать листопад?

Наблюдают за осенней жизнью природы. Ведут календарь природы. Собирают и записывают народные приметы.Вырабатывают правила поведения в природе. Совершают экскурсию в природу.

4.Народные праздники в пору осеннего равноденствия.(2 часа).

В пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользуются дарами природы .Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить её за всё ,что она даёт людям.

5. Грибы.(4 часа)

Грибы- это не растения, а особая группа живых существ. Части гриба-шляпка, грибница. Грибы играют большую роль в жизни леса. Различают съедобные и несъедобные грибы.

6. Птичьи секреты.(4часа)

Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края, называются перелётными. Птицы ,которые остаются на зиму у нас ,называются зимующими.Почему же птицы улетают? Как же птицы узнают о приближении трудного, голодного времени? Как же они это делают? Странички народного календаря.28сентября-Никита-гусепролёт.1 октября- Арина- журавлиный лёт.12 ноября- Синичкин день. 

Работают с иллюстрациями с изображением птиц, читают стихи, рассказы.

Наблюдают за поведением птиц на улице во время экскурсии. Посещение краеведческого музея.

Готовят выставку рисунков, фотографий к тематической линейке «День птиц».

Выпуск буклета «Птицы – наши друзья»

Готовят кроссворды к викторине «Знаешь ли ты птиц своего края».

7.Как разные животные готовятся к зиме.(4часа)

Как встречают зиму лягушки, жабы, змеи и ящерицы? Почему осенью звери линяю? Какие звери запасают на зиму корм, а какие не запасают? Почему? Какие зверьки осенью улетают в тёплые края?

Третий год обучения.(3 класс.34часа) Примерный  тематический план.

Тематика

Количество часов

Теория

Практика

1

Трава у нашего дома.

2

1

1

2

Откроем экологический календарь. 4 октября –Международный день защиты животных.

4

2

2

3

Деревья и   кустарники осенью.

2

1

1

4

Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

2

1

1

5

Грибы.

4

2

2

6

Птичьи секреты.

4

2

2

7

Как разные животные готовятся к зиме.

4

2

2

8

Откроем экологический календарь.11января- Всероссийский день заповедников и национальных парков.

4

3

1

9

Откроем экологический календарь.22 марта-Всемирный день воды.

2

1

1

10

Откроем экологический календарь.1 апреля-Международный день птиц.

2

1

1

11

Откроем экологический календарь.22 апреля-День Земли.

2

1

1

12

Откроем экологический календарь.5 июня-Всемирный день окружающей среды.

2

1

1

1.Трава у нашего дома.(2часа)

Познакомить детей  с дикорастущими растениями нашей местности. К зиме большинство трав буреет и увядает. Но ранней осенью они ещё остаются зелёными, некоторые из них цветут. Почему это так происходит. Самая горькая трава. Трава, которая  обжигает.

      2.Откроем экологический календарь. 4 октября –Международный день

защиты животных.(4 часа)

Без доброго отношения человека большинству животных не выжить. В защите нуждаются не только дикие животные, но и наши домашние питомцы. Многие из них страдаю от равнодушия человека и жестокого обращения. Они ждут от нас любви и заботы.

3. Деревья и   кустарники осенью.(2часа)

Осенью у большинства  лиственных деревьев и кустарников изменяется окраска листьев. Удивительно красивы эти растения в осеннем наряде.

     Почему это так происходит? Почему осень называют золотая? Кого           называют великаном на поляне? Можно ли послушать листопад?

Наблюдают за осенней жизнью природы. Ведут календарь природы. Собирают и записывают народные приметы.Вырабатывают правила поведения в природе. Совершают экскурсию в природу.

4.Народные праздники в пору осеннего равноденствия.(2 часа).

В пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользуются дарами природы .Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить её за всё ,что она даёт людям.

5. Грибы.(4 часа)

Грибы- это не растения, а особая группа живых существ. Части гриба-шляпка, грибница. Грибы играют большую роль в жизни леса. Различают съедобные и несъедобные грибы.

6. Птичьи секреты.(4часа)

Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края, называются перелётными. Птицы ,которые остаются на зиму у нас ,называются зимующими.Почему же птицы улетают? Как же птицы узнают о приближении трудного, голодного времени? Как же они это делают? Странички народного календаря.28сентября-Никита-гусепролёт.1 октября- Арина- журавлиный лёт.12 ноября- Синичкин день. 

Работают с иллюстрациями с изображением птиц, читают стихи, рассказы.

Наблюдают за поведением птиц на улице во время экскурсии. Посещение краеведческого музея.

Готовят выставку рисунков, фотографий к тематической линейке «День птиц».

Выпуск буклета «Птицы – наши друзья»

Готовят кроссворды к викторине «Знаешь ли ты птиц своего края».

7.Как разные животные готовятся к зиме.(4часа)

Как встречают зиму лягушки, жабы, змеи и ящерицы? Почему осенью звери линяю? Какие звери запасают на зиму корм, а какие не запасают? Почему? Какие зверьки осенью улетают в тёплые края?

8.Откроем экологический календарь.11января- Всероссийский день заповедников и национальных парков.(4 часа)

Люди создали заповедники и национальные парки, чтобы сохранить прекрасные уголки природы. 

Устанавливают природные закономерности, взаимосвязи. Учатся распознавать встречающиеся в нашей местности растения.

Принимают участие в беседе «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля». Выпускают книжку-малышку «Осторожно, их мало!»

Рисуют к экологической игре «Хочу все знать!»

Придумывают и оформляют материал на конкурс экологических сказок «Украденное солнце».

Акция «Зеленая красавица»

9.Откроем экологический календарь.22 марта-Всемирный день воды.

(2 часа) 

Научатся проводить эксперименты «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения населения». Найдут материал и подготовят презентацию к экологической игре «Водоемы просят о помощи».

Проведут наблюдения для выполнения работы на конкурс «Где мы теряем воду?»

Тематическая линейка «День воды».

 Приключения маленькой капельки воды. Вода в нашей жизни. Наблюдение за состоянием воды в природе. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

10.Откроем экологический календарь.1 апреля-Международный день птиц.(2 часа) Работают с иллюстрациями с изображением птиц, читают стихи, рассказы.

Наблюдают за поведением птиц на улице во время экскурсии. Посещение краеведческого музея.

Готовят выставку рисунков, фотографий к тематической линейке «День птиц».

Выпуск буклета «Птицы – наши друзья»

Готовят кроссворды к викторине «Знаешь ли ты птиц своего края».

Наблюдение за поведением птиц на улице. Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек.

11.Откроем экологический календарь.22 апреля-День Земли.(2 часа)

Узнают о глобальных проблемах экологии. Найдут и подготовят презентации с примерами экологических катастроф. Природоохранительная акция «Мой экодом».

Экологическая игра «Не проходите мимо!»

 Исследования экологических связей в окружающей среде.

Работа правительства России и РТ в ликвидации бытовых отходов.

        

12.Откроем экологический календарь.5 июня-Всемирный день окружающей среды.(2 часа)

Исследования экологических связей в окружающей среде. Экологические проблемы моей местности. Участие в их решении. Любовь к растениям. Неотъемлемая черта человека, проявление стремления к сохранению природы, жизни. Узнают о промышленных отходах и их реализации. Бытовые отходы. Готовят выставку поделок из бытовых отходов.

Подбирают материал для устного журнала «Чтобы ты мог сделать для своего двора?»

Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника».

Принимают участие в уборке двора.

Четвертый год обучения.(4 класс.34часа) Примерный  тематический план.

Тематика

Количество часов

Теория

Практика

1

Солнце, воздух, вода…и растения.

4

2

2

2

Богатство родной природы .        

4

2

2

3

Уголок хорошего настроения.        

4

2

2

4


Природе нужна помощь. Природа в опасности.

4

2

2

5

Любовь человека к животным.

4

2

2

6

«Тайны вокруг нас».

4

2

2

7

Что будет, если….

3

2

1

8

Природа и творчество.

4

2

2

9

Исследую природу.

3

3

1.Солнце, воздух, вода…и растения.(4 часа)

Устанавливают природные закономерности, взаимосвязи. Учатся распознавать встречающиеся в нашей местности растения.

Красота вокруг нас. Характерные признаки растений. Сезонные изменения в жизни деревьев. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев?

2.Богатство родной природы в творчестве народа.(4 часа)

Заочное путешествие.

Работают с иллюстрациями с изображением птиц, читают стихи, рассказы.

Наблюдают за поведением птиц на улице во время экскурсии. Посещение краеведческого музея.

Готовят выставку рисунков, фотографий к теме.

Выпуск буклета «Богатство родной природы в творчестве народа»

Готовят кроссворды к викторине .

3. Уголок хорошего настроения.(4 часа)        

Красота в окружающем мире – радость для меня и для всех.  Борьба растений за жизнь. Виды растений нашей местности, занесенные в Красную книгу. Учатся выращивать и ухаживать за комнатными растениями.

Создадут кроссворды «Растения моего края».

Подберут материал для экологического журнала «Жалобная книга природы» Растения, влияющие на здоровье человека. Лекарственные растения края. Наблюдение за комнатными растениями. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями.


4.Природе нужна помощь. Природа в опасности.( 4 часа)

Показать экологические прогнозы от необдуманных поступках людей. 

Подбирают материал о людях, как природопользователях, об ухудшении состояния окружающей среды.

Узнают о промышленных отходах и их реализации. Бытовые отходы. Готовят выставку поделок из бытовых отходов.

Подбирают материал для устного журнала «Чтобы ты мог сделать для своего двора?»

Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника».

Принимают участие в уборке двора.

5.Любовь человека к животным.(4 часа)

Подготовят презентацию, сделают рисунки для игры – путешествия «По рыбьему следу морей, лиманов, рек и озер нашего края».

Заседание клуба: «Что будет, если исчезнут насекомые?»

Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные).

Знакомство с домашними животными. Наблюдения за домашними питомцами. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Чтение и обсуждение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.

Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Знакомство с особенностями поведения диких животных.

Фотовыставка «Наши любимцы».

6.Тайны вокруг нас.(4 часа) 

Сказки о животных, как проявление наблюдательности человека и его любви к животным. Народные представления о животных – обрегах, как проявление единства человека с природой и его любви к природе. Народные приметы, связанные с животными.

7.Что будет, если….(3 часа) Показать экологические прогнозы от необдуманных поступках людей. 

Животные. Представление о классификации животных, процессы жизнедеятельности. Отличие животных и растений. Редкие животные нашей местности. Роль людей в исчезновении и сохранении растений и животных.

8.Природа и творчество.(4 часа).

Художники и поэты ,творческие люди моего района о природе.

9.Исследую природу.(3 часа).

Как проводить исследования? Планирование исследований. 

Исследование чистоты воды в водоеме.
Исследование жизни в аквариуме.
Исследования в природе
.

Подберут книги о заповедниках и заказниках нашего края. Игра – путешествие «Заповедники и заказники нашего края».

Научатся различать растительность рощи. Экскурсия в « Берёзовую рощу»

Проект «Заповедные зоны родного края».

Выпуск «Жалобной книги природы».

Изготовят условные знаки, экологические памятки.

Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория»

КВН «Эта хрупкая планета».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Юный эколог"

для обучающихся 1 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности...

программа кружка "Юный эколог-краевед"

Программа кружка "Юный эколог-краевед"...

Программа кружка "Юный эколог"

Пояснительная записка,план практических занятий,......

Авторская программа кружка “Юные мастера”

Рабочая программа кружка "Юные мастера"  для учеников 1 и 2 классов. Материал собран из разных источников. Интересные, развивающие занятия для детей младшего школьного возраста....

Рабочая программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1-4 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

Актуальность разработанной программы продиктована  отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополните...

Программа кружка Юный эколог

Жить в согласии с природой - необходимое условие сохранения цивилизации. Природу надо не безумно любить, а сознательно уважать....