Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг" 1-2 класс
методическая разработка (2 класс) на тему
Рабочая программа "В мире книг" под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Внеурочная деятельность факультатива направлена на общеинтеллектуальное развитие ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новотроицкая средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
«Согласовано» | «Утверждаю» |
На заседании педагогического совета | Директор МКОУ «Новотроицкая СОШ» |
Протокол №1 от 31.08.16 | С.В.Жариков______________________ |
Приказ № 103 от 31.08.16 |
Рабочая программа факультатива
«В мире книг»
(общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности)
для учащихся 7 лет-8 лет
срок реализации - 1 год
Программу разработала:
учитель начальных классов
В.С.Кобыляцких
2016 год
Пояснительная записка
За основу программы взят ФГОС начального образования, концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планирование результатов начального общего образования, Закон РФ « Об образовании, Примерные программы по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы под ред. Н. Ф.Виноградовой.
Образовательная внеурочная деятельность факультатива «В мире книг» организована по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности»
Цель курса: расширить читательское пространство учащихся, реализовать дифференцированное обучение и развивать индивидуальные возможности каждого ребёнка, воспитывать ученика – читателя.
Задачи:
-создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно – образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений;
Новизна и актуальность заключается в том, что содержание соответствует требованиям предъявляемым ФГОС, ориентированы на становление личностных характеристик школьников, умеющих учиться, осознающих важность образования для жизни и деятельности, способных применять полученные знания на практике.
Программа помогает решить задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно – этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
. Основные виды деятельности учащихся:
- познавательная деятельность
- практическая работа;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Место факультатива в учебном плане.
Программа рассчитана на 32 часа в год в 1 классе и по 33 занятия в 2-4 классах, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на учащихся 7 -8лет с учётом пожеланий детей и родителей.
.
Способы оценки достижения планируемых результатов:
- участие в конкурсах, викторинах, выполнение творческих работ.
Методическое обеспечение.
-кабинет для занятий;
-домашняя библиотека;
-школьная библиотека;
- сельская библиотека;
-детские периодические и электронные издания;
-словари, справочники, энциклопедии.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– создания возможности для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран;
– формирование основ самостоятельной читательской деятельности;
– формирование умения рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических);
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях, обогащая читательский опыт и эрудицию.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие воображения, памяти, внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
_формирование потребности в систематическом чтении,
_ использование разных видов чтения( сознательного, изучающего, выборочного, поискового);
-развитие самостоятельности суждений, независимости, нестандартности мышления.
Метопредметные результаты
-уметь работать с книгой ,пользуясь алгоритмом учебных действий;
-уметь самостоятельно работать с новым произведением;
-прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книг;
-отбирать книги по теме ,жанру и авторской принадлежности,
-ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом;
-составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
-пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою этическую позицию;
-высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
-оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою точку зрения;
-участвовать в конкурсе чтецов и рассказчиков;
-соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Универсальные учебные действия:
-находить книгу в открытом библиотечном фонде;
-выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
-сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
- сравнивать книгу – сборник с книгой – произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
-пользоваться аппаратом книги;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Содержание программы
№ п/ п | Тема | Содержание |
1 | Здравствуй, книга | Знакомство с учебной книгой, элементами структуры учебной книги (обложкой, титульным листом, оглавлением), аппаратом ориентировки, правилами пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?» Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художники – оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги. |
2 | Здравствуй, книга Книгочей- любитель чтения. | Знакомство с книгой – произведением: обложкой, информацией о книге. Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах). Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке. |
3-4 | Книги о Родине и родной природе | Знакомство с книгами о Родине, о родной природе детских писателей (книга – произведение и книга – сборник).Структура книги, справочный аппарат книги. Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание,, чтение или слушание). Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я библиотекарь». |
5 | Писатели детям Книги о твоих ровесниках | Знакомство с книгами детских писателей – классиков (А Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев). Библиотечный урок «Дети – герои детских книг». Выставка книг. Книги – сборники В.Осеевой, Е.Пермяка, В.Драгунского, Н.Носова и др. писателей. Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В.Железникова «Таня и Юсник» или В.Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс – кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях – ровесниках (устные отзывы). Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай – кА», «Зёрнышко» (электронная версия) Библиотечные плакаты «Герои – ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев – сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях». |
6-7 | Писатели детям Книги о твоих ровесниках | Знакомство с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.) Инсценирование картин – эпизодов из выбранной книги. |
8 | Народная мудрость. Книги - сборники | Знакомство с книгами – сборниками малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Книги- сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах) |
9 | Народная мудрость. Книги – сборники. | Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку» |
10-12 | По страницам книг В.Сутеева | Знакомство с книгами В.Сутеева (книги – сборники, книги – произведения). Структура книги – сборника. В.Сутеев – автор и художник – оформитель. Игра «По страницам сказок В.Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги – сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах. |
13-15 | Сказки народов мира | Знакомство с книгами – сборниками «Русские народные сказки» Книги – произведения. Сказки России и народов мира. Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование. Домики – сказки (коллективная проектная деятельность). |
16-18 | Книги русских писателей – сказочников | Сборник сказочных историй А.Н.Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н.Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах) Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей – сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность). |
19-21 | Детские писатели Книги о детях и для детей | Знакомство с книгами С.Я.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К.Чуковский детям: книги – произведения, книги – сборники. Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина Книги – сборники произведений современных детских писателей. Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журнала. Книги – сборники о детях и для детей. (В.Осеева, Н.Носов, С.Михалков и др.) Книги о животных (В.Бианки, Э.Шим, Г.Скребицкий, Н. Сладков и др.) Книги – сборники стихотворений для детей (Я.Аким, С. Маршак, С.Михалков, А.Барто). |
22-24 | Сказки зарубежных писателей | Знакомство с книгами Ш.Перро. Книга – произведение. Книга Ш.Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга – сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование отдельных картин – эпизодов из выбранной книги. |
25-26 | Книги – сборники стихотворений для детей | Стихотворения о детях и для детей. Книги – сборники А.Л.Барто, В.Берестова, С.Михалкова. Поиск нужного произведения в книге- сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?» Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови». |
27-29 | Дети – герои книг. Книги о тех, кто подарил нам жизнь | Дети – герои сказок. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н.Толстого «Приключение Буратино», Ш.Перро «Красная шапочка». Парад героев сказок. Дети – герои рассказов ( В.Осеева «Мушка», Е.Пермяка «Первая рыбка», В.Осеева «Совесть», Н.Носова «Мишкина каша», В.Драгунского «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев». Дети – герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй», Я.Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов. Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть. Мини – проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». |
30-33 | Книги о животных По страницам любимых книг | Знакомство с книгами – сборниками о животных. Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая. Книга В.Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга – сборник И.Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах). Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг». Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги – сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя». |
Учебно-тематический план (1класс)
№ п/ п | Тема | Всего часов | Из них | ||
Теория | Практика | Примечание | |||
1 | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | 1 | 1 | ||
2 | Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга- произведение) | 1 | 1 | ||
3 | Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | 1 | 1 | 1 | |
4 | Книги о Родине и о природе. | 1 | 1 | ||
5 | Элементы книги. Книга – произведение и книга – сборник. | 1 | 1 | ||
6 | Книги – сборники писателей – классиков о детях | 1 | 1 | ||
7 | Книги современных писателей о детях | 1 | 1 | ||
8 | Потешки, шутки и считалки. Книги – сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки» | 1 | 1 | ||
9 | Загадки о животных. Игра «Загадай загадку» | 1 | 1 | ||
10 | Творческая работа «Сочини загадку», «Посчитай», «Отгадай загадку». | 1 | 1 | ||
11 | По страницам книг В.Сутеева (книги – сборники, книги – произведения). | 1 | 1 | ||
12 | В.Сутеев – автор и оформитель книг для детей. | 1 | 1 | ||
13 | Литературная игра «По страницам сказок В.Сутеева» | 1 | 1 | ||
14 | Народные сказки. Инсценирование знакомых сказок. | 1 | 1 | 1 | |
15 | Книга – сказка. Большеформатные книги с одним произведением | 1 | 1 | ||
16 | Библиотечный урок. Книги – сказки о лисе. | 1 | 1 | ||
17 | Книга сказок (сборник сказочных историй). А.Н.Толстой «Приключения Буратино». | 1 | 1 | ||
18 | По страницам книги А.Н.Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев – кукол. Инсценирование отдельных историй. | 1 | 1 | 1 | |
19 | Книги С.Я.Маршака. Выставка книг. | 1 | 1 | 1 | |
20 | Книги – сборники произведений К.Чуковского. | 1 | 1 | ||
21 | Е.Чарушин – писатель и иллюстратор своих книг. | 1 | 1 | ||
22 | Книга Ш.Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. | 1 | 1 | ||
23 | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса» | 1 | 1 | ||
24 | В гостях у сказки. | 1 | 1 | ||
25 | Стихотворения для детей. Книги – сборники. | 1 | 1 | ||
26 | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | 1 | 1 | ||
27 | Дети – герои книг детских писателей. | 1 | 1 | ||
28 | Литературная игра «Вопросы и ответы» | 1 | 1 | ||
29 | Книги В.Бианки, Г.Скребицкого. | 1 | 1 | ||
30 | Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | 1 | ||
31 | По страницам любимых книг. Выставка книг. | 1 | 1 | 1 | |
32 | Выставка книг. | 1 | 1 | ||
33 | По страницам любимых книг | 1 | 1 | ||
Итого: | 33 | 24 | 13 |
Учебно-тематический план (2 класс)
№ п/ п | Тема | Всего часов | Из них | ||
Теория | Практика | Примечание | |||
1 | Роль книги в жизни человека | 1 | 1 | ||
2 | История создания книги. Первая печатная книга на Руси. | 1 | 1 | ||
3 | Структура книги (элементы книги) | 1 | 1 | ||
4 | Экскурсия в библиотеку (районную) | 1 | 1 | ||
5 | Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка. | 1 | 1 | 1 | |
6 | Выставка книг о детях. Структура книги. | 1 | 1 | ||
7 | Книги В.Осеевой. Книга – сборник. | 1 | 1 | ||
8 | Книги Е.Пермяка. Титульный лист. | 1 | 1 | ||
9 | Книги Н.Носова. Типы книг. | 1 | 1 | ||
10 | Книги В.Драгунского. Аппарат книги. | 1 | 1 | 1 | |
11 | Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат) | 1 | 1 | ||
12 | Книги – сборники. Малые жанры фольклора. | 1 | 1 | ||
13 | Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении | 1 | 1 | 1 | |
14 | Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку» | 1 | 1 | 1 | |
15 | Скороговорки и чистоговорки. | 1 | 1 | 1 | |
16 | Книги с литературными (авторскими) сказками. | 1 | 1 | ||
17 | Писатели – сказочники. | 1 | 1 | ||
18 | Герои – сказок. Викторина. | 1 | 1 | ||
19 | По страницам сказок Х.К.Андерсена. | 1 | 1 | ||
20 | Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок» | 1 | 1 | ||
21 | Книги о детях. Выставка книг. | 1 | 1 | ||
22 | Герои книг В.Осеевой. | 1 | 1 | ||
23 | Книги Н.Носова. Приключение – сказка о Незнайке и его друзьях. | 1 | 1 | ||
24 | Книги С.Михалкова: стихотворения, басни, рассказы. | 1 | 1 | ||
25 | Книги о братьях наших меньших. Художники – оформители. | 1 | 1 | ||
26 | Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка. | 1 | 1 | ||
27 | Книги – сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики, обработчики народных сказок | 1 | 1 | ||
28 | Народные сказки на страницах детских журналов. | 1 | 1 | 1 | |
29 | Книги о семье. | 1 | 1 | ||
30 | Книги о защитниках Отечества. Книга А.Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише – Кибальчише и его твёрдом слове». | 1 | 1 | ||
31 | Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. | 1 | 1 | 1 | |
32-34 | Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочтей» или «Дневника читателя» | 3 | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 24 | 12 |
Список литературы для педагога:
1 А.Г.Гайшут, Л.И. Брудман. Развивающие игры. Логика. Язык. – Киев,1990.
2. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников: пособие для учителя.- М. Просвещение, 2010.
3. В.И.Казаренков. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: учебное пособие.- М.:Логос,2003.Г.Козлова. Сказки и подсказки, М.: МИРОС, 1994.
4.Г.Козлова. Сказки и подсказки, М.: МИРОС, 1994.
5.Л.В.Кузнецова. Гармоничное развитие личности младшего школьника, -М.: 1989
6. Е.В.Михайлова. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности. – М.Экон – Информ, 2009
7. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении: учеб. – метод. пособие под общей ред. А.С.Прутченкова – М.: Изд.дом «Новый учебник», 2003
Список литературы для детей:
для дополнительной информации, закрепления изученного материала:
1. Л.М.Лихтарников. Отгадай загадку. – СПб.6 Лань МИК, 1996.
2. Л.М. Рыбейников. Кроссворды «Литературные герои» для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.
3. А.А.Свечников, П. И.Сорокин. В мире сказок - М.,1997.
4. В. П.Труднев. Пособие для учащихся начальной школы. 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2006
Интернет ресурсы:
1.http//www.vneuroka.ru/mathematics.php-образовательные проекты портала «Вне урока».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/02/picture-607693-1446480450.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «В мире книг. Живые страницы»
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг. Живые страницы» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного о...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/29/picture-649056-1564400266.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса" В мире книг"
Авторская программа Л.а. Ефросининой...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/03/picture-431089-1396515734.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе «В мире русского языка» для детей мигрантов
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире русского языка» для детей мигрантов начальной школы .Программа занятий предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/01/picture-1368289-1638308779.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса"В мире книг"
Рабочая программа кружка «В мире книг» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/01/picture-1368289-1638308779.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса"В мире книг"
Рабочая программа курса «В мире книг» разработана в соответствии с: Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственно...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-1047245-1541922939.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу "Проектная деятельность"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу "Проектная деятельность"...